Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные противоречия между экономикой и национальными деньгами

Поиск

 

Всемирная экономика не может обходиться без соответствующего денежного обслуживания. И роль такого обслуживания приняли на себя национальные деньги некоторых государств, прежде всего США. Доллар стал, де-факто, мировым денежным средством. Но на это место активно претендуют и другие валюты, например, евро, иена.

Но использование национальных валют в качестве мировых отнюдь не решает все проблемы, а создает новые противоречия. Национальные валюты нестабильны, их курсы подвержены изменениям, в результате чего мировая экономическая деятельность также становится нестабильной, превращается зачастую в игру в рулетку, что не может не влиять на нее резко отрицательно.

Наличие нескольких валют, претендующих на роль международных денег, грозит миру в будущем финансово-денежными войнами, Практически, они уже начались, уже идет необъявленная, скрытная, но от того не менее жестокая и разрушительная для многих экономик война между долларом и евро. А несколько лет назад незаметно для широких кругов общественности проходила финансово-денежная война между долларом и иеной, закончившаяся, фактически, полной победой доллара, что сказалось на японской экономике достаточно плачевным образом.

Ясно, что такие войны не могут не сказываться на мировой экономике отрицательным образом. Однако самое главное в этом использовании национальных валют в качестве мировых является факт международно-правовой нелигитимности самого этого явления1.

Не существует ни одного международного соглашения, которые бы легитимизировали этот процесс. Нелегитимность использования национальных валют в качестве мировых создает и другие опасности. Ведь страна, выпускающая свою валюту в качестве мировой, не дает никаких международно-обязывающих гарантий в том, что она будет поддерживать ее ценность и покупательную способность. Где гарантия от дефолта Америки? Нет таких гарантий, и она их никому не дает. И если в настоящее время это выглядит малореальным, то в нашем так быстро изменяющемся мире ситуация может измениться очень быстро. И тогда все средства мирового сообщества, номинированные в долларах, обесценятся, что может привести к крупнейшему всемирному кризису со времен конца двадцатых — начала тридцатых годов.

И особенно опасна ситуация в области долларовой массы наличного обращения. Известно, что определенная часть этой массы имеет не американское происхождение, а есть результат высококачественной подделки, зачастую осуществленное на самом высшем техническом уровне (тем более, что орудия и средства фальшивомонетничества свободно распространяются на мировом рынке) и нередко под государственным покровительством недружественных к США стран.

Вполне законные действия на внутреннем уровне тех или иных государств могут иметь вполне катастрофические последствия для национальных валют, используемых в качестве мировых. И это связано опять-таки с международно-правовой нелегитимностью их использования.

Отметим, что доллары и иные нерезидентные валюты в счетном (безналичном) виде имеют защиту средствами чисто банковского администрирования и не нуждаются в государственной защите. Нуждаются в ней только наличные доллары. И в защите нерезидентных бумажных денег на полном законном основании любое государство имеет право отказать. Тем более, что такая защита отнюдь не столь уж дешевое дело (разнообразные детекторы, специалисты, информация, расследовательские и судебные издержки, затраты на содержание преступников и т.д.) и требует от государств затраты значительных собственных средств.

 

 

Билет 19.
1. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Медицинское страхование

 

Демографическая ситуация и изменения приоритетов государственной политики в сфере расходных статей бюджетов во многих странах приводят к возрастанию давления на государственные источники финансирования здравоохранения, а также повышается роль частных источников финансирования. Таким образом, даже в тех странах, где государство в финансировании здравоохранения традиционно занимало лидирующую позицию, возрастает роль медицинского страхования. По всему миру, где медицинское страхование выступает как стремительно развивающаяся отрасль, появляется все больше новых страховых продуктов, которые сконструированы для удовлетворения спроса на рынке страховых услуг и нацелены на индивидуальных покупателей. В целом же параметры продуктов определяются национальным законодательством и долей государственного вмешательства в отрасль.

Доступность медицинских услуг — это ключевая проблема в любом обществе. Степень доступности медицинских услуг в первую очередь определяется долей услуг, гарантированных государством (государственными гарантиями). В некоторых странах, таких, как США, фактически вся медицина финансируется за счет добровольного медицинского страхования (ДМС), в то время, как в Европе наиболее весомым источником средств является обязательное медицинское страхование (ОМС) и государственное финансирование.

Таким образом, медицинское страхование сильно различается в зависимости от рынка к рынку и зависит от исторических традиций и государственных гарантий в этой области и потребностей, на которые нацелен рынок. Например, медицинское страхование в Великобритании и в США находится на диаметрально противоположных концах спектра системы здравоохранения. В США ДМС — это насущная необходимость, хотя для некоторых групп населения (пожилые, малоимущие) задействованы государственные программы, в основной же массе полис ДМС приобретается работодателями для своих работников. В Великобритании же здравоохранению отводится приоритетное значение, и оно в основном финансируется Национальной службой здравоохранения; полисы ДМС сконструированы таким образом, чтобы обеспечить хирургическое лечение вне очереди или обеспечить повышенным комфортом и качеством медицинских услуг. Такие полисы в большинстве своем также приобретаются работодателями. В некоторых странах рынки вторичного медицинского страхования развиваются с целью предоставления каких-либо дополнительных выплат или покрытия расходов, не охваченных первичным страхованием.

Медицинское страхование в РФ — форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования состоит в том, чтобы гарантировать гражданам РФ при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Медицинское страхование может осуществляться как в обязательной, так и добровольной форме.

Сущность медицинского страхования составляет механизм передачи риска, связанного с временной или постоянной потерей здоровья и расходов, в той или иной мере связанных с восстановлением утраченного здоровья.

Объектом медицинского страхования является страховой риск, обусловленный расходами, понесенными застрахованным в связи с его обращением в медицинское учреждение за оказанием медицинской помощи.

Система медицинского страхования регулирует процесс поступления финансовых ресурсов в страховой фонд и их расходование на лечебно-профилактическую помощь. Необходимая величина страхового фонда рассчитывается на основе вероятности наступления страхового случая. Размер разового страхового взноса зависит от состояния здоровья застрахованного, его возраста и иных факторов, определяющих вероятность наступления заболевания в тот или иной период жизни.

Следует различать понятия "страховая медицина" и "медицинское страхование". Страховая медицина представляет собой один из способов финансирования здравоохранения. Подразумевается, что в качестве источника финансирования выступают страховые взносы по медицинскому страхованию. В свою очередь медицинское страхование — это более узкое понятие, которое представляет собой вид страховой деятельности.

Основные принципы страховой медицины, закрепленные законодательно:

§ всеобщий характер участия граждан Российской Федерации в программах обязательного медицинского страхования;

§ гарантированные объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи населению в рамках программы обязательного медицинского страхования;

§ бесплатность предоставления медицинских услуг населению в рамках обязательного медицинского страхования;

§ сочетание добровольного и обязательного медицинского страхования;

§ добровольное медицинское страхование, осуществляемое на основании программ добровольного медицинского страхования и обеспечивающее граждан услугами сверх программы обязательного медицинского страхования;

§ обеспечение и защита прав застрахованных в системе медицинского страхования.

Риск заболевания (утраты трудоспособности) относится к разряду рисков, возникающих по причинам, не зависящим от человека, однако подобные риски влекут за собой значительные расходы. Подобные риски затрагивают не только индивидуальных граждан, но и общество в целом, так как оно заинтересовано в поддержании здоровья его членов. Обязательное медицинское страхование входит в системусоциального страхования. Потребность в медицинских услугах можно отнести к разряду социальных, поэтому обязательное медицинское страхование гарантирует страховую защиту на случай заболевания всем застрахованным в равной мере.

Права граждан Российской Федерации в области охраны здоровья закреплены в п. 1 ст. 41 Конституции РФ; ст. 20 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан"; в законе РФ "О медицинском страховании граждан в РФ".

В частности, в Конституции РФ определено следующее: "Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений". Согласно закону РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" все граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, подлежат обязательному медицинскому страхованию.

Таким образом, здравоохранение обязано удовлетворять потребность граждан в поддержании оптимального уровня здоровья независимо от того, какими материальными возможностями он располагает.

В соответствии с законом РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" в качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин (застрахованный), страхователь, страховая медицинская организация (страховщик), медицинское учреждение. Помимо субъектов в реализации обязательного медицинского страхования принимают участие Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Обязательное медицинское страхование реализуется через самостоятельную систему фондов (Федеральный фонд ОМС, территориальные фонды ОМС и филиалы территориальных фондов), а также при посредничестве специализированных страховых медицинских организаций. Страховые организации осуществляют операции обязательного медицинского страхования на некоммерческой основе. Страховые организации являются посредниками между фондами ОМС и медицинскими учреждениями, оказывающими медицинские услуги застрахованным гражданам.

Организация, контроль и финансирование системы ОМС осуществляется через федеральный и территориальные фонды ОМС. Федеральный и территориальные фонды ОМС были созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

В системе обязательного медицинского страхования в качестве страхователей выступают работодатели, которые обязаны заключать договоры ОМС в пользу своих работников, и индивидуальные предприниматели. Страхователей в системе ОМС можно представить в виде двух групп:

§ страхователи для работающего населения;

§ страхователи для неработающего населения (дети, учащиеся, пенсионеры и пр.).

Первая группа объединяет предприятия, учреждения, организации, которые являются страхователями для своих работников и осуществляют взносы по обязательному медицинскому страхованию в соответствующие фонды за них. Соответственно лица, работающие в данных структурах, выступают в качестве застрахованных. Вторая группа представлена органами государственного управления всех уровней местной администрации.

Медицинские учреждения оказывают услуги застрахованным гражданам на основании договора на предоставление медицинских услуг по обязательному (добровольному) медицинскому страхованию. Договор заключается между медицинским учреждением и страховой медицинской организацией.

Объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи, гарантированной населению России по обязательному медицинскому страхованию, устанавливаются Базовой программой обязательного медицинского страхования. Базовая программа ОМС разрабатывается Министерством здравоохранения Российской Федерации и подлежит утверждению со стороны правительства РФ. На основе базовой программы разрабатываются и утверждаются территориальные программы обязательного медицинского страхования, содержащие конкретный перечень видов медицинской помощи и услуг (по врачебным специальностям), гарантированных населению территории и оплачиваемых из средств обязательного медицинского страхования. В соответствии с законодательством объем и качество медицинских услуг, установленных территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе.

Базовая программа ОМС (утверждена постановлением Правительства РФ от 11.09.1998 г. № 1096) включает в себя следующие виды бесплатной амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи, предоставляемой больным со следующими заболеваниями:

§ инфекционные и паразитарные заболевания, исключая венерические болезни, туберкулез и СПИД;

§ онкологические заболевания; болезни эндокринной системы; кожные болезни;

§ нарушения питания; заболевания нервной системы;

§ болезни крови; иммунная патология; заболевания сердца и сосудов;

§ глазные болезни; болезни уха; болезни органов дыхания;

§ болезни органов пищеварения; все виды травм и отравлений;

§ болезни костно-мышечной системы;

§ некоторые виды врожденных аномалий у взрослых;

§ некоторые другие заболевания.

Территориальная программа ОМС содержит перечень видов и объемов медицинской помощи, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования, перечень медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования, условия и порядок предоставления медицинской помощи в них. В соответствии с законодательством объем и качество медицинских услуг, установленных территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.144 (0.012 с.)