ТОП 10:

ТЕМА №6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ (ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ)



Существование специальных фондов не обязательно необходимо.

Расходы и доходы – звенья финансов. Звено – совокупность императивно-денежных отношений, в процессе которых формируются и используются специальные внебюджетные фонды:

-эк-ие

-кредитные (в России их нет)

-валютные

-соц и т.д.

 

-м.б. постоянными или временными

-минимально 2 фонды (эк и соц)

-м.б. независимыми от бюджета, формально внебюджетные/часть дохода формируется за счет бюджетных средств

 

Россия (соц-ые специальные (внебюджетные) фонды):

1) Пенсионный 50% от бюджета (примерно 7 трл руб)

2) Фонд соц-го страх-я 5%

3) Фонд ОМС 10%

 

Пенсионный фонд.

Доходы – взносы юр лиц 26% от ФОТ и включаются в себестоимость. 85%

-при недостатке средств используются бюджетные деньги (5%) – безвозмездно

-бюджетные ссуды (возмездно -> бюджет, банки) 6%

-средства, полученные от капитализации (свободные средства в ц.б.) 4%

 

Расходы:

-пенсии (по возрасту, по инвалидности, военнослужащим и служащим, по потере кормильца) и пособия (одиноким матерям, на детей (от 1.5 до 6 лет) Пенсии и пособия составляют 96%.

-% погашения кредита (2,5%)

-прочие (1,5%)

 

ФСС

 

Соц страх-е – материальное обеспечение в случае временной нетрудоспособности.

 

Доходы:

-страх взносы юр лиц (2,9% от ФОТ) – 90% фонды СС

-бюджетные средства (4%)

-поступления за путевки (2%) (санаторно-курортные лечения, если прописано)

-поступления от банков по вкладам средств СС (2%)

-прочие (2%)

 

Расходы:

-выплата пособий по временной нетрудосп-ти (по больничным листам)

-по беременности и родам (70%)

-за путевки (20%)

-пособия: единовременное пособие при рождении ребенка (5%) и на погребение

-прочие (5%)

 

ФОМС (федеральный, территориальный)

Предназначен для оплаты бесплатно предоставленных государством медицинских услуг (перечень 22) 60%

 

Расходы:

-финансирование целевых медицинских программ (20%)

-60% (см выше)

-на развитие медицинской и фармацевтической науки (10%)

-прочие (10%)

 

Доходы:

-страховые взносы юр лиц (5,1% от ФОТ); федеральный – 3,1%, территориальный – 2% - 95%

-бюджетные средства 3%

-доходы от вложений ц.б. (капитализация) 2%

 

 

ТЕМА 7. СТРАХОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВ.

Сущность страхования.

Порождено необходимой объективностью и не порождено гос-ом.

Страхование относится к финансам:

1) Государство берет на себя «нагрузку» (возмещение потерь, ущерба и т.д.)

2) Формирование страхового фонда

 

Страхование – совокупность императивно-денежных отношений, в процессе которых формируется и используется страховой фонд, который находится во владении и распоряжении государства.

 

Формы: добровольное и обязательное.

 

Росгосстрах, Индострах – акционерные компании. Цены на их услуги устанавливаются правительством, они платят все налоги.

 

Отрасли страхования – имущественное, личное и страхование ответственности.

 

23 вида страхования.

 

Термины.

 

Полис – документ (договор) страхования м/у страхователем и страховщиком.

Страховщик – страховая организация, имеющая лицензию на осуществление страховой деятельности и принимающая на себя обязательства выплатить компенсацию ущерба страхователю или третьему лицу, в пользу которого заключен договор страхования.

Страхователь – физ/юр лицо, которое заключает договор со страховой организацией, выплачивает страховые взносы страховщику и получает право на возмещение убытка.

Застрахованный – в договоре личного страхования лицо, в чью пользу заключен договор, получает страховые взносы в случае страхового случая.

Личное страхование – жизнь, здоровье, трудоспособность.

Имущественное страхование – здания, сооружения, транспорт, домашнее имущество, скот.

Страховая ответственность – перечень страховых событий, рисков, предусмотренных в договоре.

Страховой риск – наименование название конкретной опасности; вероятность наступления страхового случая.

Страховой случай – событие (риск), описанное в договоре, наступление которого обязывает страховщика возместить ущерб по имущественным и личным видам страхования.

Страховая оценка – в имущественном страховании: стоимость имущества, определяемая для целей страхования.

Страховая сумма – сумма, на которую застрахован объект страхования.

Выкупная сумма – в личном страховании (при досрочном расторжении договора) сумма взносов страхователя за период страхования.

Страховая премия (взносы) – суммы, вносимые страхователем страховщику, которые рассчитываются на основании страховых тарифов.

Страховой тариф – установленная в % стоимость от страховой суммы/ в абсолютной сумме на единицу страховой оценки.

Страховое возмещение – выплата страхователю обусловленной суммы при наступлении страхового события.

 

 

ТЕМА №8. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ.

Это деятельность гос-ых общ-ых и других организаций в сфере финансов (доходов: правильное своевременное и полное поступление доходов; расходов: своевременное финансирование, целевое использование денег).

 

Контроль – инструмент обратной связи м/у планированием и исполнением. 3 формы:

-предварительный (до операций, декларация)

-последующий (после операции. Методы: ревизия (комплексная – сплошным методом, тематическая – выборочный метод), проверка (камеральные, с выходом на место)

-текущий

 

Виды (зависят от составляющих контроля. Составляющие: гос-ая организация, иная организация, учреждение, проводящее контроль):

1) гос-ый. В т.ч. правительственный – президент и некоторые структурные подразделения. Контроль республик, федерального бюджетного плана, федеральной собственности. Департаментами МинФина являются:

· Федеральное казначейство (руководитель – зам МинФина). Функции:

-следит за выполнением плана по оперативно-сетевым показателям (получение отчетности)

-следит за соблюдением лимитов финансирования (из бюджетного фонда деньги не выделяются; осуществляется путем кредитов)

-осуществляет контроль за соблюдением норм расходов и целевым использованием денежных средств (бюджетных)

-имеет право проводить проверки и ревизии в министерствах, ведомствах, банках и т.д.

-наложение штрафов (это ее право!)

-имеет право! приостанавливать финансирование

· Федеральная налоговая служба (ФНС) (руководитель – зам МинФина)

-контроль за соблюдением налогового законодательства

-осуществление проверок правильности исчисления окладов налога

-осуществляет проверки за своевременным поступлением налогов в бюджетный фонд

 

Кассовый разрыв – при несовпадении моментов во времени м/у выдачей бюджетных денег и поступлений налоговых сумм (бюдж дефицит: расходы>доходов). Для устранения разрыва – резервооборотная кассовая наличность – 5% от сумм бюджетных расходов (квартальная).

 

Низовая структура ФНС – налоговая инспекция. Вся ФНС финансируется из федерального бюджетного фонда

· ФС ФБН, в т.ч. парламентский – счетная палата (Степашин) подведомственна федеральному собранию (Г.Д.), может проверить МинФин.

-контроль наиболее важные средства (финансово-хозяйственная деятельность)

-проверка состояния и сохранности федерального имущества

-имеет право проверять банки, в т.ч. и ЦБ

-нет права налагать взыскания

2) Ведомственный или внутриведомственный: минздрав РФ

3) внутрихоз-ый. Руководители учреждений (директор в другие, главный бухгалтер (у нас – плановый отдел).

4) о-ый. Росспотребнадзор:

-соблюдение правильности цен

-жалобы

-не налагают санкции

5) независимый аудиторский контроль:

-обязательный. В банках (без заключения аудита налоговая не принимает отчет). Если проверка в бюджетных учреждениях вышестоящих органов, можно за счет бюджета. Если сами бюджетные учреждения, то «где хотите берите».

-добровольный

 

ФИНАНСОВЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА США

Она подразумевает собой:

I. Финансовый аппарат.

1) Конгресс; 2 палаты: нижняя – представителей, избирается на 2 года, 435 человек, сенат – 100 человек, верхняя по 2 сенатора от штата, на 6 лет

2) Президент (+президентская администрация); избирается на 4 года выборщиками, которых выбирают все

3) Верховный суд; финансовые разногласия между штатами и федеральным центром

4) Министерство финансов

5) Служба внутренних доходов ( у нас – федеральная налоговая служба)

6) Таможенное бюро

7) 13 министерств и ведомств: обороны, соц развития…)

8) Федеральная резервная система; состоит из 12 резервных федеральных банков, осуществляет монетарную политику

II. Финансы.

1) Бюджет

2) Доверительные фонды (взаимодействуют с бюджетом), > 20 штук: экономические, научные, военно-политические, кредитные и пр.

· Экономический: фонд конъюнктурного выравнивания (для оказания помощи частным/акционным предприятиям, фермерствам)

· Научный: национальный научный фонд – за счет бюджетных средств + взносы корпораций + взносы университетов и колледжей (финансирование фундаментальных научных исследований, гранты университетам, лаборатории для колледжей) научный фонд стандартизации – бюджетные средства (для доведения научных результатов до их внедрения)

· Военно-политический – резервные фонды, находящиеся в распоряжении президента (мероприятия секретного характера). Если остаются средства, то они изымаются и используются для покрытия бюджетного дефицита.

3) Доходы и расходы фонда страхования по возрасту, инвалидности и в случае потери кормильца

4) Доходы и расходы фонда страхования государственных служащих, доходы и расходы

5) Доходы и расходы фонда помощи нуждающимся

III. Денежные фонды (финансы).

1) Бюджетный фонд + доверительные фонды

2) Социальные фонды

Сколько звеньев, столько и фондов

 

В США ставка к ФОТ – 6,2% на социальное обеспечение, 1,45% на бесплатную медицинскую помощь, ∑=7,65%.

Из з/пл работников и взносов работодателей + еще прибыль предпринимателей: 7,65% и еще 0,8% на пособия по безработице, т.е. всего 8,45%. Общие взносы = 16,1%.

 

 

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА США

(бюджетное устройство – зависит от государственного устройства)

 

3 уровня власти (все самостоятельно отдельные):

1) Федеральный бюджет

2) Бюджеты штатов консолидированный бюджет

3) Местные бюджеты (графства, округа, муниципалитеты, тауншип)

 

5 этапов развития бюджетной системы:

 

I. 1920-1970. Окончательно сформировалась бюджетная система в таком виде, как сейчас. Сложилось определенное конкретное соотношение между звеньями бюджетной системы, в разрезе доходов и расходов, разделения распределения сфер бюджетной ответственности, закреплено законодательное закрепление бюджетного регулирования.

Бюджетное регулирование – сбалансированность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему. Метод разграничения заранее налогов по звеньям бюджетной системы. По окончании первого этапа бюджетная система характеризовалась:

1) Федеральный бюджет использовался только на общегосударственные нужды и потребности

2) Значительно повысился удельный вес социальных расходов, как в федеральном бюджете, так и в бюджете штатов. «Социальные программы Никсона».

3) Рост бюджетного дефицита

 

II. Экономическая и бюджетная реформа 1974.

1) Резкое снижение ставок налогов: до 1974 года максимальная ставка подоходного налога – 90%, снизилась до 54%

2) Перераспределение налогов между звеньями бюджетной системы. Если раньше мог штат надбавку к налогу установить, то теперь сам налог

3) Резкое уменьшение расходов на управление

4) Конгресс (парламент) получил > прав по контролю над исполнительной властью. Закон «О контроле над бюджетом и замораживание фондов»

 

III. Политика «нового федерализма». При Рейгансе (1981-1988) появилось множество социальных программ. Основные цели:

1) Улучшение финансового положения

2) Увеличение темпов роста бюджетных расходов штатов по сравнению с темпами роста расходов федерального бюджета

3) Децентрализация бюджетных расходов

Отрицательная сторона: рост налогов, взимаемый властями.

 

IV. Начало 90х гг. Билл Клинтон. Модернизация производства, внедрение новых технологий, постоянный экономический рост. Ежегодный прирост ВВП на 4%, снижение инфляции до 1,5% в год, уровень безработицы уменьшился до 4%. Его бюджетный план:

1) Ежегодное уменьшение бюджетного дефицита – 100-115 млрд долларов

2) Увеличение основных федеральных налогов за счет прогрессии ставок по подоходному налогу, по налогу на прибыль

 

V. Джордж Буш Младший и до Н.В. стимулирование экономического роста за счет широкого внедрения и применения широкого спектра налоговых льгот (особенно по налогу на прибыль) и ограничение налоговых ставок. Расходы направлены на:

1) Содержание ядерного щита

2) Создание огромного резерва нефти

3) Привлечение большого количества студентов к научной деятельности (увеличилось на 26% в этот период)

4) Увеличение финансирования школ для малоимущих

5) Увеличение выплат ветеранам войн

6) 110 миллионам налогоплательщикам были снижены налоги

Это оберегает США и общество от финансовых потрясений.

 

Бюджетный процесс.

В США 4 этапа:

-составление бюджетного плана

-рассмотрение и утверждение

-исполнение

-составление отчета об исполнении

 

Продолжительность: 18 месяцев.

Федеральный бюджетный период: 01.10 – 30.09

В большинстве штатов: 01.07 – 30.06

Местные бюджеты – совпадают с календарным годом.

 

С 1921 года федеральный бюджетный план составляется как единый баланс доходов и расходов.

Бюджетный план составляется административно-бюджетным управлением при президенте. Оно же осуществляет контроль за исполнением.

В президентской администрации существует экономический совет. Он разрабатывает стратегическую политику в т.ч. и бюджетную.

Президент США как глава исполнительной власти непосредственно ответственен перед конгрессом за состояние и исполнение бюджетного плана.

Для завершения плана есть еще дополнительный период (двухнедельный).

 

Отличие от РФ: постоянные расходы и они ежегодно значительно меняются.

 

Изменяются расходы ежегодно на основе вновь принятых целевых программ. Целевые программы принимаются на несколько лет, но меняют расходы только на один-несколько лет.

Не позднее февраля бюджетный план должен поступить в Конгресс на утрвеждение – многомесячное обсуждение в Комитетах и Надкомитетах. В рамках принятия бюджетного плана Когресс определяет:

1) Цели бюджетной политики

2) Принимает решение о проведении той или иной целевой программы

3) Сумма расходов на эти программы

4) Принимают билли по бюджетным ассигнованиям

 

Конгресс обладает правом парламентской бюджетной инициативой.

Бюджетная инициатива – соотношение прав Правительства и Парламента.

Конгресс имеет право вносить изменения в бюджетный план, увеличивать и уменьшать доходы и расходы. По каждому бюджетному периоду – принимает цифры по конкретным программам.

В законодательном органе выслушивается отчет о том, как были потрачены суммы, а потом только принимается программа – после корректировокю.

После принятия Конгрессом всех сумм по доходам и расходам бюджетного плана они передаются на утверждение Президенту.

С 1974 года - Парламентская бюджетная инициатива. Президент имеет право вето. После утверждения Президентом – 3 этап – исполнение бюджетного плана. Исполнение доходной части бюджета – МинФин и служба внутренних доходов (СВД). Исполнение расходной части – Министерства и ведомства Федерального правительства (13): МинФин, Минобороты, Минздрав и т.д.

Кассовое исполнение бюджета (прием доходов, налогов, составление отчетности по доходам и расходам бюджетного плана) – банки ФРС. В ФРС: 12 федеральных банков (гл. – Нью-Йоркский), около 6000 КБ – банки-члены ФРС.

ФРС осуществляет формирование ДКП (монетарной). Все банки, входящие в ФРС, осуществляют свою деятельность на основе принципа единства кассы. Это означает, что в каждом банке ведется счет доходов и расходов бюджета. Эти счета контролирует МинФин.

Контрольно-финансовое управление (КФУ) – работает под эгидой Конгресса (в России аналог этого – Счетная Палата).

В большинстве штатов составление бюджетного плана находится в ведении главы исполнительной власти (мэр, губернатор, глава округа и т.д.). конкретно осуществляется финансовыми учредителями. Утверждают бюджеты законодательные органы (собрания, Советы). Многие штаты составляют бюджетные планы на 2 календарных года.

 

Расходы бюджета США.

Определяется компетенций Федерации и штатов. Объем этих компетенций оговорен Конституцией США. Преобладает тенденция все большей независимости штатов. Большие суммы отдаются штатам.

К бюджетным полномочиям Федерального Правительства относятся финансирование обороны, внешнеэкономическая деятельность, фундаментальные научные исследования, почты, энергетики и т.д. Все 3 звена осуществляют финансирование социальных расходов, жилищного строительства, содержание транспорта.

В США никогда не декларировалась необходимость социального и экономического выравнивания штатов (могут отклоняться больше, чем в 2,5 раза).

Классификация бюджетных расходов -> 5 функций -> 15 целевых программ.

I группа. Национальная оборона. Программа «Национальная оборона». Доля в ФБ около 15% (к ВВП – 3%).

II группа. Людские ресурсы.

-программа «Образование, профессионально-техническое обучение, занятость»

-программа «Здравоохранение»

-программа «Medicare»

-«Социальное обеспечение»

-«Пособия ветеранам»

Около 58%, доля к ВВП – 11,5%

III группа. Материальные ресурсы.

-«Энергетика»

-«Природные ресурсы и охрана окружающей среды»%, к ВВП – 1,5%.

IV группа. % платежи по гос долгу. Совпадает с названием программы.

Около 13%, к ВВП – 3%

 

Программы «прочих расходов»:

«международные отношения», «общая наука», «космос и технологии», «с/х», «охрана правопорядка», «содержание органов гос управления».

Удельный вес – 5,1%, по отношению к ВВП – чуть > 1%.

 

«Нац оборона» - уд вес уменьшается, прямые расходы/косвенные расходы = 9/1 (60 млрд долларов)

«Людские ресурсы» (уделяется много внимания medicare и medicaid) – удельный вес увеличивается.

«Материальные ресурсы» (расходы по вмешательству гос-ва в экономику).

«%-ые платежи по гос долгу» - долг увеличился у США, пытаются покрыть ее денежной эмиссией.

 

Ежегодно министерства получают задания на сокращение штатов.

 

Исполнительные министерства:

-внутренних дул

-гос департамент по делам ветеранов

-министерство по делам жилищного строительства

-министерство здравоохранения и гуманитарных служб

-министерство обороны

-министерство образования

-министерство с/х

-министерство торговли

-министерство транспорта

-министерство труда

-министерство финансов

-министерство энергетики

-министерство юстиций

 

Фонды соц страх-я – 24% федеральных бюджетных средств используется

Министерство финансов – 23%

Здравоохранения – 20%

Обороны - 19%

С/х – 4%

Прочие – 10%

 

1) Финансирование образования и библиотек – 35% (удельный вес расходов)

2) Выплата различных пособий – 13%

3) Расходы на здравоохранение – 9%

4) Финансирование транспорта – 9%

5) Общественная безопасность – 8%

6) Санитария – 3%

7) Охрана окружающей среды – 3%

8) Жилищное строительство – 2%

9) Прочие – 18%

 

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА США

Она разнообразна разграничением налогов в бюджетной системе. У них у каждого звена свои налоги. Федеральные налоги едины и обязательны для всех жителей, вне зависимости от штата. Налоговые системы штатов отличаются друг от друга.

Классификация налогов США включает 8 разделов:

Федеральные, штатные и местные одновременно

1. Индивидуальный подоходный налог

2. Налог на прибыль корпораций

3. Налоги в социальные фонды

4. Налоги с наследства и дарений

5. Акцизы

Федеральный налог

6. Таможенные пошлины

Налоги штатов и местные

7. Налог с продаж

8. Поимущественные налоги

 

Штаты могут вводить налоги, не противоречащие законодательству, а местные органы власти могут вводить налоги, не запрещенные штатами.

 

9. Налог с владельцев ТС – местный и штатный

10. Специальный (экологический) – местный

 

Структура доходов федерального бюджета

1. Подоходный налог в федеральный бюджет – 47%

2. Налог на прибыль корпораций – 10%

3. Налоги в социальные фонды – 37%

4. Акцизы – 3%

5. Налог с наследства и дарений – 1%

6. Таможенные пошлины – 2% (у РФ – 35%)

 

Структура доходов бюджетных штатов

1. Подоходный налог – 30%

2. Налог на прибыль корпораций – 8%

3. Акцизы – 6%

4. Налог с продаж – 30%

5. С владельцев ТС – 4%

6. Поимущественные налоги – 2%

7. Другие, включая финансовую помощь федерального правительства – 20%

 

Структура налогов в местных бюджетах

1. Поимущественные налоги – 30%

2. Налог с продаж – 6%

3. Подоходный налог и налог на прибыль корпораций – 2,5%

4. Целевые сборы и поступления (у нас – коммунальные платежи) – 23%

5. Финансовая помощь федерального правительства местным органам – 6%

6. Финансовая помощь штатов – 1,5%

7. Прочие – 10%

 

Соотношение: федеральные налоги/налоги штатов/местные налоги = 50%/28%/22%

 

Индивидуальный подоходный налог – налог с физических лиц. Облагается на валовой доход, но за вычетом: изымаются доходы от работы зарубежом, денежное довольствие военнослужащих, вычеты в виде убытков прошлых лет, взносы в благотворительные фонды. Дополнительные вычеты у лиц > 65 лет и инвалидов.

Ставки федерального подоходного налога:

Доход Ставка
Супружеская пара – совместная декларация Супружеская пара – раздельная декларация
0-29750 0-14875 15%
29751-71900 14876-39950 28%
71901-149250 35951-113300 33%
>149250 >113300 28%

 

Акцизы – по различным товарам устанавливаются (например, на некоторую алкогольную продукцию). М.б. установлены в % к цене реализации.

Налог с наследства и дарений (высокие ставки) – до 10 тыс долларов – не облагаются налогом. Ставки: от 15% до 55%.

Таможенные пошлины (м.б. импортные и экспортные). Удельный вес – 2%. У них не применяются экспортные таможенные пошлины.

 

Налоги штатов.

Подоходный налог. Применяется в 40 штатах, размер ставок зависит от штата, в большинстве штатов эта ставка от 2% до 10%. Много льгот. Этот налог вычитается при исчислении из федерального налога.

Налог с продаж – наибольший удельный вес в США. Применяется в 45 штатах. Наиболее часто он взимается в розничной торговле и с некоторых видов услуг. Ставка дифференциальна по штатам: от 3% до 8,25%.

Акцизы – отличные товары от федеральных акцизов. Ставки от 0,5% до 5%.

Налог на имущество. Объект – движимое и недвижимое имущество, рыночная стоимость (есть специальные государственные оценщики), она равна примерно 1/3 рыночной стоимости. Ставки от 0,25% до 5,5%.

Налог на добычу природных ресурсов. Объект – цена реализации добытых ресурсов. Ставки от 3% до 5%.

 

Местные налоги.

Наиболее удельный вес имеет поимущественный налог. Объект – движимое и недвижимое имущество, оценочная стоимость. Средняя ставка – 2%.

Налог с продаж (дополнение к штатному налогу). Средняя ставка – 2%.

Текущие коммунальные платежи (водоснабжение, электрификация и т.д.). Услуги предоставляют предприятия, которые являются местными.

Экологические налоги (это скорее платежи, осуществляющиеся предприятиями, плохо влияющими на окружающую среду). В % к УК примерно равны 1%.

 

Федеральный долг США:

2009 год – 7 трлн 729 миллиардов долларов

2010 год – 8 трлн 778 млрд долларов

Удельный вес к ВВП:

2009 год – 55%

2010 год – 61%

 

Краткосрочные – казначейские векселя (срок погашения до 1 года). Безбумажная форма. Беспроцентные, дисконтные.

Среднесрочные (срок погашения от 2 до 10 лет) – казначейские ноты. Они %-ые. Средний % примерно равен 4% в год.

Долгосрочные – казначейские облигации (> 10 лет). Доход – в виде % - 2 раза в год.

Муниципальные займы (ежегодная эмиссия – 200 млрд долларов). Средства, полученные от них, используются на инвестиции в сфере образования, здравоохранения, жилищного строительства, местного транспорта. Доходы по ним не облагаются налогом.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.57.202 (0.049 с.)