Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет, объект ипу. Ипу в системе наук о политике.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тирания – наихудший вид государственного устройства. Учение Аристотеля о государстве. Формы правления Аристотеля. Государство – это сообщество высшего рода, направленное к величайшему благу. Государство возникает из семьи: Мужчина+женщина=семья->семья+семья=селение->селение+селение=государство. Несмотря на то, что государство появилось позже, чем семья, оно находится выше ее, это «человеческое общество». Государство создается для того, чтобы в нем жить счастливо. Основными задачами государства А. считает предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении. Идеал государства, по Аристотелю- общество, которое опирается на частную собственность на орудия труда, земли и рабов. Государство, по Аристотелю, требует от гражданина определенных добродетелей, без которых нельзя достичь благосостояния общества. Формы правления: хорошие и плохие. Хорошие (при которых преследуются общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие): монархия, аристократия, полития. Плохие (при которых преследуются частные цели правителей): тирания, олигархия, демократия, охлократия. Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие: Монархия - ф.п.при которой вся верховная власть принадлежит монарху. Аристократия – ф. п., при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного. Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя. Олигархия — блюдет выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство. Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках. Охлократия (от греч. — толпа и— власть, лат. ochlocratia) — вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов. Охлократия характерна для переходных и кризисных периодов. 5.Идеальная форма правления Полибия Для Полибия идеальная форма правления – смешенная (монархия, аристократия, демократия). При смешенной форме правления существует стабильность государства, и оно держится длительное время. Смешанная форма правления преимущественна, так как здесь соединены вместе все преимущества наилучших форм правления. Пример для Полибия – Древний Рим. Идеала смешанной формы правления государства по Полибию придерживались Цицерон, Т. Мор, Макиавелли. Эволюция форм правления по Полибию. Способ передачи власти. Тезис Полибия об эволюции форм правления выглядит след образом: стадо – монархия – тирания – аристократия – олигархия – демократия – охлократия – человеческое стадо. Итак, получается круговорот форм правления государства: три правильные формы и три неправильные формы правления сменяют друг друга. Любой явление подвержено изменению. Любая правильная форма правления государства вырождается. Начиная с тирании, установление каждой последующей форма основывается на осмыслении предшествующего исторического опыта.В рамках своей мыслительной конструкции круговорота форм правления определяет период: необходимый для перехода от одной формы правления к другой, что позволяет предсказать и сам момент перехода. Отметим, что на пример он берет Др Рим, чтобы показать передачу власти. Представления о формах правления Цицерона. Продолжая греч традицию в качетсве критерия классификации использует количество правящих (Платон, Аристотель): - царская власть – форма правл, при которой верховная власть принадлежить 1 лицу. - власть оптиматов – власть принадлежит нескольким выборным лицам - народная власть – власть всего народа. Все эти формы правления являются несовершенными так как имеют след недостатки: - при царской власти – все прочие люди совсем отстранены от гос власти - при оптиматов – народ отстранен от власти и не имеет свободы - при народ власти – несправедливо само равеноство. Ид форма правл – смешанная, т.е 4 вид государств правления, который образован путем смешения 3х его видов. Примером является Римская репусблика, в котором консулы были аналогом царской власти, сенат – аналогом власти оптимаов, народное собрание и народные трибуны – аналогом народной власти. В области государства и права размышления Цицерона (10643 до н. э.) находятся под влиянием Платона, Полибия и греческих стоиков. Впервые в истории политической мысли Цицерон дает определение, что такое народ - соединение многих людей, связанных между собой сословием в вопросах права и общностью интересов, но это не любое соединение людей. Государство - это выражение не только общего интереса всех его свободных членов, но также и согласованное правовое общение этих членов (общий правопорядок). Цицерон впервые подошел к мысли о юридизации понятия государства. Основную причину происхождения государства Цицерон видит не столько в слабости людей и их страхе, сколько в их врожденной потребности жить вместе. Причиной образования государства является охрана собственности. Много внимания в творчестве Цицерона уделяется восхвалению добродетели истинного государственного деятеля. Государь, не владеющий основами права, не может быть справедливым, впервые заявлено Цицероном. Цицерон обращался и к проблеме идеального гражданина. Обязанности идеального гражданина обусловлены необходимостью следования таким добродетелям, как познание истины, справедливость, величие духа и благопристойность. Гражданин должен трудиться для общего блага. Говоря о развитии права и формулируя важный правовой принцип законности, Цицерон пишет: «Под действие закона должны подпадать все». Итог размышлений Цицерона: 1) общины возникают от природы, следовательно, государство возникает от природы; 2) власть вручается мудрецам, способным приблизиться к постижению мира, божественного разума; 3) государство - охрана имущества граждан; 4) законы должны соответствовать общественному порядку; 5) частной собственности не бывает от природы, она возникает на основании давнего завладения, победы в войне, закона или соглашения. Идеал государственного устройства, по Цицерону, - сенатская республика со смешанной формой правления. Он разделяет три формы правления: 1) царская власть - монархия; 2) власть оптиматов - аристократия; 3) власть народа - демократия. Заслуга Цицерона в том, что он первый в римском государстве провел разделение между естественным правом (правом народов) и правом римских граждан. Естественное право распространяется как на людей, так и на животных. К нему он относил семью, брак, воспитание детей. Согласно естественному праву все рождаются свободными. Право граждан (цивильное) регулирует отношении между свободными римлянами. Равенство граждан и форма правления у Макиавелли взаимосвязаны: форма правления зависит от общества. Стабильную демократию можно создать там, где граждане равны. Также с формой правления связана территория: в больших государствах невозможна демократия. Макиавелли не считал какие-то формы правления хорошими, а какие-то – плохими, так как все они подвержены разрушению. 13. Теория государственного суверенитета Бодена. Жан Боден (1530 – 1596). Боден прогрессист; отрицал идею о «золотом веке» античности; считал, что изучать следует только действительное; поддерживал тезис о трех видах права: божественном, природном и человеческом. Обладал комплексом советника, считал, что история циклична и что без частной собственности государство развалится. Разработка проблемы суверенитета – огромный вклад Бодена в развитие политико-теоретического знания. Суверенитет – абсолютная, постоянная и единая власть. То есть власть, которая без ограничений проявляет свое могущество, существует неизменно долгое время и не допускает никаких органов для разделения властей. Эту концепцию он изложил в трактате «Шесть книг о государстве». Ж- Боден полагал, что государство обладает специфическим признаком — суверенитетом. Этот признак отличает государство от всех других социальных организаций. По мнению Бодена, суверенитет, верховная власть — это постоянная, независимая, единая, неделимая, неограниченная власть над гражданами и подданными. Выше этой власти нет никакой другой власти. Эта власть не может быть поделена, ее законы обязательны для исполнения всеми. Боден отверг утверждение о том, что власть монарха происходит от бога. В монархической власти Боден видел единственную силу, которая способна обеспечить мир и правопорядок в обществе. 5 отличительных признаков суверенитета: 1. издание законов для всех подданных и госучреждений; 2. решение вопросов войны и мира; 3. назначение должностных лиц; 4. действие суда последней инстанции в качестве высшего; Помилование. Но государственная суверенная власть должна подчиняться естественным и божественным законам, не может вмешиваться в дела семьи, нарушать принцип веротерпимости и собирать подать без согласия подданных. Так же принцип единства суверенитета государственной власти в теории совмещается с разделением на практике. С точки зрения Бодена носитель суверенной власти временно и на определенных условиях поручает некоторые функции власти должностным лицам, которые ничего не могут делать без поручения суверена. Боден: «Суверенитет кроется в совокупности свободных и разумных существ, составляющих народ». Передача суверенной власти возможна самим народом одному из граждан или собственником. 14. Утопия Т.Мора. Государство В XVI в. в умственной жизни европейского общества укрепляется социализм как общественное движение. Среди наиболее видных писателей социалистического направления был Томас Мор. У Томаса Мора есть несколько трудов, но самый значимый из них – «Утопия» (1516). В ней он изложил свою точку зрения по поводу частной собственности, которую он считал источником неравенства. «Где только есть частная собственность, там вряд ли возможно правильное и успешное течение государственных дел». Ч /с питает такие дурные человеческие страсти, как алчность, жадность, стремление увеличить свое богатство, эгоизм и пр. Поэтому Томас Мор был за уничтожение ч/с. Общество – это результат заговора богачей, а государство – их простое орудие. Они используют его для угнетения народа для удовлетворения своих материальных потребностей. Это делается с помощью законов, предписаний власти, которые навязываются народу от имени государства. Произведение делится на две части: в первой Мор критикует существующие общественно-политические порядки (политику войн, смертную казнь, королевский деспотизм, разврат духовенства и пр.) во второй – изложение порядка воображаемого государства Утопия. Утопия – это воображаемая страна без ч/с. Вся земля – общественная собственность. Каждая семья занимается определенным ремеслом; семейно-ремесленная организация составляет производственную структуру утопийского общества. Все граждане обязаны отбывать трудовую повинность – заниматься с/х. Рабочий день – 6 часов. Утопийцы живут в благополучии, которое достигается благодаря принудительному привлечению к труду и мужчин, и женщин и сокращению потребностей, отказу от роскоши. Однако в Утопии присутствует институт рабства. Рабы носят кандалы и выполняют неприятную для утопийцев работу (забивать скот, вывозить нечистоты и пр.). рабами становились военнопленные, преступники, отбывающие наказание, а также люди, приговоренные к смерти в других гос-вах и выкупленный утопийцами. Рабство не передается по наследству, от него можно высвободиться. Борьба с преступностью – одна из основных задач государства. Государственная организация: Утопия имеет структуру публичной власти и порядок ее формирования. По форме правления Утопия не относится к какой-то одной традиционной форме, скорее всего это «смешанная» форма правления. Также не совсем ясно какой является утопийская государственность: федеративной или унитарной. 15.Война всех против всех» и представления о политике Т.Гоббса. Гоббс — один из основателей «договорной» теории происхождения государства. Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Из-за равенства проистекает взаимное недоверие. Из этого равенства способностей возникает равенство надежд на достижение целей. Из-за взаимного недоверия – война. В природе человека три основные причины войны: 1) соперничество; 2) недоверие; 3) жажда славы. При отсутствии гражданского состояния всегда имеется война всех против всех. Война это не только сражение, или военное действие, а промежуток времени, в течение которого явно сказывается воля к борьбе путем сражения. Неудобство подобной войны. Вот почему все, что характерно для времени войны, когда каждый является врагом каждого, характерно также для того времени, когда люди живут без всякой другой гарантии безопасности, кроме той, которую им дают их собственная физическая сила и изобретательность. В таком состоянии нет места для трудолюбия, так как никому не гарантированы плоды его труда, и потому нет земледелия, судоходства, морской торговли, удобных зданий, нет средств движения и передвижения вещей, требующих большой силы, нет знания земной поверхности, исчисления времени, ремесла, литературы, нет общества, а, что хуже всего, есть вечный страх и постоянная опасность насильственной смерти, и жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна. Состояние войны всех против всех характеризуется также тем, что при нем ничто не может быть несправедливым. Там, где нет общей власти, нет закона, а там, где нет закона, нет несправедливости. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. Поскольку там, где нет власти, способной держать всех в подчинении, люди не испытывают никакого удовольствия (а напротив, значительную горечь) от жизни в обществе. Ибо каждый человек добивается, чтобы его товарищ ценил его так, как он сам себя ценит. Стремление к знанию и к мирным ремеслам располагает людей к повиновению общей власти. Ибо такое желание содержит желание иметь досуг, а следовательно, иметь защиту иной силы, чем их собственная. Государство учреждается людьми для того, чтобы с его помощью покончить с "войной всех против всех", избавиться от страха незащищенности и постоянной угрозы насильственной смерти. Теория государственного суверенитета Т.Гоббса. Государственная власть никем и ничем не ограничена, она стоит над гражданским законом и подобна человеческой душе в государственном теле. Только верховная власть вправе решать, что хорошо, а что хорошо для государства. Власть государственного суверена является абсолютной. По мнению Т. Гоббса, даже мысли и религиозные чувства подданных должны быть подчинены воле суверена. Подданные – рабы государства. Т. Гоббсом была представлена законченная теория абсолютного суверенитета. Она служила для обоснования любой неограниченной власти в государстве, будь то монарх или парламент. Отстаивая абсолютизм, Т. Гоббс утверждал, что суверенитет государства целиком поглощается суверенитетом монарха, рассматривал власть как собственность суверена и выступал как противник теории разделения властей. Полную правовую неограниченность государства Гоббс выводил из договорной теории происхождения государства, исключая при этом принцип народного суверенитета. Признавая источником суверенной власти общественный договор, указывал, что общество, являясь источником суверенитета, не может рассматриваться его носителем. Теория общественного договора и понятие государства Т.Гоббса. Томас Гоббс (1588-1649), английский философ 17 века, в своем известном трактате "Левифиан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского" впервые, пожалуй, изложил теорию общественного договора в определенной, четкой и рационалистической (т.е. основывающейся на аргументах разума) форме. По мнению Гоббса, появлению государства предшествует так называемое естественное состояние, состояние абсолютной, ничем неограниченной свободы людей, равных в своих правах и способностях. Люди равны между собой и в желании господствовать, обладать одними и теми же правами. Поэтому естественное состояние для Гоббса есть в полном смысле "состояние войны всех против всех ". Абсолютная свобода человека - стремление к анархии, хаосу, беспрерывной борьбе, в которой оправдывается и убийство человека человеком. В этой ситуации естественным и необходимым выходом становится ограничение, обуздание абсолютной свободы каждого во имя блага и порядка всех. Люди должны взаимно ограничить свою свободу, чтобы существовать в состоянии общественного мира. Они договариваются между собой об этом ограничении. Это взаимное самоограничение называется общественным договором. Ограничивая свою естественную свободу, люди вместе с тем передают полномочия по поддержанию порядка и надзор за соблюдением договора той или иной группе или отдельному человеку. Так возникает государство, власть которого суверенна, т.е. независима ни от каких внешних или внутренних сил. Власть государства, по убеждению Гоббса, должна быть абсолютна, государство вправе в интересах общества в целом предпринимать любые меры принуждения к своим гражданам. Поэтому идеалом государства для Гоббса была абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к обществу. ГОСУДАРСТВО - "единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как оно сочтет необходимым для их мира и общей защиты"*. Поначалу источником власти он считал договор между подданными и правителем, который (договор) не может быть расторгнут без согласия обеих сторон. Однако идеологи революции приводили немало фактов нарушения королем им же на себя взятых обязательств; поэтому, очевидно, Гоббс и формулирует несколько иное понятие общественного договора (каждого с каждым), в котором правитель вообще не принимает участия, а значит, и не может его нарушить. Консерватизм. В основе учения Карамзина, славянофильское учение (имело национальный характер), «теория официальной народности» Уварова. Философия консервативной идеологии России: -церковный -дворянский -интеллигентский -бюрократический Особенности русской консервативной мысли: -сложное отношение к традиции. Истории, культуре (русская традиция аморфна, не раз прерывалась) -сторонники защиты национального единства и государственной целостности -наличие сильной политической власти и самодержавия (сакральное значение) -сохранение самобытных социальных и политических институтов -преемственность исторического развития -непринятие радикализма как слева, так и справа (и в теории и на практике) -православная религия как основа сохранения власти Опирались на традицию. Модернизация, но с опорой на традицию Социализм Основы его заложили Радищев Н. А., Пестель П. И., Огарев Н. П., Герцен А. И., Белинский В. Г., Писарев Д. И., Чернышевский Н. Г. 70-е, 80-е годы кризис народничества как теории и практики. Террор привел к реакции интеллигенции. Дискредитировали себя, в это время распространялись идеи марксизма. 1883 год – первая марксистская организация «Освобождение труда» (Плеханов) в Женеве. Марксисты выступали против народничества приспосабливали идеи марксизма к народнической почве в основе исторический материализм. Преимущества: -марксизм – объективное учение (без религиозности) -собственные ценности -практические рецепты: тактика и стратегия политической борьбы отлична от народничества -пролетариат – главный инструмент в учении 1898 го – РСДРП – первая марксистская партия В 1903 году ее раскол (на 2 съезде): -большевики (на базе марксизма. Лидер Ленин) - меньшевики, теория Плеханов. Практика мартов 90-е годы 19 века легальный марксизм: -критика ортодоксального марксизма (критика идеи революции) -сторонники эволюции -экономического детерминизма -социализм – возможен как общественный идея, а не социальное воплощение (стадии развития общества) Политическая философия трансформировалась в идеалистов, сторонников нравственного мира (либеральные течения) Реализация свобод индивида и рационализация марксизма.
Предмет, объект ИПУ. ИПУ в системе наук о политике. Объектом исследования истории политических и правовых учений выступает теоретически оформленная часть политико-правового сознания различных типов государств, обществ и даже культур. Как и любая другая наука историко-теоретического цикла, история политических и правовых учений рассматривает, прежде всего, динамику, движение теоретической мысли. Она ищет закономерности возникновения, развития и ухода в прошлое политических и правовых идей, учений и идеалов. Предмет ИПУ – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических теорий, история теорий права и государства. Эволюция форм познания политики. Предмет составляет исторический генезис оформленных в виде целостных учений представлений о политике и государстве. История политических учений в системе наук о политике. Сообразно своему предмету история политических и правовых учений взаимодействует с политологией, изучающей политику и политические системы современности. Основываясь на политологических данных о политической системе общества, история политических и правовых учений рассматривает ее с точки зрения места и роли в ней государства, характерных черт и особенностей, отличающих его от партий, общественных организаций и других звеньев политической системы, правовых форм возникновения и деятельности государства. Без знания политологии невозможно уяснить конкретное содержание соответствующих политико-правовых теорий, как и без соответствующих теоретических положений и концепций невозможно осветить исторически развивающуюся политико-правовую реальность. 2. Особенности политической мысли Античности. Становлению в середине I тысячелетия до н. э. в Греции рабовладельческого строя способствовало благоприятное географическое положение, которое стимулировало развитие полисной формы государственного устройства. Жизнь в полисах была сопряжена с постоянной борьбой между родовой аристократией и свободными гражданами. В результате такой политической борьбы власть в полисах приобретала следующие формы: 1) аристократия (власть захватывали знатные); 2) демократия (удача оказывалась на стороне трудовых слоев полиса); 3) тирания (узурпации власти группой лиц); 4) олигархия, состоящая из крупных рабовладельцев, роль которых усиливалась по мере роста рабовладения. Повсеместно в полисах развертывается борьба за власть, в результате которой к VI-V вв. до н.э. в разных полисах устанавливается и развивается соответствующая форма правления, например демократия в Фивах и Мегарах. Эти процессы нашли свое отражение и теоретическое осмысление в политических учениях Древней Греции. Бурный рост науки, техники и знаний о мире привели к размежеванию науки и религии. Политико-правовые доктрины становятся частью философских систем античных мудрецов. Политико-философские учения Античности основывались на практике, на социально-политических реалиях. В истории возникновения и развития древнегреческой политико правовой мысли выделяют три этапа: Ранний период (IX–VI вв. до н. э.) – связан со временем возникновения древнегреческой государственности (Гомер, Гесиод, Пифагор, Гераклит); Второй период (V– первая половина IV в. до н. э.) – время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель); Третий период (вторая половина IV–II в. до н. э.) – период эллинизма, время начавшегося упадка древнегреческой государственности, подпадание греческих полисов под власть Македонии и Рима. Возникнув в условиях деления людей на свободных и рабов, античная политико-правовая мысль оформилась и развивалась как идеология свободных. Свобода –фундаментальная ценность, главная цель усилий и основной предмет забот древнегреческой политической теории и практики. Политика и связанные с ней духовные занятия выступают как дело свободы и сфера усилий свободных людей, а труд – как удел рабов. Вся производственно– трудовая сфера, как и сфера семьи, находится, по тогдашним представлениям, в принципе вне сферы свободы, и, следовательно, вне политики как отношений свободы. Отношения господина и раба, главы семьи и остальных ее членов как отношения господства и подчинения трактуются как неполитические отношения. С этим связано и традиционное противопоставление эллинской полисной формы жизни деспотическому правлению у варваров. УДемокрита (ок. 460–370 г. до н. э.) встречается одна из первых попыток рассмотреть возникновение и становление человека, человеческого рода и общества как часть естественного процесса. В государстве представлены общее благо и справедливость. Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству и управлению. Появление софистов связано с укреплением и расцветом античной демократии. Софисты были платными учителями мудрости, в том числе в вопросах государства и права. Различают два поколения софистов: 1) старшие (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт) – придерживались демократических воззрений. 2) младшие (Фрасимах, Калликл, Ликофрон) – были как сторонниками демократии, так и приверженцами иных форм правления (аристократия, тирания). 3. Платон – наследник Сократа. Критика Афинской демократии. Формы правления Платона. Свои взгляды на государство и право Платон (427–348 гг. до н. э.) изложил в книгах «Государство» и «Законы». Ранние его диалоги называются «сократическими» («Апология Сократа», «Протагор», «Критон» и др.), в них в целом доминируют взгляды, метод и подход Сократа – рационализм; поиски общих понятий; углубленный интерес к моральной проблематике и т.п. Собственное платоновское учение об идеях появляется в более поздних диалогах. Формы правления Платона. Платон рассматривает четыре типа «извращенного государственного устройства», Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности: 1. Тимократия – власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты «совершенного» строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. 2. Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. 3. Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы – тирании. П. не находил привлекательной афинскую демократ ию, более того постоянно ее критиковал. Афинского философа отличает неприязнь к любого рода густой и шумной толпе, будь то в народном собрании, суде, театре или военном лагере. Красноречиво его определение демократии: «Демократия... осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию». Он считал, что при демократии нет справедливости, ибо власть достается тем, на кого случайно пал жребий или кто «обнаружил свое расположение к толпе» Беда демократии в том, что она, провозглашая равенство в правах, уравнивает неравных по природе. Кроме того, при демократии фактически не действуют законы и нет должного управления. Люди, не желающие подчиняться, не подчиняются, не желающие воевать, когда другие воюют, не воюют и т. д.; приговоренные к смерти или изгнанию разгуливают на свободе. С законами там не считаются, чтобы не иметь над собой никакого господина. 4. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Все эти типы государственного устройства являются ступеньками на пути к вырождению государства. В тимократии появляется страсть к обогащению, которая постепенно перерастает в господство олигархов. Олигархия вырождается в демократию. Демократия деградирует в наихудшую форму правления – тиранию. При этом Платон выводит тиранию именно из демократии. Три вида правления: (монархия, власть не многих и власть большинства), каждый из которых в зависимости от наличия или отсутствия законности делится на двое: законная монархия – это царская власть, противозаконная – тирания; законная власть немногих – аристократия; незаконная – олигархия; далее демократия с законами и без законов. Концепт идеального государства П. изложил в своем труде «Государство». Идеальное государство по Платону – это реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в полисе. Полис – совместное поселение, обусловленное общими потребностями. Наилучшее удовлетворение потребностей – разделение труда. Идея государства: -все общее; женщины равны мужчинам (даже дети общие; их воспитывает государство) -четкое деление на классы: правители (золото), стражи (серебро), прочие (медь) -отсутствие частной собственности -идея справедливости. Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своей деятельностью и не вмешивалось в чужие дела. -правление лучших (аристократия: 1 чел-это царская власть, несколько чел-это аристократия) -всеобщее благо и польза 5 видов гос.устройства, которые соответствуют 5 видам душевного склада людей: Аристократия (власть немногих благородных)->ч.собственность, деление на свободных и рабов->Тимократия (власть немногих доблестных)->войны постоянные и раздоры, скопление все больше частной собственности у богачей-> Олигархия (власть немногих богатых)->у власти только богатые, ненависть неимущих, переворот в государстве->Демократия (власть большинства)->отсутствие должного управления, свобода, равенство-> Тирания (власть одного)->чрезмерное рабство, произвол, беззаконие, насилие.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.103.20 (0.013 с.) |