Тема 8. Специальные (внебюджетные) фонды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Специальные (внебюджетные) фонды



ТЕМА 8. СПЕЦИАЛЬНЫЕ (ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ) ФОНДЫ

Целевая установка:

раскрыть сущность специальных фондов, показать их эволюцию, определить роль и место в системе финансов;

помочь обучаемым освоить классификацию внебюджетных фондов и отдельные их виды в различных странах.

Содержание темы.

В лекции рассматриваются следующие вопросы:

8.1. Социально-экономическая сущность специальных фондов, их эволюция, роль и место в системе финансов.

8.2. Классификация специальных фондов.

8.3. Экономические фонды (фонды регулирования экономики государства).

8.4. Социальные фонды.

8.5. Международные государственные фонды.

Конспект лекции

Социально-экономическая сущность специальных фондов, их эволюция, роль и место в системе финансов

Специальные (внебюджетные) фонды государства представляют собой одну из форм организации финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок образования и использования этих ресурсов регламентируется финансовым правом. Внебюджетные фонды находятся в государственной собственности и не могут быть использованы на другие виды затрат кроме предусмотренных.

Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу определенных социальных групп населения.

Государство мобилизует часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобщенные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства.

Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого централизованного денежного фонда – бюджета – в виде специальных фондов и особых счетов. Государство вместе с расширением своей деятельности нуждалось во все новых расходах. Средства для их покрытия централизовались в особых фондах и были предназначены для особых целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий и прекращением их финансирования фонды оканчивали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов. Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других – избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. С укреплением централизованного государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан госбюджет, который после рассмотрения и утверждения его парламентом стал законом, обязательным к исполнению.

В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объемов этих фондов объясняется рядом причин. Во-первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики. Во-вторых, эти фонды, будучи автономными от бюджета, предназначены для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства. Именно появление внебюджетных фондов со строго целевым использованием обеспечивает более эффективный государственный контроль. В-третьих, внебюджетные фонды могут при определенных условиях, т.е. при наличии активного сальдо, использоваться для покрытия бюджетного дефицита.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь – это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, и второй – формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов.

Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода.

Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают:

    1. специальные налоги и сборы,
    2. средства из бюджета,
    3. займы.

В первом случае специальные налоги и сборы устанавливает законодательная власть, и это основной метод формирования специальных фондов.

Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Разнообразие фондов обуславливает сложные многоступенчатые связи, которые возникают между фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние связи.

При односторонних связях денежные средства идут в направлении от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь возникает при формировании фондов или при использовании ими средств. Например, валютные фонды многих стран образуются за счет средств центрального бюджета в форме безвозвратных субсидий. Односторонняя связь появляется и в том случае, когда фонд перечисляет часть своих ресурсов другим финансовым звеньям. Например, дорожный фонд США, создаваемый за счет специальных налогов, при наличии излишков предоставляет займы федеральному бюджету. При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в обоих направлениях. Так, фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. При наличии активного сальдо они одновременно приобретают ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно соединяется с разнообразными финансовыми звеньями, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

Рис. 1. Классификация внебюджетных фондов

 

8.3. Экономические фонды (фонды регулирования экономики государства)

Экономические фонды предназначены для регулирования хозяйственной жизни. К экономическим фондам относятся следующие фонды:

инвестиционные,

кредитные,

научно-исследовательские,

резервные,

конъюнктурные и др.

Средства таких фондов направляются на финансирование частных предприятий и малорентабельных государственных предприятий. Особенно это актуально в период циклических кризисов. Помощь предоставляется в форме безвозмездных субсидий и льготных кредитов.

В США функционирует фонд перестройки и развития экономики, который формируется за счет средств федерального бюджета. Главная его задача – страхование банковских операций с частными промышленными компаниями. С 1984 г. он осуществляет руководство новыми программами экономического развития. Величина гарантированных фондом сумм ограничена 20 млн. $. Этот фонд стимулирует частный бизнес, особенно в годы спада производства. Большую помощь оказывают предпринимателям правительства штатов. Каждый штат имеет фонд агентства экономического развития, который представляет компаниям финансовую поддержку, обычно в прямой форме.

Во Франции после окончания Второй мировой войны был создан фонд модернизации, который после объединения с другими фондами в 1955 г. был преобразован в Фонд экономического и социального развития (ФЭСР). В него поступают главным образом займы, размещаемые на рынке ссудных капиталов, а также отчисления из бюджета. Фонд финансирует инвестиционные программы, планы регионального развития, размещения производительных сил в стране, переквалификации рабочей силы и перевода промышленных предприятий из индустриальных центров в отсталые районы. Средства предоставляются в форме безвозвратных ссуд и долгосрочных льготных займов национализированным и частным предприятиям, осуществляющим инвестиции в соответствии с общегосударственной программой развития.

Для предоставления субсидий предприятиям, расположенным в районах, которые переживают экономические трудности, создан фонд промышленной адаптации.

Капитальные вложения в промышленность осуществляются через специально образованный конъюнктурный фонд. Использование этого фонда зависит от экономического положения в стране: при спаде производства из него направляются средства в промышленность, жилищное строительство, социальную сферу, при росте производительности он пополняется.

Разнообразные экономические фонды действуют и в Японии — инвестиционный бюджет (программа инвестиций и займов); специальные счета (автономные бюджеты центрального правительства и местных властей). Самый крупный фонд – инвестиционный бюджет, представляет собой смету субсидий и кредитов государства корпорациям (его объем = 1/2 государственного бюджета). Этот фонд формируется из средств сберегательных, страховых, пенсионных и других доверительных фондов и используется для финансирования государственного сектора в форме безвозвратных субсидий и льготного кредита. Государственные корпорации создают благоприятные условия для функционирования частного капитала с помощью политики низких цен и тарифов. Таким образом, инвестиционный бюджет, обслуживая эти корпорации, поддерживает через них широкую сеть частных компаний.

К экономическим фондам России относятся: дорожные фонды, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, фонды финансового регулирования и др. Дорожные фонды на территории России образовались 1 января 1992 г. в соответствии с законом РФ ''О дорожных фондах в РСФСР''. Их средства формируются главным образом за счет специальных налогов и вводимых сборов. Основными направлениями использования средств, поступающих в дорожные фонды, являются ремонт и реконструкция автомобильных дорог, строительство новых автострад и дорог местного значения, других объектов дорожной инфраструктуры.

Развитие НТР порождает создание научно-исследовательских фондов, используемых для финансирования поддержки научных исследований в промышленности, строительстве, а также содержания государственных научных центров, осуществляющих разработку фундаментальных исследований.

В США действуют два крупных фонда — национальный научный фонд (ННФ) и научный фонд бюро стандартов (НФБС). Средства ННФ формируются за счет поступлений из федерального бюджета, отчислений от прибыли промышленных предприятий, взносов университетов и колледжей. Средства фонда расходуются на финансирование программ в области фундаментальных исследований, на премии ученым, на строительство научных центров, на подготовку кадров.

НФБС финансируют компании, которые проводят эксперименты и доводят научные исследования до их промышленного и сельскохозяйственного использования.

В России существует множество научно-исследовательских фондов. Среди них: федеральный и республиканские (республик в составе России) бюджетные фонды финансирования науки, фонды отраслевых, заводских, академических, молодежных научно-исследовательских организаций, целевые региональные и другие внебюджетные фонды, фонды предприятий, отраслевых министерств (где они сохранились) и вузов. Основными источниками финансирования расходов на науку являются средства бюджета и финансовые ресурсы предприятий и организаций.

В Великобритании фонд национальной корпорации по развитию исследований имеет самостоятельный баланс и не зависит от государственного бюджета. Его средства формируются за счет доходов от продажи лицензий на право использования изобретений. Государство предоставляет фонду бессрочные авансы и ежегодные субсидии. Фонд финансирует капитальные вложения частных предприятий, занимающихся разработкой научных проблем и внедрением результатов этой разработки в производство. На средства фонда осуществляются исследования, проводимые в лабораториях государственных университетов, национальных частных компаниях, и доводятся до их промышленного освоения.

Кредитные фонды – это ресурсы, находящиеся в распоряжении государственных и коммерческих банков, других кредитных учреждений и предоставляемые на условиях возврата и уплаты процентов. Преимущественным правом такого пользования фондами обладают юридические лица, выполняющие государственные заказы или работающие в соответствии с государственными планами развития страны.

Большое значение кредитные фонды получили во Франции. К ним относятся фонды Банка Франции, Банка внешней торговли, депозитно-сохранной кассы.

В США функционирует целый ряд кредитных фондов, которые осуществляют программы, сосредоточенные на трех важнейших направлениях – сельское хозяйство, жилищное строительство и внешнеэкономические связи. Для кредитования сельского хозяйства создан фонд администрации фермерского кредита, осуществляющий координацию деятельности федеральных земельных банков, федеральных банков среднесрочного кредита и федеральной кооперации. Фонды этих кредитных учреждений формируются за счет средств казначейств, а также за счет продажи собственных обязательств и используются для предоставления ссуд на различные цели (реализацию урожая, строительство складов и другие сельскохозяйственные нужды). Важное значение для экспорта американского капитала имеет фонд Экспортно-импортного банка США. Банк выдает кредиты (до 15-20 лет) американским экспортным компаниям, и предоставляет гарантии по экспортным кредитам частных банков (в пределах 30-60 % суммы кредита). Основным источником ресурсов банка являются собственные средства и займы.

В Японии имеется большое количество кредитных фондов. Наибольшее значение приобрели фонды финансовых корпораций (корпорации финансирования жилищного строительства, корпорации финансирования мелких и средних предприятий) и фонды специальных банков — Экспортно-импортного банка Японии, японского банка развития, Центрального кооперативного банка для сельского хозяйства и др. Фонды финансовых корпораций формируются за счет бюджета, и процентов за выдаваемые кредиты. Эти фонды предоставляют займы под умеренные проценты с целью финансирования “рискованных предприятий” или оказания помощи тем компаниям, которые не имеют доступа к другим источникам кредита.

Социальные фонды

Социальные фонды – это фонды, ресурсы которых предназначены для оказания социальных услуг населению. Рост численности лиц наемного труда в результате развития производства, увеличение разрыва в интересах различных групп общества, вызванное НТР, общее старение населения объективно привели к необходимости увеличения фондов социального страхования. В последнее десятилетие объем социальных фондов в промышленно развитых странах возрос в абсолютных суммах в 5-8 раз. Рост объема социальных фондов дает возможность повысить социальные выплаты. Фонды образуются за счет трех источников: страховых взносов застрахованных, страховых взносов предпринимателей и субсидий государства.

Взносы застрахованных представляют прямой вычет из дохода. По существу, это прямой целевой налог. Ставка взноса в большинстве развитых стран устанавливается в процентах к валовому заработку и является пропорциональной к нему независимо от величины дохода. При этом предусматривается годовая максимальная сумма взноса или максимальный доход, к которому применяется ставка. Ставки взноса установлены:

В США – 7,15%;

в Великобритании – 5,7% и 9% (в зависимости от дохода);

во Франции – 3,7%;

в Японии – 5,3%.

В странах действует либо один взнос с физических лиц по всем видам страхования (США), либо несколько (Германия, Франция, Россия), уплата которых дает право на соответствующие виды социальных услуг (пенсионных, медицинских, страховых).

Взносы с предприятий взимаются в процентах не к общему фонду заработной платы занятых, а к заранее установленной максимальной валовой заработной плате, т.е. суммы, превышающие этот максимум не учитываются. Поэтому, чем выше доля квалифицированных работников в компании, чем выше их заработная плата, тем меньше отчислений они производят в социальные фонды. В США и Германии ставка взноса с физических и юридических лиц одинаковая, а в Великобритании, Франции, России разная. Взносы предпринимателей приравниваются к издержкам производства и возмещаются им в виде повышенных цен на товары.

В США для осуществления социальных программ действует большое количество социальных фондов, находящихся в разном административном подчинении. Наиболее крупными являются три общенациональных фонда:

  1. Фонд страхования по старости, инвалидности и на случай потери кормильца;
  2. Фонд страхования государственных служащих,
  3. Фонд помощи нуждающимся.

Фонды социального страхования в Германии включают большое число автономных фондов, охватывающих отдельные виды страхования – фонд пенсионного страхования рабочих и служащих, фонд страхования по болезни, фонд страхования по безработице и др.

В Великобритании функционируют два основных социальных фонда:

    1. Фонд национального страхования,
    2. Фонды пенсионные государственных предприятий.

В Японии насчитывается четыре крупных фонда:

    1. Фонд страхования здоровья,
    2. Фонд национальных пенсий,
    3. Фонд страхования от производственного травматизма,
    4. Фонд страхования от безработицы.

Во Франции к наиболее значительным социальным фондам относятся:

    1. Фонд страхования по болезни, инвалидности, материнству;
    2. Пенсионный фонд,
    3. Фонд помощи семьям,
    4. Национальный фонд помощи безработным.

В России существуют следующие социальные фонды:

    1. Пенсионный фонд РФ,
    2. Фонд социального страхования РФ,
    3. Фонды обязательного медицинского страхования,
    4. Государственный фонд занятости населения РФ.

Необходимо нажать на кнопку

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое внебюджетные фонды и какова их роль? ,
  2. Каковы характерные особенности и преимущества специальных фондов по сравнению с госбюджетом?
  3. Охарактеризуйте различные виды внебюджетных фондов. Чем объясняются их многообразие, различия в источниках? , , , , , ,

Литература к теме 8:

  1. Володин А.А. Финансы. М.: Финансы и статистика, 1998.
  2. Под ред. Казака А.Ю. Финансы и кредит. Екатеринбург. МП ПИПП при изд-ве УГУ, 1994.
  3. Под ред. Ковалевой А.М. Финансы. М.: Финансы и статистика, 1997.
  4. Под ред. Родионовой В.М. Финансы. М.: Финансы и статистика, 1994
  5. Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. Бюджетная система РФ. М.: изд-во ЮРАЙТ, 2000.
  6. Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В., Сабанти Б.М. Финансы. М.: изд-во Перспектива, ЮРАЙТ, 2000.
  7. Сабанти Б.М. Теория финансов. М.: Менеджер, 1998.
  8. Самсонов Н.Ф., Баранникова Н.П., Строкова Н.И. Финансы на макроуровне. М.: Высшая школа, 1998.
  9. Сутормина В.Н. Финансы капиталистических государств. Киев: Вища школа, 1983.
  10. Химичева Н.И. Финансовое право. М: изд-во Бек, 1997.
  11. Якобсон А.И. Экономика общественного сектора: основы теории государственных финансов. М.: Аспект – Пресс, 1996.

Тема 8. Внебюджетные фонды

Целевая установка: Целью изучения темы является ознакомление с сущностью, и видами государственных внебюджетных фондов.

После изучения данной темы слушатели смогут:

объяснить сущность и назначение государственных внебюджетных фондов;

назвать особенности внебюджетных фондов

классифицировать виды внебюджетных фондов по различным признакам

охарактеризовать внебюджетные социальные фонды в РФ.

 

В лекции рассматриваются следующие вопросы:

8.1. Социально- экономическая сущность, особенности и виды внебюджетных фондов

8.2. Характеристика социальных внебюджетных фондов

Контрольные вопросы для самопроверки

 

Пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд РФ — это государственный централизованный внебюджетный фонд пенсионного обеспечения населения, предназначенный для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Он был утвержден Положением «О Пенсионном фонде РСФСР» от 27.12.1991 г.

 

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, находится в государственной собственности РФ.

 

Денежные средства Пенсионного фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Пенсионного фонда РФ представляет собой форму образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в РФ.

 

Пенсионный фонд РФ обеспечивает:

целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов;

организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

капитализацию средств, а также привлечение добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением страховых взносов, правильным и рациональным расходованием поступивших средств;

организацию и ведение индивидуального учета застрахованных лиц, государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов;

межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам пенсионного обеспечения;

участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты страховых взносов и внесение предложений по ее совершенствованию;

проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения.

 

Пенсионный фонд РФ может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

 

Средства Пенсионного фонда РФ формируются за счет:

страховых взносов;

средств федерального бюджета;

сумм пеней и иных финансовых санкций;

доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

 

Доходы бюджета Пенсионного фонда формируются за счет следующих источников:

сумм единого социального налога, поступающих из федерального бюджета;

субвенций из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда в связи с недостатком средств на выплату базовой части трудовой пенсии;

страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, накопительной части трудовой пенсии, сумм недоимок, пеней и иных финансовых санкций по взносам;

средств федерального бюджета, передаваемых на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению; пособий, ежемесячных доплат к государственным пенсиям (ежемесячному пожизненному содержанию); дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ; иных пенсий, пособий, предусмотренных законодательством;

страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;

доходов от временного размещения средств пенсионных накоплений;

прочих доходов, подлежащих зачислению в соответствии с законодательством РФ.

 

Средства Пенсионного фонда РФ направляются:

на выплату трудовых пенсий;

перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии;

доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ;

финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);

иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании.

 

Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда РФ на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.

 

Пенсионный фонд вправе:

размещать временно свободные средства в разрешенные законодательством РФ виды активов в порядке, устанавливаемом Правительством РФ;

осуществлять продажу активов, приобретенных на временно свободные средства, в случае образования текущего дефицита бюджета Фонда.

 

Средства, полученные от размещения временно свободных средств, направляются на пополнение резерва бюджета Фонда.

Литература

1. Абрамова М. А. Финансы и кредит: Учеб. пособие для студентов обучающихся по специальности "Финансы и кредит" / М.А.Абрамова Л.С.Александрова. - М.: Юриспруденция, 2003.

2. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003.

3. Балабанов А.И. Финансы: Учебное пособие для вузов/ А.И. Балабанов, И. Т.Балабанов. - СПб.: Питер, 2000.

4. Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г. Б. Поляка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

5. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮРАЙТ, 2003.

6. Государственные и муниципальные финансы / Под ред. Г. Б. Поляка. ­М., 2002.

7. Государственные и муниципальные финансы / Под ред. Г. Б. Поляка, 2-е изд., ­М., 2007.

8. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 248 с.

9. Финансы: Учебник для вузов // Под ред. проф. М.В. Романовского. - М.: Изд-во «Перспектива»; изд-во «Юрайт», 2000.

10. Финансы и кредит: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / Романовский М.В., Зайцева И.Г., Назаров Н.Н. и др.; Пол ред. М.В.Романовского и Г.Н.Белоглазовой; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - М.: Юрайт-Издат, 2004.

11. Финансы и кредит: пособие для сдачи экзамена / [под ред.Г.Н. Белоглазовой] - М.: Юрайт, 2005.

12. Финансы и кредит: учебник для студентов вузов, обучающихся по экон. Специальностям / [авт. коллектив: Романовский М. В. и др.]; под ред. " М.В.Романовского, Г.Н.Белоглазовой; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - М.: Высш. образование, 2005.

13. Финансы / Под ред. Л.А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 2003.

14. Финансы: Учебник для вузов / Л. А. Дробозина, Г. Б. Лоляк, Ю.Н. Константинова и др.; Ред. Л. А. Дробозина. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.

15. Финансы: Учебник для вузов / Ред. М.В.Романовский; Ред. О.В. Врублевская; Ред. Б.М. Сабанти; Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (СПб.). - М.: Перспектива, Юрайт, 2000.

 

ТЕМА 8. СПЕЦИАЛЬНЫЕ (ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ) ФОНДЫ

Целевая установка:

раскрыть сущность специальных фондов, показать их эволюцию, определить роль и место в системе финансов;

помочь обучаемым освоить классификацию внебюджетных фондов и отдельные их виды в различных странах.

Содержание темы.

В лекции рассматриваются следующие вопросы:

8.1. Социально-экономическая сущность специальных фондов, их эволюция, роль и место в системе финансов.

8.2. Классификация специальных фондов.

8.3. Экономические фонды (фонды регулирования экономики государства).

8.4. Социальные фонды.

8.5. Международные государственные фонды.

Конспект лекции



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.97.61 (0.111 с.)