Инструменты финансовой политики 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инструменты финансовой политики



Реализация целей и задач финансовой политики осуществляется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализованном уровнях, которые в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового механизма.

Финансовый механизм - совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Вид организации финансовых отношений является исходным, первичным элементом финансового механизма, поскольку определяет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах. В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов, каждый из которых является результатом распределительного процесса как на макроуровне, так и при формировании денежных доходов и накоплений в рамках отдельной организации. На практике в сфере государственных и муниципальных финансов в процессе мобилизации доходов в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления и бюджеты государственных внебюджетных фондов используются конкретные виды налоговых платежей (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.) и виды неналоговых поступлений (дивиденды по акциям, принадлежащим государству, проценты по бюджетным кредитам, суммы пени и штрафов за нарушение бюджетного законодательства и т.д.). В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов - на финансирование соответствующих отраслей экономики, на содержание аппарата управления, на реализацию целевых программ, на обслуживание долговых обязательств субъектов власти на всех уровнях бюджетной системы РФ и прочие расходы. В сфере финансов субъектов хозяйствования примерами видов финансовых ресурсов коммерческих организаций являются взносы учредителей в денежной форме в уставный (складочный) капитал организации, прибыль, амортизационные отчисления, а некоммерческих организаций - доходы от оказания платных услуг, доходы от сдачи имущества в аренду, взносы учредителей, членские взносы и т.д.

Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т. е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике. В ходе организации бюджетных отношений используются различные формы расходов бюджетов (ст. 69 БК РФ), формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.). При формировании налоговых доходов бюджета в порядок их образования будут включаться регламентируемые нормами налогового права источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот и санкций, а также порядок уплаты налога. На микроуровне используются различные формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

Методами организации финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:

1)финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе. Финансовым методом, как правило, формируются собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм; формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на безвозмездной и безвозвратной основах);

2)метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету (ст. 6 БК РФ), а на микроуровне — при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов (ст. 76—77 БК РФ), налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями;

3)налоговый метод подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований в форме денежныхплатежей (налогов) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод являетсяпреобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако при его использовании следует обеспечивать необходимый баланс между объемом аккумулируемых с помощью налогов финансовых ресурсов на макроуровне и размером финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и населения с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков;

4) страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономике, характеризующейся проявлением многих элементов стихийности в ходе ее функционирования, непосредственно связано с особенностями осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества. В этой ситуации страховые фонды, созданные в денежной форме, позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики и социальной сферы при наступлении различного рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, бюджетную систему государства и социальное обеспечение населения.

Методы практического осуществления операций, непосредственно связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов, которые также входят в состав финансового механизма, можно рассматривать в разрезе отдельных функциональных элементов управления финансами (методы финансового планирования и прогнозирования, методы оперативного управления финансами, методы финансового контроля) (см. гл. 3, 4, 6 учебника).

Способы количественного определения параметров финансового механизма, имеющих мерные характеристики (налоговые ставки, объем каждого вида финансовых ресурсов в фондовой и нефондовой форме, объем бюджетных ассигнований и прочие количественные параметры), являются наиболее мобильной частью финансового механизма. К способам количественного определения параметров финансового механизма относятся способы исчисления бюджетных доходов, способы определения необходимого объема финансовой помощи соответствующим бюджетам, способы начисления амортизации и т.п. Необходимость их постоянного изменения и совершенствования диктуется переменой государственного устройства, состава финансовых полномочий на соответствующем уровне управления, методов хозяйствования, условий экономического и социального развития государства и прочими факторами. Такие изменения, как правило, обусловлены целями и задачами финансовой политики государства на современном этапе.

Финансовый механизм является инструментом осуществления финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач. При этом корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансового механизма. Таким образом, перестройка финансового механизма в соответствии с ходом экономического и социального развития государства обязательно регламентируется соответствующими нормативно-правовыми документами.

Финансовый механизм включает множество взаимосвязанных, соединенных между собой элементов, соответствующих разнообразию финансовых отношений в обществе. С целью их упорядочения, структурирования, приведения в определенную систему финансовый механизм принято классифицировать по различным признакам.

В зависимости от состава сфер и звеньев финансовой системы, функционирование которых обеспечивает финансовый механизм, он включает финансовый механизм субъектов хозяйствования (в его состав входят финансовый механизм коммерческих организаций, финансовый механизм некоммерческих организаций и финансовый механизм предпринимателей индивидуальных) и механизм государственных и муниципальных финансов (включает бюджетный механизм и финансовый механизм функционирования государственных внебюджетных фондов).

Внутри каждого их перечисленных звеньев финансового механизма используются разнообразные критерии его дальнейшего деления. Так, например, в бюджетном механизме, в зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений, выделяют три звена: механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты; механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам; механизм межбюджетного распределения и перераспределения денежных средств.

В соответствии с государственным устройством Российской Федерации в финансовом механизме выделяют три звена: финансовый механизм Российской Федерации, финансовый механизм субъектов РФ и финансовый механизм органов местного самоуправления. Такое деление обусловлено компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования финансовых отношений, регламентируемой Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ (БК РФ) и Налоговым кодексом РФ (НК РФ).

По воздействию на общественное производство в составе финансового механизма выделяют следующие функциональные звенья: механизм мобилизации и использования финансовых ресурсов, механизм финансового регулирования общественного производства, механизм финансового стимулирования общественного производства.

В составе каждого из перечисленных механизмов используются различные источники формирования и методы мобилизации финансовых ресурсов, их состав, методы распределения, формы расходования финансовых ресурсов, принципы организации финансово-хозяйственной деятельности и построения финансовых отношений. Учитывая эти особенности, можно регулировать воздействие отдельных элементов финансового механизма на общественное производство и его конкретные сферы, инициировать ускорение развития соответствующих отраслей экономики, видов деятельности, добиваясь в конечном итоге реализации целей и задач финансовой политики.

Изменение соответствующих элементов финансового механизма в зависимости от условий экономического и социального развития общества предопределяет возможности его количественного и качественного воздействия на экономику и социальную сферу.

Количественное воздействие финансового механизма выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы государства. В зависимости от изменений соотношения объема финансовых ресурсов на централизованном и децентрализованном уровнях, величины налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня, размера государственных закупок, объемов финансирования организаций и отраслей экономики регулируется развитие экономики и деятельность ее субъектов, осуществляется воздействие на общественное производство, социально-культурное развитие общества, его научно-технический потенциал.

Качественное воздействие финансового механизма связано с использованием таких методов формирования и направлений использования финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. К таким элементам финансового механизма можно отнести снижение налоговых ставок, условия предоставления налоговых льгот, установление предельного размера бюджетного дефицита, предельного объема государственного долга РФ, субъектов РФ и муниципального долга, условия предоставления бюджетных кредитов организациям различных организационно-правовых форм, порядок применения различных финансовых санкций и прочие формы и методы организации финансовых отношений стимулирующего характера.

Эффективность используемого финансового механизма определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием всех его элементов. Основными условиями эффективности функционирования финансового механизма являются:

• объективная обоснованность финансового механизма, который должен быть сформирован с учетом объективных закономерностей развития экономики государства. Только при таком условии использование элементов финансового механизма может обеспечить экономическую стабильность, сбалансированность бюджетов всех уровней, эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, социальную защиту и благосостояние населения;

• соответствие условиям развития экономики и методам хозяйствования. В условиях централизованной плановой экономики использовался только директивный финансовый механизм, обеспечивающий организацию финансовых отношений, распределение и использование финансовых ресурсов в интересах государства.

В настоящее время с переходом к рыночным основам функционирования экономики используется иной механизм организации финансовых отношений, предполагающий широкое применение разнообразных инструментов финансового регулирования и стимулирования экономического развития: налоговый механизм строится с учетом не только его фискальной функции, но также способствует регулированию и стимулированию отдельных видов деятельности и отраслей экономики; механизм социального страхования способствует смягчению негативного воздействия элементов рыночной экономики путем финансового обеспечения реализации государственных социальных гарантий нетрудоспособным и малоимущим слоям населения; бюджетный механизм характеризуется использованием принципиально новых методов мобилизации и форм использования бюджетных средств, принципов бюджетного планирования и финансирования, методов осуществления финансового контроля;

• связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений: использование элементов финансового механизма должно способствовать удовлетворению потребностей всех участников общественного воспроизводства в финансовых ресурсах, достижению их устойчивого развития и реального экономического эффекта от проводимых финансовых операций;

• взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их взаимное регулирование, которое в конечном итоге определяет последовательность осуществления финансовых операций, состав субъектов финансовых отношений, порядок их организации на практике.

Соблюдение указанных требований и подходов к организации и функционированию финансового механизма является залогом его успешного использования в ходе управления финансами на централизованном и децентрализованном уровнях.

 

Форма организации бизнеса

Знание правовой стороны организации фирм необходимо при розглядиих экономической роли в обществе.

Корпорации, включая наиболее известные гиганты бизнеса, не является наиболее общим типом предприятия.

В этом разделе мы рассмотрим три основных типа фирм, ориентированных получения прибыли, и сделаем несколько замечания по поводу родиннихпидприемстви, таких целей не преследуют.

Компания с одним владельцем

Компания с одним владельцем-это фирма, принадлежащая одному владельцу, который единолично управляет ею, получает всю прибыль, но и лично видповидаепо всех ее обязательств. Такие компании распространены очень широко. Вониневелики и наиболее характерные для строительной индустрии и розничной торговли. На рис. 1. показано, что промышленные компании с одним власникомстановлять более 70% всех фирм, дающих федеральному правительству податковуприбуток. Но эта прибыль скромна, только 7% от общих поступлений. Отметим, что огромное количество сельскохозяйственных ферм организованы Аналогичным, но они не включены в статистику, представленную на рис. 1.

Преимущества компаний с одним владельцем. Такая форма организации имеют целый ряд преимуществ, присущих маленьким фирмам. Вероятно, самое большое преимущество состоит в том, что начать дело чрезвычайно легко.

Практически это сводится к регистрации названия фирмы. Несложный и процесс ликвидации дел - владелец просто прекращает заниматься бизнесом и фирма исчезает.

Второе преимущество - это сосредоточение всей прибыли (если, конечно, она есть) в руках одного владельца. Доход от такой формы предпринимательства подвергается лишь обложению индивидуальным подоходным.

И, наконец, компания с одним владельцем имеет неоспоримое перевагув том, что она, работает сама по себе и неподотчетна наем абоспиввласникам. Очень много людей ценят эту независимость столь высоко, что они готовы вести собственное дело, довольствуясь скромными доходами, нижпрацюваты на третьих лиц.

Недостатки компаний с одним владельцем. Эта форма ведения дел имеет и определенные недостатки, которые ограничивают их возможности, особенно в крупных предприятиях. Одним из существенных недостатков является повнафинансова ответственность владельца компании. Наряду с тем, что власникотримуе всю прибыль, он лично несет бремя потерь. Вся видповидальнистькомпании - долги, кредиты, судебные процессы, ущерб при невиконанниконтрактив - лежит на владельце. Таким образом, банкротство такой компанииозначае банкротстве ее единственного владельца.

Партнерство

Партнерство - это объединение двух и более людей, ведущих дело якспиввласникы. Партнерство - наименее распространенная форма организациибизнесу, что составляет лишь 7% от общего числа американских компаний. Их доля - менее 4% от всех денежных поступлений и доходов в американськомубизнеси. Партнерство как форма организации бизнеса найчастишепоширене в таких сферах, как юриспруденция, медицина и бухгалтерия. В этих областях федеральные законы ограничивают организацию крупных корпораций представителями одной профессии. Однако некоторые послабленняюридичного характера последних лет приводят к появлению корпораций, созданных по профессиональному признаку.

Преимущества партнерства. Образование партнерства является одним из возможных путей развития компаний с одним владельцем. Два и бильшекомпаньйонив объединяют свои знания и финансовые ресурсы, создавая бильшпотужну и крупную фирму, двух сепаратные компании. Партнерства маютьподаткови преимущества перед корпорациями. Раздел о оподаткуваннякорпораций это покажет.

Недостатки партнерства. Вышеуказанные преимущества компенсуютьсясуттевимы недостатками. Один из них - это необмеженавідповідальність партнеров. С точки зрения обязательств положение партнера в этой форме предприятия даже хуже, чем полновластного владельца компании, поскольку каждый из партнеров несет ответственность за всю фирму. Если фирма разоряется, то каждый из членов партнерства может потерять гораздо больше, чем он сам вложил в дело. Член партнерства обязан в судебном возместить ущерб другому членам партнерства.

Временные рамки партнерства - другая серьезная проблема, оскилькисмерть любого из партнеров прекращает легальную деятельность фирмы. Доглядпартнера также создает проблемы. Если это происходит, его бывшие коллеги, или третье лицо, обязаны выкупить его долю в фирме. До тех пор, покипокупець не найден, его вклад в дело замораживается, то есть взнос не можназабраты как наличные или вложить в другое дело.

Общества с ограниченной ответственностью. Для некоторых целей - например купли-продажи недвижимого имущества-создастся особый видпартнерств так называемые партнерства с ограниченной ответственностью, позволяет избежать вышеописанных неудобств. Партнерство с ограниченной включает несколько партнеров, которые отвечают за организацию работы фирмы и имеют почти такой же статус как совладетелизвичайного партнерства. Но данная форма организации предприятия включает в себя еще ряд партнеров с ограниченной ответственностью, которые вносят средства на организацию фирмы, получают прибыль, но чиявидповидальнисть по обязательствам фирмы никогда не может превышать сумму, вложенную ими в дело. Партнерство с ограниченной ответственностью маебагатьма преимуществами корпорации, способными умножить капитал. В то же время эта форма организации бизнеса сохраняет налоговые льготы партнерства.

Корпорации

Корпорация-это третья основная форма организации предприятия.

Корпорация организована как юридически независимый экономический объект, в которой собственность разделена на доли; Корпорация является основной организации крупных фирм. Менее 20% всех американских компанийскладають корпорации, но на них приходится почти 90% всех денежных поступлений. Однако существуют и небольшие корпорации. Одна четверть их общего количества дают доход менее 25 тыс. долларов в год. Перевагикорпораций. Польза корпоративной формы организации крупного бизнесубазуеться на двух основных положениях:

. корпорация, которая действует в рамках существующего законодательства, - это экономическая система, независимая от ее собственников;

. совладельцы корпораций имеют лишь ограниченную ответственность.

Юридическая независимость корпорации определяет ее стабильность продолжалось существование. Акционеры могут входить или залишатикомпанию по собственному желаний. Кредиторы и клиенты имеют дело с однимекономичним объектом, а не с рядом партнеров. Далее, корпорация маевласнистю и заключает контракты от своего имени, а не от имени совладельцев.

Ограниченная ответственность подразумевает, что акционеры не можутьзазнаты вреда больше, чем сумма, вложенная ими в дело. Это наиболее существенные защита акционера. У человека могут быть вложены средства вдюжину корпораций, но он ничем не рискует. Подобный риск можеигноруватися владельцем собственной компании или членом партнерства.

Таким образом, юридическая независимость и ограниченная видповидальнистьробить корпорацию идеальным местом помещения капитала мелкими вкладчиками, что в итоге составляет весьма значительные суммы.

Недостатки корпораций. Корпорации, разумеется, не свободны виднедоликив. В противном случае все фирмы стали бы корпорациями. Один из недостатков-относительно высокие затраты и сложности в процессе организации и прекращения деятельности корпорации. Хотя каждый американский штаги имеет свои законы, регулирующие подобного рода деятельность, освитакорпораций обычно требует услуг адвокатов и выплату гонораров вознаграждения. Эти расходы делают корпоративную форму организации предприятия малоподходящей для многих мелких или временно организованихкомпаний.

Существенным минусом в деятельности корпораций является подвийнеоподаткування. Полученная прибыль облагается налогом с корпораций, а затем, когда прибыль выплачивается акционерам в виде дивидендов, эти доходипидлягають индивидуальном подоходном налогообложению. Подвийнеоподаткування может быть очень высоким. Например, если федеральные налогах налоги штата на корпорации изымают 40% прибыли фирмы в момент ииодержання, то индивидуальный подоходный налог забирает еще 33%, что залишиласясумы при выплате дивидендов. Это означает, что совладельцы фирмы отримуютьтилькы 40 центов от каждого доллара прибыли корпорации.

Некоммерческая ФИРМЫ

В дополнение к компаниям с одним владельцем, партнерствам икорпорациям - такими формами организации предприятии, целью своеиставлять получения прибылей в частном секторе, существует безличбезприбуткових фирм. К ним относятся церкви, колледжи, госпитали, суспильствамилосердя, профсоюзы, клубы и некоторые другое. Как и фирмы, ориентированные на получение прибыли, эти организации участвуют в торговле, производстве товаров и услуг, обеспечения занятости.

Большинство неприбыльных фирм имеют юридический статус корпораций.

Но, в отличие от фирм, ориентированных на получение прибыли, вбезприбуткових фирмах нет акционеров. Они управляются независимым групоюпиклувальникив, члены которого выбираются исходя из внутренних уставов и положений этих организаций. В типичном частном колледже, например, попечители выбираются выпускниками, факультетами, а иногда и студентами.

Некоторые бесприбыльные фирмы полностью зависят от пожертвований.

Многие получают доходы от »гонораров, продажи товаров и услуг, сюда можно отнести госпитале, театральные группы, издательства. Если неприбутковафирма получает как пожертвования или доходов от продажи товаров и услуг больше, чем тратит, закон обязывает вложить излишки в дело.

Кооперативы тесно связаны с бесприбыльными фирмами. Они утворюютьсяспоживачамы, фермерами, иногда-рабочими фабрик для организации предприятия с целью получения взаимной выгоды. В отличие от неприбутковихфирм кооперативы могут распределять полученную прибыль между своимичленамы. Например, доход кооперативного супермаркета в конце года может быть распределен между членами кооператива, на основе их совместных закупок в течение этого периода.

Однако, в отличие от обычных корпораций, кооперативы не завждиориентовани на получение прибыли как основной цели. Освитакооперативу, например, дает возможность потребителям объединять своюкупивельну способность я покупать товары по оптовым ценам, или дает фермерам контролировать продажу сельскохозяйственной продукции.

ФИРМЫ КАК ОРГАНИЗАТОРЫ

Существует два основных принципа организации экономической деятельностью-стихийный порядок и иерархия. Стихийный порядок обумовленийвзаемодиею независимых сторон в ответ на определенную информацию экономические стимулы, получаемые непосредственно с окружающей действительности. Рынки-то место, где решения принимаются в ответ назминюються цены - основной экономический пример стихийного порядка.

Второй способ организации - это иерархия, при которой окремидии управляются по команде центральной власти. Внутренняя структурафирм, где служащие действуют согласно приказам руководителей управляющих, - основной пример иерархии. Некоторые правительственные органитакож работают согласно иерархическому принципам, но в этом разделе мы их не рассматриваем.

Более пятидесяти лет назад Рональд Коусо [1] опубликувавосновоположну статью о природе фирм. В этой работе он поставил следующие вопросы: Если рынки так хорошо работают, то почему внутри фирм використовуєтьсяієрархічний принцип организации и деятельности? Почему вся творческая, включая работу конторских служащих и рабочих на складальнихконвеерах, не координируется согласно принципу стихийного порядка реакция на рыночные цены? Короче говоря, зачем рабочим нужны боссы?

С другой стороны, если иерархия является лучшим способом организации экономической деятельности, то нужен рынок вообще? Почему бы неорганизуваты всю экономику как одну крупную фирму, где все получают наказивид одного верховного босса?

Наблюдая, что реальная экономика состоит из смеси иерархичноиорганизации внутри фирм и рынка между ними, Коусо пришел к выводу, что каждый из этих принципов безусловно имеет свои преимущества. Ринкипереважають там, где они являются более эффективными средствами организации экономической деятельности, а фирмы с их жесткой иерархической организациеюкраще справляются с собственным делом. В течение десятилетий после виходуроботы Коусо, многие экономисты [2] задавались аналогичными вопросами. Цейи следующий разделы акцентируют внимание на важнейших положенняхвищевказаних работ.

непроизводственных расходов

Стоимость любого экономического предприятия состоит из двохкомпонентив: производственные и непроизводственные расходы. Структуравиробничих расходов подробно рассмотрены в главе 6. Невиробничивитраты до этого момента не получили должного освещения. Отметим, что цевитраты, не связанные непосредственно с производством, а возникающие мерам ведение дела. Они включают затраты на выбор партнеров, обговорилиумовы договора, выработки согласия, проверку фактического исполнения, реакцию на любые изменения.

Как производственных, так и непроизводственные затраты допомагаютьвизначиты оптимальный способ организации предприятия. Если стихийнийпорядок посредством рынка минимизирует их сумму для решения певноиекономичнои задачи, то такое предприятие, естественно, и будеорганизовуватися таким образом. Если иерархический принцип организацииусередини одной фирмы уменьшит их сумму, тогда имеет смысл організовуватипідприємство именно так.

организации просто ОПЕРАЦИЙ

Для простых, регулярно повторяющихся действий по организации дела, которые не требуют привлечения специальных средств и ресурсов, расходы на организацию рынка обычно невелики. Подумаем о покупке яблок. Знайтисупермаркет или фруктовую лавку несложно. Цена, устанавливаемая спросом и предложением на рынке конкурирующих продавцов, обычно не являются предметомдля ведения переговоров. Проверка выполнения, приспособления к ринковихзминам в данном случае не вызывают дополнительные трудности.

Если вам не нравятся яблоки или сам магазин, где вы их купили, следующих раз вы просто отправитесь покупать фрукты в другое место.

Понятно, что рассматриваемая задача покупки яблок может быть организована иерархически в рамках какой-либо фирмы. Например, групаспоживачив могла бы организовать корпорацию, назвав ее, скажем,

«Пожиратели Яблоко», Корпорация могла быть купить землю для сада, найнятислужбовцив для посадки деревьев и уборки урожая, нанять диетолога, щобконсультуватися о пользе разных сортов яблок и т. д. Но затраты на организацию и ведение подобного предприятия были бы очень существенными по сравнению с результатом, полученным потребителем.

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛОЖНЫХ ДЕЛОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

Не всегда организация дела столь же проста, как и покупка яблок.

Многие предприятия достаточно сложны и требуют долгосрочного привлечения средств я специальных ресурсов. В этом случае не всегда очевидно, якучастина предприятия организовывать посредством рынка, а какую черезосвита фирмы. Непроизводственные расходы играют важную роль в определении оптимального способа организации предприятия.

Предположим, что вы хотите собрать группу программистов для розробкипакету программ по бухгалтерскому учету с целью дальнейшей продажи йогозацикавленим потребителям малого бизнеса. Вы оцениваете, что выполнение задачи требуют усилий пяти программистов в течение двух лет. Якиможливи подходы для успешного решения этой задачи?

Первый способ - действовать, полностью руководствуясь рыночными. Вы найдете пять специалистов, работающих по тимчасовимитрудовимы соглашениями, разделите между ними задачи, подготовите окремийконтракт с каждым из них, обусловливая сроки представления каждой частинироботы. Или вы образуя фирму. Эта фирма нанимает пять программистов, платит им зарплату, а вы, как управляющий, руководители и организуете их деятельность. Когда эта работа была бы завершена, вам пришлось бы обеспечить ваш? х сотрудников новым занятием.

Какую из альтернатив вы выберете большей степени будет зависеть видневиробничих расходов, идущих не только на организацию группы, а покрытие расходов, связанных с руководством н управлением. В данном випадкуневиробничи расходы намного превосходят аналогичные расходы при покупке яблок. Тому есть три причины:

1. Необходимы значительные затраты на специализированные ресурсы.

2. Должны быть обеспечены меры от экономической недобросовестности сотрудников.

3. Необходимо учитывать возникающие непредвиденные обстоятельства и рас считать необходимыми резервами.

Меры против экономической недобросовестности.

Экономическая недобросовестность проявляется в любой попытке одной из сторон заключивших соглашение, искать преимущества за счет другой стороны.

Ли добросовестность может принимать форму прямого мошенничества проема в условиях договора, но сводится не только к нему. Формы экономического недобросовестности разнообразны. Это не только прямой обманале и использования информации, доступной лишь одной из сторон, приховуванняистинних намерений при обсуждении и составления договора, избирательная трактовка неоднозначных положений договора.

Любое сложное и длительное деловое предприятие требует включения заходивзаходы против экономической недобросовестности. Обратимся к примеру с группой программистов. Если вы платите им как служащим погодиннуставку, необходимо обезопасить себя от их безделья на рабочем месте. Если же вы платите им заранее оговоренную фиксированную сумму за выполнение работы как временного творческого коллектива, позаботьтесь о гарантиях - они могут подсунуть вам работу низкого качества, спеша закончить ее как можно быстрее. При смешанной оплате программистов - компенсация их расходов, связанных с выполнением заказа плюс процент от прибыли по его реализации - существует вероятность того, что они «позолотят» заказ, добавляя в него в процессе работы несущественные и бесполезные, но крайне дорогие детали.

Короче говоря, каждая сторона в процессе ведения сложного диловогопидприемства должна контролировать выполнение договорных обязательств иншоюстороною. Расходы на контроль - проверка отчетности, найм управляющих, проведение бухгалтерских ревизий и т.д. - Представляют собой значительную общих непроизводственных затрат при выполнении конкретного заказа.

Неожиданные обстоятельства в условиях ограниченной рациональности.

Какие усилия вы не прилагали, невозможно предусмотреть все обстоятельства, которые могут возникнуть при организации и ведении сложного предприятия,

Это происходит в результате влияния ограниченной рациональности.

Ограниченная рациональность подразумевает, что выбор, представляєтьсяоптимальним конкретном индивидуумы, принимается в условиях обмеженоинеповнои информации и ее обработки. Поскольку расходы на получение информации, принятия решений, ошибки и их локализацию достаточно истотнипры рассмотрении этого вопроса, анализ непроизводственных витратвидбуваеться в рамках модели ограниченной, а отнюдь не полной рациональности.

В условиях полной рациональности непредвиденные обстоятельства не могут возникать, поскольку в этом случае все возможные варианты принимаемые расчет при заключении договора. В нашем случае группой програмистивдосягнення полной рациональности предусматривало бы целый ряд оговорок: появление на рынке конкурирующего продукта, возникновения техничнихпомилок в решении и др. Однако в мире ограниченной рациональности людинидоводиться вступать в сложные и долгосрочные договорные отношения, памьятаючипро невозможность исчерпывающего учета всех возможных изменений ситуации.

Партнеры должны приспосабливаться к любым неожиданным обставинпо мере их появления безотносительно к причинам, их вызывают: власниЧы это ошибки и упущения или внешние причины, неподконтрольные учасникампидприемства.

Непроизводственные расходы и изменяющиеся обстоятельства

Три в<





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.204.73.51 (0.013 с.)