Органы управления финансами, их функции и задачи.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы управления финансами, их функции и задачи.



Управление - совокупность приемов и методов целевого воздействия на объект для достижения определенного результата.

Управление финансами - действия управленческих структур, направленные на выработку, реализацию и совершенствование финансовой политики в финансовой системе в целом или в отдельных ее звеньях.

Финансовая политика может быть успешно реализована лишь при научной организации процесса управления финансами. По своему содержанию процесс управления финансами - это создание, применение, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений, предназначенных для реализации целей и задач, намеченных финансовой политикой.

Формы финансовых отношений - законодательно оформленные объективные финансовые отношения (например: налог, бюджетные ассигнования, распределение прибыли, бюджет, внебюджетные фонды, фонд накопления, фонд потребления, страховой фонд).

В процессе управления финансами формы финансовых отношений выступают в качестве объекта управления.

Субъектом управления являются организационные структуры, осуществляющие управление.

В процессе управления финансами можно выделить несколько стадий.

- выработка (создание) форм финансовых отношений, их совершенствование - организация;

- практическое применение форм финансовых отношений (финансовая деятельность, состоящая из составления и исполнения финансовых планов) - текущее управление;

- проверка соблюдения, изучение, анализ действующих форм финансовых отношений с целью подготовки предложений для их дальнейшего совершенствования - контроль.

Таким образом, управление финансами не имеет значительных принципиальных отличительных особенностей от управления другими объектами.

На 1 стадии происходит формирование определенного финансового механизма. Определяются финансовые методы, рычаги, формируется законодательное, нормативное и информационное обеспечение.

На 2 стадии осуществляется практическое применение форм финансовых отношений. Здесь осуществляется составление и исполнение финансовых планов.

На 3 стадии, являющейся заключительным звеном в управлении финансами, осуществляется финансовый контроль. Финансовый контроль осуществляется специально уполномоченными органами, в задачи которых входит определение эффективности действия отдельных форм финансовых отношений и подготовка обоснования для их совершенствования.

Управление финансами представляет собой замкнутый процесс, результаты финансового контроля используются при организации и совершенствовании финансовых отношений.

Кроме этого в структуре управления финансами можно выделить две части:

- стратегическое управление - определение перспектив и установление объема финансовых ресурсов и форм финансовых отношений на реализацию тех или иных программ;

- оперативное управление - применение форм финансовых отношений для текущего регулирования хозяйственной деятельности.

Совокупность всех субъектов управления называется финансовым аппаратом.

Управление финансами в РФ прежде всего осуществляют высшие законодательные органы власти. Это Федеральное Собрание в лице 2 палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Такое управление имеет место:

- при рассмотрении и утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета об его исполнении;

- при рассмотрении и принятии законодательных актов, регламентирующих отдельные финансовые отношения:

- при установлении предельного государственного внутреннего и внешнего долга.

Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами в системе исполнительной власти в РФ, выступает Министерство финансов России и его органы на местах.

Основные задачи МФ РФ:

* разработка и реализация стратегических направлений государственной финансовой политики;

* составление проекта и исполнение федерального бюджета;

* обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка;

* концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направления развития РФ;

* разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;

* совершенствование методов финансового планирования, финансирования, отчетности;

* осуществление финансового контроля за рациональным м целевым расходованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.

Функции Министерства финансов РФ;

- составление долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, совместно с органами исполнительной власти;

- составление проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета, разрабатывает систему межбюджетных отношений;

- исполнение федерального бюджета (является функцией Федерального казначейства Министерства финансов РФ) и внебюджетных фондов;

- разработка с участием Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции РФ предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;

- разработка предложений по выпуску и размещению, а также осуществление выпуска государственных внутренних займов (внешние займы размещаются Внешэкономбанком России);

- разработка проектов внешних заимствований РФ.

Управление финансами предприятий различных форм собственности и сфер деятельности осуществляется в системе финансового менеджмента. Как правило, финансами управляет финансовые управления, главный менеджер которого является вице-президентом и непосредственно подотчетен президенту компании.

 

3. Значение и методы финансового планирования.

Финансовое планирование - это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений.

Объектом финансового планирования выступает финансовая деятельность государства или любого хозяйствующего субъекта, иногда отдельные или круг финансовых операций.

К истории вопроса. Первые попытки правительств отдельных стран (зафиксировать письменно) определить основные виды расходов и источников их покрытия относятся к 16-17вв. Однако они не носили систематический характер, охватывали лишь некоторые расходы и доходы государственной казны.

Усложнение методов изъятия и форм перераспределения государством НД определяет рост числа разрозненных смет. Возникает объективная необходимость их объединения. В конце 18 века в Англии делается попытка составить общую смету доходов и расходов государства - бюджет. В России первые сведения об общей смете доходов и расходов относятся к 1654 году, однако систематическое составление бюджета начало осуществляться с 1812 года после образования Министерства Финансов.

Что касается планирования в низовых звеньях хозяйства (территории, предприятия), то этот процесс начал набирать свои темпы лишь в 20 веке.

Широкое распространение финансовое планирование получило в СССР. Финансовое планирование становится рычагом командно-административного управления экономикой. Финансовое планирование имело вертикальный характер, большинство плановых финансовых заданий для нижестоящих звеньев имели директивный характер. В результате финансовое планирование носило формальный характер и базировалось на директивных обязательных заданиях.

На всех уровнях хозяйствования планирование отталкивалось от достижений прошлого периода.

В современных условиях планирование не отрицается, а лишь коренным образом изменяется его содержание, характер и назначение. В большинстве развитых стран финансовое планирование поставлено на высокую научную основу, хорошо организовано. Финансовое планирование является важным элементом государственного регулирования экономики на макроуровне. На микроуровне значимость финансового планирования определяется рисковым характером предпринимательства. От степени обоснованности финансовых планов, на основе которых принимаются управленческие решения, зависит эффективность функционирования и финансовая стабильность хозяйствующего субъекта.

Финансовое планирование основывается на следующих принципах:

* финансовое планирование - первоначальная стадия управления финансами на всех уровнях хозяйствования;

* ориентация на получение положительных результатов как по отдельным операциям, так по всему кругу финансовых операций (принцип эффективности);

* комплексность и единство цели, которые предполагают согласование производственных и финансовых планов на различных уровнях управления;

* научность, обеспечивающая реальность и эффективность намечаемых заданий с учетом общественных и личных потребностей, закономерностей развития общества, тенденций и объективной оценки сложившейся экономической ситуации и наличия ресурсов.

В действующей практике финансового планирования применяются в основном следующие методы:

- коэффициентный;

- нормативный;

- метод экспертных оценок;

- экономико-математическое моделирование;

- балансовый метод.

1. Коэффициентный метод (метод экстраполяции) или метод финансовых расчетов, исходя из достижений прошлых лет, получил широкое распространение в СССР. С помощью коэффициентов отчетные данные корректировались и превращались в плановые задания. Такой порядок не стимулировал выявления внутрихозяйственных резервов, режим экономии, так как превышение плановых заданий влекло за собой автоматическое завышение показателей в каждом новом периоде.

2. Нормативный метод является более прогрессивным. Однако для его использования требуется мощная нормативная база: многочисленные научно-обоснованные нормы и нормативы. К нормативам относятся ставки налоговых и других обязательных платежей в бюджет. Это придает устойчивый характер финансовым отношениям. В настоящее время с использованием нормативного метода планируется динамика и величина поступлений в бюджет и внебюджетные фонды.

3. Возможности более обоснованного предвидения эффективности намечаемых заданий дают методы экспертных оценок и экономико-математических моделей. Первый метод основывается на субъективных мнениях специалистов, второй на многовариантности прогноза, что позволяет выбрать финансовый план, который наиболее полно отвечает поставленной цели

4. Балансовый метод - основной способ согласования отдельных разделов финансовых планов. Используется для взаимной увязки расходов с источниками их покрытия. С помощью балансового метода предупреждаются возможные диспропорции между расходами и поступлениями денежных средств в определенные промежутки времени.

Основным продуктом финансового планирования являются финансовые планы. Показатели финансового плана всегда выражаются в денежном выражении и обосновывают движение финансовых ресурсов на определенный период времени.

Финансовые планы объединяются в две группы:

- централизованные (государственный бюджет, внебюджетные фонды). Составляются в виде балансов доходов и расходов.

- децентрализованные (планы предприятий различных форм собственности). Составляются в виде балансов доходов и расходов или смет (для бюджетных организаций), целью которых является обоснование расходов.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.011 с.)