Понятие внебюджетных фондов, их значение.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие внебюджетных фондов, их значение.



Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных/местных органов управления и имеющих целевое назначение.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения, отраслей народного хозяйства.

Для внебюджетных фондов характерно четкое установление доходных источников, позволяющих достаточно точно прогнозировать объемы средств этих фондов и, что не менее важно, контролировать целевое использование указанных финансовых ресурсов, поэтому внебюджетные фонды являются важным звеном в системе публичных финансов во всех развитых странах мира.

Задачи внебюджетных фондов:

- обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики;

- расширение социальных услуг населению.

К истории вопроса. Первоначально государственные доходы и расходы оформлялись в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства - бюджета. Такие фонды носили, как правило, временный характер и имели целью обеспечение финансирования тех или иных программ (мероприятий) государства. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. Именно эти счета или специальные фонды можно считать прообразом современных внебюджетных фондов.

С укреплением централизованного государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет.

В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов, увеличиваются количество и объем этих фондов. Увеличение количества внебюджетных фондов и совокупного объема аккумулируемых ими средств (в отдельных странах, например во Франции, они сопоставимы с размерами государственного бюджета) является характерной особенностью для экономически развитых стран. Это объясняется прежде всего возрастающей ролью государства в решении социальных, экологических проблем, вопросов выравнивания условий жизни населения в различных регионах.

Преимущества внебюджетных фондов как формы организации государственных финансов:

целевое использование средств обеспечивает более эффективный контроль и решение определенных задач;

автономность от бюджета позволяет обеспечить расходование фондов в более оперативном режиме;

возможность использования для покрытия бюджетного дефицита при определенных условиях - наличии активного сальдо (используется многими странами на возвратной основе, в РФ – не используется).

Внебюджетные фонды создаются двумя путями.

выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;

формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей.

Основные методы формирования фондов:

§ специальные налоги и сборы;

§ средства из бюджета;

§ займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных/муниципальных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющееся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Классификация внебюджетных фондов:

n По целевому назначению:

экономические;

социальные.

n По уровню управления:

- В унитарных государствах:

государственные;

местные,

- в Федеративных государствах:

государственные;

территориальные;

местные.

n По продолжительности функционирования в соответствии с поставленными задачами:

постоянные;

временные.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход.

 

2. Внебюджетные фонды РФ.

Реформирование системы государственных финансов в 90-е годы ХХ столетия в России связано с появлением системы внебюджетных фондов. Создание их было продиктовано необходимостью безотлагательного решения отдельных жизненно важных для общества задач как социального, так и экономического характера. В частности, речь шла о создании устойчивой системы государственного пенсионного обеспечения; медицинского и социального страхования; раз витии сети автомобильных дорог и содержания дорожного хозяйства; решении экологических проблем и т. п.

Внебюджетные фонды в России были созданы в соответствии с Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” (1991 г.). Главная причина их создания - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.

К доходам внебюджетных фондов относятся:

· специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

· добровольные отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;

· средства бюджета;

· прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

· займы, полученные фондом.

В Российской Федерации с 1992 г. начало действовать более двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов, в том числе

социальные: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд обязательной социальной поддержки населения и др.;

экономические: Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, фонды финансового регулирования и др.

В 1994 г. преобладающая часть внебюджетных фондов, преимущественно экономических, была объединена с федеральным бюджетом РФ и бюджетами субъектов Федерации (соответственно).

Необходимость объединения внебюджетных фондов с соответствующими бюджетами вызвана недостаточным финансовым контролем за поступлением и использованием их ресурсов, поскольку налоговые органы по существу ответственности за эти средства не несли.

В настоящее время государственными внебюджетными фондами, действующими в РФ являются социальные: Пенсионный фонд, фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Формирование социальных внебюджетных фондов осуществляется за счет специального налога – единый социальный налог.

Налогоплательщиками единого социального налога признаются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам:

организации;

индивидуальные предприниматели;

физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Ставки для исчисления налога данными категориями налогоплательщиков представлены в таблицах.

Таблица 14.1

Ставки единого социального налога для налогоплательщиков – организаций, выступающих в качестве работодателей

 

Налоговая база на каждого отдельного работника нарастаю-щим итогом с начала года Федеральный бюджет для формирования Пенсионного фонда РФ Фонд социального страхования Российской Федерации Фонды обязательного медицинского страхования Итого
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Территориаль-ные фонды обязательного медицинского страхования
До 280 000 рублей 20,0 % 3,2 % 0,8 % 2,0 % 26,0 %
От 280 001 рубля до 600 000 рублей 56 000 рублей + 7,9 % с суммы, превышающей 280 000 рублей 8 960 рублей + 1,1 % с суммы, превышающей 280 000 рублей 2 240 рублей + 0,5% с суммы, превышающей 280 000 рублей 5 600 рублей + 0,5 % с суммы, превышающей 280 000 рублей 72 800 рублей + 10,0 % с суммы, превышающей 280 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 81 280 рублей + 2,0 % суммы, превышающей 600 000 рублей 12 480 рублей 3 840 рублей 7 200 рублей 104 800 рублей + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 рублей

Таблица 14.2

Ставки единого социального налога для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования

 

Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года Федеральный бюджет для формирования Пенсионного фонда РФ Фонд социального страхования РФ Фонды обязательного медицинского страхования Итого
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования территориальные фонды обязательного медицинского страхования
До 280 000 рублей 15,8 % 2,2 % 0,8 % 1,2 % 20,0 %
От 280 001 рубля до 600 000 рублей 44 240 рублей + 7,9 % процента с суммы, превышающей 280 000 рублей 6 160 рублей + 1,1 % с суммы, превышающей 280 000 рублей 2 240 рублей + 0,4 % с суммы, превышающей 280 000 рублей 3 360 рублей + 0,6 % процента с суммы, превышающей 280 000 рублей 56 000 рублей + 10,0 % процента с суммы, превышающей 280 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 69 520 рублей + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 рублей 9 680 рублей 3 520 рублей 5 280 рублей 88 000 рублей + 2,0 % процента с суммы, превышающей 600 000 рублей

 

Таблица 14.3

Ставки единого социального налога для

налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей,

не использующих наемный труд

 

Налоговая база нарастающим итогом Федеральный бюджет для формирования Пенсионного фонда РФ Фонды обязательного медицинского страхования Итого
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Территориальные фонды обязательного медицинского страхования
До 280 000 рублей 7,3 % 0,8 % 1,9 % 10,0 %
От 280 001 рубля до 600 000 рублей 20 440 рублей + 2,7 % с суммы, превышающей 280 000 рублей 2 240 рублей + 0,5 % с суммы, превышающей 280 000 рублей 5 320 рублей + 0,4 % с суммы, превышающей 280 000 рублей 28 000 рублей + 3,6 % с суммы, превышающей 280 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 29 080 рублей + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 рублей 3 840 рублей 6 600 рублей 39 520 рублей + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 рублей

 

Объектом налогообложения единым социальным налогом являются:

§ для организаций и индивидуальных предпринимателей – работодателей - выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

§ для индивидуальных предпринимателей, не использующих наемный труд - доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансовом кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.

Главными задачами Пенсионного фонда РФ являются:

· выплаты в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством государственных пенсий в виде трудовых, военных и социальных пособий, а также пенсий по инвалидности;

· пособий по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 6 лет, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат;

· организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с законодательством РФ;

· ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Руководство ПФР осуществляет Правление и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются региональные отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально-государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда.

Кроме ПФР вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсии). Министерство связи (доставляет пенсии получателю), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами и безналичными перечислениями).

Бюджет ПФР утверждается законодательным органом. В законе о бюджете Пенсионного фонда РФ утверждаются общая сумма доходов, в том числе по источникам, и общая сумма расходов - по направлениям.

В настоящее время пенсионное обеспечение РФ находится в состоянии реформирования. Пенсионная реформа предусматривает переход от распределительной системы пенсионного обеспечения к смешанной (накопительно-распределительной). В соответствии с этим в РФ сформирована система государственного пенсионного обеспечения (пенсии предоставляются за счет федерального бюджета), предусматривающая пенсионное обеспечение лиц следующих категорий:

- федеральные государственные служащие;

- военнослужащие;

- участники ВОВ;

- граждане, пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф;

- нетрудоспособные граждане

и система трудовых пенсий, получателем которых являются лица, застрахованные в системе обязательного пенсионного страхования (источником пенсий являются платежи в Пенсионный фонд РФ).

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Это счет открывается для учета накопительной части трудовых пенсий.

Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, содержащее страховой номер и анкетные данные.

Страховые свидетельства государственного пенсионного страхования хранятся у застрахованных лиц, Изменение сведений о застрахованном лице влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в его индивидуальном лицевом счете.

Сведения о застрахованных лицах представляются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Работодатели представляют сведения о всех лицах, работающих у них по трудовому договору, за которых они уплачивают страховые взносы. Сведения передаются в те органы Фонда, в которых эти работодатели зарегистрированы в качестве плательщиков страховых взносов. Граждане, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в Фонд, сами представляют сведения о себе в органы Фонда по месту своей регистрации в качестве плательщиков страховых взносов государственного пенсионного страхования.

Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ). Это второй по значению внебюджетный социальный фонд. Действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г.

Основные задачи Фонда:

· обеспечение гарантированных государством пособий;

· участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников;

· подготовка мер по совершенствованию социального страхования.

Фонд социального страхования является автономным и строго целевым.

За счет фонда финансируются:

· пособия по временной нетрудоспособности,

· пособия по беременности и родам,

· пособия при рождении ребенка,

· пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет,

· социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг,

· санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей (до 2003года);

· другие мероприятия связанные с обеспечением деятельности фонда и выполнением его задач.

Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а в региональных отраслевых отделениях - аппараты органов ФСС. При ФСС образуется Правление, при региональных отраслевых отделениях - координационные советы. Руководство деятельностью ФСС осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.

Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образованы в соответствии с Законом РСФСР “Об обя­зательном медицинском страховании граждан РСФСР” (от 28 июня 1991 г).

Цель медицинского страхования состоит в предоставлении гарантий гражданам при возникновении страхового случая на получение медицинской помощи за счет накопленных средств, а также в финансировании профилактических мероприятий. Медицинское страхование осуществляется в Российской Федерации в двух видах: обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Введение обязательного медицинского страхования означало для государственного здравоохранения переход к смешанной системе финансирования — бюджетно-страховой. Бюджетные средства обеспечивают финансирование в части неработающего населения (пенсионеры, домохозяйки, учащиеся и т. п.), а внебюджетные средства - работающих граждан. Страхователями соответственно выступают исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления (они уплачивают взносы на неработающее население) и хозяйствующие субъекты (организации, а также граждане-предприниматели не имеющие статуса юридического лица).

Для реализации политики в области медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Эти фонды действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном медицинском страховании и Положением о территориальном обязательном медицинском страховании, утвержденными Постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для:

* выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;

* финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

* осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств обязательного медицинского страхования.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, создаваемый представительной властью субъектов Федерации, осуществляет:

* финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии и заключившими договор обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым Правлением территориального фонда;

* финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;

* выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение обязательного медицинского страхования;

* предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;

* накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;

* контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан.

Экономические внебюджетные фонды. К ним относятся отраслевые и. межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (фонды НИОКР). Порядок их образования и использования утвержден Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1994 г.

Средства фондов формируются за счет ежеквартальных отчислений предприятий и организаций в размере 1,5% от себестоимости реализуемой продукции (выполненных работ, оказанных услуг). Они направляются на проведение НИОКР. Для осуществления операций, связанных с поступлением и расходованием средств внебюджетных фондов, получателям (министерствам, иным федеральным органам власти, организациям, корпорациям, ассоциациям) открываются в банках депозитные счета.

Фонд поддержки малого предпринимательства, созданный Правительством РФ в качестве некоммерческой организации, имеет целью финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства.

Основные направления деятельности фонда:

- привлечение и использование финансовых ресурсов для реализации целевых программ и проектов в сфере малого предпринимательства (разработка программ и предоставление льготных кредитов);

- поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур;

- содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций (предоставление гарантий по привлекаемым в малый бизнес кредитам).

Субъекты Федерации и местные органы самоуправления создают региональные внебюджетные экономические фонды. На основе Указа Президента РФ “О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищного строительства” (24 декабря 1993 г.) создаются внебюджетные фонды развития жилищной сферы.

Основные задачи, стоящие перед этими фондами:

* создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования жилищной сферы;

* эффективное использование средств на формирование рынка жилья;

* содействие развитию производственной базы домостроения.

Средства фондов формируются за счет добровольных взносов юридических и физических лиц, целевых кредитов под гарантию органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, дивидендов от операций с ценными бумагами, приобретенными на временно свободные средства фонда, платы за инжиниринговые, информационные и другие услуги. Из этих фондов финансируется строительство и ремонт ЖКХ, строительство объектов социальной инфраструктуры, приобретение ценных бумаг, социальная поддержка малоимущих групп населения для оплаты строительства и содержания жилья.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.015 с.)