ТОП 10:

Комплекс основных функций ЦБ закреплены в Конституции РФ и ФЗ «О ЦБ РФ».



В редакции ФЗ «О ЦБ» установлен перечень из 18 функций. Эти функции можно классифицировать исходя из специфики целевой ориентации и с учетом назначения БР: 1. Функции денежно-кредитного регулирования (регулирующие); 2. Функции нормативного регулирования (нормотворческие); 3. Операционные функции; 4. Информационно-аналитические; 5. Надзорная и контрольная.

1) В рамках денежно-кредитного регулирования БР в соответствии с федеральным законом выполняет следующие функции:

- во взаимодействии с правительством РФ разрабатывает и проводит единую гос-ую денежно-кредитную политику;

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

- выступает кредитором последней инстанции для коммерческих банков, организует систему их рефинансирования.

В данной функции просматривается роль банка, призванного регулировать денежный оборот.

2)Функции нормативного регулирования предусматривают:

- разработку правил ведения банковских операций;

- определение порядка и правил бух-ского учета и отчетности для банковской системы;

- определение правил ведения расчетов в РФ;

- разработку правил расчетов с международными организациями, государствами, а также с юр. и физ. лицами;

- при помощи этой функции БР создает общую методическую базу, единые стандарты деятельности кредитных организаций.

3) Операционные функции позволяют БР:

- осуществлять самостоятельно или по поручению Правительства все виды банковских операций и иных сделок;

- управлять своими золотовалютными резервами.

4) В соответствии с информационно-аналитической функцией БР:

- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики в целом по стране и регионам, прежде всего в области денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений, ценообразования, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

- участвует в разработке прогноза платёжного баланса страны, организует его составление;

- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к национальной денежной единице.

Без выполнения данной функции практически невозможно регулирование денежного оборота, основанного на материальных и финансовых потоках.

5) Надзорная и контрольная функции возлагают на Банк России:

- надзор за деятельностью кредитных организаций;

- гос-ую регистрацию банков, выдачу им лицензий на осуществление банковских операций, приостановку их действий и отзыв их;

- регистрацию банками эмиссий ценных бумаг;

- валютное регулирование и валютный контроль.

Данные полномочия БР направлены, прежде всего, на развитие и укрепление банковского сектора страны.

Специфические задачи ЦБ РФ. Содержание целей и задач ЦБ определяется его сущностью.

Целевая ориентация Банка России связана со сферой денежно-кредит. отношений, задачи кот. он призван решать, лежат не в производстве материального продукта, его распределения и потреблении, а в обеспечении обмена труда. Гл. цель и задачи Банка России связана с денежной системой.

Целями деят-ти Банка России явл-ся:

- Защита и обеспечение устойчивости рубля;

- Развитие и укрепление банковской системы РФ;

- Обеспечение эффектив-го и бесперебойного функционирования платежной системы РФ.

В соотв-вии со своей сущностью и целевой ориентации задачи ЦБ сосредоточены по следующим направлениям:

- По отношению к экономике в целом.

Обладая монопольным правом выпуска наличных денег храня золото-валютные резервы, ЦБ должен имитировать такую денежную массу валютных средств, кот. были бы не только достаточными для производства и обращения продукта, но и обеспечивали стабильность денежной единицы во внутр. и внеш. денежном обороте.

- П о отношению к Правительству будучи частью гос. устройства ЦБ оказывает ему помощь в реализации эконом. программ, размещает гос. ценные бумаги, совместно с Правит-вом разрабатывает и реализует денежно-кредитную политику.

- По отношению к банкам ЦБ явл-ся главным банком страны или банком (банков). При необходимости банк России выступает для кредитных организаций кредитором последней инстанции. Он призван поддерживать ликвидность коммерч. Банков. Осуществляет банковское регулирование и контроль.

12 Банки как обществ-й инст-т и их роль в рыноч-й эк-ке Банк – особый кредитный институт, который специализируется на аккумулировании денежных средств и размещении их от своего имени с целью извлечения прибыли.

Осн. назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и в платежах в результате свободные денежные средства превращаются в ссудный капитал, приносящий %.

Сущность банка, как общественного института и его роль проявляется через функции банка:

1. Привлечение денежных средств и превращение их в ссудный капитал (депозитные и недепозитные источники, а именно вклады, депозиты юр. и физ. лиц, а также привлечение средств от размещения ценных бумаг, привлечение кредиторов.),

2. Стимулирование накоплений в народном хозяйстве,

3. Посредничество в кредите,

4. Посредничество в платежах,

5. Создание кредитных средств в обращении,

6. Посредничество на фондовом рынке и др.

1. Банки не просто формируют общественные ресурсы, они обеспечивают внутр-е накопление средств для развития экономики страны. Стимулы к сбережению свободных средств населения и накопление капитала обеспечиваются гибкой депозитной политикой банка при наличии благоприятной макроэкономической ситуации страны.

2. Стимулирующая политика предполагает: установление привлекательных процентных ставок по вкладам, депозитам; разнообразие депозитных услуг, высокие гарантии сохранности денежных средств (400 тыс.)

3. Посредничество в кредите явл. осн. ф-цией банка как кредитной организации. Данная ф-ция обеспечивает эффект перераспр-ния финанс. ресурсов в экономике на принципах: срочности, возвратности, платности.

Кредитные операции банков служат глав. источниками прибыли коммерческого банка.

4. Посредничество в платежах. В рыночной экономике все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности имеют расчетные счета в банках с помощью кот. осущ-ются безналичные расчеты (издержки связанные с организацией безналичных расчетов меньше, чем с организацией наличных расчетов) и др. операции (валютные, лизинговые, факторинговые, гарантийные услуги).

Все банковские операции подразделяются на активные и пассивные: пассивные операции связаны с формированием ресурсов банка (собственный капитал банка + привлеченные средства); активные операции связаны с размещением ресурсов коммерческого банка с целью получения прибыли и обеспечения ликвидности.

Деятельность банка имеет чрезвычайно важное общественное значение и конкретным результатом деятельности служит банковский продукт (особые услуги, оказываемые банком клиенту). Специфика банковского продукта состоит в ограниченности сферой денежного обращения.

Формы кредита тесно связаны с его структурой и в определен­ной степени с сущностью кредитных отношений. Структура кре­дита включает: кредитора, заемщика и ссу­женную стоимость, поэтому формы кредита можно рассматривать в зависимости от характера: ссуженной стоимости; кредитора и заемщика; целевых потребностей заемщика.

В зависимости от ссуженной стоимости целесообразно разли­чать товарную, денежную и смешанную (товарно-денежную) формы кредита.

Товарная ФК - не является основополагающей, используется как при продаже товаров в рассрочку платежа, так и при аренде имущества (в том числе лизинге оборудования), прокате вещей.

Денежная ФК - наиболее типичная, преобладающая в современном хозяйстве, поскольку деньги явл. всеобщим эквивалентом при обмене товарных стоимостей, универсальным средством обращения и платежа. Данная форма кредита активно используется как государством, так и отдельны­ми гражданами, как внутри страны, так и во внешнем экономи­ческом обороте.

Смешанная (товарно-денежная) ФК часто использу­ется в экономике развивающихся стран, рассчитывающихся за денежные ссуды периодическими поставками своих товаров (пре­имущественно в виде сырьевых ресурсов и сельскохозяйственных продуктов). Во внутренней экономике продажа товаров в рас­срочку платежей сопровождается постепенным возвращением кредита в денежной форме.

Банковская ФК - наиболее распространенная форма. Банки чаще всего предоставля­ют свои ссуды субъектам, нуждающимся во временной финансо­вой помощи.

Гражданская ФК основана на участии в кредитной сделке в качестве кредитора отдельных граждан, частных лиц.

Потребительская ФК в отличие от его производи­тельной формы используется населением на цели потребления, он не направлен на создание новой стоимости, преследует цель удовлетворить потребительские нужды заемщика.

Осн. форма новогокредита- денежный кредит, в то время как товарный кредит выступает в качестведополнительной формы, кот. не явл. второстепенной, второсортной. Каж­дая из форм с учетом разнообразных критериев их классифика­ции дополняет друг друга, образуя определенную систему, аде­кватную соответствующему уровню товарно-денежных отношений.

Таким образом, банк - это финансовая организация, учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающее финанс. услуги правительству, предприятиям, гражданам и др. банкам. Банки выпускают, хранят, предоставляют в кредит, покупают и продают, обменивают деньги и ценные бумаги, контролируют движение денежных средств, обращение денег и ценных бумаг, оказывают услуги по платежам и расчетам.

Без банков немыслимо современное денежное хозяйство. Им нет альтернативы в будущем,, поскольку они явл. глав. и связующим звеном всей экономической жизни.

Влияние банков на экономику, как видим, чрезвычайно высоко. Предоставляя кредиты, банки помогают народному хозяйству в его развитии. Так, в период эконом-ких кризисов потребность в кредитах значительно возрастает. Предприятия часто испытывают острые финансовые затруднения. Взаимные неплатежи по самым разным причинам, в частности, из-за трудностей сбыта неконкурентоспособной продукции, невыполнения правительством обязательств по оплате заказов, несостоятельности должников и т.д., достигают огромных размеров, что вызывает у предприятий резкое увеличение потребности в кредите как платежном средстве. В этой ситуации, казалось бы, самое время банкам полнее удовлетворить потребности предприятий в дополнительных платежных средствах, выдать побольше кредитов. Однако в действительности в этот период наблюдается обратный процесс. Как показывает опыт, в период экон-ских кризисов резко возрастают кредитные риски, рост кредитов не только не сопровождается их адекватным возвратом, но, напротив, вызывает значительный рост просроченных платежей по ссудам, приводит к росту убытков от кредитных операций. Именно поэтому в период кризиса банки, несмотря на значительный рост спроса на кредит, сокращают объемы своих кредитных операций. В результате снижение объемов производства неизбежно сопровождается и сокращением объема кредитных вложений.

Сущность и функции банка определяют его роль в экономике. Под ролью банка следует понимать его назначение, то, ради чего он возникает, существует и развивается. Назначение банка состоит в том, что он обеспечивает:
Упорядочение и рационализацию денежного оборота. Как это следует из функции аккумуляции временно свободных ресурсов, банки явл. собирателями временно свободных денежных ресурсов для их последующего направления тем хозяйствующим субъектам, которые нуждаются в дополнительных ассигнованиях.

В условиях рынка банки явл. ключевым звеном, питающим народное хозяйство дополнительными денежными ресурсами. Современные банки не только торгуют деньгами, одновременно они явл. аналитиками рынка. По своему местоположению банки оказываются ближе всего к бизнесу, его потребностям. Таким образом, рынок неизбежно выдвигает банк в число основополагающих элементов экономического регулирования.

13 Гос-й кредит и организация управления государственным долгом. Согл. ст. 98 БК РФ долгов. обязательства м-ут осуще-ся в формах: 1.Кредитные соглаш-я и договоры, закл-ные от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностр. гос-ми и международ. организациями. 2.Гос. займы осущ-ются за счет выпуска ценных бумаг от имени РФ. 3.Договора о предоставлении РФ-ей гос-х гарантий.

Гос-ый кредит можно рассматривать неоднозначно:

- Гос-ый кредит – одна из форм существования публичных финансов, часть финансовой системы.

- Гос-ый кредит как стоимостная категория – это совокупность денежных отношений, возникающих между гос-ом и физическими, юридическим лицами, при которых гос-во может выступать как в качестве заёмщика, так и в качестве кредитора и гаранта.

- Гос-ый кредит как правовая категория – самостоят. институт финанс. права, представляющий совок-сть финанс.-прав. норм, регул-щих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения гос-ом временно свободных денеж. средств юр. и физ. лиц на определённых условиях в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

Гос-ый кредит относится к централизованным финансам, след-тельно, для него характерны такие же признаки, что и для гос-ых финансов: в отличие от налогов и обязательных платежей привлечение или предоставление средств при кредитовании осуществляется на возвратной и возмездной основе; движение средств осуществляется в прямом и обратном направлении; гос-ый кредит имеет, как правило, добровольный хар-ер; существование кредита ограничено конкретным, заранее известным сторонам срокам; гос-ый кредит имеет избирательный, селективный хар-р.

Экономическая сущность гос-го кредита заключ. в непроизводительном использовании капитала (покрытие дефицита бюджета). Обеспечением кредита служит имущество гос-ва или региона.

Как финансовая категория гос. кредит выполняет функции:

1.Распределительная - обеспечивает формирование централизованных денежных фондов или их использование на принципах срочности, платности, возвратности (чем выше величина долга, тем большая часть средств направляется на его обслуживание).

2.Регулирующая – гос-во прямо или опосредованно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок, процесс производства, занятость населения, а также способствует и обеспечению перераспределения средств между территориями гос-ва

3.Контрольная функция - связана со сроками возврата и своевременность уплаты процентов.

Взависимости от того, какой уровень власти участвует в кредитных отношениях гос-ый кредит делится на федеральный и субфедеральный (региональный).

Государственный долг: долговые обязательства РФ перед физ. и юр. лицами, иностр. Госуд-вами, междунар. организациями и иными субъектами междунар-ого права, включая обязательства по гос. гарантиям, предоставленным РФ.Гос. долг можно разделить: 1) на внешн(задолженность гос-ва организациям и гражданам др. стран ) и внутрен (задолженность гос-ва перед своими гражданами.,)

- Совокупность мероприятий гос-ва, направленных на погашение долга.

- Совокупность действий гос-ва в лице его уполн-ных органов по регул-нию величины, структуры и стоимости обслуживания гос-го долга.

- Механизм формирования и реализации одного из направлений финансовой политики гос-ва, связанного с его деятельностью на внеш. и внутр. финанс. рынках в качестве заёмщика или гаранта.

Целью управления гос-ым долгом является:

1. Нахождение оптимального соотношения м/у потребностями гос-ва в дополн-ых финанс. ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

2. Основным условием успешного регул-ния долга явл. обеспечение эконом. роста, увеличение на этой основе общей величины доходов в стране, в том числе доходов бюджета. При значительных масштабах задолженности приходится решать противоречивую задачу ограничения потребляемой части ВВП для выплаты внешних долгов и их обслуживание

Принципы управления гос-ым долгом: безусловность, единство учёта, единство долговой политики, снижение рисков,оптимальность, гласность.

При управлении гос-ым долгом решаются следующие задачи: сохранение объёма долговых обязательств на экономически безопасном уровне, с учётом всех возможных рисков; своевременность исполнения долговых обязательств; полнота исполнения долговых обязательств; минимизация стоимости долговых обязательств; прозрачность управления долгом.

Под управлением гос. долгом понимаетсясовокупность действий гос-ва, связанных с изучением коньюктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой его условий, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсий и консолидацией займов, проведением мероприятий по определению ставок процента по государственному кредиту, а также погашением ранее выпущенных займов, срок действия которых истек.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.254.197 (0.009 с.)