Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика основных элементов финансового контроля.

Поиск
Финансовый контроль- это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных кредитных, валютных операций требований законодательства, норм, правил, установленных государством и собственниками. Существуют общие принципы финансового контроля: законность, объективность, независимость, гласность.Финансовый контроль, как и другие виды контроля, характеризуется такими элементами:- субъект контроля;- субъект, принимающий решение по результатам контроля;- объект контроля;- предмет контроля;- цель контроля;- задачи контроля;- принципы контроля;- методы контроля;- техника и технология контроля;- процесс контроля.

Субъект контроля (кто контролирует) – соответствующая организация – носитель контрольной функции. Субъект контроля в своей деятельности определяет состояние и поведение объекта контроля, методы контроля, его предмет, вид контроля и объект контроля. Обязанности, возложенные на субъекты контроля, должны вытекать и полностью соответствовать целям, которых стремятся достичь при создании контрольных органов. Субъектами контроля, как и субъектами, принимающими решение по результатам, являются субъекты, в интересах которых проводится контроль. Они, в зависимости от уровня, могут быть:

- государственными;- муниципальными;- внутрихозяйственными;- независимыми.

Объект контроля (кого контролируют) определяется в зависимости от субъекта контроля. Например, объектами государственного финансового контроля в масштабе страны должны быть независимо от организационно-правовых норм и видов деятельности получатели (пользователи) средств федерального бюджета, федеральные органы исполнительной власти, отвечающие за реализацию государственной финансовой политики, кредитно-денежные учреждения, инвестиционные институты, привлекающие и использующие средства государства и граждан. Объектом финансового контроля всегда являются отношения, связанные с мобилизацией или расходованием денежных средств, т.е. с использованием финансовых ресурсов.

Предметами контроля являются отдельные аспекты деятельности субъекта хозяйствования. Предмет финансового контроля – основные характеристики состояния и поведения объекта контроля или то, что контролируют. Непосредственно предметом государственного финансового контроля выступают все этапы бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение, исполнение бюджета, составление и утверждение отчета о его исполнении), поступления налоговых и других платежей в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды, постановка бухгалтерского учета и отчетности, целевые бюджетные фонды, дотации, субсидии, субвенции, трансферты, бюджетные кредиты и др.

Цель – проверка соответствия финансовой отчетности требованиям принципов бухгалтерского учета.Методы контроля:- ревизия – система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, для которых в соответствии с законодательством России и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление;- проверка – единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке;- обследование – это ознакомление контролирующих органов с состоянием определенного направления или вопросами финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля;- анализ - предполагает изучение хозяйственных процессов объектов контроля во взаимосвязи взаимозависимости и взаимообусловленности, социально-экономической эффективности и конечных финансовых результатов деятельности этих объектов, складывающихся под воздействием объективных и субъективных факторов.Технику и технологию составляют приемы документального и фактического контроля. В документальный контроль включают формально-правовую проверку документов и приемы проверки реальности (достоверности) в документах обстоятельств и процессов. Фактическими проверками называют: инвентаризацию, осмотр, наблюдение, контрольный запуск сырья в производство, контрольная покупка и другие.Процесс контроля может быть охарактеризован полнотой его охвата:- полный;- частичный;- комплексный;- тематический;- сплошной;- выборочный.

Все элементы контроля в процессе установления истинных результатов взаимодействуют как единое целое.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Под формами финансового контроля понимают совокупность контрольных действий и операций, осуществляемых субъектами контроля.
Признак классиф-и Формы фин.контроля
1. Место проведения контроля Камеральный; выездной
2. Направление воздей-я субъекта на объект Внешний; внутренний
3. полнота охвата инф-и Сплошной; выборочный
4. хар-р источников контроля Документальный; фактический
5. периодичность проведения контроля Систематический; периодич-й; единовременный
6. полнота охвата проверяемых вопросов Комплексный, тематический,встречный
7. повторяемость изуч-я источн-в контроля Первичный, повторный, дополнительный
Под методами финансового контроля понимают приемы и способы его осуществления. Среди основных методов финансового контроля различают:
1) надзор – контроль за соблюдением установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии;
2) проверка (касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий);
3) обследование (производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельно и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки),
4) анализ (проводится на базе текущей или годовой отчетности и нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины);
5) основным методом финансового контроля является ревизия (проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. 6) мониторинг – совокупность постоянно совершаемых контрольных действий и операций по наблюдению с целью определения текущих изменений в деятельности субъекта хозяйствования; Выделяют обязательный и регулярный характер ревизии. Данный метод контроля реализуется на месте путем проверки первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств).

ОРГАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Счетная палата как орган финансового контроля. Задачи счётной палаты:
1. Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением расходных / доходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объёму, структуре и целевому назначению.
2. Определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использование государственного имущества (собственности) /государственная дума даёт заключение/.
3. Оценка обоснованности доходных / расходных статей федерального бюджета и в федеральных внебюджетных фондов.
4. Финансовая экспертиза НПА - все законы направляются в счетную палату и счетная палата готовит о постановление о целесообразности по прибывшим законам.
5. Анализ выполнения плановой деятельности. Контроль за законностью движения федеральных средств в ЦБ и других кредитно-финансовые учреждениях.
6. Регулярное предоставление Госдуме информации о ходе контроля.
Счетная палата состоит из коллегий (представитель, его заместитель, аудиторы, аппарат). Аудиторы – должностные лица, занимающиеся финансовым контролем. Председатель назначается Государственной думой.
Счетная палата осуществляет:
1. Контрольно-ревизионная деятельность
2. Экспертно-аналитическая деятельность (экспертиза).
3. Информационная деятельность.
Счетная палата может:
1.Направлять представления по принятию мер по выявленным нарушениям, может передать материалы дела в правоохранительные органы.
2. Имеет право давать администрациям предприятий предписания (требования).
3. Полномочия в представление финансирования денежных средств.
Президентский финансовый контроль - реализуется через контрольное управление президента - призвано обеспечивать контроль за деятельностью министерств и ведомств выполняющих государственные программы развития и экономические реформы.
Финансовый бюджет управления президента - для сбора и анализа финансовой деятельности.
Правительство РФ - осуществляет контроль через систему специальных органов.
Министерство финансов (Минфин) - обладает полномочиями министерства (структурные подразделения) финансового контроля в бюджетной сфере.
Контрольно-ревизионные управления (вертикальное управление) – полномочия:
1. Контроль за соблюдением финансового законодательства.
2. Контроль за качеством использования всех бюджетов.
3. Контроль за качеством финансовой документации и отчётности.
4. Проверка и контроль хозяйственной деятельности предприятий, организации и учреждений получающих / использующих бюджетные средства.
Федеральное казначейство - полномочия (права):
1. Проверять денежные документы, регистры, бухгалтерский учет, отчёты, планы, сметы и иные документы, связанные с заключением, перечислением и использование средств федерального бюджета.
2. Получать от финансово-кредитных учреждений - справки о состоянии счетов предприятий и учреждений, использование средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
3. Требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов - установление, выявление, нарушений в порядке исполнения бюджета.
4. Санкции - приостанавливать операции по счетам контрольных предприятий и учреждений в случае не предоставления в органы федерального казначейства финансовой документации, связанной с использованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
5. Изъятие - на основе письменного постановления должностных лиц казначейства данные, свидетельствующие о нарушении финансовой дисциплины.
6. Взыскивать в бесспорном порядке бюджетные средства используемые не по целевому назначению с наложение штрафа в размере действующей учредительной ставки ЦБ.
Налоговый контроль – федеральная служба налоговых поступлений. Задачи:
1. Выявление, предупреждение, пресечение налоговых преступлений и правонарушений.
2. Обеспечение безопасности деятельности налоговых органов.
3. Выявление, предупреждение, пресечение нарушений в налоговых органах.
Имеют право проводить в соответствие с законодательством оперативно розыскные мероприятий, дознания и оперативные следствия в целях выявления и пресечений налоговых преступлений, осуществлять розыск лиц (или подозреваемых) совершивших указанные преступления.
Пользоваться при выполнение служебных обязанностей правами предоставляемыми законным для должностных лиц налоговых органов и агентам валютного контроля.
Право приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банке и других кредитных учреждениях на срок до 1-го месяца в случае не предоставления док связанных с оплатой.
Работники службы налоговых поступлений имеют право беспрепятственно входить в производственные, складские и иные учреждения и обследовать такие помещения (коммерческая тайна не действует в данном случае). Требовать от должностных лиц исполнение выявление нарушений. Подать в арбитражный суд иск.
Контроль за страховой деятельностью осуществляют органы государственного контроля за соблюдением страхового законодательства и обеспечивают защиту средств государства за формированием денежных фондов. Имеют право приостанавливать лицензии на осуществление страховой деятельности, подать иск в арбитражный суд.
Банковский контроль - Центробанк. Виды:
1. Выдача лицензий на право осуществлений, банковских операций.
2. Регистрация и проверка уставов банка, соблюдение реестров (подлежат регистрации в ЦБ).
3. Соблюдение экономических нормативов.
4. Контроль за деятельностью банка (отдел отчётности, кассовые операции).
5. Санкции - замена руководителя банка.
6. Ввод внешнего управляющего в банк.
7. Штрафные санкции.
8. Приостановление лицензии.
9. Отзыв лицензии

11. Финансовая политика, ее содержание, типы.

ФП- это 1) основанная на финансовом законодательстве целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их распределением и использованием в целях выполнения государством своих функций и задач; 2) совокупность мероприятий(государственных) по использованию финансовых отношений в целях выполнения государством своих функций. Содержание ФП охватывает следующий комплекс мероприятий: 1) разработку научно обоснованной концепции ФП; 2) определение ее основных направлений, целей и главных задач; 3) создание адекватного финансового механизма. ФП включает финансовую стратегию (долговременный курс ФП рассчитанный на длительную перспективу, предусматривающий решение крупно масштабных задач) и финансовую тактику (совокупность методов реализации задач конкретного этапа развития, путем изменения способов организации финансовых отношений и перегруппировки финансовых ресурсов). Фин-ая тактика отличается от фин-ой стратегии большей гибкостью и сочетанием различных эл-ов регулирования финн-ой деят-ти. Типы гос-ой ФП: 1) Классическая ФП - являлась основным типом ФП большинства стран до конца 20х годов прошлого столетия, основана на трудах Смита и Риккардо и их последователей. 2)Регулирующая ФП предпосылки: бурное развитие производительных сил, мировой эк-ий кризис 1929-1933гг. Теоритической основой регулир-ей ФП являлась эк-кая теория Джона Кейнса (1833-1946гг) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования гос-ом циклического развития экономики. 3) неоконсервативная стратегия (70е гг 20 в). Осн-ые черты: 1) ограничение вмешательства гос-ва в эк-ку и соц сферу; 2) многоцелевое регулирование эк-ки(объекты регулирования: денежное обращение, валютный курс, соц-ые факторы эк-ки, структурную перестройку хозяйства).4) планово-директивная ФП: Основные черты: 1)гос-ая собственность на средства производства; 2) плановая сис-ма управ-ия; 3)прямое директивное руководство всеми сферами эк-ки и соц. Жизни, в т.ч и финансами; 4) цель ФП в этих условиях- обеспечение максимальной концентрации финн-ых ресурсов у гос-ва для их последующего перераспределения в соответствии с осн-ми направлениями гос. Плана.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.76.193 (0.013 с.)