Мартьянов, А.В. Возможности применения неоклассической теории государственного долга в современных условиях / А.В. Мартьянов // Финансы и кредит. – 2009. – № 31 (367). – С. 48-54. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мартьянов, А.В. Возможности применения неоклассической теории государственного долга в современных условиях / А.В. Мартьянов // Финансы и кредит. – 2009. – № 31 (367). – С. 48-54.



5. Никонова, Е.Н. Состав бюджетных поступлений: вопросы терминологии / Е.Н. Никонова // Финансы и кредит. – 2009. – № 31(367). – С.43-47.

6. Юдаева, О.В. Бюджетные кредиты стали долгосрочными / О.В. Юдаева // Финансы. – 2009. – №7. – С. 22-26.

 

Вопросы для самоконтроля и задания для самостоятельной работы:

1. Определите понятие государственного и муниципального кредита. В чем состоит его сходство и различия с категориями «финансы» и «кредит»?

2. Какие формы государственного кредита знаете? Какие из них не могут применяться в рыночных условиях?

3. С какой целью государство заимствует средства и предоставляет кредиты?

4. Каким образом политика в области государственного кредита повлияла на финансовый кризис 1998 года? Какую роль при этом сыграли долговые ценные бумаги Правительства РФ?

5. Дайте классификацию государственных ценных бумаг.

6. Как осуществляется управление государственным кредитом?

7. Как осуществляется бюджетное кредитование?

8. Могут ли субъекты РФ заимствовать средства и в каких формах?

9. Как субъекты РФ участвуют в кредитных отношениях?

10. Как регулируется заемная деятельность субъектов РФ?

11. Максимальный размер дефицита бюджета субъекта РФ составляет:

а) не более 3 % объема доходов бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета;

б) не более 5 % объема доходов бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета;

в) не более 10 % объема доходов бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

12. Закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год:

а) устанавливает верхний предел общей суммы государственных гарантий РФ;

б) устанавливает нижний предел общей суммы государственных гарантий РФ;

в) не устанавливает предел общей суммы государственных гарантий РФ.

13. Максимальные сроки погашения долговых обязательств Российской Федерации – это:

а) 20 лет;

б) 30 лет;

в) сроки законом не ограничены.

14. Государственный долг – это:

а) обязательство, возникающее из государственных займов, принятых на себя РФ, государственных гарантий РФ и принятых на себя обязательств третьих лиц;

б) передача в собственность РФ денежных средств, которые РФ обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента;

в) превышение расходов бюджета над его доходами.

15. Российская Федерация:

а) не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ, муниципальных образований, если эти обязательства не были гарантированы РФ;

б) несет ответственность по любым долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований всем имуществом, находящимся в федеральной собственности;

в) несет ответственность только по долговым обязательствам субъектов РФ.

16. Каким образом могут быть получены денежные средства для погашения государственного займа?

а) введением новых налогов;

б) дополнительной денежной эмиссией;

в) выпуском нового займа;

г) любым из названных способов по выбору государства.

17. Орган власти, который осуществляет управление федеральным государственным внутренним долгом, – это:

а) Министерство финансов;

б) Государственная Дума;

в) Правительство Российской Федерации.

18. Орган власти, который осуществляет обслуживание государственного внутреннего долга РФ – это:

а) Сберегательный Банк;

б) Центральный Банк РФ;

в) Министерство финансов.

19. Внутренний долг Российской Федерации – это:

а) обязательство, кредитором по которому выступают только резиденты Российской Федерации;

б) обязательство, кредитором по которому выступают только нерезиденты Российской Федерации;

в) обязательство, выраженное в валюте Российской Федерации.

г) обязательство, выраженное в иностранной валюте.

20. Реструктуризация долга – это способ управления государственного долга позволяющий:

а) списать, долга в полном объеме;

б) погасить долговые обяза­тельства с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах пога­шаемых долговых обязательств с установлением иных условий их обслуживания и погашения;

в) изменить условия погашения долга в одностороннем порядке.

21. На основе изучения литературных источников охарактеризуйте структуру государственного долга России. Какие группы кредиторов вам известны?

22. Охарактеризуйте социально-экономические последствия использования государственных и муниципальных гарантий. Какую роль играют государственные гарантии в формировании государственного долга Российской Федерации?

23. Охарактеризуйте специфику долговых отношений России с международными финансовыми организациями.

24. С чем связано введение практики замещения внешнего долга внутренним?

25. Охарактеризуйте последствия досрочного погашения государственного внешнего долга.

Тема 6. Государственные внебюджетные фонды (2 часа)

1. Сущность, классификация внебюджетных фондов, их роль в экономическом и социальном развитии общества.

2. Источники и действующий порядок формирования Пенсионного фонда.

3. Пенсионная реформа: причины проведения и основные результаты.

4. Источники образования и основные направления использования средств Фонда социального страхования.

5. Источники формирования фондов обязательного медицинского страхования и основные направления использования средств Фонда обязательного медицинского страхования.

6. Целевые бюджетные фонды, их правовой статус и назначение. Характеристика отраслевых фондов.

Список литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 31 июля 1998 №145-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №31. – Ст. 3823.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая / Федеральный закон от 5 августа 2000 г. (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. – 2000. – №32. – Ст.3340.

3. Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2002 г. №111-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. – №30. – Ст.3028.

4. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. – №51. – Ст.4832.

 

Основная литература:

1. Литовченко, В.П. Финансы / В.П. Литовченко – М.: «Дашков и К°», 2007. – С.354-394.

2. Поляк, Г.Б. Финансы / Г.Б. Поляк – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С.375-394.

3. Шуляк, П.Н. Финансы / П.Н. Шуляк, Н.П. Белотелова – М.: «Дашков и К°», 2007. – С.199-244.

 

Дополнительная литература:

1. Романовский, М.В. Бюджетная система Российской Федерации / М.В. Романовский. О.В. Врублевская – М.: Инфра-М, 2004. – 679 с.

2. Вахрин, Л.И. Бюджетная система Российской Федерации / Л.И. Вахрин – М.: Дашков и К°, 2004. – С.258-290

3. Капкаева, Н.З. Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды / Н.З. Капкаева, Н.С. Журкина – Казань: Изд-во КГФЭИ, 2006. – С.50-68.

 

Периодические издания:

1. Барышев, А. Страхование в социально-экономической системе России / А.Барышев // Страховое дело. – 2008. - №4. – С. 22-27;

2. Бугаева, С. Вопросы организации структуры для защиты прав страхователей на современном российском страховом ранке / С. Бугаева // Страховое дело. – 2008. - №3. – С. 42-50;

3. Борисенко, Н.Ю. Построение национальной системы пенсионного обеспечения: теория и практика / Н.Ю. Борисенко // Финансы и кредит – 2007. – №17 (257). – С. 54-65.

4. Борисенко, Н.Ю. Пути повышения эффективности инвестирования средств обязательных пенсионных накоплений / Н.Ю. Борисенко // Финансы и кредит – 2007. – №15 (255). – С. 41-49.

5. Биткина, И.К. О путях повышения страховых принципов пенсионной системы / И.К. Биткина // Финансы. – 2009. – №2. – С. 22-28.

6. Долотов, В.А. О признаках финансовой устойчивости пенсионной системы / В.А. Долотов // Финансы. – 2009. – №5. – С. 10-14.

7. Заболоцкая, В.В., Шульга, Л.В. Зарубежный опыт реформирования пенсионной системы промышленно развитых стран и возможность его применения в России / В.В. Заболоцкая, Л.В. Шульга // Финансы и кредит. – 2008. – №8. – С.73-79.

8. Лельчук, А.Л. Пенсионная система России: реформа продолжается / А.Л. Лельчук // Финансы. – 2009. – №2. – С. 4-9.

9. Романова, М.В. Тенденции развития российского страхования и кризисная ситуация / М.В. Романова // Финансы. – 2009. – №2. – С.10-17.

Вопросы для самоконтроля и задания для самостоятельной работы:

1. Охарактеризуйте необходимость создания внебюджетных фондов. С чем была связана ликвидация и централизация большинства внебюджетных фондов последние годы?

2. Как распределены функции между федеральным и территориальным фондами ОМС?

3. Опишите составные части трудовой пенсии и их отличия друг от друга.

4. Какова роль Фонда обязательного медицинского страхования в финансировании здравоохранения?

5. Перечислите источники формирования федерального и территориальных фондов ОМС.

6. Поясните в чем сущность распределительной и накопительной системы пенсионного обеспечения, и какая система функционирует на сегодняшний день?

7. Чему равна ставка ЕСН и как она распределяется?

8. Дайте характеристику территориальным внебюджетным фондам.

9. Изучите закон о бюджете Республики Татарстан и выявите, какие целевые бюджетные фонды формируются в Республике. В чем состоит их предназначение и для каких целей они формируются?

10. На основе изучения литературных источников охарактеризуйте суть пенсионной реформы, проводимой в нашей стране.

11. К фондам, формируемым за счет штрафных санкций относятся:

а) фонд пожарной безопасности, фонд ГИБДД;

б) экологический фонд, фонд санитарно-эпидемиологического надзора;

в) фонд вневедомственной охраны, фонд санитарно-эпидемиологического надзора, фонд ГИБДД.

12. Какие выплаты производятся из Пенсионного фонда РФ:

а) трудовая пенсия по старости, по инвалидности;

б) социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

в) трудовая пенсия по старости, пенсия по случаю потери кормильца;

г) все вышеперечисленные.

13. Страховщиками в обязательном пенсионном страховании могут быть:

а) негосударственные пенсионные фонды;

б) физические и юридические лица;

в) органы государственной власти.

г) пенсионный фонд РФ;

14. Обязательное пенсионное страхование в РФ было введено:

а) в 2001 году;

б) 2002 году;

в) 2003 году.

15. Доля отчислений, которая перечисляется в федеральный ОМС, составляет:

а) 2,9 %;

б) 1,1;

в) 4%;

16. Одинаковые элементы налогообложения, которые объединяют выплаты в Пенсионный фонд и выплаты по ЕСН, – это:

а) налогоплательщики, налоговый период;

б) объекты налогообложения и налоговая база;

в) налоговые льготы и сроки уплаты налога;

г) порядок исчисления взносов;

д) все вышеперечисленные.

17. Регрессивная шкала ставок по ЕСН предполагает, что:

а) ставка налога понижается с ростом налоговой базы;

б) ставка налога повышается с ростом налоговой базы;

в) часть выплат не облагается налогом;

г) ставка налога уменьшается в два раза.

18. Субъекты, которые производят отчисления в фонды ОМС за неработающих граждан, – это:

а) бывшие работодатели;

б) органы социального страхования;

в) органы государственной власти;

г) органы исполнительной власти.

19. Ставки отчислений на обязательное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний зависят от следующих факторов:

а) от количества несчастных случаев, произошедших на предприятии;

б) от степени профессионального риска отрасли экономики;

в) от степени обеспечения технической безопасности на предприятии.

20. Основные отличительные черты, присущие внебюджетным и целевым бюджетным фондам, – это:

а) цели деятельности;

б) источники формирования средств;

в) направления расходования средств;

г) бюджетная принадлежность.

21. К внебюджетным фондам относятся:

а) Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

б) Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения;

в) Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования и экологический фонд РФ;

г) Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

22. Целевые бюджетные фонды, функционирующие в настоящее время в РТ, – это:

а) Экологический фонд, фонд ГИБДД, резервный фонд президента;

б) Дорожный фонд, фонд ГИБДД и экологический фонд;

в) Территориальный фонд обязательного медицинского страхования по РТ, экологический фонд и дорожный фонд.

23. Базовая часть пенсии – это:

а) государственное пособие по старости, выплачиваемое из федерального бюджета;

б) часть пенсии, зависящая от стажа и размера оплаты труда работника, и выплачиваемая из Пенсионного фонда;

в) часть пенсии, на которую претендуют лишь лица 1967 года рождения и моложе при стаже не менее 5 лет.

24. Основные факторы, которые влияют на размер страховой части пенсии – это:

а) заработная плата;

б) страховой стаж;

в) вид деятельности;

г) организационно-правовая форма организации;

д) возраст работника;

е) финансовые ресурсы организации.

25. К основным принципам системы обязательного медицинского страхования относятся:

а) всеобщность, дифференцированность, государственность.

б) обязательность, всеобщность, индивидуальность;

в) некоммерческий характер, государственность и всеобщность.

26. Основные направления расходования средств Фонда социального страхования:

а) санаторно-курортное лечение работников и членов их семей;

б) выплата государственных пособий;

в) выплата материальной помощи пострадавшим на предприятиях;

г) обеспечение финансовой устойчивости фонда.

27. Факторы, от которых зависят ставки по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, – это:

а) от степени профессионального риска отрасли экономики;

б) от количества несчастных случаев, произошедших на производстве;

в) от степени технической обеспеченности на предприятиях;

г) от размера заработной платы работников.

28. Страховщиком при обязательном медицинском страховании граждан является:

а) территориальные фонды ОМС;

б) страховые медицинские организации;

в) юридические лица, уплачивающие страховые взносы;

г) лечебно-оздоровительные учреждения;

д) органы государственной власти.

29. Плательщиками ЕСН являются:

а) юридические и физические лица;

б) лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью;

в) организации и индивидуальные предприниматели.

30. Плательщиками взносов в экологический фонд РТ являются:

а) все юридические лица, не зависимо от форм собственности;

б) только организации, наносящие вредное воздействие на окружающую природную среду;

в) организации и индивидуальные предприниматели и физические лица, использующие природную среду в своей деятельности;

г) организации и индивидуальные предприниматели, загрязняющие природную среду или ее использующие в своей деятельности.

31. Основные факторы, от которых зависит итоговая сумма взноса в экологический фонд, – это:

а) вид и объект загрязнения;

б) вид деятельности и место расположения организации;

в) наличие на предприятие очистительных сооружений;

г) площадь и удаленность размещения;

д) наличие льгот в организации.

32. Основное направление расходования средств экологического фонда РТ – это:

а) решение проблемы экологической безопасности населения;

б) минимизация опасного воздействия хозяйственной деятельности на природную среду;

в) сохранение памятников природы и природных парков;

г) воспроизводство животного и растительного мира.

33. Дорожный фонд по РТ – это:

а) целевой бюджетный фонд в составе муниципальных образований по РТ;

б) целевой бюджетный фонд в составе регионального бюджета РТ;

в) внебюджетный фонд, функционирующий в целях улучшения качества автомобильных дорог общего пользования.

34. Первоочередное направление расходования средств Дорожного фонда – это:

а) улучшение качества автомобильных дорог общего пользования;

б) благоустройство территорий;

в) ремонт поселковых дорог;

г) строительство новых автомобильных линий.

35. Основной источник, формирующий доходы Дорожного фонда РТ, – это:

а) бюджетные ассигнования;

б) доходы от коммерческой деятельности фонда;

в) транспортный налог;

г) взносы, перечисляемые строительными организациями на счета фонда.

36. Бюджеты внебюджетных фондов утверждаются:

а) Федеральным собранием;

б) Президентом РФ;

в) Министром финансов РФ;

г) Федеральным казначейством.

37. Основное направление расходования средств фонда ГИБДД при МВД РТ - это:

а) проведение мероприятий в школах, детсадах и вузах по изучению правил дорожного движения;

б) издание учебных пособий, плакатов, рекламных роликов, направленных на пропаганду безопасности дорожного движения;

в) на улучшения качества автомобильных дорог общего пользования;

г) реализация и финансирование комплексных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности на дорогах.

38. Централизованные фонды – это:

а) фонды денежных средств, предназначенные для решения крупномасштабных задач;

б) целевые бюджетные фонды, созданные для решения конкретной цели;

в) резервные фонды, необходимые для реализации финансовой политики государства.

39. Бюджетный кодекс РФ по вопросам деятельности внебюджетных фондов регулирует:

а) порядок финансирования деятельности фондов;

б) порядок формирования и распределение средств фондов;

в) процедуру составления, утверждения и рассмотрения бюджетов внебюджетных фондов;

г) процедуру регистрации и прекращения деятельности фондов.

Тема 6. Основы страхования (2 часа)

1. Сущность и функции страхования. Страховой фонда и формы его организации.

2. Личное страхование: виды, формы и условия осуществления.

3. Имущественное страхование: особенности осуществления и объекты страхования.

4. Страхование ответственности и его разновидности.

5. Основы перестрахования.

6. Социально-экономическое содержание страхового рынка, его структура и участники.

Список литературы

Нормативно-правовые акты:

1. О медицинском страховании граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 июня 1991 г. № 1499-I // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1991. – №27. – Ст.920

2. Об организации страхового дела в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 27 ноября 1992 г. №4015-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. – №2. – Ст.56

Основная литература:

1. Поляк, Г.Б. Финансы / Г.Б. Поляк. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С.483-495.

2. Романовский, М.В. Финансы и кредит / М.В. Романовский. Г.Н. Белоглазова – М.: Высшее образование, 2007. – С.482-492.

3. Шуляк, П.Н. Финансы: учебное пособие. / П.Н. Шуляк, Н.П. Белотелова– М.: «Дашков и К°», 2007. – С.431-530.

 

Дополнительная литература:

1. Архипов, А.П. Андеррайтинг в страховании. Теоретический курс и практикум: учеб. пособие / А.П. Архипов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 240 с.

2. Щербаков, В.А., Костяев, Е.В. Страхование. Учебное пособие. / В.А. Щербаков, Е.В. Костяев– 2-е изд. – М.: КноРус, 2008. – 312 с.

 

Периодические издания:

1. Балакирева, В.Ю. Проблемы развития отрасли / В.Ю. Балакирева // Финансы. – 2009. – №8. – С. 11-16.

2. Гребенщиков, Э.С. Финансовый кризис в мире: последствия и уроки для страхового бизнеса, регуляторов и страхователей / Э.С. Гребенщиков // Финансы. – 2009. – №3. – С. 7-13.

3. Дюжиков, Е.Ф. Некоторые вопросы совершенствования регулирования страхования жизни в России / Е.Ф. Дюжиков // Финансы. – 2009. – №6. – С. 11-18.

4. Коломин, Е.В. О повышении теоретической обоснованности перспектив развития страхования / Е.В. Коломин // Финансы. – 2009. – №7

5. Левант, Н.А. Пути достижения надежности страхования жизни / н.А. Левант // Финансы. – 2009. – №8. – С. 17-24.

6. Лельчук, А.А. Страхование жизни: болезни роста / А.А. Лельчук // Финансы. – 2009. – №7. – С. 44-47.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.08 с.)