ТОП 10:

Система государственного финансового контроля.



Содержание госуд.контроля проявляется через следующие функции:

1. Оперативная функция – проведение контрольных мероприятий с целью выявления бюджетного законодательства;

2. Информационная – формирование массива информации о выявленных нарушениях и его систематизации;

3. Регулятивная – внесение предложений, связанных с изменением содержания нормативно-правовых актов, касающихся финансовой сферы;

4. Превентивная (предупреждающая функция) – предупреждение о возможных нарушениях законодательства путем предоставления, разъяснений, касающихся операций с финансовыми средствами, а также путем проведения контрольных мероприятий в рамках предварительного контроля.

Все функции контроля взаимосвязаны м/у собой. Как и любая система – система госуд. финансового контроля состоит из элементов, которые взаимодействуют м/у собой:

1. Субъекты контроля или организац-е структуры, которые уполномочены осуществлять контроль.

2. Объектом контроля выступают бюджетные и внебюджетные средства (целесообразность, законность и эффективность их формирования, расходования)

3. Принципы организации контроля (принципы независимости, гласности, объективности, законности, ответственности и др.)

4. Виды контроля (бюджетный, налоговый, валютный)

Виды контроля можно классифицировать по определенным признакам:

1. От места проведения

§ камеральный (осуществляются проверки на месте)

§ выездной

2. От принятого регламента

§ обязательный

§ инициативный

3. От полноты охвата контрольными действиями

§ сплошной (все направления деятельности)

§ выборочный

4. От направленности

§ внешний

§ внутренний

5. Система коммуникации, информационная система

6. Кадровое обеспечение

Бюджетным кодексом определены следующие формы финансового контроля, которые могут использовать законодательные органы власти:

· Предварительный контроль – в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений о бюджете) и иных проектов законов (решений по бюджетно-финансовым вопросам).

· Текущий – в ходе рассмотрения отдельных вопросов, исполнения бюджетов на заседании комитетов, комиссий, в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами.

· Последующий контроль – в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Финансовый контроль, осуществляемый исполнительными органами власти:

1. Федеральное Казначейство – предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

2. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора – проверяет использование средств федер. бюджета и средств госуд. небюджетных фондов, исполнения бюджетов субъектов в части межбюджетных трансфертов, поступающих из фед. бюджета (дотации, субвенции, субсидии).

3. Финансовые органы субъектов РФ – осуществляют контроль за операциями с бюджетными средствами главн. распорядителей и получателей бюдж. средств; контроль за соблюдением условий выделения, распределения, получения, целевого использования и возврата бюджетных кредитов, бюдж. инвестиций, госуд. гарантий.

4. Счетная палата – это орган госуд. финансового контроля, образуемый Федер. Собранием и ему подотчетный.

Задачи счетной палаты:

· Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федер. бюджетов, фед. внебюджетных фондов по объему и целевому назначению.

· Определение эффективности и целесообразности расходов гос. средств и использования гос. собственности

· Финансовая экспертиза проектов фед. законов.

· Регулярное предоставление Совету Федерации и Гос. Думе информации о ходе исполнения фед. бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

В свете бюджетной реформы контроль исполнения бюджета и контроль бюджетных расходов при бюджетировании ориентировании на результат (БОР), смещается из внешней среды во внутреннюю, контроль за целевыми использованиями средств к контролю за достижением целевых показателей социально-экономической эффективности.

С целью применения единых методических подходов к осуществлению финансового контроля в условиях БОР должна быть разработана единая методика определения эффективности бюджетных расходов.

Методы госуд. финансового контроля:

· Наблюдение

· Проверка

· Анализ

Ревизия – является основным методом гос. фин. контроля.

6 Налоговая система и налоговая политика в РФ Основанием бюджетной политики служит налоговая политика, кот. определяет цели и характер налоговой системы. Нал. политика, будучи самост-ной и незав-мой должна обеспечивать финансовыми ресурсами бюдж. сист. страны, однако не в меньшей мере она д/ б направлена на стимулирование эконом. роста. Налоги – инстр-ент НП.

Проведение конкретной налоговой политики связано с реализацией фискальной и регулирующей функций налогов. Активная налоговая политика предполагает широкое применение льгот, однако освобождение от налога одних ведёт к перекладыванию налогового бремени на других.

Основным элементом налоговой системы выступает налог.

- С материальной точки зрения: Налог – обязательный, индивидуальный, безвозмездный платёж, взимаемый с физ. лиц и организаций в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или операт-ного упр-я денеж. средств в целях финанс. обеспечения деят-ти гос-ва и (или) муниц. образ-ий.

- С экономической точки зрения: Налог – это эконом. отношения м/у гос-ом и налогоплательщиком (физ. или юр. лицом) по поводу отчуждения части полученного налогоплат. дохода в пользу гос-ва.

Исходя из определения налога налоговую систему можно рассматривать:

С материальной точки зрения: НС объединяет систему налог.-х платежей и налог-ый механизм, нал. мех. объединяет совок-сть всех средств и методов начисления, взимания и распред-ия налог-ых доходов по бюджетам разн. уровней в соотв. с действ. закон-вом;

С экономической точки зрения – это система эконом. отношений м/у гос-ом, с одн. стороны, и его гражданами и хозяйствующими субъектами, с др. стороны, по поводу перераспределения части ВВП в пользу гос-ва.

Налоговая система - это основанная на опред-х принципах система урегулированных нормами права обществ-х отнош-й, склад-хся в сфере налогообложения.

В состав налоговой системы входит система налогов.

Система налогов - это сов-сть налогов, сборов и др. обязат-ных платежей, взимаемых на всей территории гос-ва в соотв. с действ. налог. закон-вом.

Состав системы налогов и сборов:

1. Федеральные налоги и сборы:

- НДС; акцизы; налог на доходы физических лиц;

- налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых;

- водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; гос. пошлина.

2. Региональные налоги и сборы:

- налог на имущество организации, налог на игорный бизнес; транспортный налог;

Местные налоги и сборы.

- земельный налог; налог на имущество физ. лиц.

По способу платежа налоги делятся на: Прямые(реальные – н. на имущество, деятельность, доля от стоимости: н. на имущество, на землю, на цен. бум.; личные – н. на доходы: НДФЛ, на прибыль, на наследство, на дарение) и Косвенные, включаются в цену товара, равные для всех (налог на добавленную стоимость, акцизы, монопольный налог, таможенные пошлины). Гербовые сборы (почтовый сбор, судебный сбор, нотариальный сбор)

Налогообложение - процесс взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, защиты прав и законных интересов участников этого процесса

Обязательные элементы налогообложения:

- налогоплательщики, объект налогообложения,

- налоговая база, налоговый период,

- налоговая ставка, порядок исчисления налога,

- порядок и сроки уплаты налога.

Основные принципы налогообложения:

- законность, всеобщность и равенство, справедливость,

- эконом. основание налогов и сборов, единство эконом. пространства, единство системы налогов и сборов, единство налоговой политики.

Элементы налоговой системы РФ: система налогов и сборов РФ, нормативно-правовая база функцион-ния налогообложения, система участников налоговых отнош-й, система информ-ного обеспечения налогообл-ния, принципы построения и функц-ния налоговой системы.

Принципы построения и функц-вания налоговой системы РФ: научный подход к определению конкретной величины ставки налога, единство НС, стабильность НС, единство правовой базы, однократность обложения, организационное единство системы нал-ых органов и др.

Налоговая политика:

Предполагает разработку и реализацию комплекса мер по совершенствованию НС, принципов её построения и условий функц-ния, мер по повышению эффективности и оптимизации налогообложения. Основная цель современной налоговой политики – формирование такой НС, кот. была бы необременительной для субъектов хозяйствования как по уровню изъятия доходов в форме налоговых платежей, так и в части простоты и прозрачности процедур расчёта и уплаты налогов, совершенства налоговой отчётности и упорядочения налоговых проверок


7 Денежно-кредитная политика, ее специфика в условиях эк. кризиса. Денежно-кредитную политику можно определить как деят-сть уполномоченной гос-ной структуры по обесп-ю реализации функций денег. Такой подход позволяет связать функции денег с объектами ДКП.

ДКП представляет совок-ть разработанных ЦБ совместно с правительством мероприятий в области организации денежно-кредитных отношений в стране.

Объектом ДКП явл. спрос и предложение на денежном рынке. Субъектами – ЦБ в соответствии с присущими ему функциями проводника ДКП и коммерческие банки.

Правовой основой ДКП в России явл. Конституция РФ и ФЗ «О ЦБ РФ». Согласно этого закона ЦБ разрабатывает и проводит совместно с правительством РФ ДКП.

Важным элементом ДКП явл. механизм её реализации. Он представляет совок-сть методов (способов) и инструментов воздействия ЦБ на объекты ДКП для достижения поставленных целей.

Цели: 1. Достижение финансовой стабильности 2. Снижение темпов инфляции. 3. Укрепление курса нац-ой валюты. 4. Обеспечение устойчивости платежеспособного баланса 5. Создание условий для стимулирования экономического роста.

ОбъектыДКП: спрос и предложение на денежном рынке . Субъекты– ЦБ в соотв. с присущими ему функциями проводника ДКП и коммерческие банки.

Классификации:Существует 2 вида ДКП стимулирующая и сдерживающая. Стимулирующая ДКП проводится в период спада в экономике. Цель - оживление экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей. ЦБ принимает меры по увеличению предложения денег (инструменты снижение норм обязательных банковских резервов, снижение учетной ставки процента и покупка ЦБ гос-ых ценных бумаг). Сдерживающая ДКП проводится в период бума. Цель – снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

При проведении ДКП Банк России поль-ся методами и инструментами.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.118.253 (0.009 с.)