Понятие о финансовой системе и принципы ее построения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о финансовой системе и принципы ее построения.



Финансовые отношения характеризуются многообразием. Можно выделить следующие группы финансовых отношений:

- денежные отношения между государством и хозяйствующими субъектами и населением, связанные с платежами в государственный бюджет и внебюджетные фонды и финансированием из государственного бюджета и внебюджетных фондов;

- отношения в области установления и проведения государственный займов;

- денежные отношения внутри хозяйствующего субъекта, связанные с распределением полученных доходов и их использованием на расширенное воспроизводство;

- отношения между хозяйствующими субъектами, населением и страх. организациями по поводу формирования страх. фондов и предоставления страх. защиты;

- др.

Возникает необходимость в их классификации и структуризации. Результатом является построение финансовой системы.

Понятие “финансовая система” является развитием более общего понятия “финансы”. Следует различать два подхода к определению категории финансовая система:

1. Финансовая система - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. (Анализ структуры, отдельных звеньев. Используется повсеместно.)

2. Финансовая система - система форм и методов образования распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий. (Анализ внутреннего содержания отдельных звеньев финансовой системы: механизм действия. Включает: структуру, принципы построения, финансовый механизм.)

К истории вопроса. Финансовая система СССР имела 2 звена: финансы государства и финансы отраслей народного хозяйства. Финансы государства аккумулировались в бюджетной системе ССС, основу которой составлял государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты на территории страны, в том числе сельские и поселковые. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета государственного страхования.

Финансы отраслей народного хозяйства - финансы государственных предприятий и коллективного сектора сельского хозяйства (колхозы). Формировались за счет средств государственного бюджета при полном изъятии выручки предприятий (за исключением колхозного сектора).

В современных условиях структура финансовой системы существенно изменилась. Существует несколько подходов к определению ее структуры:

1. Финансовая система имеет 2 звена:

- публичные финансы (государственный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, государственный и муниципальный кредит, внебюджетные фонды)

- финансы субъектов хозяйствования (производственной и непроизводственной сферы, страхование).

2. Финансовая система имеет 3 звена:

- финансы предприятий (Существует несколько классификаций организаций. Основные из них следующие:

а) материальное производство, непроизводственная сфера, общественные объединения;

б) государственные, муниципальные, частные, арендные предприятия, АО и др.;

в) промышленные, сельскохозяйственные, торговые, др.);

- публичные финансы;

- страхование.

3. Финансовая система имеет 5 звеньев:

- государственный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты;

- внебюджетные специальные фонды;

- государственный и муниципальный кредит;

- фонды страхования;

- финансы предприятий.

Первые три блока финансовых отношений согласно последнему представлению о структуре финансовой системы относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Два последних относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

1 звено. В 1991 году бюджетная система РФ претерпела кардинальные изменения. В соответствии с Бюджетным кодексом в РФ существуют следующие бюджеты, соответствующие уровням управления:

федеральный бюджет РФ;

бюджеты субъектов РФ (республики в составе РФ, края, области, автономные области, автономные округа), а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

местные бюджеты.

Все бюджеты функционируют автономно. Бюджеты нижестоящих уровней своими доходами и расходами не входят в вышестоящие бюджеты.

Соотношение распределения ресурсов между бюджетами:

1992г.: 70% - федеральный, 30% - территорий и местные;

1995г.: 49% - федеральный, 51% - территорий и местные;

1998г.: 46% - федеральный, 54% - территорий и местные;

Одновременно с этим расширяется расходная часть местных бюджетов. Все бюджеты входят в бюджетную систему РФ. Цель - обеспечение общественных потребностей.

2 звено. Внебюджетные специальные фонды. В 1993 г. было создано более 20 внебюджетных фондов, в том числе 4 социальных. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение - расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики. В современных условиях главными внебюджетными фондами являются социальные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения (ликвидирован с 2002 года), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды включены в бюджетную систему РФ. Цель -обеспечение социально незащищенных слоев населения.

3 звено. Государственный и муниципальный кредит представляет собой форму кредитных отношений между РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями и юридическими и физическими лицами, при которых органы выступает главным образом в качестве заемщика. Отношения государственного и муниципального кредита формируют внутренний и внешний государственный долг РФ, долг субъектов РФ и муниципальных образований. Политику в отношении внутреннего и внешнего долга РФ определяет Федеральное собрание РФ, которое устанавливает верхний его предел при рассмотрении и утверждении федерального бюджета. В последние годы (до 1995 г.) рост внутреннего долга связан с эмиссией банкнот ЦБ для покрытия дефицита бюджета. В настоящее время внутренние заимствования оформляются долговыми обязательствами (кредитными договорами, ценными бумагами). Политику в сфере заимствований субъекта РФ и муниципального образования определяют соответствующие представительные органы субъекта РФ или муниципалитета. Цель - покрытие дефицита бюджетов и внебюджетных фондов РФ, субъектов РФ, муниципалитетов.

4 звено. В 1990 году осуществлена ликвидация государственной монополии в страховом деле. Возникают акционерные страховые компании. В настоящее время на страховом рынке действует около 3 000 страховых компаний. Цель - обеспечение бесперебойного функционирования общественного производства при наступлении страховых случаев.

5 звено составляет основу финансов. Здесь формируется подавляющая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий зависит общее финансовое положение страны. В условиях рыночной экономики предприятия работают на началах коммерческого расчета. Предприятия обладают реальной финансовой независимостью. Цель -обеспечение бесперебойного функционирования производства.

Разграничения финансовой системы на отдельные звенья обусловлены различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования фондов денежных средств. Однако, не смотря на это, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системе - финансах предприятий материального производства.

В наиболее общем виде финансовая систему РФ представлена на рисунке 4.1.

Принципы построения финансовой системы.

1. Функциональное назначение каждого из звеньев финансовой системы.

2. Принцип единства - во всех звеньях и отраслях проводится единая финансовая политика, действуют единые законодательные документы, единая система отчетности и методологии.

3. Принцип территориальной обособленности финансовых отношений. Самостоятельность бюджетов субъектов РФ, а также наделение субъектов РФ реальными бюджетными правами создает условия для формирования в регионе системы финансовых отношений, отличной от системы финансовых отношений в других регионах. Наиболее ярко эти отличия проявляются в системе территориального налогового и инвестиционного законодательства, в системе расходов бюджета субъекта РФ, в формах и механизмах государственной поддержки товаропроизводителей.

 

  Финансовая система РФ  
   
     
Централизованные финансы   Децентрализованные финансы
     
         
Государственные финансы   Муниципальные финансы   Фонды страхования   Финансы организаций
       
       
Бюджетная система     Государственный и муниципальный кредит   Финансы коммерческих организаций    
     
         
  Федеральный бюджет     Государственные внебюджетные фонды   Финансы некоммерческих организаций    
           
             
  Бюджеты субъектов РФ              
               
                 
  Муниципальные бюджеты          
             
                                             

Рис.4.1. Структура финансовой системы РФ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.008 с.)