Распределение и использование прибыли предприятий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение и использование прибыли предприятий.



Прибыль как экономическая категория представляет собой чистый доход и определяется как разница между выручкой и расходами.

Прибыль является источником финансирования разных по экономическому содержанию потребностей. При ее распределении пересекаются интересы как общества в целом в лице государства, так и предпринимательские интересы хозяйствующих субъектов и их контрагентов, интересы отдельных работников.

Механизм распределения прибыли зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, порядка налогообложения прибыли и учредительных документов предприятия.

Объектом распределения является налогооблагаемая прибыль.

Укрупненно схема получения налогооблагаемой прибыли и ее распределения представлена на рисунке.

Доходы предприятия
   
     
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль   Выручка от реализации товаров (работ услуг), имущественных прав и внереализационные доходы
   
       
Расходы, связанные с производством и реализацией   Внереализационные расходы   Налогооблагаемая прибыль
   
     
Налог на прибыль и другие обязательные платежи   Чистая прибыль
   
     
Прибыль, изымаемая собственником предприятия, распределяемая среди учредителей   Реинвестированная прибыль
   
       
Фонд накопления   Фонд потребления   Нераспределенная прибыль
                                       

Рис. 6.4. Формирование и распределение прибыли предприятия

Безусловно, распределение доходов на практике является более сложным в отношении расчетной базы доходов и расходов, последовательности исчисления и выплаты отдельных расходов.

На величину прибыли хозяйствующего субъекта оказывают влияние факторы, связанные с его производственной и коммерческой деятельностью и носящие субъективный характер, и объективные, не зависящие от деятельности хозяйствующего субъекта.

Субъективные факторы:

· организационно-технический уровень управления предприятием,

· конкурентоспособность выпускаемой продукции,

· уровень производительности труда,

· затраты на производство и реализацию продукции,

· уровень цен на готовую продукцию и пр.

Объективные факторы:

· уровень цен на потребляемые ресурсы,

· нормы амортизационных отчислений,

· конъюнктуру рынка и пр.

Законодательно распределение прибыли реализуется в части, поступающей в бюджетную систему в виде налога на прибыль. По состоянию на 01.01.03г. ставка налога на прибыль установлена в размере 24 %. При этом предусмотрено распределение налога на прибыль в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты по следующим ставкам:

- 6% - федеральный бюджет;

- 16% - бюджеты субъектов РФ;

- 2% - местные бюджеты.

При этом следует отметить, что для отдельных видов доходов установлены иные ставки налога на прибыль и весь налог подлежит зачислению в федеральный бюджет:

· 6% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями;

· 15% - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (за некоторыми исключениями) и пр.

Распределение оставшиеся части прибыли является прерогативой хозяйствующего субъекта.

Прибыль, оставшаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта, распределяется на накопление и потребление в соответствии с экономически обоснованными пропорциями. Ориентиром для установления соотношения между накоплением и потреблением должны быть состояние производственных фондов и конкурентоспособность выпускаемой продукции. В процессе распределения чистой прибыли предприятие (собственник) вправе самостоятельно определить пропорции и способ распределения прибыли.

Чистая прибыль распадается на 2 части:

- реинвестированная прибыль – прибыль, остающаяся на предприятии и используемая для целей его развития;

- прибыль, выплачиваемая владельцам (в форме дивидендов, доходов пропорционально долив уставном капитале).

Распределение чистой прибыли может быть осуществлено посредством образования специальных фондов: фонда накопления, фонда потребления и резервных фондов (предприятие вправе создавать любые фонды), либо путем непосредственного распределения чистой прибыли по отдельным направлениям (без образования фондов).

Фонд накопления используется на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, разработку и освоение новых видов продукции, технологических процессов, на затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией, погашение долгосрочных ссуд и уплату процентов по ним, уплату процентов по краткосрочным ссудам сверх сумм, относимых на себестоимость продукции, прирост оборотных средств, затраты на проведение природоохранных мероприятий, взносы в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других организаций, взносы союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит хозяйствующий субъект и др.

Фонд потребления используется на социальное развитие и социальные нужды. За счет него финансируются расходы по эксплуатации объектов социально-бытового назначения, находящиеся на балансе хозяйствующего субъекта, строительство объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий, осуществляется выплата премий за выполнение особо важных производственных заданий, оказание материальной помощи, надбавок к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в столовых и буфетах и т.п.

 

7. Финансовое планирование на предприятии.

При разработке финансовых пла­нов коммерческой организации происходят соизмерение наме­чаемых затрат на осуществляемую деятельность с имеющимися возможностями, определение направлений эффективного вло­жения капитала; выявление внутрихозяйственных резервов уве­личения финансовых ресурсов; оптимизация финансовых взаи­моотношений с контрагентами, государством и т. д.; осуществля­ется контроль за финансовым состоянием предприятия. Необходимость финансового планирования коммерческой орга­низации может быть вызвана не только внутренней потреб­ностью эффективного управления финансовыми ресурсами, но и внешней - желанием кредиторов и инвесторов иметь информа­цию о доходности предстоящих вложений.

Для составления финансовых планов и прогнозов коммерчес­кой организации применяются разнообразные методы:

• нормативный,

• экономико-математического моделирования,

• дисконтирования и др.

Нормативный метод может быть использован при оценке бу­дущих налоговых обязательств и размеров амортизационных от­числений. Оптимизация источников финансовых ресурсов, оценка влияния разных факторов на возможный их рост осущест­вляются с помощью метода экономико-математического моде­лирования. При принятии решений долгосрочного характера ис­пользуется метод дисконтирования, предусматривающий оценку предстоящей доходности вложений и влияния на нее инфляци­онных факторов.

Спецификой финансового планирования коммерческой орга­низации является отсутствие каких-либо обязательных форм фи­нансовых планов и прогнозов. Требования к составу показателей финансовых планов и прогнозов могут быть определены: органа­ми управления коммерческими организациями (например, собра­нием акционеров акционерного общества); органом, регулирую­щим рынок ценных бумаг и определяющим состав информации, представляемой в эмиссионном проспекте; кредитной организа­цией. При этом у различных кредитных организаций формы тех­нического обоснования кредитной заявки, в которых отражаются прогнозные финансовые показатели могут отличаться.

Для организации системы анализа и планирования денежных потоков на предприятии, адекватной требованиям рыночных ус­ловий, в настоящее время в коммерческих организациях исполь­зуется система управления финансами, основанная на разработ­ке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов. Система бюджетов, включающая бюджеты структурных подраз­делений, налоговый бюджет и сводный бюджет организации, поз­воляет установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием денежных средств, создать реаль­ные условия для выработки эффективной финансовой стратегии. Бюджеты составляются на месяц, квартал, календарный год.

Бюджеты структурных подразделений формируются на осно­ве следующих функциональных бюджетов: бюджета фонда опла­ты труда; бюджета материальных затрат; бюджета потребления энергии; бюджета амортизации; бюджета прочих расходов; бюд­жета погашения кредитов. Такая система бюджетов полностью охватывает все денежные потоки коммерческой организации. С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи в государствен­ные внебюджетные фонды и часть налоговых платежей. Бюдже­ты материальных затрат и потребления энергии отражают основ­ную часть производственных затрат коммерческой организации. Бюджет амортизации в значительной степени определяет инвес­тиционную политику предприятия. Бюджет прочих расходов позволяет экономить на наименее важных финансовых расходах. Бюджет погашения кредитов дает возможность осуществлять операции по погашению кредитов и займов в строгом соответ­ствии с планом-графиком платежей.

Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязатель­ные платежи в федеральный бюджет и бюджеты других уровней, а также в государственные внебюджетные фонды. Этот бюджет планируется только в целом по организации.

Итогом финансового планирования является формирование баланса доходов и расходов (сквозного бюджета), который является основным финансовым планом организации.

Баланс доходов и расходов содержит информацию о составе и объеме финансовых ресурсов коммерческой организации и на­правлениях их использования на планируемый период; составля­ется на календарный год с поквартальной разбивкой показа­телей.

В балансе доходов и расходов выделяют, как правило, следую­щие разделы: доходы и поступления, расходы и отчисления, пла­тежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. При этом финансовый план должен быть сбалансирован: объем дохо­дов и поступлений средств, в том числе из бюджета, должен быть равен сумме расходов, отчислений и платежей в бюджет и государ­ственные внебюджетные фонды. С целью проверки правильнос­ти расчета показателей баланса доходов и расходов к нему состав­ляется проверочная таблица, по строкам которой детализируют­ся виды и объемы финансовых ресурсов коммерческой организации, а по графам - направления их использования. Это позволяет не только проверить сбалансированность плана, но и проследить взаимосвязь отдельных видов доходов и расходов.

Сводный бюджет коммерческой организации формируется на основе принципа декомпозиции: каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты структурных подразделений и налоговый бюджет конкретизируют сводный бюджет.

Примерная структура сводного бюджета коммерческой организации представлена ниже. Оптимальным бюджетом является такой, в котором доходная часть равна расходной.

Таблица 6.1

Состав статей сводного бюджета коммерческой организации

Доходы Расходы
Выручка от реализации продукции и от прочей реализации Налоги в бюджет
Доходы от внереализационных опе­раций Заработная плата
Остатки средств на банковских сче­тах на начало планового периода Платежи в государственные вне­бюджетные фонды
Кредиты и займы Закупки сырья и материалов
  Оплата электроэнергии
  Выплаты по кредитам и займам (с учетом процентов)
  Прочие расходы
  Дефицит бюджета (в случае превы­шения расходов над доходами)

 

Такой подход к разработке финансовых планов и прогнозов коммерческой организации принято называть бюдже­тированием. При бюджетировании разрабатываются и увязыва­ются между собой все вышеназванные финансовые планы.

Финансовое планирование на основе составления системы бюджетов нацелено на:

• повышение управляемости и быстрой адаптации организа­ции к изменениям на товарных и финансовых рынках;

• обеспечение оперативного получения информации и кор­ректировки стратегии и тактики управления финансами коммер­ческой организации;

• расширение возможности накоплений для модернизации производства, повышение инвестиционной привлекательности организации. Внедрение системы. сквозного финансового плани­рования делает коммерческие организации информационно проз­рачными для коммерческих банков и инвестиционных компаний, что способно расширить возможности организации при привлече­нии долгосрочных кредитов или размещении новых эмиссий на фондовом рынке на более выгодных условиях для эмитента.

Прогнозы доходов и расходов, активов и пассивов, а также денежных потоков могут содержаться в бизнес-плане коммерчес­кой организации. Бизнес-план отражает стратегию финансово-хозяйственной деятельности организации, на его основе креди­торы и инвесторы принимают решение о предоставлении ей средств. Финансовая часть бизнес-плана содержит следующие расчеты: прогноз финансовых результатов; расчет потребности в дополнительных инвестициях и формировании источников фи­нансирования; модель дисконтированных денежных потоков; расчет порога рентабельности (точки безубыточности).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.059 с.)