ТОП 10:

Сущность и состав регион-ных финансов, их роль в экон-ом и соц-ном развитии территории.



Финансы региона - неотъемлемая составная часть финансовой системы страны. Это денежные ресурсы и потоки (в наличной или безналичной форме), обеспеч-щие нормальный уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен и социально приемлемый жизненный уровень населения данного региона.

В настоящее время нет единого понимания и подхода к региональным финансам.

В широком смысле регион-ные финансы включают в себя финансы рег-ных органов власти, террит-ных фед-ных органов власти, финансы хозяйствующих субъектов и финансы населения, то есть в рег-ные финансы включаются все финансы, находящиеся на территории региона.

Рег-ные финансы представляют совок-сть финансовых отношений, складывающихся м/у органами госуд. власти и местной власти и населением, хозяйствующими субъектами, находящимися на территории данного региона. Эти отношения возникают по поводу формир-я, распред-я и использ-я финансовых ресурсов для выполнения соц.-экон. функций субъектов РФ и муниципалитетов.

В связи с этим в рег-ные финансы включается два блока: финансы субъектов РФ и муниц-ные финансы.

Региональные финансы в узком смысле – это финансы субъектов, исключая финансы органов МСУ.

Финансы субъекта РФ включают:

- средства бюджета субъекта РФ;

- гос-ые ценные бумаги, кот. принадлежат органам гос-ой власти субъекта РФ;

- др. денежные средства, явл-еся собственностью субъекта.

Финансы субъектов РФ базируются на тех же принципах, что и бюджетная система в целом, но поскольку они занимают промежуточное место в бюджетной системе страны, для них не менее значимыми явл. принципы бюджетного федерализма, на которых базируются межбюджетные отношения. В соотв. с этими принципами осущ-тся разграничение предметов ведения и полномочий органов власти разных уровней.

Бюджетная система РФ основана на принципах:

- единства бюджетной системы РФ;

- разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;

- самостоятельности бюджетов;

- равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;

- полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

- сбалансированности бюджета;

- результативности и эффективности использования бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

- прозрачности (открытости);

- достоверности бюджета;

- адресности и целевого характера бюджетных средств;

- подведомственности расходов бюджетов;

- единства кассы.

Для рег-ных финансов характерны те же функции, как и для категории, финансы, а именно перераспределительная, регулирующая и контрольная. Ключевое значение для региональных финансов играет бюджет региона, кот. явл. формой формирования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесённых к предметам ведения субъекта РФ.

Бюджет субъекта и террит-ный внебюджетный фонд предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ. Основными направлениями использования средств бюджетов субъектов являются следующие:

- обеспечение функцион-ния органов законод-ной и исполн-ной власти субъектов РФ;

- обеспечение реализации региональных целевых программ;

- обслуживание и погашение госдолга субъекта РФ;

- оказание финансовой помощи местным бюджетам и другие.

По объёму финансовых средств направляемых на обеспечение тех или иных функций, можно определить, какие приоритеты господствуют в регионе, каковы главные проблемы, для решения которых необходимо финансовое обеспечение.

Уровень социально- экономического развития и жизни населения региона явл. одним из факторов формирования финансов, субъектов РФ, что отражается как на финансовом потенциале субъекта РФ, так и на реальных показателях исполнения бюджета.

Функционирование финансов субъектов РФ осущ-тся в соотв. с целями региональной финансовой политики, основными задачами кот. явл.:

- обеспечение экономического роста;

- обеспечение равной социальной защиты граждан , проживающих в регионах;

- выравнивание условий соц.-экон. и финанс. развития регионов;

- развитие и поддержка МСУ. При формировании финансовой политики регионы должны учитывать как внутренние, так и внешние риски. В настоящее время происходит корректировка финансовых параметров в связи с мировым финансовым кризисом.

Особые эконом. зоны РФ как форма территориальной организации.

Особая экономическая зона - определяемая Правительством РФ часть территории РФ, на кот. действует особый режим осущ-ления предприн-кой деятельности.

Особые экономические зоны - это часть нац-ного эконом. пространства, где для местных и зарубежных предпр-лей создается такая система льгот и стимулов, кот. на основе новейших технологий позволяет создавать приоритетные отрасли экономики, способные обеспечить производство высококачественной товарной продукции на мировой рынок и успешное развитие соц. – экон. жизни регионов своего базирования.

Цели создания ОЭЗ зависят от уровня соц.-экон. развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания ОЭЗ в каждом конкретном случае могут различаться.

Особая экономическая зона- определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. (Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", Статья 2. Понятие особой экономической зоны).В соответствии с положениями Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» с изменениями от 3 июня 2006 г. в Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны трех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие,и туристско-рекреационные.

Основными целями создания ОЭЗ являются:

- развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;

- производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств;

- развитие туризма и санаторно-курортной сферы.

Типы зон

- Промышленно-производственные ОЭЗ (Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, площадь которых составляет не более двадцати квадратных километров)

- Технико-внедренческие ОЭЗ (Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более двух квадратных километров.)

- Туристско-рекреационные ОЭЗ

Особая экон. зона не может находиться на территориях нескольких муниц. образований.

Территория особой экон. зоны не должна включать в себя полностью территорию какого-либо администр.-территор. образования.

На территории особой эконом. зоны не допускается размещение объектов жилищного фонда.

На территории особой экон. зоны не допускается: 1) добыча полезных ископаемых и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности; 2) переработка полезных ископаемых и переработка лома черных и цветных металлов; 3) производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

При создании особой экономической зоны Правительство Р Ф определяет виды деятельности, осуществление кот. разрешено на ее территории.

Подавляющее большинство из созданных на территории России свободных эконом. зон оказались нежизнеспособными. Факторами, обусловившими слабость подобных образований, стали следующие.

1. Отсутствие адекватного правового регулирования.

2.Слишком большие размеры территории ОЭЗ. Все российские претенденты на создание ОЭЗ стремятся взять под свою юрисдикцию как можно большую территорию, не понимая, что чем она крупнее, тем ниже эффективность функционирования зоны.

3. Нахождение большинства ОЭЗ во внутренней части страны. Успешность функционирования ОЭЗ во многом зависит от ее экономико-географического положения, важной составляющей которого является близость к основным транспортным магистралям и мирохозяйственным центрам, что в большинстве случаев обеспечивается за счет приграничного расположения.

4. Отрицательное воздействие ОЭЗ на экономику региона. Ярким примером такого рода явл. ситуация в Калининградской области, где предприятиям-импортерам было предоставлено право неограниченного ввоза на территорию области товаров иностранного производства с освобождением от всех видов таможенных платежей. Льготы, действовавшие на территории ОЭЗ, негативно сказались на состоянии местных промышленных предприятий, не способных конкурировать с дешевой, практически беспошлинной импортной продукцией.

5. Отсутствие четкого контроля со стороны государственных органов, сделавшее возможными злоупотребления на территории ОЭЗ.

6. Недостаточное использование возможностей, предоставляемых режимом экономического благоприятствования. Зоны экспортного производства, созданные в России, в основном ограничивают свои производственные функции сборкой продукции из импортных компонентов.

При анализе законод-тва, регламентирующего порядок деятельности особых экон-х зон, необходимо обратить внимание на то, что ныне действующие особые эк-е зоны предполагают наличие льготного таможенного режима на их территории. (иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экон-й политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, в порядке, определяемом Таможенным кодексом)

Наличие на территории ОЭЗ таможенного режима, отличного от таможенного режима, действующего на остальной территории РФ, предполагает и наличие таможенной границы, по одну сторону которой действует льготный таможенный режим, а по другую сторону - общий. Перемещение товаров через эту границу влечет определенные правовые и эк-е последствия.

Согласно ч. 7 ст. 37 Федерального закона N 116-ФЗ ввоз товаров на территорию Особой экон-й зоны и вывоз с ее территории осуществляются с разрешения таможенных органов. Таким образом, создается ситуация, при которой на территории РФ, находящейся внутри единой гос-ой границы, фактически имеется в наличии множество локальных - таможенных границ особых экон-х зон.

26 Гос-во и финансы предприятия. Состав, источники образования финансов предприятия. Финансы коммерческих организаций и предприятий, явля­ясь основным звеном финансовой системы, охватывают процес­сы создания, распределения и использования ВалВнутр.П в стоимост­ном выражении. Они функционируют в сфере материального производства, где в основном создаются совокупный общест­венный продукт и национальный доход.По своей сущности финансы предприятий являются специфической частью финансовой системы государства. Они отличаются от государственных финансов тем, что функционируют в разных сферах общественного производства.

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юр. лица, производящий товары, услуги, занимающийся различными видами деят-сти, целью кот. является обеспечение общественных потребностей, извлечение прибыли и приращение капитала. Финансы предприятия - это относительно самостоятельная сфера финансов государства, в этой сфере формируется значительная часть доходов, которые затем перераспределяются через бюджетную систему. Финансы предприятия - это финансы или денежные отношения, возникшее в процессе формирования основного и оборотного капитала, фондов денежных средств предприятия и их использования.

Финансы коммерческих предприятий и организаций — это фи­нансовые или денежные отношения, возникающие в ходе предпринимат. деят-сти в процессе формирова­ния собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их распределения и использования.

Финансовые ресурсы предприятия– денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для осуществления текущих затрат и затрат по расширенному воспроизводству, для выполнения финансовых обязательств и экологического стимулирования работающих. Финансовые ресурсы направляются также на содержание и развитие объектов непроизводственной сфер, потребление, накопление, в специальные резервные фонды.

Состав предприятия (баланс):

1) Собственные ср-ва:

1. амортизация;

- валовая прибыль: прибыль от реализации товаров, услуг (предпринимательский доход); прибыль от прочей реализации; сальдо внереализованных результатов (доходов); резервный фонд;

2. ремонтный фонд; 4. страховые резервы; 3. прочие.

2) Заемные средства:

- кредит банка,

- кредит иного финансового института,

- бюджетный кредит, коммерческий кредит,

кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в обороте, прочие.

Привлечение заемных средств позволяет фирме ускорять оборачиваемость оборотных средств, увеличивать объемы совершаемых хозяй-ных операций, сокращать незавершенное произ-во. Однако исполь-ние данного источника приводит к возн-нию определенных проблем, связанных с необх - тью последующего обслуж-ния принятых на себя долговых обязательств.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.226.244.70 (0.007 с.)