ТОП 10:

Налоговая система и налоговая политика в Российской Федерации:



Налоговая система РФ-это совокупность налогов, взимаемых государством в федеральный, региональные и местные бюджеты, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению уплаты налогов, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

В Налоговом кодексе РФ сформулированы основные принципы построения налоговой системы РФ, которые должны регулировать налогообложение на всей территории России:

Каждое лицо должно уплачивать установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налога учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из национальных, расовых, социальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы ответственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное применение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом РФ. Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить.

Налоговый механизм представляет собой совокупность орга­низационно-правовых норм и методов управления налогооб­ложением. Государство придает налоговому механизму юри­дическую форму посредством, налогового законодательства и регулирует его, воздействуя на экономические процессы. Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе, которая тесно связана с деятельностью государства.

Согласно Налогового кодекса РФ налог- это обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Внутреннее содержание налогов и их социально-экономическую сущность выявляют функции налогов. В современных условиях налоги выполняют две функции: фискальную и регулирующую, каждая из которых проявляет особую ее сторону как финансовой категории.

Основной функцией, характерно изначально для всех государств является - фискальная. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Значение фискальной функции возрастает с повышением экономического уровня развития общества. Двадцатый век характеризуется огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти.

Фискальная функция налогов создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т.е. она обуславливает регулирующую функцию.

Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывает существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Эта функция неотделима от фискальной и тесно с ней взаимосвязана.

Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рыночного спроса могут содействовать производству или тормозить его. Размер налогов определяет уровень оплаты труда, поскольку она включает налоговые платежи. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг.

Все действующие в настоящее время налоги можно классифицировать по следующим признакам:

В зависимости от объекта обложения, взаимоотношения плательщика и государства различаются:

прямые налоги, которые взимаются непосредственно с дохода и имущества, к ним относятся: налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, налог на имущество предприятий и др.;

косвенные налоги, которые устанавливаются на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Покупатель товара или услуг становится действительным плательщиком налога, а владелец товара или услуг при их реализации получает суммы налога и затем перечисляет в казну. К косвенным относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины.

По их использованию налоги подразделяются на:

общие, которые при поступлении в бюджет обезличиваются и используются для финансирования различных мероприятий;

специальные (целевые), которые имеют строго определенное назначение, например, налог на пользователей автомобильных дорог, который поступает в дорожный фонд и предназначен для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.

По уровню взимания налоги делятся на:

федеральные, которые устанавливаются налоговым законодательством и являются обязательными к уплате на всей территории Российской Федерации;

1.НДС;

2.налог на прибыль (доход) организаций;

3. налог на доходы от капитала;

4.акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

5. налог на доходы физических лиц;

6 единый социальный налог;

7. государственная пошлина;

8.сбор за право пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9. водный налог;

10. налог на добычу полезных ископаемых

региональные, которые устанавливаются налоговым законодательством и законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Региональные налоги:

налог на имущество организаций;

налог на игорный бизнес;

транспортный налог.

Местные, которые устанавливаются налоговым законодательством, решениями представительных органов субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на всей территории соответствующих муниципальных образований.

местные налоги

земельный налог;

налог на имущество физических лиц

По источникам уплаты налоги предприятий можно разделить по следующим признакам:

налоги, взимаемые с выручки от реализации продукции (работ, услуг). Например: НДС, акцизы, и др.;

налоги, включаемые в себестоимость продукции (товаров, услуг). Например: земельный; на пользователей автомобильных дорог; с владельцев транспортных средств; плата за пользование недрами и др.;

налоги, относимые на финансовые результаты деятельности предприятий. Например: на имущество предприятий; на рекламу; сборы на нужды образовательных учреждений;

налоги, уплачиваемые из чистой прибыли: на прибыль предприятий; плата за сверхнормативные потери полезных ископаемых.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА - составная часть финансовой политики. Представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами. Цели налоговой политики:

1) обеспечивать полноценное формирование доходов бюджетной системы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;

2) содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства;

3) обеспечивать социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц.

Налоговая политика формируется и реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях в пределах соответствующей компетенции. На региональном уровне система регулирующего воздействия может осуществляться по тем налогам, которые законодательно закреплены за субъектами РФ, или в пределах установленных ставок по регулирующим доходным источникам (налогам).

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.233.78 (0.006 с.)