ТОП 10:

Финансового контроля в России



 

Роль финансового контроля в создании адекватной совре­менным экономическим условиям системы управления финан­сами трудно переоценить. В связи с этим большое значение при­обретает необходимость совершенствования финансового конт­роля с целью повышения его действенности и эффективности, т.е. увеличения адекватности достигнутых в процессе осуще­ствления контроля положительных результатов намеченным це­лям с одновременным учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т.д.).

Совершенствование финансового контроля в РФ должно осу­ществляться по следующим основным направлениям. Создание ме­тодологических основ финансового контроля в РФ как важнейшей составляющей общенационального контроля позволит всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить чет­кие ориентиры в процессе определения и реализации своих за­дач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового контроля и т.п. Сле­дует также законодательно определить: виды финансового конт­роля, субъекты и объекты финансового контроля, разделить сферы внешнего и внутреннего финансового контроля. Отсут­ствие общих подходов к классификации финансового контроля, единой терминологии в части определения таких ключевых по­нятий, как вид, форма, методы контроля, создает трудности в разработке и применении нормативно-правовых актов (методи­ческих документов контролирующих органов и т.п.), способ­ствует возникновению ряда спорных ситуаций, например, в от­ношении мер ответственности за финансовые нарушения. Необ­ходимо также завершить разработку единой кодифицированной системы стандартов финансового контроля, используя опыт Счетной палаты РФ.

В вопросах совершенствования финансового контроля боль­шая роль принадлежит различным профессиональным ассоциа­циям, объединениям органов финансового контроля, деятельность которых позволит решать, как отдельные вопросы осущест­вления того или иного вида финансового контроля в РФ, так и ключевые вопросы методологии финансового контроля.

Ключевым направлением совершенствования государствен­ного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового контроля в РФ и повышения его эффективности является принятие единой концепции государственного финансового контроля в РФ, которая должна установить единые методологи­ческие и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осу­ществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методичес­ких основ оценки эффективности деятельности органов государ­ственного финансового контроля и их сотрудников.

В современных условиях отсутствует механизм взаимодей­ствия органов государственного финансового контроля и законо­дательной (представительной) и исполнительной власти, разра­ботка которого является ключевым вопросом организации госу­дарственного финансового контроля в РФ. Важным вопросом является также определение органа, обладающего статусом высшего контрольного органа. Кроме того, необходимо четко опре­делить статус органов государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодатель­но закрепив их приоритет в вопросах методологии финансового контроля. До сих пор не решен вопрос о необходимости разра­ботки основополагающих правовых актов, таких как Федераль­ный закон о государственном финансовом контроле в РФ, о ста­тусе контрольно-счетных органов.

В целях повышения эффективности расходования государ­ственных средств перспективным направлением совершенство­вания контроля является переход к аудиту эффективности госу­дарственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ ре­зультативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности использова­ния государственных средств. Требует завершения работа по конкретизации и законодательному закреплению критериев не­эффективного использования бюджетных средств, распоряже­ния государственной собственностью, а также ответственность за их неэффективное использование.

Значительную долю в общем объеме финансовых нарушений, выявляемых в ходе осуществления финансового контроля, явля­ется нецелевое использование бюджетных средств. При этом не­достаточно четко определены основания, по которым использо­вание бюджетных средств может трактоваться как нецелевое, а также отсутствуют правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности за нецелевое и не­эффективное расходование государственных средств.

Важной проблемой осуществления контроля является низкий процент возврата бюджетных средств по результатам проведен­ных ревизий и проверок. В связи с этим необходимо принять комп­лекс мер: по повышению уровня результативности контрольных мероприятий, направленных на уточнение ответственности госу­дарственных должностных лиц за нарушение требований закона об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов и о распоря­жении государственной собственностью; по повышению ответ­ственности должностных лиц за неисполнение предписаний

контрольных органов; по установлению правовых норм, закреп­ляющих механизм возврата бюджетных средств и ответственности должностных лиц за предоставление необеспеченных бюджетных кредитов и ссуд и т.п.

Для повышения эффективности проведения ревизий финан­сово-хозяйственной деятельности как одного из основных методов финансового контроля необходимо в законодательном по­рядке закрепить основы проведения ревизии, определив цель и задачи ревизии, порядок ее проведения; состав органов, имеющих право на проведение ревизии, их права и обязанности; опреде­лить права и обязанности ревизуемых организаций и т.п.

Важным вопросом совершенствования контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключа­ющееся в совершении различными органами своих функций в отношении одних и тех же объектов контроля, — Министерства финансов РФ, органов федерального казначейства, Счетной па­латы РФ, контрольных органов, созданных главными распоряди­телями и распорядителями бюджетных средств при осуществлении последующего финансового контроля.

Органы налогового и таможенного контроля должны более тесно взаимодействовать с контрольными органами исполни­тельной власти, прежде всего с органами федерального казначей­ства и Счетной палатой РФ. Кроме того, повышению эффектив­ности налогового контроля будут способствовать: решение задач, связанных с разработкой форм и методов контрольной работы в отношении налогоплательщиков, представляющих «нулевые ба­лансы» или не представляющих налоговую отчетность; дальней­шее развитие налогового администрирования, и в первую оче­редь для субъектов хозяйствования, осуществляющих деятель­ность в приоритетных для данного региона направлениях деятельности; введение системы косвенного контроля, в основу которой положена оценка риска неуплаты налогов и других обя­зательных платежей; расширение направлений взаимодействия с общественными организациями налогоплательщиков; совершен­ствование программного обеспечения процедуры камеральных проверок, а также стандартизация процедуры выездных и встреч­ных проверок и др.

Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения совершенствования эффективности государственного финансового контроля. Информатизация деятельности органов государственной власти и государственного финансового контроля на основе передовых технологий откры­вает перспективы повышения эффективности использования го­сударственных ресурсов. С появлением новых информационных технологий станет возможным в полной мере обеспечить откры­тость бюджетов всех уровней, возможность в реальном масштабе времени контролировать расходы и доходы каждого получателя бюджетных средств. Наличие оперативной информации о фи­нансово-хозяйственной деятельности всех участников бюджет­ного процесса будет способствовать предупреждению нарушений финансово-хозяйственной деятельности. Для формирования единого информационного пространства необходима информа­ционная совместимость результатов деятельности контрольных органов, автоматизация учета контрольных мероприятий и обес­печение обмена соответствующей информацией между конт­рольными органами и т.п.

В целях совершенствования аудиторского контроля особого внимания заслуживает проблема повышения качества оказывае­мых аудиторских услуг. Важное значение в этой связи приобрета­ет разработка дополнительных критериев, характеризующих де­ятельность аудиторских организаций помимо соблюдения действующих правил (стандартов). Кроме того, повышению ка­чества оказываемых аудиторских услуг будут способствовать и такие факторы, как создание методик оценки ущерба от осущест­вления некачественного аудита, упрощение существующей сис­темы судебного делопроизводства и др. Качество аудиторских услуг тесно связано с уровнем квалификации аудиторов, повы­шению которого должна способствовать более эффективная система их профессиональной подготовки. Помощь в реализа­ции этого направления должны также оказывать профессио­нальные аудиторские объединения (например, Аудиторская па­лата России).

Важным направлением совершенствования аудиторского контроля в РФ должно стать изменение характера проводимого аудита, который будет заключаться не только в выражении мнения о достоверности отчетности, но и в предоставлении не­обходимой информации ее пользователям о фактическом финан­совом положении субъекта хозяйствования. Для дальнейшего расширения взаимодействия органов государственного финан­сового контроля и аудиторских организаций необходимо расширить и более четко формализовать направления возможного сотрудничества, например, в части проведения анализа рациональ­ного и эффективного использования организациями государ­ственных финансовых средств и имущества. Наиболее важным моментом является также согласование интересов всех участни­ков рынка аудиторских услуг на базе эффективного механизма его регулирования, который включал бы меры не только админи­стративного, но и финансового воздействия, а также учитывал бы систему установленных этических норм, имеющих сегодня в ос­новном декларативный характер.

В современных условиях своего решения требует законода­тельное обеспечение внутрихозяйственного финансового контро­ля, нынешнее состояние которого позволяет говорить лишь о его создании, а не о развитии. Следует законодательно закрепить ос­новы функционирования служб внутреннего контроля и устано­вить основы их взаимодействия с другими органами финансово­го контроля. Важным направлением совершенствования систе­мы внутрихозяйственного контроля являются разработка и реализация наиболее рациональных форм, методов его осущест­вления, способствующих снижению злоупотреблений должност­ных лиц, сохранности и рациональному использованию финан­совых ресурсов, снижению трудоемкости контрольной работы (например, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат).

Дальнейшему развитию и совершенствованию общественного контроля должно способствовать осуществление следующих мер: расширение деятельности попечительских советов, создание ко­торых предусмотрено действующим законодательством; более четкая регламентация отдельных аспектов деятельности неком­мерческих организаций (общественных организаций, партий, союзов и др.), таких как информирование о результатах своей дея­тельности (определение конкретного перечня средств массовой информации, в которых должны публиковаться отчеты таких ор­ганизаций, установление мер ответственности за уклонение от публикации отчетов); законодательное обеспечение процедур доступа к государственным информационным ресурсам, исклю­чая информацию с ограниченным доступом, как важнейшую ос­нову осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций; обеспе­чение возможности участия общественности в проведении конк­ретных контрольных действий (например, инвентаризации то­варно-материальных ценностей и денежных средств).

Контрольные вопросы

 

1. Каково содержание финансового контроля, его цели и

задачи?

2. Какие принципы лежат в основе организации финансового

контроля?

3. Раскройте понятия «система финансового контроля» и «ме­ханизм финансового контроля».

4. Какая связь существует между финансовым контролем и

бухгалтерским учетом?

5. Какова специфика аудиторского контроля?

6. По каким признакам классифицируется государственный

финансовый контроль?

7. Каково назначение внутрихозяйственного финансового

контроля?

8. Охарактеризуйте основные формы и методы финансового

контроля.

9. В чем заключаются полномочия органов государственного

финансового контроля?

10. Каковы основные направления развития системы финан­сового контроля в РФ?

Задания для самостоятельной работы

 

1. Составьте схему, отражающую виды, формы, методы фи­нансового контроля.

2. Составьте схему, отражающую разграничение деятельности и взаимодействие органов государственного финансового конт­роля с учетом выполняемых ими задач и осуществляемых функ­ций.

3. Проведите сравнительный анализ полномочий органов го­сударственного финансового контроля в процессе применения мер ответственности за финансовые нарушения. Дайте оценку применяемых финансовых санкций с точки зрения их действен­ности.

Раздел II







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.94.109 (0.014 с.)