Классификация финансового контроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация финансового контроля



По субъекту контроля

1. Государственный контроль

1. Парламентский контроль — Счётная палата Российской Федерации и аналогичные органы субъектов федерации.

2. Бюджетный контроль — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральное казначейство — контроль целевого использования бюджетных средств.

3. Налоговый и таможенный контроль — Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Государственные внебюджетные фонды — контроль формирования государственных доходов.

4. Валютный контроль — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора — контроль соответствия законодательству операций с иностранной валютой.

5. Денежно-кредитный контроль:

1. Центральный банк Российской Федерации — надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.

2. Коммерческие банки — контроль порядка осуществления хозяйствующими субъектами кассовых операций.

6. Страховой контроль — Федеральная служба страхового надзора.

7. Правоохранительный контроль — Прокуратура Российской Федерации, органы МВД России, Федеральная служба по финансовому мониторингу.

§ Общее нормативно-правовое регулирование государственного финансового контроля осуществляет Министерство финансов Российской Федерации в лице Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учёта и аудита.

2. Вышестоящий контроль

1. Ведомственный контроль — контроль государственных организаций со стороны вышестоящих органов. Для осуществления ведомственного контроля в рамках отдельных министерств и других органов исполнительной власти предусмотрены контрольно-ревизионные органы и службы этих министерств. Основным объектом контроля является финансовая и хозяйственная деятельность подведомственных учреждений.

2. Корпоративный контроль — финансовый контроль в рамках крупных организаций, имеющих большое количество отделений и филиалов (например, коммерческие банки, сети магазинов).

3. Внутрихозяйственный контроль

1. Контроль со стороны ревизионных комиссий акционерных обществ, товариществ над их исполнительными органами.

2. Внутренний контроль — финансовый контроль, осуществляемый специально созданной службой хозяйствующего субъекта, подчиняющейся непосредственно руководителю.

4. Независимый (коммерческий) контрольаудит.

1. Инициативный аудит — назначаемый по решению собственников или руководства хозяйствующего субъекта.

2. Обязательный аудит — обязательная ежегодная проверка бухгалтерской отчетности ряда организаций, перечень которых установлен законодательно.

5. Общественный контроль — реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юридическим и физическим). В организации общественного контроля важную роль играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных организаций, политических партий и других структур.

По времени проведения

1. Предварительный контроль — проводится до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций, носит профилактический, упреждающий характер. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Предварительному контролю подвергаются бизнес-планы, проектно-сметная документация, кредитные и кассовые заявки, документы на перечисление или выдачу денежных средств.

2. Текущий контроль — производится в момент совершения денежных сделок, осуществления хозяйственных операций. Текущий контроль наиболее проблематичен с технической точки зрения. Содержать такой штат, чтобы каждую хозяйственную операцию в момент её совершения помимо непосредственно исполнителя курировал ещё один ответственный сотрудник, могут позволить себе только учреждения банковской сферы. В бюджетных учреждениях текущий контроль перечисления средств осуществляется органами казначейства путём проверки оснований для осуществления платежа (договоров, счетов).

3. Последующий контроль — проводится путем анализа, мониторинга, обследования, проверки (например, налоговой или аудиторской). Наиболее всеобъемлющей формой последующего контроля является документальная ревизия.

По направлению

1. Контроль на соответствие (формальный контроль) — оценка соответствия деятельности объекта контроля требованиям нормативных актов (в том числе локальных).

2. Контроль финансовой отчётности — оценка правильности и достоверности ведения бухгалтерского учёта, достоверности, обоснованности и своевременности представления финансовой отчётности.

3. Контроль эффективности — оценка результативности, продуктивности и экономичности использования ресурсов, эффективности управления капиталом.

По срокам выполнения

1. Оперативный контроль (обычно в рамках внутреннего контроля) — проводится в плановом порядке по итогам периода (недели, декады, месяца, квартала, года).

2. Плановый контроль — производится контрольно-ревизионным органом в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы, в том случае, если такой план сообщён объекту контроля.

3. Внезапный контроль — производится контрольно-ревизионным органом в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы, в том случае, если такой план неизвестен объекту контроля; а также при наличии данных о нарушениях в деятельности объекта.

По источнику финансирования

1. Контроль за счёт проверяемого лица — внутрихозяйственный контроль, независимый контроль.

2. Контроль за счёт контролирующего субъекта — государственный контроль, вышестоящий контроль.

3. Контроль за счёт третьих лиц — встречается крайне редко, только общественный контроль.

 

36. Органы финансового контроля в РФ.

 

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Согласно ст. 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно законодательными (представительными) органами Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, представительными органами местного самоуправления, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.

Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Систему органов финансового контроля Российской Федерации образуют:

  • Счетная палата России - высший орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетный ему.
  • Органы государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации
  • Органы муниципального финансового контроля.

37. Аудиторский и общественный финансовый контроль.

 

Аудиторский (независимый) контроль.
Наряду с государственным финансовым контролем осуществляется аудиторский контроль. Субъектами аудиторского контроля могут быть как независимые аудиторы, так и аудиторские компании. Основной целью аудиторского контроля является установление достоверности бухгалтерского учета и отчетности организаций и соответствие совершаемых ими операций законодательству РФ.

Аудиторский контроль осуществляется в форме аудиторских проверок. Аудиторские проверки бывают обязательные или инициативные. Обязательные аудиторские проверки проводятся в случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, например, при продаже предприятия как имущественного комплекса или акционерным обществом по итогам финансового года. Обязательная аудиторская проверка также может осуществляться по поручению органов предварительного расследования, прокуратуры, суда, при наличии возбужденного уголовного, гражданского или арбитражного дела. Инициативные проверки проводятся по решению самой организации или ее учредителей. Результаты аудиторской проверки находят свое закрепление в аудиторском заключении.

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают, приемы или способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: от правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др. В процессе осуществления финансового контроля независимо от органов и видов применяются следующие методы:

- Проверка. Проверяются отдельные вопросы финансово- хозяйственной деятельности предприятия, организации на основе отчетных, балансовых, расходных и других документов - это самый массовый метод финансового контроля. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий;

- Обследование. Охватывает более широкий круг показателей или вопросов. При этом может проводиться опрос, анкетирование, может осуществляться наблюдение за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.

- Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофакторным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Суть анализа - изучение отдельных вопросов для установления причинно-следственных связей с применением специальных экономико-математических методов.

- Ревизия- наиболее полный и обстоятельный метод контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений по первичным и бухгалтерским документам за отчетный период с целью проверки ее законности, правильности и целесообразности. В отличие от проверок ревизия - более комплексный метод, В зависимости от объекта различают ревизии полные, частичные, тематические и комплексные. При этом они могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа), внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих неотлагательной проверки) и комплексными (проводимыми совместно несколькими контролирующими органами). По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются сплошные проверки, когда контролируются - все документы и материальные ценности, и выборочные, суть которых заключается в контроле части документов. При выборочной ревизии контроль направлен на какие-либо отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности. Ревизии проводят разные контролирующие органы, прежде всего финансовые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены по плану этих органов и по указанию других компетентных органов, в том числе правоохранительных.

По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются на:

Документальные. Проверка документов - проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах. Сначала осуществляется формальная проверка наличие реквизитов, подписей, печатей, отсутствие исправлений, подчисток. Затем проводится юридическая проверка - соответствие документа или совершенной операции действующему законодательству. Может проводиться арифметическая проверка, иногда - логическая. Встречная проверка - очень эффективный, но трудоемкий метод. Проводится сопоставление данных проверяемого предприятия с данными его контрагентов;

2 Фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре). Фактические проверки связаны с проверкой материальных ценностей, денежных средств. Наиболее распространенный способ - инвентаризация - сводится к сопоставлению фактических ценностей документальным данным бухгалтерского учета. Другие способы - обследование, обмер, взвешивание материальных ценностей, экспертная оценка качества, лабораторный анализ (прием).

Срок проведения ревизии - не более 30 дней.

Результаты ревизии оформляются актом, имеющим важное юридическое значение. Он подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером. Свои возражения и замечания руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации должны приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его. На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба; разрабатываются предложения по предупреждению нарушений государственной дисциплины, виновные привлекаются к ответственности. Руководитель организации, назначившей ревизию, обязан обеспечить контроль, за выполнением решений, принятых по ее результатам.

При необходимости срочных мер по устранению выявленных ревизией нарушений и злоупотреблений и привлечения к ответственности виновных лиц в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, а материалы ревизии передаются следственным органам. Руководитель проверяемой организации обязан принять меры к устранению выявленных нарушений, не ожидая окончания ревизии. Об этом делается соответствующая запись в акте ревизии.

Общественный контроль — реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юридическим и физическим). В организации общественного контроля важную роль играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных организаций, политических партий и других структур.

 

38. Организационно-правовые формы и методы осуществления финансового контроля.

 

Необходимым условием эффективности правового регулирования финансовых отношений выступает финансовый контроль, являющийся составной частью единого механизма государственного контроля. Наличие финансового контроля обусловлено тем фактом, что финансам присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Осуществляют финансовый контроль в порядке, установленном законом, органы государственной власти, местного самоуправления, в том числе специальные контрольные органы при участии общественных организаций и граждан.

В основе финансового контроля лежат определенные принципы, которые отражают его сущность. Среди них следует выделить:

1) осуществление финансового контроля компетентными органами. Данный принцип состоит в том, что осуществлять финансовый контроль могут только специально уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления и иные организации. Инициатором проведения финансового контроля могут быть любые заинтересованные лица, а привлекаться к осуществлению контрольных мероприятий могут граждане и организации, способные оказать действенную помощь.

2) результативность финансового контроля - проявляется в своевременности проведения контрольных мероприятий, выявлении реальных результатов финансово-хозяйственной деятельности, нарушений финансовой дисциплины, в своевременности доведения полученных результатов до лиц, правомочных принимать соответствующие решения о принятии мер по устранению причин финансовых правонарушений и привлечении виновных к юридической ответственности. Конечным результатом финансового контроля должно стать совершенствование финансово-хозяйственной деятельности.

3) гласность финансового контроля - состоит в обнародовании результатов финансового контроля, в их публичном обсуждении, привлечении к ним внимания государственных органов, общественных организаций и граждан. Есть необходимость также в обнародовании тех мер, которые были приняты по выявленным в процессе финансового контроля нарушениям и недостаткам.

Сущность финансового контроля также находит свое отражение в его задачах. Одной из них является обеспечение финансовой дисциплины в сфере публичных финансов, предполагающее проверку своевременности и полноты исполнения обязательств перед бюджетами всех уровней, операций по использованию централизованных и децентрализованных государственных и муниципальных денежных фондов. При этом финансовый контроль призван обеспечить соблюдение действующего законодательства в области исполнения бюджетов различных уровней, налогообложения, валютных операций, регулирования внешнеэкономической деятельности и др. Эффективность контроля неразрывно связана с ответственностью за нарушения финансовой дисциплины, предусматривающей административные и финансово-правовые меры воздействия.

Финансовый контроль - это осуществляемая с использованием специфических организационно-правовых форм и методов деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а в ряде случаев и иных организаций, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях обеспечения законности, обоснованности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджеты всех уровней и сохранности государственного и муниципального имущества.

В зависимости от уровня проведения финансовый контроль может быть государственным, муниципальным, внутрихозяйственным и независимым (аудиторским).

В свою очередь государственный и муниципальный финансовый контроль может быть:

- общим, т.е. осуществляемым органами государственной власти и местного самоуправления общей компетенции, а также специальными контрольными органами;

- ведомственным, т.е. проводимым на подведомственных организациях контрольно-ревизионными службами главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств.

В зависимости от уровня государственной власти, органы которого осуществляют контрольную деятельность, государственный финансовый контроль может быть федеральным и региональным.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.021 с.)