Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Доходы государственного бюджета↑ Стр 1 из 20Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В главе рассматриваются доходы государственного бюджета в традиционном понимании. В основе формирования структуры доходов государственного бюджета лежит четкое разграничение доходов центрального (федерального) бюджета и бюджетов других уровней, которое соответствует типу государственного устройства страны. Например, в унитарных государствах — Великобритании, Франции, Швеции, Италии и др. — существуют два уровня управления — центральный и местный, которым соответствуют два уровня бюджетов — центральные и местные. В государствах с федеральным управлением, к которым относятся Россия, США, Канада, Германия и ряд других стран, существуют три уровня бюджетов — федеральный, региональные и местные. Бюджетный кодекс РФ, введенный в действие в 2000 г., в отношении бюджетной системы Российской Федерации определяет, что она состоит из трех уровней бюджетов: федерального, субъектов Федерации и местных. Главным (верхним) звеном современной бюджетной системы Российской Федерации является федеральный, или государственный, бюджет. На нижестоящих, территориальных, уровнях бюджетной системы формируются самостоятельные, не входящие в состав вышестоящих бюджетов бюджеты следующих уровней: — второй уровень — бюджеты республик; бюджеты краев; бюджеты областей; бюджеты автономных областей; бюджеты автономных округов; бюджеты городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга); — третий уровень — местные бюджеты. Доходы бюджетов РФ обеспечивают основу для удовлетворения потребностей в расходах государства и предоставления государственных кредитов без привлечения заемных средств или средств, накопленных за предыдущие периоды. Средства органов государственного управления, образующиеся за счет доходных операций, состоят из общих доходов и полученных официальных трансфертов. Общие доходы состоят из текущих доходов и доходов от операций с капиталом. Текущие доходы образуются за счет поступлений налогов и текущих неналоговых поступлений. Налоги являются наиболее существенным источником доходов бюджета. С их помощью в бюджет мобилизуются отчисления от доходов населения прибыли, предприятий, банков и по другим основаниям. Налоговые поступления представляют собой обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи населения и субъектов хозяйствования органам государственного управления, поступающие в установленных законом размерах и в определенные сроки. Их доля в центральных бюджетах развитых стран составляет 80%. В России за последнее пятилетие сумма налоговых поступлений по федеральному бюджету колебалась в диапазоне 80-83%. Агрегированную схему доходов и полученных официальных трансфертов можно представить в следующем виде: I. Общие доходы и полученные официальные трансферты (II + VII). II. Общие доходы (III + VI). III. Текущие доходы (IV + V). IV. Налоговые поступления. 1. Подоходные налоги, налоги на прибыль и прирост капитала. 2. Отчисления в государственные социальные фонды. 3. Налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда. 4. Налоги на собственность. 5. Внутренние налоги на товары и услуги. 6. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции. 7. Прочие налоги, сборы и пошлины. V. Неналоговые поступления. 1. Доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности (в том числе прибыль центрального банка). 2. Административные сборы и платежи, доходы от продаж. 3. Поступления по штрафам и санкциям. 4. Прочие неналоговые поступления. VI. Доходы от операций с капиталом. 1. Продажа основного капитала. 2. Доходы от реализации государственных запасов. 3. Доходы от продажи земли и нематериальных активов. 4. Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников. VII. Полученные официальные трансферты. 1. От нерезидентов. 2. От других органов государственного управления (дотации, субвенции и др.). Благоприятное воздействие бюджета на экономику предполагает формирование эффективного механизма образования доходов на основе рационального налогообложения населения и предпринимательского сектора экономики. Механизмы и методы налоговой политики, обеспечивающие формирование условий для экономического роста в стране, повышение материального уровня и улучшение социальных условий жизни населения и станут основными объектами изучения в последующих разделах этой главы. Понятия налога, налоговой системы, налоговой политики. Налог, налоговая система, налоговая политика — это многоаспектные экономические категории, неразрывно связанные между собой. Их появление объективно обусловлено возникновением государства. Формирование государства, становление его институтов, реализация государством общественно-политических функций закономерно потребовали формирования финансовых ресурсов и соответствующих инструментов, посредством которых такие ресурсы могут быть образованы. Такими инструментами и стали налоги, сгруппированные в налоговые системы. Рассмотрим понятия «налог» и «налоговая система» с точки зрения юридического права и экономической теории. С этих позиций «налоги» можно трактовать как: — обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц и организаций в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 Налогового кодекса РФ); — экономические отношения между государством и налогоплательщиком (физическим или юридическим лицом) по поводу отчуждения части полученного налогоплательщиком дохода в пользу государства. Соответственно понятие «налоговая система» можно также трактовать двояко. 1. С позиции права налоговая система объединяет две органично связанные составляющие: систему налоговых платежей и налоговый механизм. Система налоговых платежей — это совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных приравненных к налогам платежей, взимаемых на всей территории государства либо ее отдельных территориальных образований в порядке, утвержденном налоговым законодательством. Налоговый механизм объединяет совокупность всех средств и методов начисления, взимания и распределения налоговых доходов по бюджетным уровням в соответствии с действующим налоговым законодательством. 2. С позиции экономической теории — это система экономических отношений между государством, с одной стороны, и его гражданами и хозяйствующими субъектами, с другой стороны, по поводу перераспределения части ВВП в пользу государства. Использование государством налоговой системы в целях изменения или стабилизации экономической, социальной, политической, экологической, демографической или какой-либо иной ситуации в стране или ее внешнеэкономических отношений называется налоговой политикой государства. Посредством изменения системы налоговых платежей и налогового механизма государство формирует новые направления налоговой политики. Благодаря введению новых налогов или отмене действующих, изменению величины налоговых ставок, снятию или расширению налоговых льгот, отсрочке налоговых платежей государство может влиять на развитие процесса инвестиционной предпринимательской активности, стимулировать или ослаблять покупательную способность населения, ограничивать или поощрять ввоз в страну зарубежных товаров — все это будет проявлением определенных направлений государственной налоговой политики. Изменения в государственной налоговой политике реализуются посредством осуществления налоговых реформ — изменения налогового законодательства. В современной мировой практике изменения налоговых ставок и льгот являются наиболее распространенными направлениями налоговых реформ. Серьезная переориентация налоговой политики достигается также при изменении налогооблагаемой базы, обеспечивающей расширение или сокращение состава налогоплательщиков, объектов налогообложения. Достаточно широкое распространение в последние годы получила также практика отмены ранее действующих и введения новых видов налогообложения (введение НДС вместо налога с оборота, введение и отмена налога с продаж в РФ, замена в рамках ЕС национальных акцизов гармонизированными акцизами, развитие системы экологических налогов и т. д.). В современных условиях налоговая политика является важнейшей составляющей системы экономического регулирования рыночной экономики. Основные элементы налога. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства. Они устанавливают конкретный порядок построения и взимания налогов, т. е. определяют элементы налога. К элементам налога относятся: — субъект налога или налогоплательщик — лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может быть переложено на другое лицо; — носитель налога — лицо, которое фактически уплачивает налог (может совпадать или не совпадать с субъектом налога); — источник налога — средства или доход, за счет которого уплачивается налог (например, при уплате транспортного налога на автомобиль, который находится в собственности гражданина, объектом налога будет являться стоимость автомобиля, а источником налога — доход или иные денежные средства владельца данного автомобиля); — объект налога — доход, имущество или услуга, на которые начисляется налог (прибыль, заработная плата, недвижимое имущество, ценные бумаги и т. д.); — налоговая база — стоимостная, количественная или иная характеристика объекта налогообложения (выручка от реализации продукции или услуг, прибыль от экономической деятельности, доход физического лица, стоимость движимого или недвижимого имущества). Следует отметить, что понятия «объект налога» и «налоговая база» могут как совпадать (прибыль, доход, выручка), так и не совпадать (недвижимое имущество как таковое и стоимость недвижимого имущества) по своей натурально-вещественной форме; — налогооблагаемая база — часть налоговой базы, остающаяся после всех законодательно установленных льготных вычетов, на которую непосредственно начисляется налоговая ставка; — налоговые льготы — частичное или полное освобождение от уплаты налога, предоставленное налоговым законодательством, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика. Цель налоговой льготы — сокращение налогового обязательства налогоплательщика, реже — отсрочка платежа, что в конечном счете также приводит к сокращению налоговых обязательств; — налоговая ставка — величина налога на единицу обложения (денежную единицу доходов, единицу земельной площади, единицу измерения товара и т. д.). Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа). Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (НДС, налог с продаж и др.). Ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик уплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю. Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых наиболее сильно давит на лица с большими доходами (например, налог с наследства и дарения или налог на доходы граждан в большинстве стран мира). Ставка регрессивного налога снижается по мере роста дохода. Регрессивные налоги выгодны лицам, обладающим большими доходами (например, социальный налог). Классификация налогов. Первая классификация налогов была построена на основе критерия «перелагаемых» налогов, который первоначально еще в XVII в. был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог — это прямой налог, остальные — косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами — на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенными же налогами А. Смит считал те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются, таким образом, на потребителя. Деление налогов на прямые и косвенные не утратило своего значения и в наше время и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителей товаров и услуг. Налоги косвенные взимаются через цену товара и вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (акцизы, НДС, таможенная пошлина, налог с продаж, налог с оборота и др.). Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров (акцизы на определенные группы и виды товаров), и косвенные универсальные, которыми облагаются все товары, работы и услуги за некоторыми исключениями (НДС), а также таможенные пошлины. Налоги прямые взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Среди прямых налогов выделяют реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налог с владельцев автотранспортных средств, земельный налог и др.); личные прямые налоги, которые уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность (подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, подвергаемое налогообложению). Необходимо учитывать, что если при прямом налогообложении источником налога является доход, полученный налогоплательщиком, то при косвенном налогообложении источником налога является тот же доход, но уже уменьшенный на величину прямого налога и затем расходуемый налогоплательщиком. Поэтому в налоговой теории отношение к косвенным налогам неоднозначно. Эти налоги часто характеризуются как несправедливые, поскольку, во-первых, являются повторным обложением дохода, с которого уже взимался налог, а во-вторых, конечным плательщиком косвенных налогов всегда является население, на которое через механизм цен и перекладывается налоговое бремя. В то же время признается, что косвенные налоги являются наиболее надежным бюджетным источником и гораздо меньше, чем прямые налоги, зависят от циклических колебаний конъюнктуры рынка. Поэтому они широко применяются в мировой налоговой практике, содержатся в налоговых системах практически всех стран мира и играют в них весьма существенную роль. В современной налоговой практике для характеристики налоговых систем и их структурных составляющих применяются и иные классификации налогов. Так, по субъекту-налогоплательщику выделяют налоги: с физических лиц (подоходный налог, налог на имущество физических лиц и др.); с предприятий и организаций (юридических лиц) (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество предприятий и организаций и др.); смешанные налоги, уплачиваемые как физическими лицами, так и предприятиями и организациями (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств). Исходя из критерия многоуровневости бюджетной системы, где аккумулируются налоговые доходы, в налоговом законодательстве широкое распространение получила статусная классификация. Так, в РФ вся совокупность налогов и сборов подразделяется на три группы (вида): а) федеральные налоги; б) налоги субъектов РФ — республик, краев, областей и автономных округов; в) местные налоги. По порядку введения различают: общеобязательные налоги — они устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который поступают, по некоторым из них конкретные налоговые ставки определяются законодательством нижестоящих органов управления (все федеральные налоги, предусмотренные НК РФ, ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ», а также налог на имущество предприятий, лесной доход, налог на имущество физических лиц, земельный налог и др.); факультативные налоги, предусмотренные основами налоговой системы, но непосредственно Годящиеся законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономных округов и пр. (например, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, все местные налоги, за исключением общеобязательных). По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, налоги делятся на закрепленные (непосредственно и целиком поступающие в конкретный бюджет или внебюджетный фонд) к регулирующие (разноуровневые), которые поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству. По характеру использования налогового платежа выделяют общие налоги (покрывают различные расходы бюджета) и целевые (платеж идет по строго определенному назначению, например налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы). По периодичности уплаты налога выделяют регулярные (систематические, текущие) налоги, которые взимаются с определенной законодательством периодичностью в течение всего периода существования объекта налога, и разовые, связанные с каким-либо событием, не образующим системы (например, таможенная пошлина, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения). Налоги дифференцируются по источнику налогообложения: издержки производства (себестоимость), прибыль (доход). Правильность расчета налога на прибыль требует знания состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или убытка). При классификации налогов по объектам налогообложения образуется пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты по реализации) и прочие, охватывающие некоторые налоги и разовые сборы. Учетно-экономическая целесообразность диктует иную группировку налогов, взимаемых с предприятий и организаций: налоги и сборы, относимые на издержки производства и обращения; налоги и сборы, включаемые в продажную цену продукции (работ, услуг); налоги и сборы, относимые на финансовые результаты (до налогообложения прибыли); налоги и сборы на прибыль и за счет прибыли, остающиеся в распоряжении плательщика. Существуют и другие классификации налогов. В соответствии с возрастанием роли налогов в механизме экономического регулирования современной рыночной экономики и расширением функций налогообложения на национальном (государственном) и межгосударственном уровнях их разнообразие объективно будет возрастать. Основные виды налогов. В соответствии с агрегированной схемой налоговых поступлений, рассмотренной в первом разделе данной главы, основными видами налогов являются следующие: 1) подоходные налоги, налоги на прибыль и на увеличение рыночной стоимости капитала. В эту группу налогов включаются налоги, взимаемые с чистого дохода отдельных лиц, с прибыли предприятий, организаций, банков и др., а также на прирост стоимости капитала, например, за счет операций с ценными бумагами и другими активами или продажи земли. Так, налогом облагается доход физических лиц, уменьшенный на установленные законом льготы. Величина налога зависит от общего уровня дохода основной массы населения. Налог на прибыль является формой изъятия в бюджет части чистого дохода предприятий. Объектом налогообложения является прибыль корпораций, получаемая как разность между их доходами и связанными с их получением расходами. Регулируя ставки этого налога, а также используя механизм льгот, инвестиционный налоговый кредит и амортизационную политику, органы государственной власти стимулируют или ограничивают экономический рост и инвестиционную активность; 2) отчисления работодателей и работников в единый государственный социальный внебюджетный фонд — пенсионный, социального страхования, медицинского страхования и др. Отчисления в социальные внебюджетные фонды характеризуются как социальный налог или взносы в фонды социального страхования, а не как страховые взносы в силу их обязательности. В странах с развитой рыночной экономикой существуют включаемые в бюджет отчисления на социальные нужды государственных служащих и отчисления, формирующие единую социальную пенсию для всех граждан. В российской практике отдельные социальные фонды для государственных служащих не формируются, а сохраняется исторически сложившееся формирование внебюджетных социальных фондов для всех категорий населения. Включение этих отчислений в схему налоговых доходов бюджета обусловлено необходимостью получения консолидированных данных в целом по всем государственным финансам, объединяющим доходы как бюджетов различных уровней, так и внебюджетных фондов; 3) налоги на собственность. В эту группу входят налог на имущество юридических и физических лиц, на облагаемое налогом имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств. С помощью налогов на собственность предприятий и физических лиц осуществляется привлечение в бюджет средств состоятельных граждан, владеющих недвижимым имуществом, и собственников основного капитала предприятий; 4) внутренние налоги на товары и услуги. К ним относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на пользователей автомобильных дорог, на приобретение транспортных средств, содержание жилищного фонда, сбор со сделок, совершаемых на биржах, лицензионные сборы за право производства и торговли спиртными напитками; 5) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции. Основными налогами этой группы являются импортные и экспортные пошлины; 6) прочие налоги, сборы и пошлины. Наиболее значимыми налоговыми доходами являются налог на прибыль, индивидуальный подоходный налог и косвенные налоги — налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины. Распределение налоговых доходов. В каждой стране существуют свои методы распределения налоговых доходов по бюджетным уровням, иногда значительно отличающиеся друг от друга. Во многом это связано с традициями, а также с конкретной социально-экономической ситуацией и соответственно с теми задачами, которые решает налоговая политика в тот или иной момент времени. Тем не менее можно выделить несколько основных методов распределения налоговых доходов. Большинство стран с унитарной системой государственного устройства (Великобритания, Италия, Франция, Швеция и др.) имеют двухступенчатые налоговые системы, в которых четко разграничены общегосударственные и местные налоги. Соответственно первые из них формируют налоговые доходы центрального, а вторые — местных бюджетов. Однако в достаточно большом числе стран существует практика перераспределения налоговых доходов посредством отчислений от государственных налогов в региональные и местные бюджеты и наоборот. В ряде стран с федеративной и конфедеративной системой государственного устройства каждый из уровней управления имеет не только собственный бюджет, но и собственную налоговую систему. Например, в США параллельно существуют федеральная налоговая система, налоговые системы каждого из штатов и налоговые системы муниципалитетов. А каждый американский налогоплательщик уплачивает налоги на всех трех уровнях: в федеральный бюджет, бюджет штата и бюджет муниципального образования, где он проживает и работает. Существуют также федеративные государства, в которых наряду со специальными федеральными, региональными и местными налогами существуют наиболее крупные и значимые источники налоговых доходов, распределяемые сразу между двумя или тремя бюджетами различных уровней. К таким странам относится и Россия. Изменения в распределении основных налогов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации за последние 10 лет характеризуют данные табл.
Таблица. Распределение основных видов налогов между уровнями бюджетной системы РФ, %
Продолжение табл.
Как видно, основной объем доходов федерального бюджета формируется за счет налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и налога на доходы физических лиц. Существенно возросли в последние годы объемы налоговых платежей за природные ресурсы. При этом пропорции распределения налоговых доходов между бюджетами различных уровней, как по основным видам поступлений, так и по другим налогам, от года к году существенно меняются. В современном мире национальная налоговая система любого государства является важнейшим звеном механизма регулирования макроэкономических процессов в обществе. Налоги используются как эффективные инструменты реализации финансово-экономической государственной политики. С помощью налогов регулируется уровень инвестиционной активности предпринимателей, разрешаются социальные проблемы различных общественных групп, осуществляется структурная перестройка экономики, поддерживаются заданные темпы экономического развития и решаются многие другие социально-экономические проблемы. Решение этих задач осуществляется посредством реализации определенной налоговой политики, которая выражается в целенаправленном изменении налоговых ставок и налоговых льгот, отмене одних налогов и введении в действие других, изменении налоговой базы, сроков и механизмов налогообложения. Налоговая система как единое целое обладает рядом функций. Функции налоговой системы являются производными от объективных функций налогов. Осуществляя политику налоговых реформ (заменяя одни налоги другими, понижая значение одних налогов и поднимая значение других), государство меняет функциональную направленность налоговой системы. При этом необходимо понимать, что развиваясь налоговые системы усложняются — в их структуре появляются новые налоги и меняются традиционные, а значит, качественно меняются и появляются новые функции налогов, налоговых систем и налоговой политики в целом. Функции налогообложения. Исторический опыт показывает, что налоги — наиболее поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались «auxilia» (помощь) и собирались с граждан только в экстренных случаях, однако необходимость содержания армии и постоянно возрастающего чиновничьего аппарата требовала непрерывного притока денежных средств, и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов. А. Смит более 200 лет назад впервые создал учение о закономерностях эволюции государственных финансов. В качестве исходной, наиболее примитивной формы государственных доходов он называл доход от государственных предприятий и имущества, свойственный древним натурально-хозяйственным социальным образованиям. Его дополнил доход от принадлежащей верховному суверену земли, т. е. феодальная рента. И лишь на более высоком уровне развития общества (с формированием национального рынка) складывается правильная налоговая система, а именно более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов самостоятельно хозяйствующих граждан и их объединений. В условиях рыночной экономики налоги стали явлением настолько обыденным, что известный политический деятель США Б.Франклин (1706—1790) смог сказать, что платить налоги и умирать должен каждый. На исключительное значение налогов для буржуазного государства обращал внимание и К. Маркс: «Налог — это материнская грудь, кормящая правительство... Налог — это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией»2. Эти формулировки отражают общность взглядов, столь различных в своих политических пристрастиях экономистов-теоретиков на присущую государственной налоговой политике первую и основную функцию — фискальную. Всеми исследователями она трактуется как отчуждение доли доходов конкретных людей или хозяйствующих субъектов в пользу государства. Ей сопутствует контрольная функция, обеспечивающая воспроизводство налоговых отношений государства и налогоплательщика (воспроизводство самой фискальной функции) и выступающая, таким образом, одним из ее проявлений. В период формирования капиталистического рынка непрерывный процесс роста и дифференциации фискальных систем, а также развитие практики налогообложения существенно опережали финансовую науку. Общественное мнение оказалось неподготовленным к принятию необходимости и неизбежности взимания налогов с большинства граждан, участвующих в рыночных отношениях. Правительства столкнулись с неприятием налогов населением, уклонением от их уплаты. Финансовая наука, объясняя принципы государственного устройства в условиях развивающихся рыночных отношений, была вынуждена исследовать вопросы необходимости налогообложения и теоретического обоснования права государства на взимание налогов. (1.Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: ОГИЗ: Соцэгиз, 1935. Т. 2. С. 337). (2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7. С. 82). Наиболее распространенной в период формирования капиталистического рынка стала атомистическая теория, впервые возникшая во Франции, — теория выгоды от уплаты налогов. Вобан и Монтескье рассматривали налог как эквивалентную плату, вносимую каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, за сохранение существующего государственного устройства. В первой половине XIX в. швейцарский экономист Ж. Симонд ди Сисмонди в работе «Новые начала политэкономии» (1819 г.) сформулировал теорию налогов как «теорию наслаждения»: «Каждый налогоплательщик покупает не что иное, как наслаждение. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения охраны личности и собственности» (1. Симонд ди Сисмонди Ж. Новые начала политэкономии. М., 1897. С. 149). Точку зрения на налог как на плату со стороны производителя за обеспечение нормальных условий хозяйствования разделяли также Ж. Б. Сей и Д. С. Миль. В начале XX в. итальянский экономист Ф. Нитти вводит понятие «коллективные потребности», платой за удовлетворение которых являются налоги: «Налог есть та часть богатства, которую граждане дают государству и местным органам ради удовлетворения коллективных потребностей» (2. Нитти Ф. Основные начала финансовой науки. М., 1904. С. 241). Позже теория коллективных потребностей и налогов в качестве источника их удовлетворения была воспринята кейнсианцами и неокейнсианцами с поправкой на общественные потребности вместо коллективных. Нашла она отражение и в трудах представителей неоклассической школы, в частности в «Теории государственных финансов» А. Масгрейва и «Экономике» П. Самуэльсона. Во всех приведенных трактовках налоговая система рассматривается как связующее звено между гражданином и государством, обществом и государством, как некий финансовый стабилизатор общественного порядка, способный обеспечить (собрать средства и оплатить) в демократическом обществе гарантию неприкосновенности личности и собственности налогоплательщика. Таким образом, процесс использования налогов в целях удовлетворения общественных (коллективных) потребностей в рамках данной государственной структуры мы можем определить как стабилизирующую функцию налогообложения. Впоследствии стабилизирующая функция налогообложения нашла качественно новое воплощение в выполнении налоговыми системами роли гаранта социальной защищенности беднейших членов общества — малоимущих, безработных, инвалидов и престарелых. Произошло изменение условий реализации стабилизирующей функции, и в качестве ее производной появилась новая функция налогообложения — социальная. Как различать эти функции? Очень просто: если реализация стабилизирующей функции в традиционном понимании осуществляется за счет налоговых взносов абсолютного большинства трудоспособных членов общества в интересах всех членов общества (обеспечение военной, экономич<
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.100.40 (0.021 с.) |