Расходы бюджетов местных, региональных и федеральных в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы и капитальные расходы в виде перечислений денежных средств. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расходы бюджетов местных, региональных и федеральных в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы и капитальные расходы в виде перечислений денежных средств.



Текущие расходы бюджетов являются определенной частью расходов бюджетов (в виде денежных средств), обеспечивающей текущее функционирование органов государственной власти (на федеральном уровне), органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме: дотаций; субвенций; субсидий на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы (в соответствии с бюджетной классификацией РФ).

Капитальные расходы бюджетов представляют собой часть расходов бюджетов (в виде денежных средств), направляемую на инвестиционную и инновационную деятельность, включающую статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, денежные средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ (т.е. федерального уровня) субъектов РФ, муниципальных образований, прочие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Расходы бюджетов в виде предоставления денежных бюджетных средств осуществляются в следующих формах:
1) ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
2) ассигнование на содержание различных бюджетных учреждений, в которых производится:
а) оплата труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и регулирующими размер оплаты труда правовыми актами;
б) оплата работ, товаров и услуг по заключенным контрактам;
в) командировочные и иные компенсационные выплаты работникам бюджетных учреждений в соответствии с законодательством РФ и др.;
3) ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ (на федеральном уровне), законодательством субъектов РФ, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
4) межбюджетных трансфертов;
5) трансфертов населению;
6) субвенций и субсидий юридическим и физическим лицам и др.

 

75. Финансы и имущество казённых предприятий.

 

Казенное предприятие - по гражданскому законодательству РФ унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления. Согласно ст. 115 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное К.п.). Учредительным документом К.п. является его устав, утверждаемый Правительством РФ. РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам К.п. при недостаточности его имущества. К.п. может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства РФ.

Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"

Казенное предприятие может быть создано в случае:
если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;
необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;
необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;
необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Имущество казенного предприятия закреплено за ним на праве оперативного управления. При этом в соответствии со ст. 297 ГК РФ казенное предприятие может аналогично ГУПам распоряжаться этим имуществом (реализовывать, сдавать в аренду, списывать и т.п.) с согласия собственника, что отличает его от бюджетных учреждений, которые вообще не могут распоряжаться имуществом, также закрепленным за ними на праве оперативного управления. Таким образом, в отличие от бюджетных учреждений, имущество которых может быть сдано только на основе трехсторонних договоров, казенное предприятие самостоятельно заключает договоры аренды и выступает "арендодателем" при условии, что на указанных договорах имеется отметка органа управления имуществом о согласовании данных сделок.
Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, а при недостаточности такого имущества субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия согласно п. 5 ст. 115 ГК РФ несет его собственник (т.е. государство или муниципальное образование). В связи с этим казенное предприятие не может быть ликвидировано вследствие несостоятельности (банкротства).
Деятельность казенного предприятия определяется в соответствии с утверждаемой учредителем данного предприятия программой (бизнес-планом) финансово-хозяйственной деятельности, в которой в обязательном порядке устанавливаются следующие основные показатели по производству продукции (работ, услуг):
объем поставок продукции (работ, услуг) в натуральном выражении с указанием номенклатуры и ассортимента, требований, предъявляемых к качеству продукции (работ, услуг), сроков поставок, цен и условий их изменения;
фонд оплаты труда и норматив уменьшения его при невыполнении показателей плана-заказа; увеличение фонда оплаты труда производится за счет прибыли по нормативам, устанавливаемым уполномоченным органом;
лимит численности работников;
объем средств, выделяемых из бюджета учредителя предприятия, и условия их предоставления;
мероприятия, необходимые для обеспечения устойчивой работы казенного предприятия;
задания по вводу в действие и выводу производственных мощностей;
задания по созданию и освоению новых видов продукции;
задания по подготовке и переподготовке кадров;
условия реализации развития казенного предприятия, в том числе финансовые затраты и источники их покрытия…
Основой планирования финансово-хозяйственной деятельности казенного предприятия, а также формирования структуры аналитических счетов в системе его бухгалтерского учета является оформленная на основе программы (бизнес-плана) финансово-хозяйственной деятельности данного предприятия смета доходов и расходов. Поступления и расходы средств в указанной смете должны быть детализированы по источникам их финансирования, по созданным на предприятии в соответствии с его уставом фондам, а также по целям (направлениям) использования средств. В целях обеспечения нормальных условий для организации контроля за целевым использованием средств казенного предприятия целесообразно детализировать все расходы казенного предприятия по кодам ЭКР.

Казенные предприятия относятся к числу государственных унитарных предприятий, создаваемых собственником имущества и не наделенных правом собственности на предоставляемое им собственником имущество. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Соответственно различают федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъектов Российской Федерации, муниципальные казенные предприятия.

 

76. Бюджетный процесс: понятие, стадии.

 

Под бюджетным процессом понимается регламентированная и регулируе­мая процессуальными нормами бюджетного права деятельность орга­нов государственной власти, органов местного самоуправления и всех участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению про­ектов бюджетов, проектов бюджетов внебюджетных фондов, их утвер­ждению и исполнению, а также по контролю за их исполнением.
2. Правовой основой бюджетного процесса в России выступают положения Конституции РФ, БК РФ, а также принятые в рамках, очерченных нор­мами БК РФ, правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуп­равления. В основе указанных правовых норм лежат такие принципы бюд­жетного процесса, как ежегодность бюджета (краткосрочность бюджетного планирования) и конкретность (специализация) бюджетных показателей:
ежегодность означает, что бюджет составляется (а закон о бюджете при­нимается) сроком на один финансовый год, который в нашей стране соответствует календарному году (с 1 января по 31 декабря).

Бюджетный процесс состоит из пяти стадий:
составление проекта бюджета;
рассмотрение проекта бюджета;
утверждение бюджета;
исполнение бюджета;
рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

 

77. Банк России, как орган регулирования и надзора в кредитно-банковской системе.

 

Основными целями банковского регулирования и надзора в РФ являются поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России как надзорный орган не вмешивается в оперативную самостоятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора. Он объединяет структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Руководитель этого Комитета назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров. В структуре Банка России для выполнения надзорных функций созданы департаменты банковского регулирования и надзора, лицензирования деятельности кредитных организаций и их финансового оздоровления и др. Непосредственно функции по надзору Банк России реализует через свои территориальные управления (главные управления и национальные банки республик в составе РФ).

С позиций жизненного цикла кредитной организации регулирующую и надзорную деятельность Банка России можно подразделить на:

  • регулирование и контроль создания кредитных организаций;
  • надзор за текущей деятельностью действующих кредитных организаций;
  • регулирование реорганизации и ликвидации кредитных организаций.

Регулирование и контроль создания кредитных организаций включает в себя государственную регистрацию создаваемых кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности [Государственную регистрацию кредитных организаций на основании решения Банка России производит Министерство РФ по налогам и сборам, которое является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регистрацию всех юридических лиц.]. Эти меры направлены на отбор для совершения банковских операций только тех экономических субъектов, которые соответствуют требованиям законодательства по уровню собственного капитала, квалификации руководящих работников, материальной оснащенности и др. Банк России как лицензирующий орган уже на стадии создания кредитной организации имеет возможность отсеивать нежизнеспособные, с повышенной степенью риска организации, оценивать финансовую состоятельность будущих владельцев, профессионализм и компетентность управляющих.

Надзор за текущей деятельностью кредитных организаций осуществляется Банком России в форме дистанционного документарного надзора и проведения инспекционных проверок на местах. Основная цель дистанционного надзора - это оценка принимаемых кредитной организацией рисков, выявление на ранней стадии проблем в деятельности и принятие мер для преодоления выявленных негативных явлений и тенденций. Контролю со стороны Банка России также подвергается расширение деятельности кредитных организаций путем создания территориально обособленных подразделений и расширения круга выполняемых операций, реорганизационные процедуры, изменения в составе участников и руководящем составе кредитных организаций и их филиалов. Дистанционный надзор осуществляется на основании отчетности, представляемой кредитными организациями в Банк России. Последний имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, а также требовать разъяснений по полученной информации [Ст. 56 Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».].

Так как дистанционный надзор основывается на данных отчетности, подготавливаемой и передаваемой самими банками, то велика вероятность, что при появлении и нарастании у банка проблем достоверность и полнота их отчетности будет снижаться. Это приведет к необходимости проведения инспекционных проверок на местах. В их ходе инспекторы Банка России оценивают качество управления кредитной организацией, адекватность банковского капитала, качество активов и правомерность формирования доходов, правильность выполнения банковских операций и адекватность системы внутреннего контроля, а также проверяют соблюдение кредитной организацией требований законов и нормативных актов Банка России.

Для реализации законодательно закрепленных за ним функций в области банковского регулирования и надзора Банку России предоставлены полномочия применять меры воздействия за нарушения законодательства, нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, и собственных предписаний.

Меры воздействия могут носить предупредительный характер или быть принудительными (штрафы, ограничения и запреты на проведение операций и т. п.). Они зависят от характера допущенных нарушений, причин, обусловивших их возникновение, общего финансового состояния кредитной организации, а также от ее положения на федеральном и региональном рынках банковских услуг.

Для предупреждения банкротства действующих кредитных организаций Банк России может применять меры по их финансовому оздоровлению - либо назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией, либо потребовать ее реорганизации. Выбор конкретных мер зависит от состояния кредитной организации и перспектив воздействия со стороны Центрального банка РФ.

Регулирование реорганизации и ликвидации кредитных организаций может происходить как добровольно - по решению их акционеров (участников), так и в принудительном порядке в случае их несостоятельности либо нарушения действующего законодательства. Банк России осуществляет надзор за процессами реорганизации и ликвидации кредитных организаций с целью защиты интересов их кредиторов и вкладчиков. Дополнительная задача, которая решается в ходе надзора, состоит в обеспечении условий для добросовестной конкуренции на банковском рынке и недопущении его монополизации группами взаимосвязанных кредитных организаций.

Добровольная реорганизация кредитных организаций происходит по инициативе их учредителей. Цель ее заключается в улучшении рыночного положения данной кредитной организации за счет расширения доли рынка, выхода на новые его сегменты, отсечения неэффективных направлений банковского бизнеса, снижение рисков на основе их распределения между самостоятельными организациями и т. п. Решение о добровольной ликвидации учредители принимают тогда, когда по различным мотивам отказываются от ведения банковского бизнеса (снижение рентабельности этого бизнеса, усиление конкуренции на банковском рынке, отсутствие свободных рыночных ниш и т. п.). В этих случаях Банк России осуществляет общий надзор за соблюдением действующего законодательства и нормативных актов в процессе осуществления реорганизационных и ликвидационных процедур.

Принудительная реорганизация проводится Банком России в рамках мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, к которым кроме реорганизации относятся также меры по финансовому оздоровлению и назначение временной администрации по управлению кредитной организацией. Основаниями для осуществления мер по предупреждению банкротства являются случаи, когда кредитная организация:

  • не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам или обязанность по уплате обязательных платежей;
  • допускает абсолютное снижение собственного капитала по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20 % при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
  • нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала);
  • нарушает норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 10 %.

Мерами по финансовому оздоровлению кредитной организации являются оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами, изменения структур активов и пассивов, а также организационной структуры, приведение в соответствие размера уставного капитала и величины ее собственных средств.

На практике могут применяться и иные меры, предусмотренные федеральными законами. Все они должны разрабатываться и реализовываться органами управления кредитной организации и ее учредителями. Если они не способны проводить мероприятия по оздоровлению банка, то Банк России может потребовать осуществления мер по финансовому оздоровлению в порядке применения принудительных мер воздействия. Тогда кредитная организация лишается права принимать решения о распределении прибыли между ее участниками и выплате дивидендов.

Временная администрация по управлению кредитной организацией является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым Банком России на срок не более шести месяцев. Возглавляет администрацию руководитель, который формирует состав временной администрации и несет ответственность за ее деятельность. В период работы временной администрации Банк России своим актом может ограничить либо приостановить полномочия исполнительных органов кредитной организации в том случае, когда осуществление ими своих прав наносит ущерб интересам третьих лиц. Если это происходит, временная администрация выполняет функции наблюдательного и контролирующего органа, а также принимает на себя права и обязанности исполнительных органов кредитной организации. При приостановлении полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация может обратиться в Банк России с ходатайством о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов. Банк России принимает решение о прекращении деятельности временной администрации в случае устранения причин, послуживших основанием для ее назначения, при передаче дел арбитражному управляющему, по другим основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (в ред. ot 21. 03. 02)[СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1097; 2000. № 2. Ст. 127; 2001. № 26. Ст. 2590; № 33 (ч. 1). Ст. 3419; 2002. № 12. Ст. 1093.].

Реорганизация кредитной организации по требованию Банка России проводится тогда, когда иные меры финансового оздоровления не могут обеспечить восстановления ее платежеспособности и ликвидности. Реорганизация осуществляется в форме слияния или присоединения к другой, финансово устойчивой кредитной организации. При получении требования о реорганизации руководитель кредитной организации обязан в течение пяти дней обратиться в органы ее управления с ходатайством о необходимости реорганизации. В свою очередь органы управления в 10-дневный срок с момента получения требования Банка России обязаны принять решение о реорганизации и известить об этом Банк России.

Осуществляя надзор за ходом реорганизации, Банк России добивается, чтобы образующиеся при слиянии кредитные организации были финансово устойчивыми, обеспечивали сохранность средств кредиторов и вкладчиков.

Если меры по финансовому оздоровлению кредитной организации не приносят результата и у нее появляются признаки несостоятельности, Банк России может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом. Кредитная организация может быть признана банкротом только по решению суда. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Поэтому все лица, обратившиеся в суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом (сама кредитная организация - должник, ее кредиторы, прокурор, налоговый или иной уполномоченный орган), должны направить в Банк России заявление об отзыве лицензии.

Банк России обязан рассмотреть его в течение месяца и в случае достаточных обстоятельств отозвать лицензию, обеспечивая «запуск» процедуры банкротства, к которым относятся наблюдение и конкурсное производство. Через механизм банкротства обеспечиваются права кредиторов на удовлетворение требований к кредитной организации - должнику, когда она не удовлетворяет их в обычном порядке.

В процессе конкурсного производства конкурсные управляющие обязаны сдавать отчетность в соответствии с нормативными актами Банка России, в том числе промежуточный и окончательный ликвидационные балансы. Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свое существование с момента внесения записи о ликвидации в государственный реестр регистрации юридических лиц, который ведет Министерство РФ по налогам и сборам как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Как расчетный центр банковской системы Банк России берет на себя проведение межбанковских расчетов через собственную платежную систему, а также окончательное урегулирование расчетов, осуществляемых частными платежными системами. Банк России выступает в качестве общего банка-корреспондента для всех кредитных организаций, его участие в платежной системе снижает операционные риски всех экономических агентов.

Через платежную систему Банка России в 2001 г. было проведено 59,3 % общего объема безналичных платежей. Значительная их часть осуществляется через системы расчетов между клиентами одного подразделения кредитной организации (филиала). В 2001 г. их доля составила 24,1 % общего объема безналичных платежей. Удельный вес платежей, проведенных через платежные системы для расчетов на основе прямых корреспондентских отношений, а также через платежные системы расчетных небанковских кредитных организаций и внутрибанковские платежные системы, относительно не велик. В 2001 г. он составил соответственно 7, 0,6 и 9 %. Банк России не принимает непосредственного участия в функционировании данных платежных систем, но при всех вариантах прохождения платежей погашение сальдо взаимной задолженности кредитных организаций происходит с корреспондентских счетов Банка России, что служит подтверждением выполнения им роли расчетного центра банковской системы.

Банку России принадлежит исключительная роль в организации расчетов наличными деньгами. Эмиссия наличных денег, которые являются одним из инструментов платежей, организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исключительно Банком России. Совет директоров Банка России принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Банк России осуществляет прогнозирование потребности в наличных деньгах и организует производство, перевозку и хранение банкнот и монет, создает их резервные фонды. Он устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций, а также признаки платежеспособности и порядок замены поврежденных банкнот и монет и их уничтожения. Банк России в рамках предоставленных ему полномочий определяет порядок ведения кассовых операций для кредитных организаций и их клиентов.

 

78. Финансово-правовое регулирование расчётных отношений. Банк России и организация расчётных отношений.

 

Расчетные отношения регламентируются нормами различ­ных отраслей права, и в первую очередь нормами гражданского и финансового права. Важнейшими нормативными актами, ре­гулирующими данную сферу общественных отношений, являют­ся Гражданский кодекс РФ, федеральные законы «О Централь­ном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ и др.
Отдельные статьи Гражданского кодекса РФ носят импера­тивный характер, другие — диспозитивный. Императивные нор­мы не могут не соблюдаться хозяйствующими субъектами. Это означает, что ими следует руководствоваться только так, как сказано в ГК РФ и никак иначе. В них регулируются права и обязанности хозяйствующих субъектов, равно как и устанавли­вается ответственность за нарушение этих обязательств. Напри­мер, гл. 45, 46 ГК РФ посвящены договору банковского счета и механизму его реализации.
Нормы, носящие диспозитивный характер, действуют только тогда, когда иное не установлено договором. Это значит, что если в договоре установлена определенная ответственность, то ответственность наступает только та, которая установлена дого­вором.
Такое действие норм ГК РФ играет решающую роль при разработке формы и содержания договоров об осуществлении расчетных отношений и об ответственности банков перед кли­ентами.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» расчетные отношения между клиен­тами осуществляются на основе договоров, если иное не преду­смотрено данным Законом.
Расчетные отношения регламентируются также постановле­ниями Правительства РФ, нормативными актами Банка России.
Таким образом, вследствие сложности и разнообразия рас­четные правоотношения регулируются множеством норматив­ных актов, что позволяет обеспечить соблюдение действующего российского законодательства и норм международного права.

В соответствии с ФЗ от 10.07.2002 г. «О Центральном банке РФ», ст.46, банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции: проводить расчетные, кассовые и депозитные операции.

Ст.80. Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных систем в Российской Федерации. Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов.

Общий срок осуществления платежей по безналичным расчетам не должен превышать два операционных дня, если указанный платеж осуществляется в пределах территории субъекта Российской Федерации, и пять операционных дней, если указанный платеж осуществляется в пределах территории Российской Федерации.

Ст.81. Банк России осуществляет межбанковские безналичные расчеты через свои учреждения.

 

 

79. Денежная система РФ. Развитие законодательства о денежной системе РФ.

 

Денежная система – тип устройства денежного обращения в стране, который закреплен законодательно и предусматривает единство различных элементов обращения денег.

Денежная система устанавливает металл валюты, денежную единицу, порядок чеканки, порядок обращения денег.

Основой системы является благородный металл, выполняющий функцию всеобщего эквивалента. Валютный металл определяется условиями исторической эпохи. С начала ХХ века в капиталистических странах им стало золото вместо серебра.

Денежная система любой развитой страны включает такие элементы как денежная единица, определенный вид или виды денег, масштаб цен, система эмиссии и госаппарат регулирования обращения денег. Денежная единица – количество драгоценного металла, принимаемое за масштаб цен.

В РФ официальной денежной единицей – национальной валютой – является рубль. Один рубль составляет 100 копеек. Введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими ценными металлами не устанавливается. Исключительное право выпуска наличных денег, организации и изъятия их из обращения на территории России принадлежит БР. Банкноты и монеты Банка России являются единственным законным средством платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.

ЦБ России утверждает образцы банкнот и металлических монет, которые имеют законную платежную силу. Банковские билеты и металлические монеты являются безусловными обязательствами ЦБ и обеспечиваются его активами. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей тер-ритории России, а также для зачисления на счета, вклады, аккредитивы и для перевода.

Банкноты и монеты не могут быть объявленными недействительными, если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты нового образца. Ограничения по суммам обмена не допускаются. Срок обмена может быть установлен в диапазоне от 1 года до 5 лет.

Платежи на территории РФ осуществляются в виде наличных и безналичных расчетов. ЦБ утверждает образцы платежных документов, используемых для безналичных расчетов (платежные поручения, векселя, чеки).

Для осуществления эмиссионно-кассового регулирования, кассового обслуживания коммерческих банков, предприятий, организаций и учреждений в главных территориальных управлениях ЦБ, расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных билетов и монет (запасы не выпущенных в обращение билетов и монет).

Совет директоров ЦБ РФ принимает решение о выпуске и обращении новых банкнот и монет и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.

Выпуск наличных денег происходит ежедневно в пределах сумм, изымаемых из обращения.

Эмиссия наличных денег осуществляется сверх сумм, изъятых из обращения, и является фактором денежно-кредитного регулирования со стороны Центрального банка.

Эмиссионное регулирование (регулирование выпуска и изъятия денег из обращения) означает следующее:

– определение эмиссионного результата как по отдельным регионам, так и в целом по стране;

– правильное документальное оформление всех эмиссионных операций.

 

Закон разделил полномочия Правительства РФ и ЦБ в области изготовления денежных знаков. Центральный банк несет ответственность лишь за планирование объемов их производства. В целях организации наличного денежного обращения на него возложены следующие функции:

♦ прогнозирование и организация производства банкнот и металлических монет;

♦ создание резервных фондов банкнот и монет;

♦ определение правил хранения, перевозки и инкассации

наличных денег;

♦ установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены и уничтожения денежных знаков;

♦ утверждение правил ведения кассовых операций для кредитных организаций.

С июня 1997 г. Банк России ввел в действие Положение «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г. № 56. Правительство Российской Федерации совместно с Центральным банком разрабатывает основные направления экономической политики, в том числе денежной и кредитной. Осуществление денежно-кредитного регулирования экономики Центральным банком проводится путем использования общепринятых в рыночной экономике инструментов: изменения процентных ставок по кредитам коммерческим банкам, резервных требований и проведения операций на открытом рынке. Он регулирует величину и темпы роста денежной массы.

 

80. Банк России и регулирование денежного обращения.

 

Необходимость регулирования денежного обращения диктуется прежде всего борьбой с инфляцией, которая дезорганизует экономику, сокращает платежеспособный спрос предприятий и населения.

Объективным фоном инфляции является возможность получения огромных прибылей за счет роста цен. В условиях директивной экономики такая возможность подавляется государственным контролем за ценами и доходами. Либерализация цен, естественно, стала мощным толчком к открытой инфляции; экономика устремилась к мировым ценам, не имея для этого соответствующей производительности труда, структуры экономики, оплаты труда. Неконтролируемость доходов привела к обесценению денег в сфере обращения, а рост издержек — к параличу платежеспособного спроса в сфере производства.

К постоянному удорожанию ведет также снижение эффективности использования производственных ресурсов: мощностей, рабочей силы и других. На удорожание затрат приходится около 40% роста инфляции, на прирост денежной массы — не более 15%. Рост затрат порождает недостаток доходов для поддержания воспроизводства, что и стимулирует повышение цен. Фактором инфляции является также наличие многочисленных перекупщиков на пути продвижения товаров от производителя к конечному потребителю.

Хотя причины инфляции имеют многоплановый характер, правительство в борьбе с ней вначале избрало в основном одно направление — сжатие совокупного спроса за счет снижения государственных расходов, увеличения налогов, обесценения вкладов населения.

В 1995 г. инфляция существенно сократилась. Однако она остается все еще высокой по меркам развитых стран, ее снижение достигнуто дорогой ценой: уменьшаются инвестиции, не растет объем производства, ухудшилось положение в социальной сфере. Поэтому преодоление инфляции остается одной из главных задач развития экономики, состоящей в том, чтобы уменьшить ее до безопасного уровня (1—2% в месяц) без снижения производства и жизненного уровня населения. Это решение усложняется тем, что факторы, обеспечивающие понижение инфляции, имеют противоречивый характер. Так, меры по поддержке предприятий в интересах повышения эффективности производства одновременно могут способствовать и росту инфляции. Рост доходов, потребления, инвестиций, усиление протекционизма действуют в том же направлении, хотя и необходимы для оживления производства.

На характер борьбы с инфляцией накладывает отпечаток то обстоятельство, что теперь денежное обращение России и размеры бюджетного дефицита находятся под контролем Международного валютного фонда (МВФ). Жесткие параметры, устанавливаемые МВФ прежде всего в сфере эмиссии, вызвали к жизни выпуск денежных суррогатов. Ими являются товарный и вексельный кредиты, казначейские налоговые освобождения, правительственные гарантии под кредиты коммерческих банков, выдаваемые получателям бюджетных средств.

Поскольку прямое кредитование Центральным банком правительственных расходов МВФ запрещается, применяется выпуск правительственных гарантий под кредиты коммерческих банков, т.е. кредит берет не правительство, а бюджетополучатель. Такой заем не считается источником покрытия бюджетного дефицита, и проценты по нему относятся за счет ассигнований на конкретные статьи бюджетных расходов (оборона, сельское хозяйство и т.д.), а не за счет статьи «Обслуживание государственного долга».'

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.484 с.)