Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 14. Государственный бюджетСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Интересно? Расскажите друзьям
Версия для печати 1. Государственныйбюджет (от англ. budget — сумка, кошелек) — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег. 2. Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Собрания РФ). По окончании финансового года Правительство Российской Федерации должно отчитаться об исполнении бюджета. 3. Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части. · доходная часть – показывает источники денежных средств бюджета; · расходная часть – показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства. 4.Источники доходной части: · налоги; · государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.); · эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег; · займы у международных организаций. 5. Структура расходной части бюджета в развитых странах: · социальные нужды (не менее 50% всех расходов); · поддержание обороноспособности страны (примерно 20%); · обслуживание государственного долга; · предоставление дотаций предприятиям; · развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.). Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики. 6. Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета. Здесь возможны три различных варианта: · Сбалансированный бюджет – расходы бюджета равны доходам. Это самое оптимальное состояние бюджета. · Дефицитный бюджет – расходы бюджета выше доходов. Дефицит – разность расходов и доходов бюджета. · Профицитный бюджет – доходы бюджета выше расходов. Профицит – разность доходов и расходов бюджета. 7. Источники покрытия бюджетного дефицита Ö Государственные займы (политика дефицитного бюджетного финансирования) · Внутренние займы – займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (государственные облигации). · Внешние займы – у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций. Дефицитное бюджетное финансирование служит важным средством против спадов частных инвестиций и потребления, а значит и против сокращения занятости. - Денежная эмиссия (выпуск денег) Центральным банком в обмен на государственные обязательства. В результате напечатания дополнительных денег возникает угроза инфляции (роста необеспеченной денежной массы, выливающегося в рост цен), так как создается добавочный спрос на товары и услуги. Если инфляция принимает угрожающие размеры, то необходимо срочно сократить бюджетные расходы. 8. Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета · долгосрочные тенденции налоговых поступлений и государственных расходов; · фаза экономического цикла в стране; · текущая политика государства. 9. Государственный долг — это сумма задолженности государства по выпущенным и непогашенным займам, включая начисленные по ним проценты. 10. Обслуживание долга — это выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга. 11. Государственный долг - Внутренний государственный долг – долговые обязательства федерального правительства перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте. Внутренние долговые обязательства: · Рыночные – долговые обязательства, выпущенные государством на внутреннем рынке в виде ценных бумаг — облигаций · Нерыночные – возникают в результате исполнения бюджета (долг бюджетных организаций к концу переоформляется в государственный внутренний долг) - Внешний государственный долг – задолженность государства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам международным и государственным банкам, организациям, правительствам, частным иностранным банкам и др., выраженные в иностранной валюте 12. Внутренний государственный долг – результат дефицита бюджета и выпуска облигаций государственного займа для его покрытия. Государство – должник владельцев облигаций. Причины возникновения внутреннего государственного долга · Получение государством кредитов от коммерческих банков, юридических лиц, выраженных в национальной валюте. · Осуществление государством внутренних займов (размещение ценных бумаг от лица государства). · Предоставление бюджетных ссуд одним уровнем бюджетной системы другому. 13. Внешний государственный долг – более серьезная проблема. С появлением внешнего долга возникают не только кредитные обязательства, но и обязательства другого рода — за оказание финансовой помощи кредиторы требуют выполнения ряда условий. Внешний государственный долг подразумевает жесткие сроки погашения кредита, несоблюдение которых ведет к новым санкциям. Важны не абсолютные показатели внешнего долга, а его отношение к другим экономическим показателям государства: · величина долга на душу населения; · отношение долга к ВВП (оно не должно быть больше 80%); · отношение величины госдолга к объему экспорта (он не должен превышать сумму экспорта более чем в 2 раза); · расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 15—20%); · отношение внешнего долга к размеру золотовалютных резервов. 14. Реструктуризация долга — пересмотр условий обслуживания долга (процентов, сумм, сроков начала возврата). Реструктуризация производится в случае невозможности выплаты страной долга на первоначальных условиях. 15. Меры по управлению государственным долгом: · Недопущение долговой ловушки, при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства. · Поиск средств для выплаты долга. · Нейтрализация негативных последствий государственного долга. · Эффективное использование средств заимствования, т. е. направление их в проекты, которые в отведенный срок позволят обеспечить доходы, превышающие размер долга и проценты по нему. Билет 10. Управление финансами Система управления финансами – это комплекс мер, инструментов, финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию социально-экономических процессов в обществе. Государственное управление финансами – одна из главных и постоянно осуществляемых функций любого государства. Современная российская система управления финансами характеризуется тем, что в стране происходят процессы перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. Директивно-административные методы управления заменяются методами регулируемого финансового рынка. Генеральная цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости государства. В свою очередь, конкретные цели – сбалансированность бюджета, оптимизация государственного долга, устойчивость национальной валюты, гармонизация экономических интересов государства и его граждан. Система управления финансами, являясь сложным образованием, состоит из таких относительно самостоятельных, но тесно взаимодействующих блоков, как финансовое планирование, прогнозирование, программирование, финансовое регулирование, финансовый контроль, комплекс правового обеспечения финансовой деятельности, система методов мобилизации финансовых ресурсов. В управлении государственными финансами принимают участие высшие органы власти страны, и организовано оно следующим образом. Президент РФ регламентирует деятельность финансовой системы, устанавливая основные параметры бюджета в ежегодном бюджетном послании, подписывает Федеральный закон о федеральном бюджете на предстоящий год и т.д. Федеральное Собрание вводит налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает законы, регламентирующие финансовую деятельность государства. Правительство РФ является единым центром управления финансами. Органом, на практике осуществляющим реализацию финансовой политики, является Минфин РФ. Министерство обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и валютной политики, координирует финансовую деятельность федеральных органов исполнительной власти. В границах обозначенной компетенции Минфин РФ: 1. осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства; 2. организует разработку федерального бюджетного плана; 3. принимает участие (совместно с Минэкономики РФ) в разработке баланса финансовых ресурсов страны; 4. обеспечивает исполнение федерального бюджета, проведение мероприятий, направленных на расходование бюджетных средств по целевому назначению. Для выполнения этих своих функций Минфин РФ вправе:
Федеральная налоговая служба и МВД осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, сборов и других платежей. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом управляет государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендная плата, доходы от продажи государственного имущества). Федеральная служба по финансовым рынкам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд. Центральный банк РФ – важный орган реализации денежнокредитной и финансовой политики. ЦБ РФ наряду с Федеральным казначейством осуществляет кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность кредитных организаций. Счетная палата РФ осуществляет парламентский контроль за федеральными денежными средствами. Она независима от Правительства РФ и подотчетна лишь Федеральному Собранию. В субъектах РФ, их административно-территориальных и муниципальных образованиях финансовую политику проводят соответствующие финансовые учреждения.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.17 (0.007 с.) |