Расходы государственного бюджета и их классификации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расходы государственного бюджета и их классификации



Расходы государственного бюджета, являясь важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда.

Формой проявления этих отношений выступают конкретные виды бюджетных расходов, причем их многообразие обусловлено действием целого ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой, административно -территориальным устройством государства и т.п.

По своему материально-вещественному воплощению бюджетные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы государственного бюджета - это средства, направляемые на осуществление программ и мероприятий, предусмотренных законом о государственном бюджете на соответствующий бюджетный год (за исключением средств на погашение основной суммы долга и возврата излишне уплаченных в бюджет сумм). Расходы государственного бюджета на осуществление полномочий государства определяются путем установления бюджетных назначений главным распределителям средств.

В отечественной практике впервые в Бюджетном кодексе осуществлено законодательное разделение и закрепление за государственным и местными бюджетами расходов на выполнение полномочий и обеспечена реализация основных принципов бюджетной системы. Расходы государственного бюджета связаны с реализацией программ и функций, выполняемых государством в соответствии с Конституцией и нормативно-правовыми актами.

В соответствии с Бюджетным кодексом расходы бюджетов, входящих в бюджетную систему, классифицируются по:

1) функциям, с выполнением которых связаны расходы (функциональная классификация расходов);

2) экономической характеристике операций, при проведении которых осуществляются эти расходы (экономическая классификация расходов);

3) признаку главного распорядителя бюджетных средств (ведомственная классификация расходов);

4) бюджетным программам (программная классификация расходов).

Функциональная классификация расходов имеет следующие уровни детализации:

• разделы, в которых определяются расходы бюджетов на осуществление соответственно общих функций государства, АРК или местного самоуправления;

• подразделы и группы, в которых конкретизируются направления бюджетных средств на осуществление соответственно функций государства, АРК или местного самоуправления.

По экономической классификации расходы бюджета делятся на текущие расходы, капитальные расходы и кредитование за вычетом погашения, состав которых определяется министром финансов Украины.

К текущим, например, относятся расходы на:

• оплату труда работников бюджетных учреждений и начисления на заработную плату;

• приобретение товаров и материалов;

• командировки;

• оплату коммунальных услуг и энергоснабжения; и др. К капитальным, например, относятся расходы на:

• приобретение оборудования и предметов длительного пользования;

• капитальное строительство, реконструкцию и капитальный ремонт;

• формирование государственных запасов и резервов.

Распределение расходов по экономической классификации позволяет оценить направленность бюджета, в частности по использованию средств на содержание бюджетных учреждений, на капитальное строительство, инновационное развитие и обслуживание государственного долга.

Ведомственная классификация расходов бюджета определяет перечень главных распорядителей бюджетных средств. На ее основе Государственное казначейство Украины и местные финансовые органы ведут реестр всех распорядителей бюджетных средств.

 

Программная классификация расходов бюджета применяется при формировании бюджета по программно-целевому методу.

Процесс формирования бюджетных программ с использованием программно-целевого метода базируется на определении результатов, которых необходимо достичь в государственном секторе вследствие реализации этих программ, и наиболее оптимальных объемов ресурсов для достижения этих результатов.

В соответствии с Бюджетным кодексом Украины к расходам, осуществляемым из государственного бюджета Украины, относятся расходы на:

1) государственное управление:

а) законодательную власть;

б) исполнительную власть;

в) Президента Украины;

2) судебную власть;

3) международную деятельность;

4) фундаментальные и прикладные исследования и содействие НТП государственного значения, международные научные и информационные связи государственного значения;

5) национальную оборону;

6) правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства; 7) образование:

а) общее среднее образование:

• специализированные школы (в т.ч. школы -интернаты), основанные на государственной форме собственности;

• общеобразовательные школы социальной реабилитации;

б) профессионально-техническое образование (учебные и другие заведения

образования, основанные на государственной форме собственности);

в) ВУЗы, основанные на государственной форме собственности;

г) последипломное образование, (кроме тех расходов, которые финансируются из местных бюджетов (ст.90, п.2 «г»));

г) внешкольные учебные учреждения и мероприятия по внешкольной работе с

детьми, в соответствии с перечнем, утвержденным КМ Украины; и др.;

8) здравоохранение:

а) первичную медико-санитарную, амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь (многопрофильные больницы и поликлиники, выполняющие специфические общегосударственные функции, в соответствии с перечнем, утвержденным КМ Украины);

б) специализированную, высокоспециализированную амбулаторнополиклиническую и стационарную помощь (клиники НИИ, спецбольницы, центры, лепрозории, госпитали для инвалидов ВОВ, специализированные стоматологические поликлиники, и др. в соответствии с перечнем, утвержденным КМ Украины);

в) санаторно-реабилитационную помощь (для больных туберкулезом, для

ветеранов ВОВ, общегосударственные специализированные санатории для детей

и подростков);

г) санитарно-эпидемиологический надзор; и др. программы в области

здравоохранения, в соответствии с перечнем, утвержденным КМ Украины;

социальную защиту и социальное обеспечение:

9) социальную защиту и социальное обеспечение:

а) государственные специальные пенсионные программы (пенсии военнослужащим и членам их семей, работникам органов внутренних дел и др.);

б) государственные программы социальной помощи (денежная помощьбеженцам, программы и мероприятия по социальной защите инвалидов, мероприятия, связанные с возвратом в Украину крымско-татарского народа и др.);

в) государственные программы и мероприятия в отношении детей, молодежи, женщин, семьи; и другие.

10) культуру и искусство:

а) государственные культурно-образовательные программы (национальные и государственные библиотеки, музеи и т д.);

б) государственные театрально-зрелищные программы (национальные театры, национальные филармонии и т.д.)

в) государственное архивное дело;

11) государственные программы поддержки телевидения, радиовещания, прессы, книгоиздания, информационных агентств;

12) физическая культура и спорт (государственные программы);

13) государственные программы поддержки регионального развития и приоритетных областей экономики;

14) программы реставрации памятников архитектуры государственного значения;

15)государственные программы развития транспорта, дорожного хозяйства, связи, телекоммуникаций и информатики;

16) государственные инвестиционные проекты;

17) государственные программы по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, охране окружающей природной среды и ядерной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийного бедствия;

18) создание и пополнение государственных запасов и резервов;

19) обслуживание государственного долга;

20) проведение выборов и референдумов;

21) другие программы, имеющие исключительно государственное значение

 

31. Критерии эффективности расходования бюджетных средств

критерии эффективности:

-удовлетворение потребностей общества,

- соответствие расходов в смете,

- соотношение между результатами и расходами,

- оплата товаров и услуг по справедливой стоимости,

- соблюдение сроков финансирования,

- проведение расходов в предусмотренные сроки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.015 с.)