Сущность и функции финансов. Финансы как экономическая и историческая категория



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и функции финансов. Финансы как экономическая и историческая категория



Сущность и функции финансов. Финансы как экономическая и историческая категория

Финансы – сов-ть эк-х отношений,связанных с формир-м, распр-м и использ-м централиз-х и децентр-х фондов денежн. ср-в в целях выполнения задач и функ-й гос-ва и обеспеч. Усл. Расширенного воспроизводства.

Концепции: 1)распределительная- финн отношения возник на одной стадии воспроизв процесса – распред-я, перераспр-я ст-ти общественного продукта(СОП) – и действие финансов огранич-ся рамками стадии распр-я;2)воспроизводственная – финансы как категория всего воспроизводственного процесса(пр-во, обмен,распр-е,потр-е)

Признаки фин:1)распределительный характер отношений2)ден форма выраж3)смена собств-ка4)гос-но принуд характер отношений

Функции фин: 1)(Иванов,Бабич,Павлова) стабилизационная, воспроизводственная, фун-ия планирования и организации. 2)(Родионова)распределительная,контрольня,регулирующая;3)(Романовский)ф-я образования ден фондов,ф-я исп-я ден фондов

Предпосылки возн фин:1)возникнов общегос фонда ден ср-в2)системный характер форм-я и истолнения бюджета

Этапы развития финн:1)Неразвитая форма финансов кот. Характериз-ся: непроизводительным хар-ром(2/3 бюдж на военн цели, а не на эк-ку) и узость фин системы2)резкое разв фин сист после 2 мир войны- существенное воздействие на воспроизводств процесс, рост бюджетов развитых стран

Роль финансов в распределении и перераспределении ВВП.

При распределении и перераспределении стоимости ВВП, доходов от внешнеэкономической деятельности, часть национального богатства ВВП как результат валового производства без учета промежуточного потребления распадается на первичные доходы (прибыль, доходы от собственности, косвенные налоги, заработная плата, смешанные доходы) и амортизацию, которые в первую очередь образуют финансовые ресурсы организаций, государства и домохозяйств. В формировании денежных доходов экономических субъектов участвуют также поступления, связанные с внешнеэкономической деятельностью (от внешней торговли и внешних заимствований, дивиденды по ценным бумагам иностранных эмитентов и другие поступления). Процесс перераспределения затрагивает движение средств между экономическими субъектами. Перераспределение происходит через: 1) бюджетную систему: поступление в бюджет прямых налогов с прибыли организаций, доходов физических лиц; государственные и муниципальные заимствования; денежные перечисления организациям, домохозяйствам в порядке расходования бюджетных средств (ассигнования, субсидии, субвенции, пенсии и т.п.). 2) финансовый рынок: привлечение средств путем выпуска ценных бумаг; поступление дивидендов, процентов; страховые взносы и страховые возмещения (выплаты).

Роль финн в эк-ке м б сведена к 3 напр:1)фин обеспеч потребностей расширенного воспроизводства(покрытие затрат за счет фин ресурсов)Источники финан-х ресурсов:собств-е(УК, прибыль,Ам,добавоч.капитал,целевые фонды, форм-е за счет чист приб),заемные ср-ва(кредиты и займы), привлеченные ср-ва; 2)фин регул-е – возд-е на темпы роста отдельн структ подразд-й,сфер эк-ки и соц процессы с помощью фин-ов; 3)финн стимул-е эффективного использования всех видов финан-х ресурсов.

Структура органов управления государственными финансами.

Органы управления финансами

Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления. В зависимости от государственного устройства высшими законодательными органами выступают различные образования, например, в США – это Конгресс, в Великобритании – Парламент, в Германии – Бундестаг, во Франции – Национальное Собрание, в России – Федеральное Собрание.

В управлении финансами, как правило, принимают участие различные органы исполнительной власти. В США к таким органам относятся Министерство финансов, Административно-бюджетное управление при Президенте США, Таможенная служба и др. В Великобритании главным исполнительным органом управления является Казначейство. В Германии главным органом управления финансами выступает Министерство финансов, во Франции – Министерство экономики, финансов и бюджета.

В России в управлении финансами участвуют законодательные и исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Главными властными структурами по управлению финансами в РФ являются Федеральное Собрание, Президент и Правительство, так как именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

Управление финансами на федеральном уровне осуществляют:

1) Президент Российской Федерации, который:

- регламентирует деятельность финансовой системы;

- определяет цели и задачи финансовой политики в посланиях Федеральному Собранию РФ (в том числе в ежегодном Бюджетном послании);

- подписывает бюджетный план (федеральный бюджет);

- имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Парламентом;

2) Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, которое:

- устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи;

- рассматривает и утверждает проект закона о федеральном бюджете и отчет о его исполнении;

- принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и др.);

- формирует Счетную палату РФ – орган государственного финансового контроля законодательной власти РФ;

3) Правительство Российской Федерации выступает как единый центр управления финансами, в том числе:

- отвечает за разработку и реализацию финансовой политики РФ;

- отвечает за составление и исполнение федерального бюджета;

- осуществляет разработку других проектов законов по финансовым вопросам;

- обеспечивает реализацию финансового законодательства;

4) Министерство финансов Российской Федерации является центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики. Основными задачами Министерства финансов РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» являются:

1) разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;

2) обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны;

3) концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;

4) разработка предложений и обоснование государственных внешних и внутренних заимствований;

5) совершенствование страховой деятельности.

Основными функциями Министерства финансов РФ в соответствии с указанными задачами являются:

· разработка законодательства по вопросам развития бюджетной системы и бюджетного процесса;

· разработка законодательства по вопросам налогообложения;

· составление проекта и исполнение федерального бюджета;

· совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;

· осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов;

· разработка и реализация политики по межбюджетному выравниванию;

· координация бюджетной и денежно-кредитной политики.

В настоящее время Министерству финансов РФ подчиняются четыре федеральных службы:

1) Федеральная налоговая служба, основными функциями которой являются:

- контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов и обязательных платежей в бюджеты всех уровней;

- учет и проверка налогоплательщиков;

5) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, за которой закреплены следующие основные функции:

- контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

- контроль и надзор за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации;

6) Федеральная служба страхового надзора, основными функциями которой являются:

- контроль и надзор за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах;

- контроль и надзор за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств;

7) Федеральное казначейство, основными функциями которого являются:

- организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета РФ;

- управление доходами и расходами бюджета на счетах Казначейства, исходя из принципа единства кассы.

8) Центральный банк Российской Федерации, функциями которого в части управления финансами являются:

- разработка во взаимодействии с Правительством Российской Федерации и проведение единой государственной денежно-кредитной политики;

- обслуживание счетов федерального бюджета и бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ (если иное не установлено федеральными законами);

- разработка прогноза платежного баланса Российской Федерации и организация его составления;

- оперативное управление государственным долгом по поручению Правительства РФ и Министерства финансов РФ;

9) Федеральная таможенная служба, основными функциями которой являются:

- контроль и надзор в области страхового дела;

- взимание таможенных платежей и сборов и др.

Виды финансового контроля

По формам проведения финансовый контроль делится на:

 предварительный;

 текущий;

 последующий.

Предварительный контроль осуществляется на стадии составления финансовых планов, сметных доходов и расходов. Предварительный контроль должен предотвращать нерациональное расходование средств, не допускать снижения всех видов расходов, не позволять нарушать законодательные акты.

Текущий контроль проводится в процессе исправления финансовых планов. По существу, проводится повседневно: при организации расчетов, при открытии счетов, проверке начисления заработной платы, проверки налоговых платежей.

Последующий контроль проводится после завершения отчетного года. Еще раз, но более тщательно проверяется выполнение плановых расчетов.

По методам проведения финансовый контроль делится на: проверки; обследования; анализ; ревизии.

Проверки проводятся по отдельным вопросам (например, выплаты премий).

Обследование охватывает более широкий спектр деятельности для принятия определенных решений. Для обследования используются анкетирование, тесты, собеседования.

Анализ используется как метод финансового контроля и может быть представлен по отдельным факторам, направлениям, периодам времени.

Ревизии - обширные и комплексные проверки всей финансовой деятельности за год. Для проведения ревизий составляется программа, где существует цель, тематика, объекты и основные вопросы ревизионной проверки. После этого следует заключение, где отмечаются плюсы, минусы, накладываемые штрафы и т. д.

ОРГАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Счетная палата как орган финансового контроля. Задачи счётной палаты:
1. Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением расходных / доходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объёму, структуре и целевому назначению.
2. Определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использование государственного имущества (собственности) /государственная дума даёт заключение/.
3. Оценка обоснованности доходных / расходных статей федерального бюджета и в федеральных внебюджетных фондов.
4. Финансовая экспертиза НПА - все законы направляются в счетную палату и счетная палата готовит о постановление о целесообразности по прибывшим законам.
5. Анализ выполнения плановой деятельности. Контроль за законностью движения федеральных средств в ЦБ и других кредитно-финансовые учреждениях .
6. Регулярное предоставление Госдуме информации о ходе контроля.
Счетная палата состоит из коллегий (представитель, его заместитель, аудиторы, аппарат). Аудиторы – должностные лица, занимающиеся финансовым контролем. Председатель назначается Государственной думой.
Счетная палата осуществляет:
1. Контрольно-ревизионная деятельность
2. Экспертно-аналитическая деятельность (экспертиза).
3. Информационная деятельность.
Счетная палата может:
1.Направлять представления по принятию мер по выявленным нарушениям, может передать материалы дела в правоохранительные органы.
2. Имеет право давать администрациям предприятий предписания (требования).
3. Полномочия в представление финансирования денежных средств.
Президентский финансовый контроль - реализуется через контрольное управление президента - призвано обеспечивать контроль за деятельностью министерств и ведомств выполняющих государственные программы развития и экономические реформы.
Финансовый бюджет управления президента - для сбора и анализа финансовой деятельности.
Правительство РФ - осуществляет контроль через систему специальных органов.
Министерство финансов (Минфин) - обладает полномочиями министерства (структурные подразделения) финансового контроля в бюджетной сфере.
Контрольно-ревизионные управления (вертикальное управление) – полномочия:
1. Контроль за соблюдением финансового законодательства.
2. Контроль за качеством использования всех бюджетов.
3. Контроль за качеством финансовой документации и отчётности.
4. Проверка и контроль хозяйственной деятельности предприятий, организации и учреждений получающих / использующих бюджетные средства.
Федеральное казначейство - полномочия (права):
1. Проверять денежные документы, регистры, бухгалтерский учет, отчёты, планы, сметы и иные документы, связанные с заключением, перечислением и использование средств федерального бюджета.
2. Получать от финансово-кредитных учреждений - справки о состоянии счетов предприятий и учреждений, использование средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
3. Требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов - установление, выявление, нарушений в порядке исполнения бюджета.
4. Санкции - приостанавливать операции по счетам контрольных предприятий и учреждений в случае не предоставления в органы федерального казначейства финансовой документации, связанной с использованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
5. Изъятие - на основе письменного постановления должностных лиц казначейства данные, свидетельствующие о нарушении финансовой дисциплины.
6. Взыскивать в бесспорном порядке бюджетные средства используемые не по целевому назначению с наложение штрафа в размере действующей учредительной ставки ЦБ.
Налоговый контроль – федеральная служба налоговых поступлений. Задачи:
1. Выявление, предупреждение, пресечение налоговых преступлений и правонарушений.
2. Обеспечение безопасности деятельности налоговых органов.
3. Выявление, предупреждение, пресечение нарушений в налоговых органах.
Имеют право проводить в соответствие с законодательством оперативно розыскные мероприятий, дознания и оперативные следствия в целях выявления и пресечений налоговых преступлений, осуществлять розыск лиц (или подозреваемых) совершивших указанные преступления.
Пользоваться при выполнение служебных обязанностей правами предоставляемыми законным для должностных лиц налоговых органов и агентам валютного контроля.
Право приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банке и других кредитных учреждениях на срок до 1-го месяца в случае не предоставления док связанных с оплатой.
Работники службы налоговых поступлений имеют право беспрепятственно входить в производственные, складские и иные учреждения и обследовать такие помещения (коммерческая тайна не действует в данном случае). Требовать от должностных лиц исполнение выявление нарушений. Подать в арбитражный суд иск.
Контроль за страховой деятельностью осуществляют органы государственного контроля за соблюдением страхового законодательства и обеспечивают защиту средств государства за формированием денежных фондов. Имеют право приостанавливать лицензии на осуществление страховой деятельности, подать иск в арбитражный суд.
Банковский контроль - Центробанк. Виды:
1. Выдача лицензий на право осуществлений, банковских операций.
2. Регистрация и проверка уставов банка, соблюдение реестров (подлежат регистрации в ЦБ).
3. Соблюдение экономических нормативов.
4. Контроль за деятельностью банка (отдел отчётности, кассовые операции).
5. Санкции - замена руководителя банка.
6. Ввод внешнего управляющего в банк.
7. Штрафные санкции.
8. Приостановление лицензии.
9. Отзыв лицензии

11. Финансовая политика, ее содержание, типы.

ФП- это 1) основанная на финансовом законодательстве целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их распределением и использованием в целях выполнения государством своих функций и задач; 2) совокупность мероприятий(государственных) по использованию финансовых отношений в целях выполнения государством своих функций. Содержание ФПохватывает следующий комплекс мероприятий: 1) разработку научно обоснованной концепции ФП; 2) определение ее основных направлений, целей и главных задач; 3) создание адекватного финансового механизма . ФП включает финансовую стратегию ( долговременный курс ФП рассчитанный на длительную перспективу, предусматривающий решение крупно масштабных задач) и финансовую тактику ( совокупность методов реализации задач конкретного этапа развития, путем изменения способов организации финансовых отношений и перегруппировки финансовых ресурсов). Фин-ая тактика отличается от фин-ой стратегии большей гибкостью и сочетанием различных эл-ов регулирования финн-ой деят-ти. Типы гос-ой ФП: 1)Классическая ФП- являлась основным типом ФП большинства стран до конца 20х годов прошлого столетия, основана на трудах Смита и Риккардо и их последователей.2)Регулирующая ФП предпосылки: бурное развитие производительных сил, мировой эк-ий кризис 1929-1933гг. Теоритической основой регулир-ей ФП являлась эк-кая теория Джона Кейнса (1833-1946гг) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования гос-ом циклического развития экономики.3) неоконсервативная стратегия (70е гг 20 в). Осн-ые черты: 1) ограничение вмешательства гос-ва в эк-ку и соц сферу; 2) многоцелевое регулирование эк-ки(объекты регулирования: денежное обращение, валютный курс, соц-ые факторы эк-ки, структурную перестройку хозяйства).4) планово-директивная ФП: Основные черты: 1)гос-ая собственность на средства производства; 2) плановая сис-ма управ-ия; 3)прямое директивное руководство всеми сферами эк-ки и соц. Жизни, в т.ч и финансами; 4) цель ФП в этих условиях- обеспечение максимальной концентрации финн-ых ресурсов у гос-ва для их последующего перераспределения в соответствии с осн-ми направлениями гос. Плана.

Бюджетную систему РФ

№№ п/п Название налогов ФБ РБ МБ
1. Налог на прибыль организаций + + -
2. НДФЛ - + +
3. акцизы + + -
4. НДПИ + + -
5. Роялти при выполнении соглашений о разделе продукции + + -
6. Сборы за пользование объектами животного мира - + -
7. Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов + + -
8. Государственные пошлины + + +
9. УСНО - + +
10. ЕСХН - + +

 

Содержание и формы организации межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Формы межбюджетных отношений:

1) федеральный фонд финансовой поддержки регионов. Цель – выравнивание бюджетной обеспеченности по текущим расходам. Тип финансовой помощи – дотация. Условия предоставления – для высокодотационных регионов.

2) федеральный фонд компенсаций. Цель – финансирование соц. Пособий и льгот населению. Тип помощи – субвенция (на финансирование федеральных обязательств). Условия предоставления – целевое использование средств.

3) фонд софинансирования (социальных) расходов. Цель – финансирование реформ в социальной сфере. Тип помощи – долевая субсидия. Условия – уровень расходов не ниже нормативного и выполнение программ реформ.

4) фонд регионального развития. Цель – финансирование региональной инфраструктуры. Тип помощи – как правило долевая субсидия. Условия – софнансирование.

5) фонд реформирования региональных финансов. Цель – содействие проведению бюджетных реформ. Тип помощи – Субсидия (субвенция) на определенный тип расходов. Условия – реализация программы реформ.

6) бюджетные кредиты. Цел – решение финансовых проблем. Тип помощи – бюджетные кредиты. Условия – отсутствие просроченной задолженности по ранее выданным кредитам.

Дотации – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе. Субвенция – бюджет. средства, предоставляемые бюджету др. уровня или юридич. лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление опред. целевых расходов. Субсидия – бюджет. средства, предоставляемые бюджету др. уровня, физ. или юрид. лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. – если успеешь!!!!!!!!!!!!!!.

Виды финансовых рынков

Финансовый рынок включает следующие виды финансовых рынков:

валютный рынок – это рынок, на котором товаром являются объекты, имеющие валютную ценность;

рынок золота – это сфера экономических отношений, связанная с куплей-продажей золота, как с целью накопления и пополнения золотого запаса страны, так и для промышленного потребления;

рынок капитала – это рынок, на котором покупаются и продаются финансовые инструменты со сроком обращения более одного года, подразделяется на:

- рынок банковских ссуд; - рынок долговых ценных бумаг (облигаций); - рынок долевых ценных бумаг (акций); - ипотечный рынок;

4) денежный рынок – это рынок, на котором покупаются и продаются финансовые инструменты со сроком обращения менее одного года.

Денежный рынок:

· дисконтный рынок, на котором покупаются и продаются векселя;

· рынок межбанковских кредитов;

· рынок депозитных сертификатов.

5) Рынок ценных бумаг, на котором выпускаются и обращаются ценные бумаги и их заменители.

Участниками рынка ценных бумаг являются:

· эмитенты – лица, выпускающие ценные бумаги с целью привлечения денежных средств;

· инвесторы – лица, покупающие ценные бумаги с целью получения дохода, а также имущественных и неимущественных прав;

· посредники – это лица, оказывающие услуги эмитентам и инвесторам по достижению ими своих целей.

6) Страховой рынок – это рынок купли-продажи страховых продуктов (страховых полисов).

Сущность и функции финансов. Финансы как экономическая и историческая категория

Финансы – сов-ть эк-х отношений,связанных с формир-м, распр-м и использ-м централиз-х и децентр-х фондов денежн. ср-в в целях выполнения задач и функ-й гос-ва и обеспеч. Усл. Расширенного воспроизводства.

Концепции: 1)распределительная- финн отношения возник на одной стадии воспроизв процесса – распред-я, перераспр-я ст-ти общественного продукта(СОП) – и действие финансов огранич-ся рамками стадии распр-я;2)воспроизводственная – финансы как категория всего воспроизводственного процесса(пр-во, обмен,распр-е,потр-е)

Признаки фин:1)распределительный характер отношений2)ден форма выраж3)смена собств-ка4)гос-но принуд характер отношений

Функции фин: 1)(Иванов,Бабич,Павлова) стабилизационная, воспроизводственная, фун-ия планирования и организации. 2)(Родионова)распределительная,контрольня,регулирующая;3)(Романовский)ф-я образования ден фондов,ф-я исп-я ден фондов

Предпосылки возн фин:1)возникнов общегос фонда ден ср-в2)системный характер форм-я и истолнения бюджета

Этапы развития финн:1)Неразвитая форма финансов кот. Характериз-ся: непроизводительным хар-ром(2/3 бюдж на военн цели, а не на эк-ку) и узость фин системы2)резкое разв фин сист после 2 мир войны- существенное воздействие на воспроизводств процесс, рост бюджетов развитых стран



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.179.111 (0.015 с.)