Состав и структура финансовых ресурсов, направления их использования.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состав и структура финансовых ресурсов, направления их использования.



Финансовые отношения обязательно сопровождаются движением денежных средств, принимающих специфическую, локальную форму - финансовые ресурсы. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных доходов, отчислений, поступлений и используются на обеспечение расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворения социальных потребностей. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений.

Принципиально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость, и осуществляется перенос старой, но, однако, когда рабочий работает он создает продукт, а не финансовые ресурсы. Реальное формирование финансовых ресурсов происходит на стадии распределения, после получения выручки от реализации продукции.

Финансовые ресурсы представляют собой денежные накопления, сосредоточенные у любого субъекта денежных фондов, которые были образованы в ходе распределительных отношений.

Финансовые ресурсы складываются из трех источников:

- средства, аккумулированные в бюджетной системе;

- средства внебюджетных фондов, прежде всего социальных;

- ресурсы, используемые самими предприятиями (прибыль, амортизация).

Структуру финансовых ресурсов в РФ позволяет оценить сводный финансовый баланс, составляемый МФ РФ (по данным 1995 г.).

Таблица 4.1

Структура финансовых ресурсов

Источники финансовых ресурсов Величина
  млрд. руб. %
Прибыль 25,5
НДС и акцизы 9,6
Подоходный налог с физических лиц. 3,4
Налоги на имущество 3,5
Средства социальных внебюджетных фондов 1,2
Средства других внебюджетных фондов 2,6
Амортизационные отчисления 20,7
Доходы от государственной собственности и ее продажи 2,5
Доходы от внешнеэкономической деятельности 5,4
Прочие 5,7
Итого финансовые ресурсы 90,9
Доходы от операций с государственными ценными бумагами и прочие     3,8
Внешние заимствования 5,3
Всего

Данный баланс свидетельствует о недостаточном объеме финансовых ресурсов. До 1995 года он покрывался главным образом посредством эмиссии ЦБ денег. Следствие этого стали инфляционные процессы. С 1995 года дефицит государственного бюджета покрывается за счет выпуска государственных ценных бумаг. В последнее время возросшее значение в формировании суммарной величины финансовых ресурсов и финансовых ресурсов предприятий имеют прибыль и амортизация.

Таким образом, состав финансовых ресурсов по количественным и качественным параметрам в различные исторические периоды неодинаков. Объем и структура финансовых ресурсов непосредственно связаны с уровнем развития производства и его эффективностью.

Классификация финансовых ресурсов:

1. По форме формирования:

- собственные (для организаций: уставной фонд, прибыль, амортизационные отчисления, устойчивые пассивы; для государства: налоговые поступления);

- привлеченные (кредиты, выпуск облигаций).

2. По типу субъектов:

- децентрализованные (финансовые ресурсы предприятий, страховых организаций);

- централизованные (финансовые ресурсы, сосредоточенные в бюджетной системе, внебюджетных фондах).

Финансовые ресурсы обеспечивают:

- воспроизводство производственных фондов;

- воспроизводство рабочей силы и производственных отношений;

- обеспечивают рост ВВП и его главной части НД.

Таким образом, финансовые ресурсы выступают в качестве метода регулирования экономики.

Формы регулирования:

- саморегулирование;

- государственное регулирование.

Саморегулирование характеризуется методами, которые вырабатывают сами участники производственных отношений. Основными методами саморегулирования в системе финансовых отношений является:

1. Самофинансирование - способ формирования финансовых ресурсов, при котором расходы субъектов хозяйствования покрываются за счет собственных средств, а при их недостатке за счет эмиссии акций и облигаций.

2. Кредитование - способ формирования финансовых ресурсов, при котором расходы субъектов хозяйствования покрываются за счет ссуд банка, предоставляемых на основе срочности, платности, возвратности.

Саморегулирование положительно сказывается на объеме, структуре и направлении использования финансовых ресурсов.

Однако рыночный механизм саморегулирования не всегда эффективен, и зачастую приводит к игнорированию интересов отдельных групп населения, субъектов хозяйственной деятельности. Поэтому он дополняется государственным регулированием.

Методы финансового государственного регулирования:

1. Механизм налогообложения (виды налогов, ставки, льготы, санкции, налоговые каникулы, налоговый кредит).

2. Государственное финансирование - способ обеспечения производственного процесса за счет предоставления на безвозмездной и безвозвратной основе средств государственного бюджета и внебюджетных фондов.

Инструменты регулирования:

микроуровень- финансы предприятий

макроуровень - государственные финансы

В соответствии с целями и задачами, стоящими пред обществом, хозяйствующими субъектами, определяются не только способы их решения посредством финансовых инструментов, но и, в первую очередь, направления использования финансовых ресурсов.

В таблице 4.2 дана характеристика финансовых затрат современного российского общества.

Таблица 4.2

Направления использования финансовых ресурсов

Направления расходования Величина
  млрд. руб. %
Расходы предприятий (прибыль +амортизация) 38,0
Расходы государства, всего 62,0
в том числе государственные инвестиции     4,3
Государственные дотации 3,2
Соц.-культ. мероприятия (бюджет + фонды.) 23,4
Наука 0,8
Оборона 6,4
Правоохранительные органы и прокуратура 2,3
Органы государственной власти 1,0
Внешнеэкономическая деятельность 2,6
Резервные фонды 0,3
Прочие расходы 17,7
Всего расходов 100,0

Содержание финансового регулирования, его формы и методы.

Современный этап развития рыночной экономики в различных странах характеризуется активным вмешательством государства в экономические и социальные процессы. При этом в силу ограниченности возможности применения административных методов наиболее часто используемым экономическим инструментом выступают финансы.

Цели государственного регулирования экономических процессов:

- предотвращение возникающих диспропорций, когда отдельные сегменты экономики развиваются более быстрыми темпами, угрожая создать ситуацию перепроизводства;

- обеспечение развития более быстрыми темпами высокотехнологичных отраслей экономики или их создание;

- обеспечение социальной стабильности.

Финансовое регулирование осуществляется через стимулирование одних сегментов экономической системы путем концентрации в них финансовых ресурсов или через сдерживание иных сегментов на основе ограничения объема поступающих в них финансовых ресурсов.

Таким образом, финансовое регулирование - это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

Основными объектами государственного финансового регулирования выступают:

- отраслевая структура экономики;

- территориальные экономические пропорции;

- социальная структура общества.

Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:

· налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);

· амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации);

· различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказ, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные и муниципальные гарантии);

· льготное кредитование и страхование (более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов).

Методами финансового регулирования территориальных пропорций выступают:.

· механизм межбюджетного регулирования (регулирующие доходы; дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы);

· финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований.

· изменение состава налогов, взимаемых на территории.

Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются:

· использование прогрессивной ставки подоходного налога, высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость;

· льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами;

· различные социальные выплаты и льготы.

Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования. Например, предоставление налоговых льгот малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы некоммерческим организациям и др. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты. Например, в целях поддержки сельскохозяйственных производителей устанавливаются более низкие ставки по налогу на прибыль для коммерческих банков и страховых компаний, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия и фермеров.

Необходимо отметить, что регулирование отраслевых и социальных пропорций происходит не только на общегосударственном уровне, но и на уровне регионов. В Российской Федерации существуют примеры, когда комплексное использование различных методов стимулирования инвестиционной деятельности администрациями субъектов РФ (налоговые льготы, льготное кредитование, государственный заказ и т.п.) обеспечивало рост инвестиций даже в тех регионах, которые занимали далеко не первые места в рейтингах инвестиционной привлекательности (например, Новгородская область).

При осуществлении финансового регулирования нельзя забывать о том, что существуют объективные границы государственного вмешательства в экономические и социальные процессы, связанные с тем, что излишняя «государственная опека» отдельных организаций и социальных групп может лишить их мотивации к развитию, порождать иждивенчество.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.01 с.)