ТОП 10:

Тема 4. Государственный кредит



 

1. Сущность государственного кредита.

2. Управление государственным долгом:

А) выпуск (эмиссии) займа

Б) выплата доходов по займу

3. Погашение займа.

4. Конверсии и консолидации займов.

 

 

1. Сущность кредита.

 

Кредит – форма движения от одного субъекта другому субъекту; один – кредитор, другой – заемщик.

Принципы (сущностные):

1. Возвратность.

2. Срочность.

3. Платность.

 

Виды кредита.

Ростовщический – ссуда под высокие %.

Государственный - субъект может быть:

-заемщиком

-кредитором

-гарантом по займам другому лицу

 

Государственный кредит осуществляется в виде займов. Сберкассы – другая форма (принадлежит МинФину).

 

Классификация займов.

 

I. Форма оформления договора кредита.

1) (большинство) облигационные;

2) безоблигационные.

 

Облигация.

Лицевая часть:

-номинал

-доходность в %

-срок

-название

 

Оборотная часть:

-сроки погашения

-обязанности сторон

-форма выпуска

 

Купонные и бескупонные.

5летний заем – 5 купонов.

 

По особенности принадлежности права:

-на предъявителя и именные

-рыночные (свободно обращаются) и нерыночные (не имеющие рыночного хождения) – ГКО – государственные краткосрочные обязательства (могут приобретать юридические лица, номинал – 1 млн руб)

 

Безоблигационные займы заключаются между различными правительствами и международными финансовыми учреждениями – регистрируются записями в «Государственную долговую книгу», безоблигационные займы могут быть переведены в облигационные.

 

II. Различаются по срокам займа.

 

1) Текущие обязательства казначейства (сверхкраткосрочные – до 1 года) – для погашения кассовых разрывов (имеют > доходность)

1994-1998 гг – 230% по ГКО

2) Краткосрочные (1-3 гг, в России – 1-5 лет)

3) Среднесрочные (3-10, 5-10 лет)

4) Долгосрочные (свыше 10 лет)

5) Бессрочные (рентные) – кредитор вечно получает доход в виде %.

 

III. По месту размещения:

 

1) Внутренние

2) Внешние

 

IV. По тому, что выпускает займ:

 

1) Выпускаемые правительством – федеральные

2) Выпускаемые субъектами

3) Местные/муниципальные

 

 

Под государственным долгом понимаются все займы, заключенные на внешнем и внутреннем рынке, не погашенные на данный момент, включая % по ним.

 

2. Управление государственным долгом.

 

А) выпуск займов (выпуск – предложение к продаже) (первичная эмиссия)

Б) размещение – доведение облигаций до держателя

 

3 основных метода эмиссии:

 

А) выпуск займа при «посредничестве» банка. Эмитент – государство договаривается с банком или консациумом. 100 млн – номинальный курс займа. Государство предоставляет облигации на 100 млн. Банк дает государству 92 млн (эмиссионный курс). Доход банка = 8 млн (курсовая разница). Он удобен государству и выгоден банку. Несовпадение выпуска и размещения.

 

Б) (в СССР применялся постоянно) метод подписки: государство приглашает к участию в эмиссии банк, имеющий сеть размещения на территории страны. Приглашенные вносят деньги в облигации и получают квитанцию о внесенной сумме. И только когда вся сумма будет собрана, квитанции обмениваются на облигации. % по займам подписчики получают только с этого момента (2-6 месяцев, но выгодно государству – оно выплачивает банку только комиссионное вознаграждение 0,5%-1%). Совпадение размещения и выпуска.

 

В) свободная продажа облигаций на фондовой бирже через уполномоченных дилеров. Дилер – физическое лицо, действующее от своего имени и за свой счет. Приобретают оптом облигации с дисконтом, а продают по цене номинала.

 

По форме выплаты доходов займы бывают:

-твердопроцентные

-выигрышные

 

По твердопроцентным займам держатели ежегодно получают %. До 4х раз в год осуществляются выплаты (с постоянным купоном и с переменным купоном) (изменение % с процессами (инфляций)).

 

Выигрышный (нет купонной части). Ежегодно десятая часть номинальной стоимости всего займа будет разыграна в виде выигрыша. Доход получают только те, чей выпал номер. В следующий раз выигравшая облигация не участвует.

 

3. Погашение займов. Погашение – возврат заимствованных сумм.

А) ежегодно, одновременно с выплатой % по займу (аннуитетные займы).

Б) единовременно по окончании сроков займа.

В) погашения в виде скупки облигаций на фондовом рынке.

 

Дисатия (?) – избавление от государственных облигаций.

Атия – приобретение, вложение в облигации.

 

4. Рефинансирование (рефонзирование) предлагает держателям облигаций новые облигации. Осуществляется на добровольной основе.

Унификация займов – объединение займов в один.

 

Консолидация займа – продление срока займа. ГКО – государственное краткосрочное обязательство.

Конверсия – изменение % ставок.

Дефолт – отказ от погашения ГКО (был продлен срок).

 

Отсрочка погашения (реструктуризация долга) – в бюджет кодекса – отказ.

 

Структура внутреннего долга РФ:

-рыночные – 80%

-нерыночные – 20%

 

ГКО 11%

Облигации федерального займа с переменным купоном.

ОФЗ – ПК – 10%

ОФЗ – ПД (постоянный купон) – 19%

(У этих верхних двух – срок обращения до 5 лет)

ОФЗ – АД (с амортизацией долга) – 60% - 9 лет 6 месяцев 13% (погашение происходит частями)

 

Сокращение объема внутреннего долга. 20 млрд руб к 2030 году

 

Структура внешнего долга.

Включает:

 

1) Займы официальных кредиторов (правительствам, коммерческим банкам зарубежных стран). Регулируется Парижским клубом (страны кредиторов).

2) Кредиторы, предоставление коммерческими банками заграничных стран, регулирование лещенским (?) клубом кредиторов (банки кредиторов) – 18%.

3) Кредиты, предоставленные международными финансовыми организациями (МВФ, международный банк реконструкции и развития) – 25%.

4) Долги большим странам СЭВ.

5) Еврооблигационные страны. 34% - удельный вес еврооблигаций.

 

Транги (?) – выпуски. Было выпущено 4 вида. Самые последние до 2028 года.

 

Разный % - самый минимальный=4%.

 

Еврооблигации были выпущены с целью расплатиться с Лондонским клубом.

 

ОВГВЗ – облигации внутреннего государственного валютного займа. Сначала 13 млрд долларов, сейчас около 7 млрд, ставка – 3%.

 

К 2028 году хотят минимизировать внутренний долг – до 4 млрд.

 

Соотношение внешнего долга:

1) Экспорт превышал сумму долга или 80%

2) Объем внешнего долга к ВВП норма – 10%

 

Коэффициент банкротства (по МВФ): ∑внешнего гос долга*100%/∑НД=25% (страна – банкрот)

(по этой классификации большинство стран – банкроты).

Банкротам предоставляются займы, пожертвования, списываются долги.

ТЕМА 5. БЮДЖЕТ

1) Содержание понятия «бюджет»

2) Бюджетное устройство

3) Бюджетный процесс

 

Финансы (отношения) – финансовый план (документ) – финансовый фонд (деньги)

 

Бюджет Бюджет Бюджет
Бюджетные отношения Бюджет Бюджетный фонд
Бюджетные отношения Бюджетный план Бюджет
Бюджет Бюджетный план Бюджетный фонд

 

 

Бюджет – совокупность императивно-денежных отношений, в процессе которых формируется и исполняется бюджетный фонд.

Бюджетный план – документ, в котором документ получает суммарное выражение.

Бюджетный фонд – многоцелевой денежный фонд, образованный и исполняемый в ходе исполнения бюджетного плана.

 

В бюджете – перечень доходов и расходов.

Бюджетный план составляет МинФин. МинЭконом развития.

 

Бюджетный план – отражение финансового и социального развития. Бюджетный план – результирующий документ.

 

Принципы:

1) Полнота бюджета – включение в бюджетный план всех государственных доходов и государственных расходов полностью -> наличие одного бюджетного фонда, единой казны. В настоящее время ни одно государство этот принцип не соблюдает.

2) Единство бюджета. Единая схема построения бюджета бюджетных планов на территории государства. Действует около 30 тысяч бюджетов. Принцип соблюдается, воплощается на основе документа – «бюджетной классификации».

3) Реальность бюджетного плана. Все показатели должны быть экономически обоснованы.

4) Гласность бюджета. Прозрачность – публикуется в СМИ, обсуждается.

 

Функции бюджета.

 

1) Образование бюджетного фонда

2) Использование бюджетного фонда

3) Контрольная (осуществляется одновременно и с первой, и со второй)

 

Инструменты:

-Бюджетные доходы: налоги, неналоговые (займы и т.д.)

-Бюджетные расходы

 

Роль бюджета (схема №1)

 

Бюджетное устройство – принципы построения и организация бюджетной системы. Основано на государственном устройстве. У нас – федеративное (есть власти субъектов). Еще есть унитарные.

Бюджетная система включает в себя взаимодействие трех элементов: бюджетный аппарат (совокупность государственных учреждений), бюджет (федеральный, субфедеральный, местный), бюджетные фонды. Принцип построения: зависит от того, как организована денежная система.

 

Правила построения бюджетной системы:

1) Каждая административно-территориальная единица имеет свой бюджет и определенные права по отношению к нему.

2) Каждый бюджет должен быть автономен (бюджетный федерализм).

 

Каждая администрация должна расходы покрывать собственными доходами.

 

Схема бюджетного устройства в РФ.

I. Центральная власть (федеральный бюджет: республиканский бюджет РФ).

II. Власть субъекта федерации (бюджеты субъектов РФ).

III. Местная власть (местные бюджеты).

 

СПб делится на муниципальные округа (111).

 

В России нет понятия «государственный бюджет».

 

Консолидированный бюджетный план – расчетный план, существует только для Минфина.

 

Бюджетное устройство унитарных государств. В унитарных государствах 2 звена управления: центральная власть и частная власть. Государственный бюджет (унитарный бюджет) -> местный бюджет. Государственный бюджет СССР: союзный бюджет; государственный бюджет союзных республик; бюджет государственных социальных структур.

 

Бюджетный процесс – установленная законом деятельность государственных учреждений по составлению рассматривающего утверждения и исполнения естественных бюджетных планов.

 

Этапы (стадии, фазы) составления бюджетного плана:

-составление

-рассмотрение

-утверждение

-исполнение бюджетного плана

 

На каждом уровне бюджетной системы бюджетный процесс происходит самостоятельно.

 

Составление бюджетного плана на федеральном уровне. В бюджетном послании президента представлены контрольные цифры (определяют рамки). Составлением бюджетных планов занимаются исполнительные органы власти. Составлением бюджетных планов занимается министерство финансов по поручения правительства. Начинает с составления консолидированного бюджетного плана.

При составлении плана по расходам Минфин использует нормативный метод планирования.

 

Сумма БР = K*N, где N – норма расходов на одну планируемую единицу. K – среднегодовое число планируемых единиц (сеть учреждений; штаты – численность рабочего персонала; контингенты (конкретные показатели) - контингент учащихся, больных.

 

Нормы:

1) А) обязательные (твердоустановленные) (N – стипендия, питание в детских садах).

Б) расчетные нормы на содержание одного студента в год.

2) А) индивидуальные (по статьям расходов) (N – расходы на з/пл, на отопление)

Б) комбинированные (укрупненные): несколько видов расходов

В) «укрупненные измерители» (расходы на содержание 1 студента в год; расходы на койку в год) – расчетные

3) А) финансовые нормы (денежные)

Б) натуральные

 

Сводные отраслевые сметы (или сводный финансовый баланс) от разных министерств предоставляются в Минфин, чтобы определить сумму финансирования этих министерств. Сводный – сводит все расходы по всем учреждениям. В смете – только расходы. В балансе – доходы и расходы.

Во всех государствах время, на протяжении которого действует план, называется бюджетным периодом. Чаще всего, он совпадает с календарным годом (в Японии, США – не совпадает).

Процесс составления бюджетного плана начинается минимально за 9 месяцев до бюджетного периода.

 

Методы планирования доходов

 

Планирование доходов релятивно.

I. Автоматический: отчетные данные предыдущего года принимаются как план данного. Это – ожидаемое исполнение. В процессе ожидания оно постоянно корректируется. Это можно применять по тем налогам, где неизменен объект налога (земля: строение, недвижимость).

II. Статистический (метод экстрополяции (распространение тенденций прошлого на настоящее и будущее), метод мажорации (увеличения) и минорации (понижения)). Отчетные данные предыдущего года +/- %(тренд) -> план настоящего года. Тренд – тенденция изменения показателей. Определяется индекс увеличения или понижения. Можно использовать по налогу на прибыль, по НДС…по всем налогам.

III. Метод непосредственной оценки: корректировка экономических показателей в соответствии с принятыми изменениями в законодательстве. Применяется только тогда, когда есть изменения в законодательстве. Пример: увеличивается з/пл -> увеличивается подоходный налог. Отчетный год +/- %(тренд) +/- корректировка по законодательству -> план настоящего года.

 

В бюджете планирование осуществляется как текущее, так и перспективное. У нас – составляется на 3 года, но можно и на больший срок.

 

1999 – 2000 – 2001 – 2002 – 2003 (используем данные 1999 года для планирования всех остальных)

Бюджетные планы должны строиться одинаково в России (названия по доходам и расходам должны быть одинаковые).

 

Бюджетная классификация – организующий документ, относящийся к бюджетному законодательству (вместе с бюджетным кодексом), который обеспечивает единую схему бюджетных планов, возможность сведения отдельных бюджетов в сводные (консолидированные) и возможность составления отчетов о составлении бюджетных планов.

 

Она разрабатывается Минфином, утверждается Правительством.

Классификация – группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам с присвоением каждой группе (подразделению: разделу, главе, параграфу, статье) четкого названия и порядкового номера (кода). Всего существует 8 классификаций.

 

Классификация в мире:

1. Классификация доходов.

2. Классификация расходов: функциональная.

3. Классификация расходов: ведомственная.

4. Классификация расходов: экономическая.

5. Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета (для покрытия дефицита используются внешние займы).

6. Классификация видов государственных внутренних долгов.

7. Классификация видов государственных внешних долгов.

8. Структура расходов бюджетов субъектов федераций.

 

Классификация нужна для того, чтобы все одинакового называть.

 

1. Строится по принципу «источник дохода». Каждый налог – название раздела. Код у налога 7мизначный. Пример: налог на прибыль – 1010000, акцизы – 1040000, безвозмездные поступления от хозяйственных структур – 2040000.

2. Отражает направление бюджетных средств на основные направления расходования бюджетных средств. Пример: общегосударственные вопросы – 0100, национальная оборона – 0200, ЖКХ – 0500, образование – 0700.

3. Отражает распределение бюджетных средств по министерствам-ведомствам (ведомственность – подчиненность), по главным распорядителям кредитов (руководители министерств), которым предоставлено право распоряжаться бюджетными средствами как на содержание собственного аппарата, так и на содержание подведомственных учреждений.

4. Группирует расходы по признаку целевого, конечного использования бюджетных средств: з/пл – 211, коммунальные услуги – 223, пенсии – 261, прочие расходы – 290.

 

Бюджетополучатель - руководитель бюджетных учреждений (ректор и т.д.).

 

Бюджетные ассигнования – суммы бюджетных расходов по плану. Бюджетные кредиты – деньги, предоставляемые на основе плановых сумм.

 

Бюджетные ассигнования – метод финансирования.

Финансирование – процесс выделения денег из ЦДФ. Финансирование при бюджетном кредите – без предоставления денег. При кредитах открывается бюджетный счет на сумму плановых ассигнований. На счете 80 – в кредите. У бюджетных учреждений – расчетный или текущий счет.

 

Процесс начинается с составления консолидированного (сведение воедино) плана.

 

В ходе составления консолидированного бюджетного плана Минфин осуществляет бюджетное регулирование.

Финансовое планирование – наметка до наступления периода. Бюджетное регулирование – на стадии планирования (в отличие от финансового регулирования).

 

Бюджетное регулирование. Цель – сбалансировать все бюджетные планы, входящие в консолидированный бюджетный план.

 

Федеральный бюджетный план – в ведении Минфина.

 

С точки зрения бюджетного регулирования все доходы (налоги) подразделяются на:

-«закрепленные»

-«регулирующие»

 

Закрепленные – это продаваемые в полной сумме на определенный уровень бюджета: федеральный, субфедеральный, местный муниципальный бюджетный фонд.

 

Закрепленные за местными муниципальными бюджетными фондами:

-земельный

-налог с имущества физических лиц

 

За счет своих закрепленных доходов они покрывают максимум 10% расходов.

 

Субфедеральные:

-налог с имущества юридических лиц

-транспортный налог

-налог на игорный бизнес

 

До 15% расходов покрывают.

 

Федеральный:

-НДС

-НДФЛ

-Налог на прибыль

-Акцизы

-На добычу полезных ископаемых

-Государственная пошлина

-Таможенная пошлина

-Взносы во внебюджетные фонды и т.д.!!!

 

Разграничения бюджетных налогов между звеньями бюджетной системы – важный вопрос.

 

Один и тот же налог может быть закрепленным и регулирующим!

 

Регулирующие – передаваемые в определенной части нижестоящему бюджету.

 

Не все закрепленные федеральные – регулирующие:

-акцизы

-НДФЛ

-государственная пошлина

 

Устанавливаются нормативы отчислений в % от суммы федерального налога, поступающего на территорию субъектов федераций.

 

I метод бюджетного регулирования – метод отчислений от федеральных налогов.

 

В консолидированном бюджетном плане федеральные налоги составляют 95%

 

ТАБЛИЦА. См. листочек.

 

Межбюджетные отклонения – помощь финансовая:

1. Субсидии – целевое безвозмездное финансирование из вышестоящего в нижестоящее (КАД).

2. Субсидии – целевое, но предполагает долевое участие в покрытии расходов субъектов, которые она выделяет.

3. Трансферты – финансовая помощь центра субъектам федерации в случае их низкой «бюджетной обеспеченности». Цель трансферта – выровнять экономическое положение. 66 субъектов получают трансферты.

 

Цель бюджетного регулирования – сбалансировать все бюджетные планы.

 

Дотация – выделение денег из вышестоящих в нижестоящие в целях сбалансирования. Дотация – не целевая.

Составленный таким образом бюджетный план передается на рассмотрение исполнительными органами власти.

 

Смысл рассмотрения – устранение разногласий между Минфином и заинтересованными министерствами и ведомствами.

 

После рассмотрения может быть принят новый скорректированный план.

 

Бюджетный план сначала утверждается правительством, а потом отправляется в парламент: верхняя палата – совет федерации, нижняя палата – государственная дума (Грызлов).

 

Нижняя палата имеет больше бюджетных прав. Верхняя палата утверждает бюджетный план лишь формально.

 

Все депутаты парламента получают экземпляр бюджетного плана. В парламенте – комитеты, фракции – рассматривают бюджетные планы. Потом – 3 чтения бюджетного плана. На каждом чтении – голосование за/против, вносятся поправки депутатами.

 

I чтение – принятие бюджетного плана в общих суммах доходов и расходов с выделением главных (по функциональной классификации доходов и расходов).

II чтение – детализация расходов по министерствам и ведомствам.

III чтение – утверждается полностью уже по статьям. Доходы расписываются по плательщикам. Бюджетный план становится законом. Сейчас у нас принимается трехлетний бюджетный план.

 

Бюджетный план передается на исполнение исполнительным органам власти (Минфин). Кудрин выступает с докладом. После него – заместитель. Потом – депутаты. Окончательно подписывает президент (чисто формально).

 

Бюджетный план может быть не принят. Между правительством и думой могут быть разногласия. Может быть создана согласительная комиссия, которая состоит из представителей правительства и думы.

 

Бюджетная инициатива

Это соотношение бюджетных прав парламента и правительства (отвечает на вопрос «кто главнее в бюджетном процессе?»). она прописана в конституции не очень подробно, а подробно – в бюджетном кодексе. 3 вида:

1) Парламентская: у парламента больше прав: вносить поправки в бюджетный план при утверждении. Такой вид – в цивилизованных странах (Англия, Швейцария).

2) Правительственная: права парламента ограничены: они не имеют права вносить поправки, а только принимать или нет в целом. Авторитарные страны (Куба, КНДР).

3) Смешанная: имеют одинаковые права по внесению изменений (Россия, США, Канада, Германия, Испания). При настаивании каждого из них на своих условиях либо парламент либо правительство уходит в отставку.

 

 

IV этап бюджетного процесса – «Исполнение бюджетного плана». Его исполнение организует правительство, а по его поручению – Минфин. Исполнить бюджетный план – обеспечить своевременное и полное финансирование всех расходов, предусмотренных бюджетным планом, и своевременное поступление всех доходов в бюджетный фонд.

 

Наиболее крупные подразделения Минфина – департаменты (департамент налоговой политики, инвестиционной политики, внутреннего долга, внешнего долга). А в них – отделы.

 

Расходами занимаются: федеральное казначейство, департамент бюджетной политики. Они составляют роспись доходов и расходов (поквартальные поступления средств), кассовый план. Доходами занимаются: федеральная налоговая служба, департамент налоговой политики.

 

Кассовое исполнение бюджетного плана – это прием бюджетных денег, их хранение, выдача, составление отчетности. Оно осуществляется тремя методами:

1) Банковская система кассового исполнения: все вышеперечисленное делает ЦБ. Большинство стран используют этот метод.

2) Казначейская: создается специальная казначейская банковская система, т.е. казначейский банк (казначейство=минфин). Бюджетные деньги функционируют только в этой системе. Это затратно, но удобно для ЦБ и Минфина для контроля денежных средств. Такая система используется во Франции, Бельгии, Голландии, Швеции.

3) Смешанная. У нас такая: не нарушается принцип единства кассы (учет поступления денежных средств ведет федеральное казначейство, а деньги хранит ЦБ).

 

В 1992 году у нас было создано федеральное казначейство. ЦБ был против (потеря для него денежных средств), поэтому была создана смешанная. В ЦБ в России – 68% денежных средств, в Сбербанке – 30%, у кассового сборщика – 2%.

 

Кассовое исполнение - прием бюджетных денег, их хранение, выдача и составление отчетности об исполнении бюджетного плана.

Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами.

Налоговый бюджетный дефицит – структурный, его легко устроить: уменьшить пропорционально все группы расходов.

 

Структурный дефицит: активный (не убираем расходы производственного хар-ра) и пассивный (сокращение пассива, а активные – постоянны).

Источниками покрытия бюджетного дефицита являются займы (внутренние – главные).

 

Показатели
ВВП, млрд руб 51.475 59.146 67.610
Доходы федерального бюджета, в т.ч. нефтегазовых 10.927 4.692 11.733 4.526 12.839 4.637
Расходы федерального бюджета 9.024 10.320 11.318
Резервный фонд благосостояния 5.147 5.915 6.761
Лимит гос-го внутреннего долга 2.120 2.836 3.703
Лимит внешнего долга, млрд долларов 41.4 41.7 40.0
Профицит

 

Структура доходов федерального бюджета (по данным Минфина) 2008 года.

 

Доходы %
Налог на прибыль 8.2 7.8 7.5
Единый соц налог 5.3 6.1 6.4
НДС 29.7 34.0 40.5
Акцизы 1.8 2.0 2.1
Налог на добычу п.ископ. 14.9 13.1 10.8
Экспортные тамож пошлины 28.7 24.4 20.0
Импортные тамож пошлины 5.7 6.9 7.5
Прочие 5.7 5.7 5.3

 

Структура расходов федерального бюджета

 

Расходы %
Общегос вопросы (упр-е) 14.7 12.4 11.2
Национальная оборона 14.2 13.8 13.8
Правоохранительная д-сть 12.0 11.9 11.8
Нац-ая эк-ка 11.3 11.5 12.9
ЖКХ 1.2 1.2 1.0
Охрана окруж среды 0.2 0.2 0.1
Образование 4.8 4.7 4.5
Культура, кинемат. и СМИ 1.3 1.1 1.0
Здравоохр-е, физ. к-ра, спорт 4.0 3.8 3.6
Соц-ая политика 3.3 3.4 2.9
Межбюдж трансферты (бюдж регулир-е) 33.0 36.0 37.2

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.170.48 (0.042 с.)