Управление финансами территорий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление финансами территорий



Управление финансами членов Федерации и местных органов власти в федеративных государствах и финансами местных органов власти в унитарных государствах осуществляют финансово-бюджетные советы, которые составляют проекты соответствующих бюджетов и организуют их исполнение.

 

10. Органы, осуществляющие финансовую деятельность: понятие, виды.

 

Определение финансовой политики и ее основных стратегических направлений Конституция Российской Федерации возлагает на законодательный орган - Федеральное Собрание РФ. Палаты этого органа - Совет Федерации и Государственная Дума рассматривают и принимают законы о федеральном бюджете, о государственных внебюджетных фондах, о федеральных налогах и сборах, а также по финансовому, валютному, кредитному, таможенному регулированию, денежной эмиссии.

Президент РФ, как глава государства, подписывает и обнародует федеральные законы, в том числе законы в форме финансово-плановых актов по федеральному бюджету и бюджетам государственных внебюджетных фондов на планируемый финансовый год. Своими указами и распоряжениями он может восполнить пробелы в финансовом регулировании, но эти акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию России определяется бюджетная политика государства на очередной финансовый год. Согласно ст. 170 БК РФ такое послание Президента РФ должно быть направлено не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

В целях информационно-аналитического обеспечения Президента Российской Федерации в области общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения в составе Администрации Президента РФ создано Финансово-бюджетное управление, призванное готовить практические рекомендации по концептуальным и стратегическим проблемам финансовой деятельности.

Государственная Дума Федерального Собрания РФ в практической организации финансов страны решает многие вопросы. К ним следует отнести, прежде всего, вопросы бюджетного регулирования, финансового планирования и стратегии межбюджетных отношений в стране. Этот орган должен устанавливать государственные стандарты минимальной бюджетной обеспеченности. Он формирует и распределяет фонд помощи регионам, выделяет субвенции и дотации для субъектов федерации, контролирует ход исполнения федерального бюджета и утверждает отчеты об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Представительные (законодательные) органы субъектов федерации решают вопросы финансов, отнесенные к их совместному ведению с Российской Федерацией. В том числе вопросы по установлению общих принципов налогообложения в России, разграничению государственной собственности; владения, пользования и

распоряжения природными ресурсами.

Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 15) к их исключительному ведению относит принятие общеобязательных правил, например, порядок бюджетного процесса в муниципальном образовании, правила распоряжения своей собственностью. На них закон возлагает утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении, принятие программ финансового обеспечения, установление местных налогов и сборов, организацию муниципального финансового контроля.

Органы исполнительной власти обеспечивают проведение в жизнь законов и решений представительной власти. Так, согласно Бюджетному кодексу РФ, Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет отчет об исполнении федерального бюджета. А согласно ст.114 Конституции РФ, оно обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет управление федеральной собственностью, осуществляет иные полномочия, возложенные на него законами, указами Президента РФ. Более того, законопроекты о

введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Правительство РФ осуществляет функции финансовой деятельности непосредственно, либо через финансово-кредитную систему или специально создаваемые учреждения, предприятия, выполняющие функции его агента.

Органы исполнительной власти субъектов федерации и местного самоуправления способствуют практическому осуществлению актов своих представительных органов, исполняют финансовые планы территорий, непосредственно управляют региональными финансами. Исполнением своих смет и балансов, реализацией иных функций финансовой деятельности занимаются отраслевые и функциональные органы исполнительной власти федерации, ее субъектов, местного самоуправления. В систему федеральных органов исполнительной власти входят министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, службы, надзоры, российские агентства и иные исполнительные органы. Структуру органов исполнительной власти на местах определяют представительные органы в уставах и положениях. Это департаменты, комитеты, управления, комиссии, службы, отделы и т. п.

В системе исполнительных органов особой группой выделяются органы финансово-кредитной системы, для которых финансовая деятельность составляет основу их компетенции. К специальным органам финансово- кредитной системы относятся органы государственного и муниципального управления финансами, налоговые органы и органы налоговой полиции, денежно-кредитные, страховые, валютные органы.

Министерство финансов Российской Федерации. За годы экономической реформы структура, задачи и функции Минфина России претерпели значительные изменения. Так, из его ведения выпали функции по взиманию налогов, организация государственного страхования, руководство органами управления финансами нижестоящих территорий. В системе Минфина РФ образовано Федеральное казначейство Российской Федерации.

Систему органов возглавляет Главное управление федерального казначейства Минфина России. К территориальным органам отнесены подразделения федерального казначейства по субъектам федерации, а также городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Систему налоговых органов России возглавила Государственная налоговая служба РФ, ныне Министерство РФ по налогам и сборам. Кроме центрального органа в систему входят государственные налоговые инспекции республик в составе России, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга (ныне Министерства и Управления по субъектам федерации). Последнее основное звено системы составляют государственные налоговые инспекции по районам, городам (за исключением городов районного подчинения), районам в городах. Эта система представляет собой единую централизованную совокупность независимых налоговых органов с вертикальным подчинением и финансируемых из федерального бюджета.

Центральный банк РФ (Банк России) образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения. Сюда же отнесены учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности банка. Национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России.

Банк России является юридическим лицом. Уставной капитал и иное имущество банка представляют собой федеральную собственность, в отношении которой банк осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению в соответствии с задачами и целями, установленными законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а он в свою очередь не отвечает по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Основными целями деятельности Банка России являются:

защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Кредитные организации в банковской системе являются особыми хозяйственными обществами, образуемыми на основе любой формы собственности. Эта особенность кредитной организации заключается в том, что в ее деятельности сами деньги выступают в роли товара, а поэтому и правовое регулирование этой сферы отлично от законодательства по другим экономическим субъектам. Кредитная организация - это самостоятельное юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Все кредитные организации подразделяются на банки и небанковские кредитные организации.

Небанковская кредитная организация в отличие от банка имеет право осуществлять отдельные банковские операции, допустимое сочетание которых устанавливает Банк России. Однако любой кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой, и страховой деятельностью. Ни одно юридическое лицо, за исключением получившего лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова "банк", "кредитная организация" или иным образом указывать на право осуществления банковских операций. За введение физических и юридических лиц в заблуждение путем недостоверной или неполной информации кредитная организация несет юридическую ответственность.

 

11. Законодательные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, как органы финансовой деятельности.

 

Все представительные (законодательные) и исполнительные органы наделены полномочиями по реализации функций, обеспечивающих образование, распределение и использование государственных или муниципальных фондов денежных средств.

В основе взаимоотношений органов государственной власти лежит принцип разделения властей, а для органов местного самоуправления их специализация строится на разделении полномочий. Это распространяется и на осуществление финансовой деятельности. Федеральный закон (в частности, БК РФ и НК РФ) наделяет представительные и исполнительные органы всех уровней самостоятельной компетенцией по реализации финансовой политики и практической организации государственных и муниципальных финансов.

Определение финансовой политики и ее основных стратегических направлений Конституция Российской Федерации возлагает на законодательный орган - Федеральное Собрание РФ. Палаты этого органа - Совет Федерации и Государственная Дума рассматривают и принимают законы о федеральном бюджете, о государственных внебюджетных фондах, о федеральных налогах и сборах, а также по финансовому, валютному, кредитному, таможенному регулированию, денежной эмиссии.

Президент РФ, как глава государства, подписывает и обнародует федеральные законы, в том числе законы в форме финансово-плановых актов по федеральному бюджету и бюджетам государственных внебюджетных фондов на планируемый финансовый год. Своими указами и распоряжениями он может восполнить пробелы в финансовом регулировании, но эти акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию России определяется бюджетная политика государства на очередной финансовый год. Согласно ст. 170 БК РФ такое послание Президента РФ должно быть направлено не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

Государственная Дума Федерального Собрания РФ в практической организации финансов страны решает многие вопросы. К ним следует отнести, прежде всего, вопросы бюджетного регулирования, финансового планирования и стратегии межбюджетных отношений в стране. Этот орган должен устанавливать государственные стандарты минимальной бюджетной обеспеченности. Он формирует и распределяет фонд помощи регионам, выделяет субвенции и дотации для субъектов федерации, контролирует ход исполнения федерального бюджета и утверждает отчеты об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Представительные (законодательные) органы субъектов федерации решают вопросы финансов, отнесенные к их совместному ведению с Российской Федерацией. В том числе вопросы по установлению общих принципов налогообложения в России, разграничению государственной собственности; владения, пользования и распоряжения природными ресурсами. Они также реализуют полномочия по предметам своего ведения в области финансов. Конституции республик в составе федерации, уставы других субъектов федерации и региональные законы, устанавливают их компетенцию по осуществлению финансовой деятельности. Круг их полномочий в этой сфере разнообразен и включает в себя рассмотрение и утверждение собственного бюджета, установление региональных налогов и сборов, региональный финансовый контроль. Они утверждают отчеты об исполнении собственного бюджета и внебюджетных фондов, решают вопросы сбалансирования муниципальных бюджетов, утверждают нормативы социальных и финансовых расходов территории и ряд других.

Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 15) к их исключительному ведению относит принятие общеобязательных правил, например, порядок бюджетного процесса в муниципальном образовании, правила распоряжения своей собственностью. На них закон возлагает утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении, принятие программ финансового обеспечения, установление местных налогов и сборов, организацию муниципального финансового контроля.

Конкретизация отдельных полномочий представительных органов местного самоуправления содержится в федеральном законе, определяющем финансовые основы местного самоуправления, в Бюджетном и Налоговом кодексах РФ, а также в региональном законодательстве.

 

  1. Исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, как органы финансовой деятельности.

 

Органы исполнительной власти обеспечивают проведение в жизнь законов и решений представительной власти. Так, согласно Бюджетному кодексу РФ, Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет отчет об исполнении федерального бюджета. А согласно ст.114 Конституции РФ, оно обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет управление федеральной собственностью, осуществляет иные полномочия, возложенные на него законами, указами Президента РФ. Более того, законопроекты о

введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Правительство РФ осуществляет функции финансовой деятельности непосредственно, либо через финансово-кредитную систему или специально создаваемые учреждения, предприятия, выполняющие функции его агента. Например, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1999 год» (ст. 129) образована Комиссия по контрою за возвратом в федеральный бюджет бюджетных инвестиционных ассигнований и процентов за пользование ими. Председатель Комиссии, ее состав утверждается Правительством РФ.

Органы исполнительной власти субъектов федерации и местного самоуправления способствуют практическому осуществлению актов своих представительных органов, исполняют финансовые планы территорий, непосредственно управляют региональными финансами. Исполнением своих смет и балансов, реализацией иных функций финансовой деятельности занимаются отраслевые и функциональные органы исполнительной власти федерации, ее субъектов, местного самоуправления. В систему федеральных органов исполнительной власти входят министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, службы, надзоры, российские агентства и иные исполнительные органы. Структуру органов исполнительной власти на местах определяют представительные органы в уставах и положениях. Это департаменты, комитеты, управления, комиссии, службы, отделы и т. п.

В системе исполнительных органов особой группой выделяются органы финансово-кредитной системы, для которых финансовая деятельность составляет основу их компетенции. К специальным органам финансово- кредитной системы относятся органы государственного и муниципального управления финансами, налоговые органы, денежно-кредитные, страховые, валютные органы.

 

13. Специальные органы финансовой деятельности: виды, разграничение полномочий.

 

Государство руководит финансовой деятельностью через государственные органы, наделенные специальной компетенцией. В зависимости от характера деятельности, полномочий в области финансовой деятельности все органы, участвующие в ней, делятся на две группы. В финансовой деятельности принимают участие практически все государственные органы в зависимости от их компетенции, установленной Конституцией и законами, нормативными актами, определяющими их правовой статус, и др. Одна группа органов, осуществляющих финансовую деятельность, относится к органам общей компетенции.

В данной ситуации они реализуют полномочия в области финансовой деятельности наряду с другими типами полномочий.

Осуществляя деятельность по многим направлениям, они реализуют в том числе и финансовую, которая не является для них основной или единственной. Другую группу составляют органы специальной компетенции, созданные государством и наделенные полномочиями исключительно для осуществления финансовой деятельности (органы Государственного казначейства, контрольно-ревизионные органы и т. д.).

Государственная политика в финансовой сфере осуществляет Дума РФ, которая утверждает общегосударственные программы, Государственный бюджет и внесение изменений в него, осуществляет контроль за использованием Государственного бюджета Украины, принимает решения по отчету о его исполнении. Исключительно законами регулируются важнейшие вопросы в финансовой сфере.

Органы исполнительной власти, которые осуществляют управление финансами, делят на:

1) органы управления общей компетенции (Кабинет Министров, местные государственные администрации, орга
ны местного самоуправления);
2) органы управления специальной (отраслевой, межотраслевой) компетенции, которые включают две подгруппы:
а) органы, осуществляющие финансовую деятельность наряду со своими основными функциями (министерства, ведомства,
за исключением Министерства финансов);
б) органы, для которых финансовая деятельность является основной (Министерство финансов, Государственная налоговая
администрация Украины и др.). Эти органы образованы специально для осуществления финансовой деятельности.

Значительными полномочиями в области управления финансами наделен Кабинет Министров. Он обеспечивает: проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики; разработку проекта закона о Государственном бюджете; исполнение утвержденного Государственного бюджета; предоставление отчета об исполнении Государственного бюджета.

Оперативное управление финансами осуществляется через специальные государственные органы исполнительной власти. Система финансовых органов возглавляется Министерством финансов (далее - Минфин) - центральным органом исполнительной власти по управлению финансами. Минфин прогнозирует развитие экономики, разрабатывает проект Государственной программы экономического и социального развития, проект Государственного бюджета.
Для управления финансами Минфин наделен полномочиями, составляющими три группы:

1) полномочия, которые связаны с функциями по составлению и исполнению Государственного бюджета, контролю за его исполнением;
2) полномочия по применению мер в случаях нарушений установленного порядка исполнения Государственного бюджета, приостановления финансирования;
3) полномочия, касающиеся регулирования соотношения средств Государственного бюджета и местных бюджетов в процессе их формирования.

Органами Минфина на местах являются финансовые органы местных государственных администраций, которые разрабатывают проекты соответствующих бюджетов, организуют исполнение бюджетов, обеспечивают поступление средств во внебюджетные фонды, устанавливают на основе решения совета размер местных сборов и объявляют местные добровольные займы.

Особым центральным органом исполнительной власти, статус которого приравнен к государственному комитету, является Государственное казначейство, образованное в соответствии с Указом Президента. Основными задачами Государственного казначейства являются: организация исполнения Государственного бюджета; контроль за его исполнением и регулированием отношений между Государственным бюджетом и внебюджетными фондами; краткосрочные прогнозы объемов государственных финансовых ресурсов и предоставление информации Думе РФ и Президенту.

 

14. Министерство финансов РФ.

 

В соответствии с указом президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре государственных органов исполнительной власти», Минфин организационно подчинён Председателю правительства РФ. В состав Минфина входят: Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральное казначейство (федеральная служба).

Основные задачи Министерства финансов РФ (ст. 3 Положе­ния):

1. совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;

2. разработка и реализация единой (финансовой, бюджет­ной, налоговой и валютной) политики в РФ;

3. разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

4. разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени РФ; управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

5. разработка и реализация единой политики в сфере разви­тия финансовых рынков в РФ;

6. участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресур­сов драгоценных металлов и драгоценных камней;

7. разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;

8. осуществление в пределах своей компетенции государст­венного финансового контроля;

9. обеспечение методологического руководства бухгалтер­ским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и от­четности в ЦБ РФ и кредитных организациях), а также в соот­ветствии с законодательством РФ аудитом в Российской Феде­рации (кроме аудита в банковской системе).

 

15. Федеральная налоговая служба. Система налоговых органов.

 

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

 

Структурно налоговые органы построены по территориальному признаку: Центральный аппарат ФНС РФ руководит работой 89 управлений ФНС, которые образованы в каждом субъекте Российской Федерации. Управлениям подчиняются налоговые инспекции районов и городов, находящихся на территории этого субъекта РФ, в том числе инспекции межрайонного уровня, охватывающие сразу несколько районов. Все налоговые инспекции составляют основное ядро на самом первом (нижнем) уровне структуры налоговых органов.

Кроме этого, сформировано 7 межрегиональных инспекций ФНС по федеральным округам, 9 специализированных (по видам деятельности), ориентированных на крупнейших налогоплательщиков, и ещё одна аналитическая для обработки данных. Эти инспекции подчинены напрямую центральному аппарату и не имеют отношения к управлениям ФНС – не подчиняют их и не подчиняются им. В самом аппарате ФНС сформированы управления по видам деятельности для руководства и контроля по направлениям – строительство, банки, производство, финансовые рынки и т.д.

 

 

16. Федеральная служба по финансовым рынкам.

 

Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком (за исключением банковской и аудиторской деятельности). ФСФР России находится в прямом подчинении Правительства Российской Федерации.

Основные полномочия

· Регулирование выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг, в том числе осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;

· Контроль и надзор в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж;

· Обобщение практики применения законодательства и внесение в Правительство Российской Федерации предложений о его совершенствовании и разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;

· Обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· Организация исследований по вопросам развития финансовых рынков.

 

17. Банк России: задачи, функции. Банковская система РФ.

 

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт Российской Федерации, разрабатывающий и реализующий совместно с Правительством России единую государственную кредитно-денежную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности коммерческих банков. Банк России, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступает органом экономического управления. Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами.

Согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации определено, что правом денежной эмиссии обладает Российская Федерация, а ст. 75 конкретизирует, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации и оговорена его основная функция — защита и обеспечение устойчивости рубля. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Основными целями деятельности Банка России являются:

· защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

· развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

· обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчётов.

Основными задачами Банка России являются:

· регулирование денежного обращения;

· проведение единой денежно-кредитной политики;

· защита интересов вкладчиков, банков;

· надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений;

· осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьёй 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

· во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;

· монопольно осуществляет эмиссию (выпуск) наличных денег и организует наличное денежное обращение, а также утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

· является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

· устанавливает правила осуществления расчётов в Российской Федерации;

· устанавливает правила проведения банковских операций;

· осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчётов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

· осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

· принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдаёт кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

· осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

· регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

· осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

· организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· определяет порядок осуществления расчётов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

· устанавливает правила бухгалтерского учёта (Положение Банка России N 302-П от 26 марта 2007 года «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации») и отчётности для банковской системы Российской Федерации (Указание Банка России от 12 ноября 2009 года № 2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчётности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»);

· устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

· принимает участие в разработке прогноза платёжного баланса Российской Федерации и организует составление платёжного баланса Российской Федерации;

· принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;

· устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

· проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

· осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;

· осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.084 с.)