ТОП 10:

Денежно-кредитная политика, ее специфика в условиях экономического кризиса.



Деньги - историческая категория, присущая товарному производству; они играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Движение денег, опосредствующее оборот товаров и услуг, называетсяденежным обращением.

Денежная система - это совокупность элементов: национальная денежная единица (доллар, рубль, марка, франк, крона и т.п.); масштаб цен; система кредитных и бумажных денег, разменных монет, которые являются законными платежными средствами в наличном обороте; система эмиссии денег; валютный паритет; институты денежной системы. Национальная денежная единица - это мера денег, принятая в стране за единицу, в которой выражаются цены товаров и услуг. Масштаб цен - весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы и ее составных частей.

В. рыночной экономике непреложным законом является то, что деньги должны находиться в постоянном движении. Временно свободные денежные средства должны поступать на рынок ссудных капиталов и направляться в те сферы экономики, где есть потребность в дополнительных капиталовложениях. Движение ссудного капитала, осуществляемое на началах срочности, возвратности и платности, называетсякредитом.

Кредит выполняет важныефункции в рыночной экономике. Он позволяет расширить рамки общественного производства по сравнению с теми, которые устанавливаются количеством наличного денежного золота, выполняет перераспределительную функцию - аккумулирует свободные денежные средства и направляет их в прибыльные сферы народного хозяйства; содействует экономии издержек обращения; ускоряет концентрацию и централизацию капитала.

В процессе исторического развития кредит приобрел многообразные формы, основные из которых - это коммерческий и банковский кредит. Коммерческий - это кредит, предоставляемый предприятиями, объединениями и другими хозяйственными субъектами друг другу в товарной форме путем отсрочки платежа. Оформляется векселем.Банковский - это кредит, предоставляемый кредитно-финансовыми учреждениями (банками, фондами, ассоциациями) любым хозяйственным субъектам (частным предпринимателям, предприятиям и т.п.) в виде денежных ссуд. Обслуживает не только обращение товаров, но и накопление капитала. Банковский кредит преодолел ограниченность коммерческого кредита по направлению, срокам и суммам сделок и превратился в основную и преимущественную форму кредитных отношений. К другим распространеннымформам кредита можно отнести межхозяйственный, потребительский, ипотечный, государственный, международный,

Кредитную систему рассматривают как 1) совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования (это изложенные выше формы и функции кредита); 2) совокупность финансово-кредитных институтов. С институциональной точки зрения кредитная система - комплекс валютно-финансовых учреждений: Центральный Банк, коммерческие банки, специализированные кредитно-финансовые институты. Основой кредитной системы исторически являются банки. Центральный Банк и коммерческие банки представляют собой банковскую систему.

Кредитно-денежная политика - изменение массы денег в обращении с целью достижения неинфляционного производства совокупного продукта при условии полной занятости; средство воздействия государства на процесс воспроизводства. Ее главная цель -регулирование экономической ситуации, в частности темпов экономического роста, смягчение циклических колебаний на рынках товаров, капитала и рабочей силы, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности платежного баланса путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Она может быть направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается "биржевой горячкой", спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить "перегрев" конъюнктуры при помощи ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.

Государственное регулирование кредитно-денежной сферы ведется по нескольким направлениям:

контроль над банковской системой;

управление государственным долгом;

регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии.

Инструменты кредитно-денежной политики делятся на две группы: общие (влияют на рынок ссудных капиталов в целом) и селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.).

К общим инструментам относятся операции на открытом рынке, т.е. на вторичном рынке казначейских ценных бумаг; учетная политика, т.е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального Банка; установление норм обязательных резервов.

Селективное регулирование- применяемые центральными банками методы изменения доступности некоторых конкретных видов кредита: контроль по отдельным видам кредита, регулирование риска и ликвидности банковских операций.

Контроль по отдельным видам кредитов часто практикуется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку, ипотечного кредита.

Руководящие кредитно-денежные учреждения иногда используют менее осязаемый прием убеждения для воздействия на кредитную политику коммерческих банков - увещевание. Увещевание означает использование руководящими кредитно-денежными учреждениями "дружеского убеждения" -политического заявления, общественного решения, открытого призыва к тому, чтобы не допустить излишнего расширения или сокращения банковского кредита, которое может иметь серьезные последствия для банковской системы и экономики в целом.

Политика "дорогих" денег

Рестриктивная (направленная на ограничение расширения денежного предложения) политика "дорогих" денег предполагает высокий уровень процентных ставок и традиционно рассматривается как средство подавления инфляции.

Сегодня выбор подобной политики может быть обусловлен задачами поддер­ж­ки стабильного обменного курса рубля и сокращения спроса на иностранную валюту, а так же удержания и снижения уровня инфляции.

Реализация политики "дорогих" денег включает в себя повышение (или понижение) уровня процентных ставок по предоставляемым Банком России и правитель­ством финансовым ресурсам, а также ограничения по расширению денежного предложения. Последствия от реализации такой политики могут быть разными.

Позитивные последствия:

· стимулирование сбережений нефинансового сектора (вследствие роста процент­ных ставок по депозитам и стабилизации инфляционных и девальвационных ожиданий);

· селекция предприятий по эффективности (дорогой банковский кредит смогут привлекать лишь предприятия, эффективные сегодня).

Негативные последствия:

· сокращение объемов кредитования и усиление спада в экономике;

· рост издержек, связанных с удорожанием обслуживания банковских кредитов, и провоцирование инфляции издержек;

· снижение устойчивости банковской системы;

· ухудшение ситуации с "плохими" долгами.

Ожидаемые результаты в текущем году:

· стабилизация курса рубля;

· рост сбережений населения;

· снижение темпов роста кредитования;

· сохранение уровня инфляции за счет девальвации, инфляционных ожиданий, премий за риск (инфляция не вырастет, но и не снизится);

· увеличение числа дефолтов по внутренним и внешним займам;

· сокращение спроса и снижение объемов производства;

· падение инвестиционной активности;

· рост числа банкротств предприятий и банков.

В целом политика "дорогих" денег может позволить в 2009 г. сохранить курс рубля в объявленном коридоре и удержать инфляцию в пределах 20%. Кроме того, она даст возможность снизить разрыв между кредитами и сбережениями нефинансового сектора.

Реальный сектор экономики в условиях проведения политики "дорогих" денег будет испытывать растущий кредитный голод. Лишь незначительная часть эффективных сегодня предприятий смогут воспользоваться банковским кредитом. Новые уровни рентабельности будут свидетельствовать о снижении способности к выживанию и об ухудшении перспектив промышленных производств в период проведения политики "дорогих" денег, а также об отсутствии государственных программ их поддержки (табл.1).

Политика "дорогих" денег как рыночный механизм селекции эффективно и корректно работает в устойчивой экономике, которая в умеренной степени зависит от внешних рисков, стабильных темпов роста, в условиях поступательного (без резких всплесков) расширения инвестиций. Оздоровить структурно разбалансированную российскую промышленность в период проведения политики "дорогих" денег будет возможно только с использованием целевых государственных программ.

В качестве примера можно привести машиностроительный комплекс, фактически — локомотив роста промышленности России в последние годы, развивающегося на инновациях и стимулирующего инновационное развитие смежных производств.

Очевидные проблемы машиностроительного комплекса делают исключительно важным формирование и проведение политики поддержки инвестиций предприятий и текущей производственной деятельности — как кредитными ресурсами, так и формированием спроса.

Политика "дешевых" денег

Экспансионистская (направленная на увеличение общего предложения денег в экономике) политика "дешевых" денег, опирающаяся на низкие процентные ставки, традиционно используется для снижения (или ограничения роста) безработицы в условиях рецессии.

Сегодня выбор политики "дешевых" денег может быть обусловлен следующими задачами:

· стимулирование внутреннего спроса и производства (в том числе поддержки уровня занятости);

· обеспечение стабильности банковской системы.

Позитивными последствиями данной политики могут стать:

· минимизация спада производства;

· поддержка уровня занятости;

· стабильность (отчасти временная) банковской системы.

К ее негативным последствиям можно причислить:

· сохранение угрозы девальвации рубля;

· высокие риски ускорения инфляции;

· консервация структурных диспропорций.

Возможные результаты в текущем году:

· расширение спроса снизит темпы падения производства;

· решение проблемы "плохих" долгов будет перенесено на последующие годы;

· сохранится высокая инфляция;

· продолжится снижение курса рубля;

· произойдет резкое сокращение государственных ресурсов;

· сохранится проблема низкой эффективности и конкурентоспособности россий­ских предприятий и банков.

Дополнительно можно отметить, что ключевым вопросом проведения политики "дешевых" денег является их источник. Появляются основания ожидать быстрого исчерпания государственных резервов. Тогда основными источниками предложения денег будут эмиссионное рефинансирование банковской системы и денежная эмиссия под выпуск государственных ценных бумаг, что представляет высокие риски для финансовой стабильности.

Выводы

Основными задачами экономической политики являются преодоление финансового кризиса и решение накопившихся структурных проблем, которые осложняются отсутствием эффективных государ­ственных институтов и кадров, способных эффективно управлять в кризисный период (с учетом того факта, что свободными финансовыми ресурсами располагает государство).

Политика "дорогих" денег предполагает сохранение финансовой стабильности и селекцию предприятий по критерию эффективности. Однако существует значительная часть предприятий (представляющих стратегический интерес, системообразующих, проводящих модернизацию и связанных с импортом в своем производственном цикле), которым банковский кредит будет недоступен. Поэтому подобная политика должна сопровождаться выборочным субсидированием процентных ставок, налоговыми льготами, прямым государственным финансированием. Между тем, именно выбор направлений поддержки реального сектора осложняется институциональным и кадровым кризисом.

Политика "дешевых" денег включает в себя расширение спроса и увеличение производственной активности, однако провоцирует инфляцию и девальвацию. Реализация данной политики предполагает рост всех секторов экономики без селекции их эффективности (как это наблюдалось в 2006–2007 гг.), что консервирует накопившиеся за годы экономического роста проблемы и диспропорции. Политика "дешевых" денег должна сопровождаться усилением валютного контроля и контроля за расходованием государственных ресурсов. Основной угрозой при ее реализации является ограниченность государственных резервов. После их исчерпания политика "дешевых" денег будет реализовываться уже за счет денежной эмиссии и внешних заимствований. Дополнительно, в целях избежания инфляционного "перегрева" необходимо развитие рынка государственных ценных бумаг, позволяющих стерилизовать избыточную ликвидность.

Политика процентных ставок будет ключевой составляющей финансовой политики и антикризисных мер в ближайшие месяцы, поскольку будет определять стоимость денег, предоставляемых банков­ской системе и российским предприятиям. И если банковская система в формировании спроса на государственные деньги в значительной степени ориентирована на доходность вложений, маржу и риски, то реальный сектор — на рентабельность бизнеса, а население — на инфляцию. Различные ориентиры в стоимости денег для институциональных агентов представляют собой важнейшее противоречие процентной политики.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.168.112.145 (0.009 с.)