Функции денег как меры стоимости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции денег как меры стоимости



Эта функция денег заключается в измерении стоимости товаров путем установления цен. Как всеобщий эквивалент деньги определяют стоимость всех товаров. Однако не они делают товары соизмеримыми, а общественно необходимый труд, затраченный на производство товаров, создает условия их уравнивания. Все товары выступают продуктами общественно необходимого труда, поэтому действительные деньги (серебро и золото), обладающие стоимостью, могут стать мерой их стоимости.

Для измерения стоимости товара достаточно мысленно приравнять товар к деньгам, т.е. решить, сколько он может стоить. Следовательно, эту функцию выполняют идеальные деньги. У товаропроизводителя не обязательно должны быть наличные деньги, чтобы измерить стоимость своих товаров.
Количественная оценка товара в деньгах называется ценой. Она определяется существенно необходимыми затратами труда на его Производство и реализацию, В основе цен и их движения - закон стоимости. Цена товара формируется на рынке и при равенстве спроса и предложения на товары зависит от стоимости товара и стоимости денег. При функционировании действительных денег
Цена = Стоимость товара: Стоимость денег

Если между спросом и предложением нет соответствия на рынке, то цена неизбежно отклоняется от его стоимости (вверх и вниз), что служит сигналом товаропроизводителям, каких товаров произведено недостаточно, а каких — в избытке.

При одинаковых ценах на отдельные виды товаров производители с более низкими затратами на изготовление продукции по сравнению с общественно необходимыми имеют на рынке определенные преимущества в конкурентной борьбе. И наоборот, при расходах на производство выше общественно необходимых возникают убытки, которые могут привести даже к прекращению производства таких товаров. Следовательно, проявляется активное воздействие денег на процесс производства.

При золотом обращении цены определялись стоимостью товара, так как стоимость товара-денег была относительно постоянна. При бумажно-денежной и банкнотной системах цены выражаются в денежных знаках, не облачающих стоимостью. Поэтому они не отражают точно ценности товара и создают различия в ценах одного и того же товара, что затрудняет принятие товаропроизводителем правильных рациональных решений.

В этой функции денег заключено глубокое противоречие товарного производства. Постоянное колебание товарных цен вокруг стоимости, происходящее в результате конкуренции на рынке, приводит к разорению массы мелких товаропроизводителей, обогащению крупных собственников, расслоению населения.

Цена товара обеспечивает не только соизмерение продуктов общественного труда, но и части одного и того же денежного товара — серебра или золота. Для сравнения цен разных по стоимости товаров необходимо свести их к одному масштабу, т.е. выразить в одинаковых денежных единицах. Масштабом цен при металлическом обращении называется весовое количество металла, принятое в данной стране за единицу и служащее для измерения цен всех других товаров.

Деньги как масштаб цен устанавливаются государством и выступают как фиксированное весовое количество металла, изменяющееся со стоимостью этого металла. Первоначально весовое содержание денежной единицы совпадало с масштабом цен. что нашло отражение в названиях некоторых денежных единицах. Так, английский фунт стерлингов в прошлом действительно весил фунт серебра. В ходе исторического развития масштаб цен обособился от весового содержания.

При золотом обращении масштаб цен предполагал установление денежной единицы, приравненной к определенному количеству золота.

В 1900 г. доллар США приравнивался к 1,50463 г. в 1934 г. — 0,888671 г, в 1973 г. (февраль) - к 0,736 г золота.

В России золотое содержание рубля установлено в конце XIX в. 0,774234 г, в 1950 г. (март) - 0,222169 г, а в 1961 г. (с изменением масштаба цен) — 0,98741 г.

Страны—участницы Международного валютного фонда в 80-х гг. прошлого века отменили официальную цену золота и золотое содержание денежных единиц. Теперь их официальный масштаб цен складывается стихийно на мировом рынке путем сопоставления стоимости товаров посредством цены. В России также с 1992 г. отсутствует официальное соотношение рубля и золота.

В современных условиях произошел процесс демонетизации золота, т.е. утрата им функций денег, в том числе и функции меры стоимости. Золото вытеснено из внутреннего и внешнего оборота неразменными знаками стоимости — кредитными деньгами.

С установлением господства неразменных кредитных денег масштаб цен претерпел существенные изменения. Государство устанавливает:
а) название денежной единицы, порядок ее выпуска и изъятия, а также ее купюрность;
б) порядок выпуска более мелкой денежной единицы, изготавливаемой, как правило, из дешевых металлов, определяя ее соотношение к основной денежной единице;
в) правило обращения наличных и безналичных денег;
г) валютный курс национальной денежной единицы к иностранным, исходя из спроса своей валюты, и публикует его в официальной печати.

Господсство кредитных денег модифицирует функцию денег как меры стоимости. В условиях развития рыночных отношений деньги обслуживают не просто обмен товаров, а обмен производительного, товарного и финансового капитала, выступая как денежный капитал. Современные деньги становятся денежным капиталом в результате их участия в кругообороте промышленного капитала, в процессе функционирования которого создается добавочная стоимость (прирост капитала).

Денежный капитал, с одной стороны, обеспечивает производство товаров, а с другой — создает условия для реализации товарного капитала, включающего прирост. Товарный капитал, созданный на предприятии, получает общественное призвание не в сфере обмена на рынке путем приравнения товара к деньгам, а непосредственно в самом производстве. Заключенный в товаре общественно необходимый труд определяется через соизмерение товаров друг с другом до момента их реализации. Отсюда следует, что функция меры стоимости кредитных денег находит выражение прежде всего непосредственно в производстве до рынка. Цена товара формируется в процессе производства (а не на рынке) с помощью приравнивания товаров. На рынке цена товаров подвергается некоторой модификации в результате действия закона стоимости.

Таким образом, при современных кредитных деньгах, не разменных на золото, цена товара находит свое выражение не в одном специфическом денежном товаре, а во всех других товарах, напоминая развернутую форму стоимости.

Билет 15.
1. Состав и структура расходов бюджета.

Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ,— это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней должно базироваться на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.
В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие.


Капитальные расходы бюджетов, предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности, включают:
(а) расходы на инвестиции в действующие или вновь создаваемые структуры в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;
(б) средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;
(в) расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;
(г) расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований;
(д) другие расходы бюджета, вошедшие в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития.

Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. В эту категорию входят и другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.
В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов (а) органов исполнительной власти и (б) органов местного самоуправления. Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.
Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году, а порядок их расходования устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.
Федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда Президента Российской Федерации в размере не более одного процента утвержденных расходов федерального бюджета. Средства этого фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ, на основании письменного его распоряжения. Расходование средств фонда на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента РФ не допускается.
С появлением новых видов расходов бюджетов их финансирование может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в соответствующий бюджет. При определении источников их финансирования исключается увеличение дефицитов бюджетов.

Формы расходов бюджетов.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах:

-ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
-средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
-трансфертов населению, включающих в себя ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации и ее субъектов, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
-ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
-ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
-бюджетных кредитов юридическим лицам (включая налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);
-субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
-инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
-бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;
-кредитов иностранным государствам
-средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

 

 

Бюджетный кредит представляет собой форму финансирования бюджетных расходов, предусматривающую предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах. Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Трансферты населению — это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации и ее субъектов, правовыми актами органов местного самоуправления.
Предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также гражданам-предпринимателям допускается из бюджетов всех уровней в случаях, предусмотренных целевыми программами и законами соответствующих уровней, на условиях и в порядке, которые особо определены законом (правовым актом) о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год. В случае нецелевого использования средств они подлежат возврату в соответствующий бюджет.
Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением органа исполнительной власти Российской Федерации, ее субъекта или органа местного самоуправления.
Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ. Оформление доли участия в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством РФ.
Бюджетные инвестиции юридическим лицам включаются в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и указанным юридическим лицом об участии Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования в собственности объекта инвестиции. Отсутствие оформленных в установленном порядке договоров служит основанием для блокировки предусмотренных на соответствующие бюджетные инвестиции расходов.
Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных (складочных) капиталов и имущества передаются в управление соответствующим органам управления государственным или муниципальным имуществом.
Оказание из федерального бюджета финансовой помощи бюджетам субъектов РФ может быть осуществлено в форме предоставления: (а) дотаций на выравнивание уровня минимальном бюджетной обеспеченности субъектов РФ; (б) субвенции и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов; (в) бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ.
В отдельных случаях финансирование расходов из бюджетных средств может осуществляться при исполнении получателем бюджетных средств обязательных условий, предусмотренных законом (решением) о бюджете. Если условия не выполняются, министр финансов РФ, руководитель соответствующего органа исполнительной" власти субъекта РФ или органа местного самоуправления обязаны осуществить блокировку расходов до выполнения указанных условий. Направление расходов различных бюджетных уровней жестко регламентировано.
Так, исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные вилы расходов общенационального уровня: (а) обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год; (б) функционирование федеральной судебной системы; (в) осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы РФ в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год); (г) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности; (д) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; (е) государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; (ж) государственная поддержка атомной энергетики; (з) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; (и) исследование и использование космического пространства; содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ; формирование федеральной собственности; (к) обслуживание и погашение государственного долга РФ; (л) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета; (м) пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва; (н) финансовая поддержка субъектов РФ; (о) прочие расходы.
Исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются функциональные виды расходов, связанные с осуществлением их полномочий: (а) обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ; (б) обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ; (в) обеспечение реализации региональных целевых программ; формирование государственной собственности субъектов РФ; (г) осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ; (д) содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ; (е) оказание финансовой помощи местным бюджетам; обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень; (ж) компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увели-чению бюджетных расходом или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.
Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов: (а) содержание органов местного самоуправления; (б) формирование муниципальной собственности и управление ею; (в) организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; (г) содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; (д) организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства; (е) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; (ж) благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований; (з) организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных); (и) содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов; (к) организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в велении органов местного самоуправления; (л) охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований; (м) реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления; (н) обслуживание и погашение муниципального долга; целевое дотирование населения; содержание муниципальных архивов.
Совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов; (а) государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитена; (б) обеспечение правоохранительной деятельности; (в) научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс; (г) обеспечение социальной защиты населения; (д) обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности; (е) обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба; (ж) развитие рыночной инфраструктуры; (з) обеспечение деятельности средств массовой информации; финансовая помощь другим бюджетам; (и) прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.
Распределение и закрепление расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы производится по согласованию органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и утверждаются соответствующими законами о бюджетах, либо по согласова-нию органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта.

 


2. Функция денег, как средство обращения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.029 с.)