Формы государственного и муниципального кредита. Классификация займов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы государственного и муниципального кредита. Классификация займов.



Различают три формы государственного и муниципального кредита:

n Государственный (муниципальный) займ - привлечение свободных денежных средств населения, предприятий, организаций для финансирования общественных потребностей;

n бюджетная ссуда (бюджетный кредит) - предоставление средств централизованного бюджетного фонда соответствующего уровня предприятиям и организациям, а также бюджетам других уровней на условиях платности, срочности, возвратности;

n гарантированный займ - обязательство государства, его субъектами или муниципалитета погасить займ, реализованный нижестоящими органами власти или отдельными хозяйственными организациями, а также произвести выплату процентов по нему в случае неплатежеспособности плательщика.

Основной формой государственного и муниципального кредита являются займы.

Таблица15.2

Классификация государственных и муниципальных займов

Признак Классификации Вид государственного займа. Краткая характеристика
1. По субъектам заемных отношений (применительно к РФ). - государственные заимствования РФ; - государственные заимствования субъектов РФ; - муниципальные заимствования.
2. По месту размещения. - внешние; - внутренние.
3. По обращению на рынке. - рыночные (свободно покупаемые и продаваемые); - нерыночные (не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Выпускаются для привлечения определенных инвесторов, например, негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний и др.).
4. По срокам привлечения средств. - краткосрочные (до 1 года. Используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов. Форма реализации - вексель. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти – муниципальные. Срок: Италия - 3,6,12 месяцев, Япония – 60 дней, Великобритания - 91 день и др.); - среднесрочные (от 1 до 5 лет. Финансирование дефицита бюджета, государственных программ. Форма реализации – казначейская нота, облигация); - долгосрочные (более 5 лет. Форма реализации – облигация.).
5. По обеспеченности долговых обязательств. - закладные (закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом. Наиболее применимы на уровне местного самоуправления.); - беззакладные (обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или территориальной единицы, выпустившей займ. Обычно выпускаются центральной властью.).
6. По характеру выплачиваемого дохода. - выигрышные (выплата дохода осуществляется в форме товарного или денежного выигрыша на основе тиражей выигрышей); - процентные (основной вид займов. Процентный доход выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов.); - дисконтные или с нулевым купоном (доход – разница между величиной номинала и ценой продажи. Продаются со скидкой с номинала, погашаются по номиналу. Доход выплачивается в момент погашения облигаций.).
7. По методу определения дохода. - с твердым доходом (устанавливается фиксированная ставка. Неприемлемо в условиях долгосрочных займов.); - с плавающим доходом (предусматривается систематический пересмотр процента, выплачиваемого по ценным бумагам. В качестве базы обычно используется ставка межбанковского кредитования в стране.).
8. По возможностям досрочного погашения. - с правом досрочного погашения (используются для избежания потерь государства при снижении процентной ставки); - без права досрочного погашения.
9. По порядку погашения. - единовременно; - частями (займ погашается частями в течение определенного промежутка времени. При этом погашение может производится равными частями, возрастающими долями, снижающимися долями.).
10. По методам размещения. - добровольные (свободно покупаются и продаются банковскими учреждениями); - размещаемые по подписке (размещаются среди населения, формально являются добровольными. Использовались в период существования административно-командной системы.); - принудительные (реализуются по Постановлениям Правительства, предусматривают строгую ответственность за уклонение от покупки облигаций).
11. По форме предоставления. - товарные (предоставляются на международном уровне в форме товаров): - денежные (на межгосударственном уровне могут предоставляться в валюте страны кредитора, в валюте стране заемщика, в валюте третей страны, в международной счетной единице).

В Российской Федерации право осуществления государственных внешних заимствований принадлежит РФ и субъекту РФ, внутренних займов – РФ, субъекту РФ, муниципалитету. Основанием для привлечения займов с целью финансирования дефицита бюджета является программа заимствований, утверждаемая при принятии закона о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год.

Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации представляет собой перечень внешних заимствований Российской Феде рации на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования с указанием по каждому из них:

1) для несвязанных (финансовых) заимствований:

- источника привлечения;

- суммы заимствования;

- срока погашения;

2) для целевых иностранных заимствований:

- конечного получателя;

- цели заимствования и направления использования;

- источника заимствования;

- суммы заимствования;

- срока погашения;

- гарантий третьих лиц по возврату средств в федеральный бюджет конечным заемщиком, если для него предусмотрен такой возврат, с указанием организации (органа), предоставившей гарантию, срока действия и объема обязательств по гарантии;

- оценки объема использованных средств до начала очередного финансового года;

- прогноза объема использования средств в очередном финансовом году.

В Программе государственных внешних заимствований Российской Федерации должны быть отдельно предусмотрены все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долларов США, на весь срок займа.

Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований представляет собой перечень внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на очередной финансовый год по видам заимствований, общий объем заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета и погашение государственных, муниципальных долговых обязательств.

Результатом реализации государственных и муниципальных займов являются долговые обязательства. Долговые обязательства по государственным и муниципальным займам могут быть разделены на следующие категории:

- долговые обязательства, возникшие в результате заключения кредитных соглашений и договоров (например, для РФ – это кредитные договоры и соглашения, заключаемые с кредитными учреждениями, иностранными государствами или международными организациями, договоры о предоставлении гарантий Российской Федерацией, договоры о реструктуризации существующей задолженности, для субъектов РФ и муниципальных образований - кредитные соглашения с кредитными организациями, договора о предоставлении гарантий субъекта РФ и муниципальным образованием);

- долговые обязательства, возникшие в результате осуществления эмиссии ценных бумаг Российской Федерации, субъекта РФ, муниципалитета;

- долговые обязательства, возникшие в рамках межбюджетных отношений (результат предоставления бюджетных ссуд, бюджетных кредитов).

В результате реализации государственных и муниципальных займов образуется государственный и муниципальный долг.

Капитальный государственный (муниципальный) долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств РФ (субъекта РФ, муниципального образования), включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.

Текущий государственный (муниципальный) долг - составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам РФ (субъекта РФ, муниципального образования) и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. В таблицах 15.3 и 15.4 представлена динамика и структура государственного долга РФ.

Таблица 15.3

Государственный долг РФ

Дата Размер государственного внутреннего долга, Млрд. руб. Размер государственного внешнего долга, Млрд. долл.
01.01.95 88,4 119,9
01.01.96 196,7 120,4
01.01.97 372,6 127,4
01.01.98 499,6 136,2
01.01.99 755,9 140,8
01.01.2000 648,3 153,5

Таблица 15.4

Структура государственного внешнего долга РФ на 1.01.2000г.

Вид задолженности Сумма, млрд. долл.
Долги Российской Федерации  
По кредитам МВФ  
По еврооблигациям  
По кредитам Всемирного банка  
По облигациям внутреннего валютного займа 3,5
По кредитам иностранных банков и фирм  
ИТОГО 54,5
Долги бывшего СССР, приятые к погашению  
По кредитам Парижского клуба  
По кредитам Лондонского клуба  
По облигациям внутреннего валютного займа  
Бывшим странам СЭВ  
По межправительственным соглашениям  
ИТОГО  
ВСЕГО без учета процентов 153,5

По состоянию на начало 2008 года государственный внутренний долг составлял 1248,89 млрд. руб. Внешний долг был равен 41 млрд. долларов США.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.008 с.)