Роль, задачи и организация финансового контроля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль, задачи и организация финансового контроля.



Финансовый контроль - целенаправленная деятельность уполномоченных органов по обеспечению выполнения субъектами хозяйствования установленных форм и методов реализации финансовых отношений.

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

Целью финансового контроля является содействие формированию научно-обоснованной финансовой политики, эффективного финансового механизма.

Финансовый контроль связан с использованием стоимостных категорий и поэтому имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля является денежные распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов. Непосредственным объектом проверок выступают финансовые стоимостные показатели, такие как прибыль, доходы, налоги, рентабельность, себестоимость, отчисления на различные цели и в фонды.

Задачи финансового контроля следует рассматривать в зависимости от уровня его осуществления.

На макроуровне основными задачами финансового контроля являются:

- обеспечение процесса формирования и эффективного использования централизованных фондов денежных средств;

- выявление и устранение диспропорций в распределении финансовых ресурсов по отраслям и территориям с целью наиболее эффективного их использования, оптимального удовлетворения потребностей в финансовых ресурсах:

- контроль за соответствием действующих норм и методов реализации финансовых отношений объективно существующим условиям хозяйствования.

Объектом контроля выступают государственные финансы. Финансовый контроль представлен в виде налогового и бюджетного контроля, страхового и банковского надзора.

На микроуровне задачами финансового контроля являются:

- обеспечение соблюдения предприятиями действующего законодательства в области финансов;

- обеспечение своевременности и полноты выполнения субъектами хозяйствования финансовых обязательств перед государством и банковским сектором;

- выявление внутрихозяйственных резервов роста финансовых ресурсов;

- содействие рациональному расходованию всех видов ресурсов, правильному ведению бухгалтерского учета, составлению отчетности.

Финансовый контроль в зависимости от целей, задач, функционального назначения условно можно классифицировать по разным критериям:

* по времени проведения: предварительный, текущий, последующий;

* по субъектам контроля: президентский, контроль представительных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, аудиторский:

* по сфере деятельности: бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой;

* по форме проведения: обязательный (внешний), инициативный (внутренний);

* по методам проведения: проверка, обследование, анализ, ревизия.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств (например: макроуровень - составление и утверждение бюджетов и финансовых планов внебюджетных фондов; микроуровень - разработка кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов).

Текущий финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд, субсидий. Проверяется соблюдение норм и нормативов расходования денежных и товарно-материальных ресурсов.

Последующий финансовый контроль предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов. Он проводится посредством проверки, обследования, анализа, ревизии.

Проверка осуществляется на основе отчетной документации и расходных документов. В ходе проверки рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений (например: проверка правильности удержаний из заработной платы, проверка правильности отнесения затрат на себестоимость продукции).

Обследование охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей. Результатом является определение финансового состояния объекта контроля и перспектив его развития.

Анализ предполагает изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния организации, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования. Результат - выявление причин тех или иных результатов деятельности и на этой основе обоснование путей и факторов решения выявленных проблем.

Ревизия - комплексный и наиболее глубокий метод контроля. Ревизия - это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. Ревизии могут быть:

- полные и частичные

- комплексные и тематические

- плановые и внеплановые

- документальные и фактические.

Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий, государственными и негосударственными органами контроля (КРУ МФ РФ, Федеральное Казначейство РФ, Центральный банк РФ, аудиторские службы). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

Государственный контроль.

Наиболее представительным органом государственного финансового контроля является Счетная палата Российской Федерации, которая была создана законом от 11 января 1995 г. «O Счетной палате РФ» для усиления контроля со стороны Федерального Собрания РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению.

Основные задачи Счетной палаты РФ:

- определение целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фон­дов;

- проведение экспертизы проектов федеральных законов, иных нормативных актов, предусматривающих расходы; покрываемые за счет средств бюджета;

- осуществление контроля за законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке РФ, уполномочен­ных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации и т. д.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Госу­дарственной Думой сроком на 6 лет. Заместитель председателя на­значается на должность Советом Федерации на тот же срок при формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная Дума назначают по 6 аудиторов сроком на 6 лет.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются:

· во-первых, на все государственные органы и учреждения в Россий­ской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды;

· во-вторых, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, бан­ки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от ви­дов и форм собственности, если они получают, перечисляют, исполь­зуют средства из федерального бюджета или используют федераль­ную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставлен­ные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в опе­ративную деятельность проверяемых организаций. Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации предписа­ния, обязательные для исполнения.

Значительные функции финансового контроля выполняет Кон­трольное управление Президента РФ. Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту­ РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций: контроль за деятельностью органов кон­троля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Главное контрольное управление наделено правом:

· требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы собственности) представления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения про­верок;

· привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок.

Оно вправе направлять пред­писания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены в течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции к нарушителям финансо­вой дисциплины. Материалы об этом направляются в соответствую­щие контрольные или правоохранительные органы для принятия необходимых мер.

В системе исполнительной власти также образованы органы, наделен­ные специальной компетенцией в области финансового контроля, к которым относятся Федеральное казначейство и федеральные службы.

Федеральное казначейство РФ было образовано в 1992 г. в со­ответствии с Указом Президента РФ. В настоящее время его дея­тельность регламентируется постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществ­ляющим правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюдже­тов бюджетной системы страны, предварительному и текущему кон­тролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Оно находится в ведении Министерства фи­нансов РФ.

Федеральное казначейство наделено следующими полномочиями для реализации стоящих перед ним целей:

· доводит до главных рас­порядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджет­ных обязательств и объемы финансирования;

· ведет учет операций по кассовому исполнению бюджетов;

· открывает и ведет лицевые счета указанных субъектов;

· составляет и представляет в Министерство финансов РФ оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета;

· осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

· осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной сис­темы Российской Федерации.

Наряду с перечисленными полномочиями Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведени­ем операций со средствами федерального бюджета главными распо­рядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Правомочия органов Казначейства в сфере финансовых отношений достаточно широки. В соответствии с БК РФ руководители органов Федерального казначейства, его территориальных органов имеют право приостанавли­вать в предусмотренных бюджетным законодательством случаях опе­рации по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казна­чейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях.

В целях усиления финансового контроля в 2004 г. была создана Федеральная служба Финансово-бюджетного надзора, функциони­рующая на основании постановления Правительства РФ от 15 июня 2004 г. Служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финан­сово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Полномочия Службы включают в себя осуществление контроля и надзора:

· за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

· за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицен­зий и разрешений;

· за соблюдением требований бюджетного законо­дательства получателями финансовой помощи из федерального бюд­жета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций;

· за исполнением органами финансового контроля феде­ральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления за­конодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре;

· за ис­полнением бюджетов субъектами Федерации и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части указанных средств и т. д.

Для реализации названных полномочий Служба имеет право направлять обязательные к испол­нению представления и предписания по устранению выявленных нарушений, а также осуществлять контроль за своевременностью и полно­той устранения проверяемыми организациями нарушений законода­тельства.

Вопросами противодействия легализации (отмыванию) доходов, по­лученных преступным путем, и финансированию терроризма занимается Федеральная служба по финансовому мониторингу, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ и созданная по Указу Президента РФ от 1 ноября 2001 г. «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Служба наделена полномочиями:

1) по осуществлению контроля и надзора за выполнением всеми лицами требований законодательст­ва о противодействии легализации (отмыванию) доходов, получен­ных преступным путем, и финансированию терроризма, за привлече­нием к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законо­дательства;

2) по сбору, обработке и анализу информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имущест­вом, подлежащими контролю в соответствии с законодательством;

3) по осуществлению проверок полученной информации о назван­ных операциях, получении необходимых разъяснений;

4) по выявле­нию признаков, свидетельствующих о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализа­цией доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

Служба также ведет учет организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, подлежащими контролю, формирует перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеется информация об их участии в экстремистской деятельности; разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению наруше­ний законодательства в указанной сфере; принимает в пределах ком­петенции решения о нежелательности пребывания иностранного гра­жданина или лица без гражданства в Российской Федерации; служба издает постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом.

В соответствии с Законом РФ от 21 марта 1991 г. «О налоговых органах в Российской Федерации» при Министерстве финансов РСФСР была создана единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налоговых других обязательных платежей, установленных законодательст­вом - Государственная налоговая служба. В на­стоящее время это - Федераль­ная налоговая служба России, находящаяся в ведении Министерства финан­сов РФ.

Федеральная налоговая служба наделена широким кругом полномочий, включая осуществление контроля и надзора за:

· соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевре­менностью внесения налогов и сборов, иных платежей в бюджет;

· представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

· осуществлением валютных операций резидентами и нерезидента­ми, не являющимися кредитными организациями;

· соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

· полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

· проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.

Помимо названного, ФНС выдает в установленном порядке предусмотренные законодательством ли­цензии в сфере ее полномочий, осуществляет государственную реги­страцию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуаль­ных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств; ведет в установленном порядке учет всех налогоплательщиков и иные полномочия.

В целях реализации полномочий ФНС имеет право запрашивать и получать необходимые сведения от налогоплательщиков, прово­дить налоговые проверки, иные контрольные мероприятия, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Осуществление контрольных и надзорных полномочий в сфере страховой деятельности возложено на Федеральную службу страхо­вого надзора, созданную в 2004 г.

Контроль и надзор в сфере финансовых рынков возложен на Федеральную службу по финансовым рынкам. Контрольные полномочия в сфере финансовой деятельности воз­ложены также на Федеральную таможенную службу и отдельные службы МВД РФ.

Контрольные и финансовые органы субъектов Российской Фе­дерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распо­рядителе и распорядителей и получателей бюджетных средств соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюд­жетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и му­ниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

Негосударственный финансовый контроль.

1. Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами - бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента. Объектом контроля выступает финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

2. Аудиторский. Основная задача установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.

Аудиторская проверка может быть инициативной и обязательной. Ежегодной обязательной аудиторской проверке подлежат:

- банки;

- страховые компании;

- биржи;

- внебюджетные фонды;

- благотворительные фонды;

- предприятия в форме акционерного общества;

- предприятия с участием иностранного капитала.

Аудиторский контроль проводят аудиторские фирмы, включенные в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Результаты аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1048; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.033 с.)