ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расходы государственного бюджета.



Расходы государственного бюджета необходимо рассматривать с качественной и количественной сторон.

С качественной стороны расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному признакам.

С количественной стороны расходы государственного бюджета - величина денежных средств, направляемых на решение экономических, политических и социальных задач государства.

Именно с количественной стороны к определению расходов бюджета подходит Бюджетный кодекс РФ (ст.6), определяя расходы бюджета как “денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления”.

Расходы государственного бюджета РФ классифицируются:

*по своей роли в процессе воспроизводства

- на затраты, связанные с финансированием материального производства;

- затраты на содержание непроизводственной сферы.

· по функциональному назначению

- расходы на финансирование народного хозяйства;

- расходы на социально-культурные мероприятия;

- расходы на оборону страны;

- расходы на содержание аппарата управления;

- расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности;

- расходы на фундаментальные исследования;

- расходы по обслуживанию государственного долга и пр.

· по отраслевому признаку:

- на развитие промышленности;

- в сельское хозяйство и т.д.

· по целевому назначению:

- текущие затраты;

- капитальные расходы.

Основной формой осуществления расходов бюджета является предоставление бюджетных ассигнований (бюджетное финансирование), основными принципами которого являются:

- достижение максимального эффекта при минимуме затрат;

- целевой характер предоставления бюджетных средств;

- предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных показателей;

- безвозвратность.

При предоставлении бюджетных ассигнований используется 2 системы финансирования:

- нетто-бюджет (бюджетные ассигнования предоставляются на определенный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом);

- брутто-бюджет (бюджетные ассигнования выделяются на все виды затрат, которые связаны как с текущим содержанием, так и расширением деятельности).

Основные задачи в области государственных расходов:

- сократить число федеральных целевых программ;

- снизить расходы на содержание государственного аппарата;

- децентрализировать инвестиционный процесс (государственно-коммерческое финансирование проектов);

- повысить эффективность использования бюджетных ассигнований;

- снизить уровень дотаций отдельным отраслям;

- усилить контроль за использованием бюджетных средств;

- обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

В таблице 12.3 представлены основные расходы федерального бюджета Российской Федерации.

Таблица 12.3

Расходы Федерального бюджета РФ

Виды расходов % к общей сумме расходов
  1996 г. 2002 г.
Национальная оборона 18,4 14,6
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 8,1 9,9
Итого силовые структуры 26,5 24,5
Промышленность, энергетика, строительство 11,4 2,9
Сельское хозяйство 3,3 1,4
Итого вложения в народное хозяйство 14,7 4,3
Фундаментальные исследования 2,8 1,2
Образование 3,6 4,1
Культура, искусство, средства массовой информации 1,2 0,5
Социальная политика 3,0 22,1
Здравоохранение и физическая культура 1,7 1,6
Охрана окружающей среды 0,5 0,5
Итого социальное направление 12,8 30,0
Государственное управление 1,6 2,9
Международная деятельность 6,4 2,2
Обслуживание государственного долга 13,4 14,6
Финансовая помощь субъектам РФ 12,6 13,6
Расходы целевых бюджетных фондов (за исключением фонда поддержки регионов) 6,2 -
Прочие расходы 5,8 8,1
Итого

В настоящее время используется иная классификация бюджетных расходов. Расходы федерального бюджета в 2008 году представлены ниже.

Таблица 12.4

Расходы Федерального бюджета РФ в 2008 г.

Виды расходов Расходы
Тыс. руб. %
Общегосударственные вопросы 828 777 051,9 14,3
Национальная оборона 509 102 209,2 8,8
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 521 841 926,2 9,0
Национальная экономика 702 319 648,2 12,1
Жилищно-коммунальное хозяйство 54 559 185,7 0,9
Охрана окружающей среды 9 329 630,9 0,2
Образование 307 193 978,2 5,3
Культура, кинематография, СМИ 83 813 337,7 1,5
Здравоохранение, физическая культура и спорт 211 686 276,6 3,7
Социальная политика 270 863 655,9 4,7
Межбюджетные трансферты 2 281 558 096,7 39,5
Итого 5 781 044 997,2

 

Бюджетным законодательством Российской Федерации произведено распределение расходов финансируемых из бюджета соответствующего уровня. Разделение расходов между бюджетами различных уровней бюджетной системы Российской Федерации произведено таким образом, чтобы обеспечить реализацию функций государства на всей его территории, и напрямую связано с разграничением предметов ведения между соответствующими уровнями государственной власти и местного самоуправления, установленным в Конституции РФ.

Исключительно из федерального бюджета финансируются лишь те расходы, которые позволяют в полном объеме обеспечить суверенитет и верховенство Российской Федерации, распространенные на всю ее территорию, а также обеспечить защиту прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал и где бы ни находился.

Совместно бюджетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации финансируются расходы, обеспечивающие решение таких общероссийских задач, которые, исходя из объективных условий существования Российского государства, не могут быть решены только федеральными органами государственной власти без участия государственных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления. Так, очевидно, что, хотя обеспечение правопорядка на территории Российской Федерации является одной из основных задач федеральных органов государственной власти, в полной мере она не может быть решена без участия субъектов Федерации и муниципальных образований. Именно поэтому, например, расходы по обеспечению правоохранительной деятельности финансируются совместно из всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются те расходы, которые необходимы для обеспечения реализации полномочий, отнесенных к предмету исключительного ведения региональных органов государственной власти. Расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов, направлены на обеспечение решения вопросов местного значения.

Таким образом, исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

- обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

- функционирование федеральной судебной системы;

- осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);

- национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

- государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

- государственная поддержка атомной энергетики;

- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

- исследование и использование космического пространства;

- содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

- формирование федеральной собственности;

- обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

- компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

- пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

- проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

- федеральная инвестиционная программа;

- обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

- обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

- финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

- официальный статистический учет;

- прочие расходы.

Кроме этого совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

- государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

- обеспечение правоохранительной деятельности;

- обеспечение противопожарной безопасности;

- научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

- обеспечение социальной защиты населения;

- обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

- обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

- развитие рыночной инфраструктуры;

- обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

- обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- обеспечение деятельности средств массовой информации;

- прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.113.182 (0.011 с.)