Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст. 234) единый социальный налог (ЕСН) непосредственно предназначен для мобилизации средств в целях реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. ЕСН был введен в действие с 1 января 2001 г., заменив собой совокупность уплачиваемых ранее взносов в социальные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования. В состав ЕСН не были включены страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые должны были уплачиваться в соответствии со специальным законодательством, регулирующим этот вид страхования, независимо от уплаты ЕСН. Каких-либо кардинальных изменений в момент введения ЕСН не произошло: по существу, была проведена лишь унификация правовых норм, вызванная объединением взносов в ПФР, ФСС, ФОМС под одним общим названием, а также урегулированы некоторые из существующих спорных вопросов. Обязанности уплаты ЕСН были возложены на те же категории налогоплательщиков, что и по взносам во внебюджетные фонды, за исключением того, что с введением ЕСН перестала существовать такая категория налогоплательщиков, как наемные работники (до введения ЕСН они уплачивали в ПФР страховые взносы по 1%-ной ставке). Поэтому первоначально остались две основные категории налогоплательщиков: работодатели и самозанятые граждане (индивидуальные предприниматели, адвокаты, крестьянские (фермерские) хозяйства, а также родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования). Одним из наиболее важных новшеств стало применение по отдельным видам доходов необлагаемого минимума. Во-первых, в части сумм, не превышающих 1000 руб. в расчете на календарный месяц, не подлежали налогообложению выплаты в виде материальной помоги, иные безвозмездные выплаты; выплаты в натуральной форме, проводимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами я Детей. Во-вторых, были освобождены отдельные выплаты в части сумм, не превышающих 2000 руб. в год: выплаты в виде материальной помощи в пользу работников или бывших работников, которые уволились в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту; суммы оплаты или возмещения бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и (или) инвалидности) и (или) членам их семей стоимости приобретенных медикаментов, назначенных им лечащим врачом. В основном совпадал перечень сумм, не подлежащих обложению ЕСН, и существовавшие ранее перечни выплат для каждого из внебюджетных фондов. Однако были и некоторые различия: от ЕСН освобождались суммы, направленные работодателем на лечение и медицинское обслуживание своих работников, их детей, супругов и родителей, при условии, что эти расходы осуществляются за счет средств, оставшихся после уплаты налога на прибыль (доходы) организации. Ставки ЕСН, установленные Налоговым кодексом с 1 января 2001 г., приведены в табл.
Таблица. Ставки ЕСН
Применялась до 1 января 2002 г.; после этого действует ставка 2%.
Кроме того, от налога были освобождены суммы страховых платежей (пенсионных взносов), уплачиваемых организацией по договорам добровольного пенсионного страхования (добровольного пенсионного обеспечения) своих работников. До принятия гл. 24 НК РФ налогоплательщики надеялись на существенное снижение страховых взносов, высокий уровень которых признавался и правительством, обещавшим к тому же установить новую шкалу ставок. Однако в действительности, во-первых, ставки были снижены незначительно: — у работодателей-организаций это произошло в основном за счет ликвидации Государственного фонда занятости населения: для них максимальная ставка ЕСН по сравнению с существовавшей ранее суммарной ставкой во внебюджетные фонды уменьшилась всего на 2,9%. Самое большое снижение произошло для адвокатов — на 6,6%; — у индивидуальных предпринимателей максимальная ставка ЕСН всего на 1,4% меньше, чем совокупный тариф во внебюджетные фонды, который они уплачивали ранее. Во-вторых, хотя в Налоговом кодексе были предусмотрены четыре регрессивные шкалы для всех категорий плательщиков, для работодателей в применении шкалы были установлены существенные ограничения, поэтому в большинстве случаев ее использование изначально было невозможным. Соответственно взносы уплачивались по максимальной ставке независимо от размера начисленных работникам выплат. С 1 января 2005 г. были значительно (почти на одну пятую часть) ставки и изменена структура ЕСН. Плательщиками ЕСН признаются лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями), а также индивидуальные предприниматели и адвокаты. Фактически указанные группы граждан выступают страхователями по видам государственного обязательного страхования (социального, медицинского и пенсионного). Физические лица, которым производятся выплаты, являются застрахованными лицами. Льготы. От уплаты налога освобождаются: 1) организации любых организационно-правовых форм – с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I, IIили III группы; 2) следующие категории налогоплательщиков-работодателей — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждое физическое лицо: — общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения; — организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%; — учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов. Эти льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов; 3) налогоплательщики, являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в течение налогового периода. Эти льготы были введены в момент установления ЕСН и сохранились в новой редакции. Одновременно была отменена льгота, существовавшая для российских фондов поддержки образования и науки (с сумм выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений). Объект налогообложения дифференцирован в зависимости от категории налогоплательщика. Объектом налогообложения для налогоплательщиков-работодателей (организаций и индивидуальных предпринимателей) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, а также по авторским договорам. Объектом налогообложения для налогоплательщиков-неработодателей признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Для налогоплательщиков — членов крестьянского (фермерского) хо-ззяйства из дохода исключаются фактически произведенные указанным хозяйством расходы, связанные с его развитием. Налоговая база для налогоплательщиков-работодателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения вне зависимости от формы, в которой они осуществляются. Налогоплательщики определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. Налоговая база налогоплательщиков-неработодателей определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Налоговым кодексом установлен перечень сумм, не подлежащих налогообложению, среди которых: — государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством; — все виды установленных законодательством компенсационных выплат; — суммы единовременной материальной помощи; — доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, — в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства; — доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла; — суммы страховых платежей по обязательному страхованию работников; — суммы платежей налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников; При определении налогов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам. Особенности исчисления и уплаты налога. Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ. Сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет (т. е. на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии), уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Значение снижения ставок ЕСН и последствия этого трудно оценить однозначно. Столь существенное снижение налоговой нагрузки на фонды оплаты труда, безусловно, в интересах налогоплательщиков. Однако, как уже отмечалось, снижение ставок и объемов ЕСН как источника финансовых ресурсов негативно отражается на формировании доходов государственных внебюджетных фондов, сокращая их финансовый потенциал. Учитывая, что за счет ЕСН обеспечивается основная масса доходов государственных социальных внебюджетных фондов, политика сокращения стабильных и достаточно устойчивых доходных источников фактически означает курс на сокращение программ развития социального страхования и социального обеспечения, что противоречит принципам социального государства, каким провозглашена Россия в ее Основном законе (Конституции РФ). РЕЗЮМЕ Государственные внебюджетные фонды представляют собой элемент системы государственных финансов, теснейшим образом связанный с бюджетной системой страны. Прежде всего их объединяет единый источник финансовых ресурсов — национальный доход. Государство аккумулирует часть национального дохода и осуществляет перераспределение сформированных финансовых ресурсов между отраслями и секторами экономики, а также между отдельными слоями и группами населения. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1.Раскройте экономическое содержание понятия «государственные внебюджетные фонды», их специфические черты как элемента системы государственных финансов». 2.Почему в российской и мировой практике отношение к внебюджетным фондам большей частью отрицательное? 3.Какие отличительные признаки присущи государственным внебюджетным фондам? 4.Какие государственные социальные внебюджетные фонды функционируют в нашей стране? 5.За счет каких источников формируются доходы социальных внебюджетных фондов? 6.Какие виды пенсий существуют в российской государственной системе пенсионного обеспечения? 7.Назовите функции (задачи) Федерального фонда социального страхования РФ. 8.Назовите основные функции Фонда обязательного медицинского страхования РФ. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1.Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2005 год» // Российская газета. 2004. 28 дек. 2.Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: Норма, 2001. 3.Налоговый кодекс Российской Федерации. М.: ЮКЭА, 2002. 4.Бюджетная классификация Российской Федерации (утверждена Государственной Думой 7 июня 1996 г.) // Российская газета. 1996. 22 авг. 5.Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 гг. Одобрена постановлением Правительства Российской Федерации 22 мая 2004 г. № 249 // Российская газета. 2004. 1 июня. 6.Бюджетная система Российской Федерации / под ред. М. В. Романовского и О. В. Врублевской. М.: Юрайт, 1999. 7.Валентей С. Д. Федерализм: российская история и российская реальность. М.: Ин-т экономики РАН, 1998. 8.Вопросы бюджетно-налогового федерализма в России и США / сост. Ю. И. Любимцев, Ш. Б. Мадд. Издание Агентства международного развития США. М., 1996. 9.Государственные финансы России (XIX — первая четверть XX в.) / И. В. Караваева, Р. А. Белоусов и др. М.: ЮНИТИ, 2003. 10.Игонина А. Л. Муниципальные финансы: учеб. пособие. М.: Экономист, 2003. 11.Караваева И. В. Налоговое регулирование рыночной экономики. М.: ЮНИТИ, 2000. 12.Лексин И. В. Договорное регулирование федеративных отношений в России. М: УРСС, 1998. 13.Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение в России. М.: Дело, 2004 14.Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. М., 2005. 15.Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / под ред. проф. В. И. Шкатулла. М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. 16.Поляк Г. Б. Территориальные финансы: учеб пособие. М.: Вузовский учебник, 2003. 17.Проблемы и перспективы развития российского федерализма: Материалы первой Всероссийской научно-практической конференции. 19—20 января 1998 г. Издание Совета Федерации. М., 1998. 18.Уваров А. А. Местное самоуправление в России. М.: Норма, 2005. 19.Федеральный бюджет и регионы. Институт «Восток-Запад». М.: Макс Пресс, 2001. 20.Финансы: учеб. 2-е изд. / под ред. В. В. Ковалева. М.: Проспект, 2004. 21.Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 1993. 22.Шульц У. Все начинается с десятины. Этот многоликий налоговый мир / пер. с нем.; общ. ред. Б. Е. Ланина. М.: Прогресс, 1992.
ЛЕКЦИЯ 6.ФИНАНСЫ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.203 (0.008 с.) |