ТОП 10:

ИСТОРИЯ РАЗИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ



 
 


ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Основные этапы Особенности и характерные черты Ведущие мыслители
Политические взгляды Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия) Политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, господствовало понимание божественного происхождения власти Хаммурапи, Заратустра, Конфуций, Мо-цзы, Шан Ян, Чанакья и др.
Политические учения Древней Греции и Древнего Рима Постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы, обособление их как относительно самостоятельной части философии; Анализ устройства государства, классификация его форм, определение наилучшей, идеальной формы правления Гомер, Солон, Пифагор, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Лукреций, Полибий, Циерон.
Политические учения средневековья Развитие социально-политической мысли в основном усилиями религиозных деятелей; Обоснование теологической теории политической власти; Роль религии и государства в политике Аврелий Августин, Фома Аквинский, Алигьери Данте.
Политические учения эпохи Возрождения Развитие гуманистических начал в политической теории, освобождение ее от теологии; Анализ проблем прав и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни   Н. Макиавелли, М. Лютер, Т.Мор, Т. Компанелла, Ж. Боден.
Политические учения Нового времени Формирование либеральной политической идеологии; Обоснование необходимости разделения властей; Характеристика правового государства и гражданского общества; Анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии; Формирование концепции прав человека и гражданина. Т. Гоббс, Г. Гроций, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Жан-Жак Руссо, Б. Констант, А. Токвиль, Э. Берк, Ж.-де Местр, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, О. Конт, К. Маркс, Ф. Энгельс.

 


 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ XIX-XX ВЕКОВ
Основные периоды Характерные особенности политических теорий, основные идеи Представители
Политические учения первой половины XIX в. Политическая мысль сконцентрирована на борьбе с феодализмом и поиске путей исторического развития России. Основные идеи: - обоснование революционных планов коренного преобразования государственного строя России; - критика деспотизма в организации государственной власти; - необходимость конституционной монархии, разделения властей правового государства; - поиск путей развития (самобытных или общеевропейских). М.М. Сперанский Н.М. Карамзин П.И. Пестель Н.М. Муравьев П.Я. Чаадаев К.С. Аксаков И.В. Киреевский П.В. Киреевский А.С. Хомяков В.Г. Белинский  
Политические учения второй половины XIX века – первой половины ХХ века. Возникновение революционного демократизма, его слияние с утопическим социализмом; распространение марксистских идей. Основные идеи: - критика не только феодального, но и буржуазного государства, отрицание всякого эксплуататорского строя; - отрицание всех видов социального и политического угнетения, неравноправия, глубокая вера в светлое будущее народа; - огромное внимание к национальному вопросу, обоснование его решения с позиции признания права наций на самоопределение. А.И. Герцен Н.Я. Данилевский Н.Г. Чернышевский М.А. Бакунин П.Л. Лавров П.Н, Ткачев Г.В. Плеханов Б.Н. Чичерин П.И, Новгородцев В.И. Ленин И.В. Сталин Н.А. Бердяев И.А. Ильин Н.Н. Алексеев П.А. Кропоткин К.Н. Леонтьев

 

Первые классовые общества, следовательно, и политические идеи складывались в странах Древнего Востока в четвертом тысячелетии до н.э.

В упрощенном виде основные этапы политической мысли можно представить в следующем виде:

1 этап. Древний Восток (Египет. Иран. Индия, Китай и др.) - выражались в мифологической форме Господствовало понимание божественного происхождения власти Наиболее известными мыслителями этого времени считаются Заратустра, Мо-цзы, Конфуций.

2 этап. Древняя Греция и Древний Рим. Политические учения уже освобождается от мифологической формы, становятся относительно самостоятельной частью философии. Основными вопросами является: анализ устройства государства, классификация его форм, определение наилучшей, идеальной формы правления (Гомер, Сократ. Платон, Аристотель, Цицерон и др.).

3 этап. Политические учения Средневековья. Политика получает развитие усилиями, в основном, религиозных деятелей. На первое место выходят проблемы роли религии и государства в политике Закладывается фундамент идеи и практики гражданского общества (Фома Аквинский, Алигьери Данте).

4 этап. Эпоха Возрождения. Это период развития гуманистических начал в политической теории, освобождения ее от теологии. На первое место выходят вопросы прав и свобод человека; закона и государства; демократического устройства общественной жизни (Н.Маккиавелли, Т.Мор, Т.Компанелла, М.Лютер и др.).

5 этап. Новое время.

а) XVIII в. Это период формирования либеральной политической идеологии обоснования необходимости разделения властей; идет анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии, формирование концепции прав человека и гражданина (Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье, И.Кант, И.Гегель, К.Маркс и др.).

б) XIX - XX в.в. В европейской науке в это время. Большое внимание уделяется изучению таких проблем, как сущность, место и роль политики и власти в обществе, происхождение, функции, типы и динамика политических элит, особенности, условия и причины утверждения различных политических режимов; сущность и специфика функционирования различных политических институтов (партии, парламенты, оппозиция и др.). Наиболее крупными фигурами этого периода являются М.Вебер, Р.Михелье, К.Ясперс, В.Парето, Р.Арон.

Политическая мысль в России на протяжении всей истории отечественного государства стремилась, с одной стороны постичь его природу и специфику, с другой -сохранить и укрепить культурно-историческое бытие и национальное своеобразие. Перед русской политической мыслью стояли две основные проблемы культурного и государственного развития России: свободы и власти, т.е.: 1) проблема освобождения человека и 2) упорядочения государственного властвования, введение его в рамках правомерности и соответствия с потребностями и желаниями граждан. В русской политической мысли XIX в. Радищев широко представлены консерватизм (К.Н.Леонтьев); революционный радикализм (А.Н.Раднищев); славянофильство (И.В.Киреевский), либерализм / прежде всего консервативный либерализм, не свойственный Западу / (М.М.Сперанский, П.Б.Струве, Н.И.Кареев).

Особенностями русской политической мысли является ее антропологическая ориентация (С. Л Франк) и подчеркнута этическая направленность.

Вторая половина XIX в. характеризуется многообразием общественно-политических направлений и политических доктрин:

- «русский социализм» (А.И.Герцен, Н.Г Чернышевский, П.Н.Ткачев) - Акцент на подчинение политики и государства социально-экономическим задачам;

- анархизм (М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин), только полное уничтожение государственной власти дает полную свободу личности;

- консерватизм (Н.Я.Данилевский, И.А.Ильин), критика европейского политического опыта, упор на особенности развития России;

- либерализм (Б.Н Чичерин, Л.И Новгородцев);

- марксизм (В.И.Ленин);личность - основа всех общественных отношений, и государство должно создать условиях для развития всех способностей ; ликвидация эксплуатации и построение основ бесклассового общества.

 

Можно выделить И.А. Ильина – политико-правовая концепция, в основе которой лежит естественное право, стоящее в согласии и справедливости; Б.Н. Чичерина – основоположника «государственной школы», в основе которой были следующие положения: 1) утверждение государства как движущей силы русской истории; 2) обоснование его господствующей роли в русской истории особенностями природных условий; 3) вытекающее отсюда противопоставление истории России истории др. народов, прежде всего Западной Европы (сборник «Опыты по истории русского права», 1858, и др.) Также заслуживает внимания фигура К.П. Победоносцева, который последовательно отстаивал идеал монархического государственного устройства, называя современную ему западную демократию “великой ложью нашего времени”. Победоносцев был принципиальным противником демократизации общественной жизни, парламентаризма и убежденным сторонником аристократического начала: «Ясность сознания доступна лишь немногим умам… а масса, как всегда и повсюду, состояла и состоит из толпы.., и ее представления по необходимости будут вульгарные».


ПОЛИТИКА И ВЛАСТЬ

 
 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.62.41 (0.006 с.)