ТОП 10:

Характеристика государственных социальных внебюджетных фондов



а) Пенсионный фонд (ПФ РФ)

Расходы на пенсионное обеспечение – самый объемный поток социальных трансфертных платежей в России. В стране насчитывалось свыше 38 млн. пенсионеров – более 1/5 всего населения.

Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. Данный фонд создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и положением ОПФ РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.

Основными задачами ПФ РФ являются:

1) аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;

2) ведение персонифицированного учета страховых взносов;

3) организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

4) капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

5) контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

6) межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашение по вопросам пенсий и пособий.

Важнейший принцип любого пенсионного фонда – солидарная ответственность поколений. Его цель – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние – примут обеспечение нынешних) и в пространстве – где бы человек не жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Средства ПФ РФ формируются за счет следующих источников:

1) единого социального налога (взноса), взимаемого с работодателей, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов, иных категорий работающих граждан;

2) ассигнований из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению граждан, их семьям социальных пенсий, на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

3) средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

4) добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФ РФ и других поступлений.

5) минимального налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения по нормативу 60 процентов,

Основным источником является ЕСН. Для различных категорий плательщиков установлены страховые взносы в следующих размерах:

· 20% -для работодателей (предприятий, учреждений, организаций), для граждан, использующих труд наемных работников;

· 15,8% - для работодателей, занятых в производстве с/х продукции, крестьянских, фермерских хозяйств;

· 7,3% - для индивидуальных предпринимателей и глав крестьянских хозяйств не выступающих в качестве работодателей;

· 5,3% - для адвокатов

Расходует средства ПФ РФ на выплату:

· пенсий по возрасту, по инвалидности, по потере кормильца, за выслугу лет, пенсий военнослужащим,

Кроме того, за счет ПФ РФ финансируются различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей. Средства фонда также идут на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФ РФ могут быть вложены в ценные бумаги для «роста» в условиях инфляции.

Руководство Фондом осуществляет Правление и его постоянно действующий орган – исполнительная дирекция, которой подчиняются Отделения в субъектах РФ. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда.

В настоящее время происходят два процесса, связанных с пенсионным обеспечением граждан страны. С одной стороны, продолжается поиск новых схем пенсионной системы, а с другой – осуществление мер по повышению действенности уже существующей системы. Из мероприятий по повышению эффективности формирования и использования средств ПФ РФ необходимо отметить следующие:

Во-первых, повсеместное распространение персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования, при котором на каждого работающего открывается лицевой счет, в котором накапливаются все данные, необходимые для назначения ему в будущем пенсии по старости. Где бы человек ни работал, сведения о нем будут попадать на один и тот же лицевой счет. Государство обеспечивает достоверность сведения о каждом застрахованном, их сохранность и конфиденциальность. Введение такой системы устраняет главный недостаток существующей системы пенсионного обеспечения – не заинтересованности граждан в суммах платежей и их своевременности. Система индивидуального учета ставит размер пенсии в зависимость от выплаченных за трудовую жизнь страховых взносов и единого социального налога (взноса) в счет будущей пенсии, что повышает мотивацию к труду и к уплате страховых взносов.

Во-вторых, в связи с большими объемами денежных потоков эффективность пенсионной системы во многом определяется временем прохождения средств через эту систему. Одним из способов ускорения оборачиваемости средств является ускорение информационных потоков путем улучшения самой технологии передачи информации и ускорение движения финансовых ресурсов благодаря уменьшению количества промежуточных счетов, по которым проходят эти средства.

В-третьих, сокращение времени движения средств по звеньям пенсионной системы способствует уменьшению иммобилизованных ресурсов. Эта же цель достигается уменьшением остатков на счетах участников процесса, за счет законных способов инвестирования сумм страховых взносов и единого социального налога (взноса).

В-четвертых, на повышение эффективности пенсионной системы влияет обеспечение целостности финансового процесса. Нельзя выплатить средств больше, чем поступает в систему и накоплено в ней. Для обеспечения этой целостности необходимо управлять тарифами, размерами выплат и взаимоотношениями ПФ РФ с федеральным бюджетом. Все это ныне является прерогативой Совета Федерации.

Отступления от системного подхода оборачиваются тем, что требуемые повышенные выплаты из фондов, например, в виде проиндексированных пенсий, не обеспечены достаточными взносами в эти фонды. Как следствие – сокращение оборотных средств и необходимость покупать недостающие ресурсы на финансовом рынке под рыночный процент.

Важным механизмом управления целостностью пенсионных процессов в РФ является перераспределение средств от регионов, где они превышают потребности в выплатах из пенсионного фонда, в регионы с дефицитом пенсионных средств.

б) Фонд социального страхования (ФСС РФ)

Переход от командной системы к рыночной экономике дался нелегко. При общем росте жизненных стандартов значительно вырос уровень бедности. Рост бедности сопровождается нарастанием проблем в здравоохранении и социальной области. Сократилась продолжительность жизни в России, где этот показатель для мужчин в 1995 г. составил 58,3 года, что на три года меньше, чем в Индии, и на целых шесть лет меньше, чем в начале переходного периода.

Способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе, призван государственный Фонд социального страхования, действующий в соответствии с Указом Президента от 7 августа 1992 г. и с Положением о Фонде социального страхования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 г. Фонд социального страхования РФ (ФСС) управляет средствами государственного социального страхования РФ.

Основными задачами ФСС РФ являются:

1) обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;

2) участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

3) осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;

4) разработка совместно с Министерством труда РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

5) организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

6) сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Средства ФСС образуются за счет:

1) единого социального налога (взноса), взимаемого с работодателей (администраций предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности), а также граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию;

2) доходов от инвестирования части временно свободных средств ФСС РФ в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;

3) добровольных взносов граждан и юридических лиц;

4) ассигнований из федерального бюджета РФ;

5) прочих доходов.

Основу доходов бюджету Фонда социального страхования РФ составляют страховые взносы. Их доля в структуре всех фондов – около 90%.

Тариф страховых взносов в ФСС РФ для работодателей – организаций и граждан (физических лиц), осуществляющих прием на работу по трудовому договору, установлен в размере 2,9% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, за исключением договоров гражданско-правового характера.;

Для плательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых общин малочисленных народов севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования – 1,9%

Индивидуальные предприниматели и адвокаты не уплачивают налог в части, зачисляемый в ФСС.

В 2000 году вступил в силу ФЗ от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в ред. От 17 июля 1999г.). страховые тарифы установлены по группам отраслей экономики в соответствии с классами профессионального риска в размере от 0,2 до 2%.

В фонд социального страхования подлежат зачислению распределяемые органами Федерального казначейства по уровням бюджетной системы Российской Федерации налоговые доходы от следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения по нормативу 5 процентов;

минимального налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения по нормативу 20 процентов;

единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности -по нормативу 5 процентов;

единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 6,4 процентов;

Расходуется ФСС на следующие цели:

· Большая часть выплат из ФСС идет на оплату пособий по временной нетрудоспособности;

· По беременности и родам;

· По уходу за ребенком до полутора лет (с 1.01.2009 – 1798,51 (на первого ребенка), 3597,01 – на второго и последующих);

· При рождении ребенка (с 1.01.2009 – 9592,03);

· Единовременное пособие беременным женам военнослужащих, проходящих службу по призыву, при условии, что беременность не менее 180 дней – 15190руб;

· Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего до трех лет (при условии службы отца) – 6510;

· На погребение – 4000руб (с 01.01.2009);

· Оплата дополнительных дней по уходу за детьми инвалидами;

· Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности – 359,7 ;

· На усыновление ребенка;

· На санаторно-курортное лечение.

Страховые выплаты осуществляются в связи со смертью застрахованного и на оплату дополнительных расходов застрахованного на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

в) Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС РФ)

Значительное место в структуре социальных внебюджетных фондов занимает Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Система медицинского страхования была введена Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.91 г. № 1499-1 (введен в полном объеме с 1 января 1993 г.). Обязательное медицинское страхование – составная часть государственного социального страхования, оно призвано обеспечить гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объемах и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Основными задачами Федерального фонда обязательного медицинского страхования являются:

1) обеспечение реализации Закона РФ от 28.06.91 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

2) обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования в субъектах РФ, т.е. выравнивание условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ обязательного медицинского страхования.

3) обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;

4) участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области обязательного медицинского страхования;

5) разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости систему обязательного медицинского страхования и созданию условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации.

Финансовые средства ФОМС находятся в государственной собственности РФ, они не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Финансовые средства ФОМС образуются за счет:

· части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых законодательством РФ;

· взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;

· ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;

· добровольных взносов юридических и физических лиц;

· доходов от использования временно свободных средств фонда;

· нормированного страхового запаса финансовых средств фонда;

· поступлений иных финансовых средств, не запрещенных законодательством РФ.

Финансовые средства в ФОМС перечисляются предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности в соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст.24). Тариф взносов в Фонд обязательного медицинского страхования для работодателей – организаций и граждан (физических лиц), осуществляющих прием на работу по трудовому договору, составляет 3,1% в денежной и натуральной форме выплат, начисленных по всем основаниям, независимо от источника финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, из них: 1,1% - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ; 2,0% - в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Для плательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых общин малочисленных народов севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования – 2,3%. Из них 1,1% в ФФОМС, 1,2% в ТФОМС.

Индивидуальные предприниматели и адвокаты – 2,7%в том числе – в ФФОМС – 0,8%, в ТФОМС – 1,9%.

За неработающих граждан (детей, учащихся и студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных безработных) платят органы исполнительной власти с учетом территориальных (базовых) программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.

«Перечень заболеваний, видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, входящих в федеральную программу госгарантий» утверждается приказом Минздрава РФ. В соответствии с ним граждане России не обязаны платить за скорую неотложную помощь при плановой госпитализации. Право на получение этого объема медицинских услуг бесплатно граждане приобретают после вручения им страхового полиса. К сожалению, программа исходит не из потребностей населения в медицинской помощи и финансовых возможностей людей, а из жестких ограничений в объеме финансовых ресурсов, что влечет за собой существенное снижение количества койко-дней пребывания больных в стационаре и фактически не гарантирует бесплатного обеспечения дорогостоящими видами медицинской помощи.

Средства Фонда обязательного медицинского страхования используются на:

· оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам,

· финансирование целевых медицинских программ,

· мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов,

· на развитие медицинской науки,

· на улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.

Основная сумма расходов – это субвенции на выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования и финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.

Распределение субвенций территориальным фондам обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с Положением о порядке предоставления Фондом субвенций территориальным фондам обязательного медицинского страхования субъектов РФ. Кроме того, используется методика комплексной оценки территории и деятельности системы обязательного медицинского страхования субъекта РФ для обоснования потребности в субвенциях Фонда. Положение и методика утверждены приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 07.08.97 г. № 71 «Об обеспечении целевого и рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования».







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.209.80.87 (0.015 с.)