Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности политической мысли эпохи ВозрожденияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Поворотным пунктом в развитии политической мысли стала эпоха Возрождения. Период с XIV века по XVI в. характеризовался решительным отходом от церковно-теологической традиции средних веков. Эпоха Возрождения явила миру невиданные достижение во всех областях культуры, стала величайшим прогрессивным переворотом. Эпоха Возрождения вызволила человека из пут средневековой схоластики и возвратила его к самому себе, предоставила ему возможность свою собственную жизнь объяснять, не из религиозных догм, а из самой жизни. Особенно интенсивно в это время развивались итальянские города-государства. Это закономерно обусловило то, что наиболее крупные политические мыслители в это время проявили себя именно здесь. Они рассматривали политическую жизнь с земных, практических позиций. Основное внимание мыслители этого времени уделили проблеме человека, его свободе. Основателем новой науки о политике стал итальянский общественный деятель и мыслитель Макиавелли, который отказался от средневековой практики рассмотрения политической власти как некоего божественного института, дарованного богом. Он рассматривал политическую жизнь с чисто земных позиций, показал, что она не подчиняется действию религиозных догм. По его мнению, политическая власть развивается по своим собственным закономерностям, которые не совпадают и даже противоположны закономерностям, которые действуют в других сферах жизни общества. Политика часто вынуждена идти на нарушение нравственных норм. Заметным вкладом в сокровищницу политической мысли явились концепция «государственного суверенитета» французского политического мыслителя, социолога, юриста Жана Бодена. Он полагал, что государство обладает специфическим признаком — суверенитетом. Этот признак отличает государство от всех других социальных организаций. По мнению Бодена, суверенитет, верховная власть — это постоянная, независимая, единая, неделимая, неограниченная власть над гражданами и подданными. Выше этой власти нет никакой другой власти. Боден отверг утверждение о том, что власть монарха происходит от бога. В монархической власти Боден видел единственную силу, которая способна обеспечить мир и правопорядок в обществе. Важную роль в освобождении политической мысли от средневековой схоластики сыграл нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский. Он был убежденным противником завоевательных войн. Заинтересованность в войне он связывал с интересами «тирании знати», защищал мирные отношения между народами. В эпоху Возрождения наряду с политическими идеями, обосновывающими необходимость возникновения и утверждения буржуазного строя, имели место и учения, которые отрицали этот строй. Эпоха Возрождения — это время возникновения утопического социализма, представителями которого явились Т. Мюнцер, Т. Мор, Т. Кампанелла и другие. 12.«Идеал государя» Н.Макиавелли. В своем произведении, вызвавшем массу споров, Макиавелли не идет на поводу у тех, кто предлагал умилительный идеал государя, обладающего лишь превосходными положительными качествами. Он рисует картину качеств реалистических, которыми обладали и обладают реальные правители. И совет каким нужно быть новому государю в реальной жизни он дает аргументировано, ссылаясь на действительные события мировой истории. М. основательно, тщательно, бережно и продуманно выстраивает зримый, живой и притягательный образ Нового Государя. М. обстоятельно рассматривает такие категории и понятия, как щедрость и бережливость, жестокость и милосердие, любовь и ненависть. Рассматривая щедрость и бережливость, Макиавелли замечает, что те государи, которые стремились быть щедрыми, за короткое время тратили все свои богатства. Поэтому Макиавелли советует государю не бояться прослыть скупым. Но тут же автор рассматривает некоторые возможные ситуации, когда подобный совет будет не полезен, а вреден. И, как и в течение всего произведения, приводит конкретные исторические факты, иллюстрирующие его утверждения. Ведя речь о таких качествах, как жестокость и милосердие, М. сразу же пишет, что каждый государь желал бы прослыть милосердным, а не жестоким. Другое дело, что часто, для удержания власти, правителю приходится проявлять жестокость. Если стране грозит беспорядок, то государь просто обязан не допустить этого, даже если придется учинить несколько расправ. Зато по отношению к многочисленным подданным эти казни станут актом милосердия, поскольку беспорядок принес бы горе и страдания именно им. Именно из-за этой части произведения М. обвинили в призыве к жестокости и в неразборчивости в выборе средств. Новый государь не должен быть легковерен, мнителен и скор на расправу, во всех своих действиях он должен быть сдержан, осмотрителен и милостив. Применение жестоких мер М. оправдывал лишь при неизбежных обстоятельствах. При этом, как истинный идеолог буржуазии, Макиавелли объявляет неприкосновенность частной собственности, жилища и семьи граждан. Все остальное зависит от самого государя, которому М. советует опираться только на то, что зависит то него самого. Советует государю М. и не быть в политике романтиком. Нужно быть реалистом. Это касается и того, нужно ли правителю держать данное им слово. Надо, но только если это не идет в разрез с интересами его государства. ЛИС И ЛЕВ. Государь должен поступать так, как диктуют ему обстоятельства. Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум льву и лисе. То есть пусть он будет силен, как царь зверей, и в то же время хитер и изворотлив, как лиса. Макиавелли призывает государя к бдительности. Преобладание общих государственных интересов над частными, общеполитических целей над любыми другими определяет характер психологии нового государя. Для Николо Макиавелли важной общественной ценностью являлась свобода в широком понимании этого слова. Свобода важна и для государства в целом - страна должна уметь сохранять свою независимость; свобода необходима для любого общественного слоя - так, по мнению Макиавелли, беднейшие слои населения имеют неотъемлемое право защищаться от посягательств со стороны привилегированных классов на свои права, свободы и имущество; свобода важна и для отдельного гражданина - свобода совести, свобода выбора своей судьбы, свобода от страха за свою жизнь, честь и состояние. Но сами по себе эти два понятия - свобода и абсолютная монархия - сочетаются довольно плохо. Не находя выхода из этого противоречия, Макиавелли заключает, что лучшей из теоретически возможных форм правления является "смешанная", то есть та, где различные слои и классы населения "следят" друг за другом, за соблюдением законов и сохранением свобод. Так, не в "Государе", но в близком ему произведении - "Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия" - Макиавелли говорит, что именно смешение правления царей, оптиматов и народа сделало совершенным государственное устройство Римской республики до времён Гракхов. Совершенным идеалом по мнению Макиавелли является та форма правления, при которой один человек может получить неограниченную власть только тогда, когда остро требуются решительные и незамедлительные действия, в случае войны, например. В остальное же время решения об управлении государством должны приниматься коллегиально, с участием как можно большего числа заинтересованных сторон. И именно ясно осознавая всю утопичность этой идеи, Макиавелли, сознательно выбрал оптимальный из возможных в то время способов управления государством. Равенство граждан и форма правления у Макиавелли взаимосвязаны: форма правления зависит от общества. Стабильную демократию можно создать там, где граждане равны. Также с формой правления связана территория: в больших государствах невозможна демократия. Макиавелли не считал какие-то формы правления хорошими, а какие-то – плохими, так как все они подвержены разрушению. 13. Теория государственного суверенитета Бодена. Жан Боден (1530 – 1596). Боден прогрессист; отрицал идею о «золотом веке» античности; считал, что изучать следует только действительное; поддерживал тезис о трех видах права: божественном, природном и человеческом. Обладал комплексом советника, считал, что история циклична и что без частной собственности государство развалится. Разработка проблемы суверенитета – огромный вклад Бодена в развитие политико-теоретического знания. Суверенитет – абсолютная, постоянная и единая власть. То есть власть, которая без ограничений проявляет свое могущество, существует неизменно долгое время и не допускает никаких органов для разделения властей. Эту концепцию он изложил в трактате «Шесть книг о государстве». Ж- Боден полагал, что государство обладает специфическим признаком — суверенитетом. Этот признак отличает государство от всех других социальных организаций. По мнению Бодена, суверенитет, верховная власть — это постоянная, независимая, единая, неделимая, неограниченная власть над гражданами и подданными. Выше этой власти нет никакой другой власти. Эта власть не может быть поделена, ее законы обязательны для исполнения всеми. Боден отверг утверждение о том, что власть монарха происходит от бога. В монархической власти Боден видел единственную силу, которая способна обеспечить мир и правопорядок в обществе. 5 отличительных признаков суверенитета: 1. издание законов для всех подданных и госучреждений; 2. решение вопросов войны и мира; 3. назначение должностных лиц; 4. действие суда последней инстанции в качестве высшего; Помилование. Но государственная суверенная власть должна подчиняться естественным и божественным законам, не может вмешиваться в дела семьи, нарушать принцип веротерпимости и собирать подать без согласия подданных. Так же принцип единства суверенитета государственной власти в теории совмещается с разделением на практике. С точки зрения Бодена носитель суверенной власти временно и на определенных условиях поручает некоторые функции власти должностным лицам, которые ничего не могут делать без поручения суверена. Боден: «Суверенитет кроется в совокупности свободных и разумных существ, составляющих народ». Передача суверенной власти возможна самим народом одному из граждан или собственником. 14. Утопия Т.Мора. Государство В XVI в. в умственной жизни европейского общества укрепляется социализм как общественное движение. Среди наиболее видных писателей социалистического направления был Томас Мор. У Томаса Мора есть несколько трудов, но самый значимый из них – «Утопия» (1516). В ней он изложил свою точку зрения по поводу частной собственности, которую он считал источником неравенства. «Где только есть частная собственность, там вряд ли возможно правильное и успешное течение государственных дел». Ч /с питает такие дурные человеческие страсти, как алчность, жадность, стремление увеличить свое богатство, эгоизм и пр. Поэтому Томас Мор был за уничтожение ч/с. Общество – это результат заговора богачей, а государство – их простое орудие. Они используют его для угнетения народа для удовлетворения своих материальных потребностей. Это делается с помощью законов, предписаний власти, которые навязываются народу от имени государства. Произведение делится на две части: в первой Мор критикует существующие общественно-политические порядки (политику войн, смертную казнь, королевский деспотизм, разврат духовенства и пр.) во второй – изложение порядка воображаемого государства Утопия. Утопия – это воображаемая страна без ч/с. Вся земля – общественная собственность. Каждая семья занимается определенным ремеслом; семейно-ремесленная организация составляет производственную структуру утопийского общества. Все граждане обязаны отбывать трудовую повинность – заниматься с/х. Рабочий день – 6 часов. Утопийцы живут в благополучии, которое достигается благодаря принудительному привлечению к труду и мужчин, и женщин и сокращению потребностей, отказу от роскоши. Однако в Утопии присутствует институт рабства. Рабы носят кандалы и выполняют неприятную для утопийцев работу (забивать скот, вывозить нечистоты и пр.). рабами становились военнопленные, преступники, отбывающие наказание, а также люди, приговоренные к смерти в других гос-вах и выкупленный утопийцами. Рабство не передается по наследству, от него можно высвободиться. Борьба с преступностью – одна из основных задач государства. Государственная организация: Утопия имеет структуру публичной власти и порядок ее формирования. По форме правления Утопия не относится к какой-то одной традиционной форме, скорее всего это «смешанная» форма правления. Также не совсем ясно какой является утопийская государственность: федеративной или унитарной. 15.Война всех против всех» и представления о политике Т.Гоббса. Гоббс — один из основателей «договорной» теории происхождения государства. Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Из-за равенства проистекает взаимное недоверие. Из этого равенства способностей возникает равенство надежд на достижение целей. Из-за взаимного недоверия – война. В природе человека три основные причины войны: 1) соперничество; 2) недоверие; 3) жажда славы. При отсутствии гражданского состояния всегда имеется война всех против всех. Война это не только сражение, или военное действие, а промежуток времени, в течение которого явно сказывается воля к борьбе путем сражения. Неудобство подобной войны. Вот почему все, что характерно для времени войны, когда каждый является врагом каждого, характерно также для того времени, когда люди живут без всякой другой гарантии безопасности, кроме той, которую им дают их собственная физическая сила и изобретательность. В таком состоянии нет места для трудолюбия, так как никому не гарантированы плоды его труда, и потому нет земледелия, судоходства, морской торговли, удобных зданий, нет средств движения и передвижения вещей, требующих большой силы, нет знания земной поверхности, исчисления времени, ремесла, литературы, нет общества, а, что хуже всего, есть вечный страх и постоянная опасность насильственной смерти, и жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна. Состояние войны всех против всех характеризуется также тем, что при нем ничто не может быть несправедливым. Там, где нет общей власти, нет закона, а там, где нет закона, нет несправедливости. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. Поскольку там, где нет власти, способной держать всех в подчинении, люди не испытывают никакого удовольствия (а напротив, значительную горечь) от жизни в обществе. Ибо каждый человек добивается, чтобы его товарищ ценил его так, как он сам себя ценит. Стремление к знанию и к мирным ремеслам располагает людей к повиновению общей власти. Ибо такое желание содержит желание иметь досуг, а следовательно, иметь защиту иной силы, чем их собственная. Государство учреждается людьми для того, чтобы с его помощью покончить с "войной всех против всех", избавиться от страха незащищенности и постоянной угрозы насильственной смерти. Теория государственного суверенитета Т.Гоббса. Государственная власть никем и ничем не ограничена, она стоит над гражданским законом и подобна человеческой душе в государственном теле. Только верховная власть вправе решать, что хорошо, а что хорошо для государства. Власть государственного суверена является абсолютной. По мнению Т. Гоббса, даже мысли и религиозные чувства подданных должны быть подчинены воле суверена. Подданные – рабы государства. Т. Гоббсом была представлена законченная теория абсолютного суверенитета. Она служила для обоснования любой неограниченной власти в государстве, будь то монарх или парламент. Отстаивая абсолютизм, Т. Гоббс утверждал, что суверенитет государства целиком поглощается суверенитетом монарха, рассматривал власть как собственность суверена и выступал как противник теории разделения властей. Полную правовую неограниченность государства Гоббс выводил из договорной теории происхождения государства, исключая при этом принцип народного суверенитета. Признавая источником суверенной власти общественный договор, указывал, что общество, являясь источником суверенитета, не может рассматриваться его носителем. Теория общественного договора и понятие государства Т.Гоббса. Томас Гоббс (1588-1649), английский философ 17 века, в своем известном трактате "Левифиан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского" впервые, пожалуй, изложил теорию общественного договора в определенной, четкой и рационалистической (т.е. основывающейся на аргументах разума) форме. По мнению Гоббса, появлению государства предшествует так называемое естественное состояние, состояние абсолютной, ничем неограниченной свободы людей, равных в своих правах и способностях. Люди равны между собой и в желании господствовать, обладать одними и теми же правами. Поэтому естественное состояние для Гоббса есть в полном смысле "состояние войны всех против всех ". Абсолютная свобода человека - стремление к анархии, хаосу, беспрерывной борьбе, в которой оправдывается и убийство человека человеком. В этой ситуации естественным и необходимым выходом становится ограничение, обуздание абсолютной свободы каждого во имя блага и порядка всех. Люди должны взаимно ограничить свою свободу, чтобы существовать в состоянии общественного мира. Они договариваются между собой об этом ограничении. Это взаимное самоограничение называется общественным договором. Ограничивая свою естественную свободу, люди вместе с тем передают полномочия по поддержанию порядка и надзор за соблюдением договора той или иной группе или отдельному человеку. Так возникает государство, власть которого суверенна, т.е. независима ни от каких внешних или внутренних сил. Власть государства, по убеждению Гоббса, должна быть абсолютна, государство вправе в интересах общества в целом предпринимать любые меры принуждения к своим гражданам. Поэтому идеалом государства для Гоббса была абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к обществу. ГОСУДАРСТВО - "единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как оно сочтет необходимым для их мира и общей защиты"*. Поначалу источником власти он считал договор между подданными и правителем, который (договор) не может быть расторгнут без согласия обеих сторон. Однако идеологи революции приводили немало фактов нарушения королем им же на себя взятых обязательств; поэтому, очевидно, Гоббс и формулирует несколько иное понятие общественного договора (каждого с каждым), в котором правитель вообще не принимает участия, а значит, и не может его нарушить.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.76 (0.012 с.) |