Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о финансовой системе и принципы ее построения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Финансовые отношения характеризуются многообразием. Можно выделить следующие группы финансовых отношений: - денежные отношения между государством и хозяйствующими субъектами и населением, связанные с платежами в государственный бюджет и внебюджетные фонды и финансированием из государственного бюджета и внебюджетных фондов; - отношения в области установления и проведения государственный займов; - денежные отношения внутри хозяйствующего субъекта, связанные с распределением полученных доходов и их использованием на расширенное воспроизводство; - отношения между хозяйствующими субъектами, населением и страх. организациями по поводу формирования страх. фондов и предоставления страх. защиты; - др. Возникает необходимость в их классификации и структуризации. Результатом является построение финансовой системы. Понятие “финансовая система” является развитием более общего понятия “финансы”. Следует различать два подхода к определению категории финансовая система: 1. Финансовая система - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. (Анализ структуры, отдельных звеньев. Используется повсеместно.) 2. Финансовая система - система форм и методов образования распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий. (Анализ внутреннего содержания отдельных звеньев финансовой системы: механизм действия. Включает: структуру, принципы построения, финансовый механизм.) К истории вопроса. Финансовая система СССР имела 2 звена: финансы государства и финансы отраслей народного хозяйства. Финансы государства аккумулировались в бюджетной системе ССС, основу которой составлял государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты на территории страны, в том числе сельские и поселковые. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета государственного страхования. Финансы отраслей народного хозяйства - финансы государственных предприятий и коллективного сектора сельского хозяйства (колхозы). Формировались за счет средств государственного бюджета при полном изъятии выручки предприятий (за исключением колхозного сектора). В современных условиях структура финансовой системы существенно изменилась. Существует несколько подходов к определению ее структуры: 1. Финансовая система имеет 2 звена: - публичные финансы (государственный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, государственный и муниципальный кредит, внебюджетные фонды) - финансы субъектов хозяйствования (производственной и непроизводственной сферы, страхование). 2. Финансовая система имеет 3 звена: - финансы предприятий (Существует несколько классификаций организаций. Основные из них следующие: а) материальное производство, непроизводственная сфера, общественные объединения; б) государственные, муниципальные, частные, арендные предприятия, АО и др.; в) промышленные, сельскохозяйственные, торговые, др.); - публичные финансы; - страхование. 3. Финансовая система имеет 5 звеньев: - государственный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты; - внебюджетные специальные фонды; - государственный и муниципальный кредит; - фонды страхования; - финансы предприятий. Первые три блока финансовых отношений согласно последнему представлению о структуре финансовой системы относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Два последних относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне. 1 звено. В 1991 году бюджетная система РФ претерпела кардинальные изменения. В соответствии с Бюджетным кодексом в РФ существуют следующие бюджеты, соответствующие уровням управления: федеральный бюджет РФ; бюджеты субъектов РФ (республики в составе РФ, края, области, автономные области, автономные округа), а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; местные бюджеты. Все бюджеты функционируют автономно. Бюджеты нижестоящих уровней своими доходами и расходами не входят в вышестоящие бюджеты. Соотношение распределения ресурсов между бюджетами: 1992г.: 70% - федеральный, 30% - территорий и местные; 1995г.: 49% - федеральный, 51% - территорий и местные; 1998г.: 46% - федеральный, 54% - территорий и местные; Одновременно с этим расширяется расходная часть местных бюджетов. Все бюджеты входят в бюджетную систему РФ. Цель - обеспечение общественных потребностей. 2 звено. Внебюджетные специальные фонды. В 1993 г. было создано более 20 внебюджетных фондов, в том числе 4 социальных. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение - расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики. В современных условиях главными внебюджетными фондами являются социальные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения (ликвидирован с 2002 года), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды включены в бюджетную систему РФ. Цель -обеспечение социально незащищенных слоев населения. 3 звено. Государственный и муниципальный кредит представляет собой форму кредитных отношений между РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями и юридическими и физическими лицами, при которых органы выступает главным образом в качестве заемщика. Отношения государственного и муниципального кредита формируют внутренний и внешний государственный долг РФ, долг субъектов РФ и муниципальных образований. Политику в отношении внутреннего и внешнего долга РФ определяет Федеральное собрание РФ, которое устанавливает верхний его предел при рассмотрении и утверждении федерального бюджета. В последние годы (до 1995 г.) рост внутреннего долга связан с эмиссией банкнот ЦБ для покрытия дефицита бюджета. В настоящее время внутренние заимствования оформляются долговыми обязательствами (кредитными договорами, ценными бумагами). Политику в сфере заимствований субъекта РФ и муниципального образования определяют соответствующие представительные органы субъекта РФ или муниципалитета. Цель - покрытие дефицита бюджетов и внебюджетных фондов РФ, субъектов РФ, муниципалитетов. 4 звено. В 1990 году осуществлена ликвидация государственной монополии в страховом деле. Возникают акционерные страховые компании. В настоящее время на страховом рынке действует около 3 000 страховых компаний. Цель - обеспечение бесперебойного функционирования общественного производства при наступлении страховых случаев. 5 звено составляет основу финансов. Здесь формируется подавляющая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий зависит общее финансовое положение страны. В условиях рыночной экономики предприятия работают на началах коммерческого расчета. Предприятия обладают реальной финансовой независимостью. Цель -обеспечение бесперебойного функционирования производства. Разграничения финансовой системы на отдельные звенья обусловлены различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования фондов денежных средств. Однако, не смотря на это, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системе - финансах предприятий материального производства. В наиболее общем виде финансовая систему РФ представлена на рисунке 4.1. Принципы построения финансовой системы. 1. Функциональное назначение каждого из звеньев финансовой системы. 2. Принцип единства - во всех звеньях и отраслях проводится единая финансовая политика, действуют единые законодательные документы, единая система отчетности и методологии. 3. Принцип территориальной обособленности финансовых отношений. Самостоятельность бюджетов субъектов РФ, а также наделение субъектов РФ реальными бюджетными правами создает условия для формирования в регионе системы финансовых отношений, отличной от системы финансовых отношений в других регионах. Наиболее ярко эти отличия проявляются в системе территориального налогового и инвестиционного законодательства, в системе расходов бюджета субъекта РФ, в формах и механизмах государственной поддержки товаропроизводителей.
Рис.4.1. Структура финансовой системы РФ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.55 (0.008 с.) |