ТОП 10:

ТЕМА 2. Государственные расходы



1. Сущность, состав структура.

2. Расходы на содержание социальной сферы.

3. Финансирование расходов на народное хозяйство.

4. Расходы по внешнеэкономической деятельности.

5. Военные расходы.

6. Расходы на управление.

7. Расходы по обслуживанию государственного долга.

 

1. Государственные расходы – совокупность императивных денежных отношений, в процессе которых используются ЦДФ. Государственные расходы первичны по отношению к государственным доходам при планировании. Состав государственных расходов – это их перечень. Он зависит от функций государства. Чем больше функций, тем больше состав. Группы расходов – функциональные. В настоящее время все экономически развитые государства имеют 6 функциональных групп расходов:

I. Расходы на содержание социальной сферы. Мировая практика: 50% РФ: 30%.

II. Народное хозяйство. 20%, 25%.

III. Внешнеэкономическая деятельность. 10%, 5%.

 

IV. Военные расходы. 5-10%, 20%.

V. Расходы на управление. 5%, 8%.

VI. Расходы по обслуживанию государственного долга. <10%, 12%.

 

Первые 3 – полезны для общества, носят производительный характер, способствуют развитию ВВП, стремятся к 100%. Вторые 3 – потребляют ВВП.

Это не условные, а функциональные группы. Под структурой понимается количественное соотношение между группами. В каждой группе расходов можно их разделить на капитальные и текущие. 18 статей текущих расходов (статья – целевое использование денег), 5 статей расходов по капитальным затратам.

 

I. Расходы на социальное содержание (расходы на социальную политику) – включают в себя расходы на просвещение (50%), на здравоохранение (20%), на социальное обеспечение (30%).

 

· На просвещение: общеобразовательные школы, детские сады, средние специальные учебные заведения (в том числе по переподготовке кадров), библиотеки, музеи, театры, СМИ – только все то, что финансируется государством.

 

· На здравоохранение. Фонд обязательного медицинского страхования – источник финансирования. Но не всегда. Иногда и бюджетные средства.

 

1) Лечебно-профилактические, 90% по расходам (больницы, диспансеры, поликлиники)

2) Санитарно-профилактические, 8% (борьба с эпидемиями)

3) Специализированные учреждения здравоохранения (другие нормы расходов) – психиатрические лечебные учреждения

 

· Расходы на социальное обеспечение – материальное обеспечение в случае потери трудоспособности. Социальное страхование – разновидность социальной обеспеченности. Касается лиц, имеющих временную нетрудоспособность. Осуществляется в виде пособий, выплат и больничных листов (для работающих граждан). Источник – ФСС. При постоянной нетрудоспособности – пенсии (выплачиваются из ПФ) или из бюджетного фонда (+дома для инвалидов, пенсионеров – из бюджетного фонда).

 

 

II. Расходы на народное хозяйство (по финансированию отраслей народного хозяйства, на развитие экономики). Самоокупаемость, самофинансирование – принцип. В каждой отрасли хозяйства действуют по этому принципу. Несмотря на это, государство все равно финансирует некоторые отрасли, требующие государственную поддержку:

-отрасли инфраструктуры (транспорт, коммуникации и жилищное хозяйство, благоустройства)

-отрасли добывающей промышленности (многие из них – низкорентабельны, убыточны, невыгодность использования)

-отрасль сельского хозяйства (высокий риск этой деятельности)

 

Расходы по вмешательству государства в экономику.

Государство осуществляет финансирование науки. Наука бывает прикладной и фундаментальной. Они, прежде всего, отличаются сроками получения результатов.

 

III. Расходы на внешнеэкономическую (международную) деятельность/экспансию

Условие выхода на внешнеэкономический рынок: внутренний рынок насыщен данным товаром, государство заинтересовано в выходе на внешний рынок.

 

Расходы на внешнеэкономическую деятельность:

-Экспортные субсидии

-Налоговые льготы отечественных экспортеров (могут предоставляться временно или на постоянной основе)

-«Помощь развитию» (развитые страны, развивающиеся страны предоставляют помощь странам третьего мира в виде кредитов на внешнем правительственном уровне под низкий процент на большое количество времени)

Все эти вложения способствуют развитию отечественной экономики, т.е. росту ВВП.

 

IV. Военные расходы (расходы на оборону, на милитаризацию экономики).

2 подгруппы:

1) прямые (непосредственная подготовка и ведение военных действий): содержание личного состава вооруженных сил (питание, обмундирование, обеспечение жильем), расходы на вооружение всех родов войск, строительство военных объектов и сооружений, расходы на военные научные разработки

2) косвенные (ликвидация последствий военных действий): восстановление разрушенных объектов, выплата контрибуций и репараций, пособия и другие выплаты участникам, инвалидам войн и их семьям

 

V. Расходы на управление.

Содержание государственных органов законодательной, судебной и других властей (верховный суд и ниже стоящие, министерство юстиций, прокуратура):

-Заработная плата (65% от всей суммы расходов)

-Содержание и аренда зданий и сооружений

-Содержание средств связи и других коммуникаций

-Содержание транспортных средств

 

VI. Расходы по обслуживанию государственного долга.

Все государства обращаются к займам: внешним и внутренним. На 1991 долг РФ – 103,0 млрд долларов. Общая сумма долга – капитальная сумма. Текущая сумма – расходы по обслуживанию государственного долга.

 

Тема 3. Государственные доходы

 

1. Сущность, состав и структура.

2. Налоги, теория налогов, функции и роль налогов в общественном воспроизводстве, элементы налога, классификация налогов.

3. Государственные займы.

 

Доходы – совокупность денежных средств, в процессе которых формируются централизованные денежные фонды. Государственные доходы – вторичны, они производные. В масштабах страны никакого имущественного прироста нет, это всего лишь результат перераспределения доходов между государством и хозяйствующими субъектами.

 

 

К государственным доходам относятся:

 

Виды Средняя мировая практика Россия
Налоги 60-80% 70* (не решили, относятся ли таможенные пошлины к налогам или нет)
Неналоговые доходы: доходы от государственной собственности/арендные доходы (доходы от реализации государственного имущества)/взносы во внебюджетные фонды, таможенные пошлины, штрафы, пени 20-30% 20%
Займы <10% (3% от ВВП) 10%
Доходы от бумажно-денежной эмиссии - -

 

Первые 2 вида – должны быть объективно положительные. Стремиться к тому, чтобы государство обходилось бы только с ними.

Сущность налогов

Налоги – совокупность императивных денежных отношений, в процессе которых формируется бюджетный фонд без предоставления плательщику какого-либо эквивалента. Налоги поступают только в бюджетный фонд. Налоги безвозмездны (плательщик налогов ничего не получает взамен, в отличие от пошлин) и безвозвратны (эта сумма не возвращается, в отличие от взносов в фонды). Налоги являются принудительными.

 

Функции и роль налогов

Функция = назначение; роль = значение.

 

Функции:

-фискальная (фиск – «казна»)

-функция мобилизации

-функция сбора – чтобы деньги сформировать, мобилизовать

 

Роли: сокращение доходов, налоговая политика осуществляется через ставки и льготы.

 

Налоги – встроенные стабилизаторы экономики.

Требования к налогам: налоги должны быть заранее известны налогоплательщику, должны быть неизменными на протяжении долгого времени.

Налоговая квота – доля доходов хозяйствующего субъекта, изымаемая государством через налоги.

 

Нкв = ∑Н*100%/Д.

 

Можно посчитать как совокупную в масштабе всего государства (в знаменателе – НД). Предел = 40%.

*Налоги должны быть справедливы

*Взимание налога должно быть для всех одинаково обременительно (это проявляется в ставке)

*Удобство взимания (в удобное время, т.е. после получения дохода)

Д

 

 

 


 

 

Ставка

 

 

Элементы налогов. Позволяют охарактеризовать каждый отдельный налог и дать характеристику всей налоговой системы в целом.

1. Субъект налога – физическое или юридическое лицо, непосредственно вносящее оклад налога в бюджетный фонд. Только субъект налога ответственен перед государством.

2. Носитель налога - физическое или юридическое лицо, выплачивающее оклад налога из собственного дохода. Они могут совпадать в одном лице и могут не совпадать, тогда субъект платит в казну, а носитель - субъекту (косвенные налоги).

3. Объект налога (имущество или доход является правовым основанием для установления налога). 1 доход = 1 налог.

4. Источники налогов – доход, из которого выплачивается налог.

5. Единица налога (масштаб налога) – измеритель объекта налога. Часть объекта налога, принятая за основу при установлении ставки налога.

6. Ставка налога (размер налога на единицу налога): в абсолютном выражении (руб/единица; коп/единица) или в относительном выражении (в %). Оба могут быть пропорциональными (фиксированная процентная ставка), прогрессивными (ставка увеличивается при увеличении дохода), регрессивными (антидот прогрессивных ставок). Ставка налога – инструмент налогового регулирования.

7. Оклад налога – сумма, исчисленная на весь объект налога, подлежащая внесению в бюджетный фонд в определенный срок.

 

Налоговая льгота – размер снижения оклада налога. Может быть установлен на вычет из объекта налога и на уменьшение ставки налога.

Налоговый иммунитет – постоянное освобождение от налога какой-либо категории граждан.

Налоговый кадастр – перечень объектов налога с указанием их доходности.

Налоговый период – время, по которому налогоплательщику исчисляется налог и оклад налога.

Классификация налогов

 

Прямые (непереложимы) Косвенные (переложимы)

 


реальные (предмет) личные (доход) акцизы фискальные таможенные

(отличие по объекту налога) пошлины пошлины

 


-поземельный -подушный (индивидуальные\ (полные\ 1. По происхождению:

-подомовой -подоходный универсальные) неполные) -ввозные(импорт)

-промысловый -налог на прибыль -вывозные(экспорт)

-налог на ЦБ -налог с наследства/ -транзитные

дарений 2. По цели установления:

фискальные

протекционистские

уравнительные

преференциальные

3. По ставкам

Адвалорные (стоимостные) (в %)

Твердые (специфич-е) на тонну…

Комбинированные

Реальный налог:

1) Поземельный налог (сейчас – земельный или налог с имущества). Первоначально зависел только от площади земельного участка. Не учитывался потенциальный доход от земли. Ставки дифференцированы в зависимости от качества земли, но не прогрессивные.

2) Развитие городов, сдача жилья в аренду -> подоходный налог. Сейчас – налог с имущества. Ставки устанавливаются в % от стоимости строения.

3) Промысловый налог. Промысел – производство. Определяет стоимость оборудования, ставки устанавливаются в % к документу, пропорциональные.

4) Налог на ценные бумаги. Вексель – I ценная бумага, облигация, акция, сертификаты. Объект – ценные бумаги. Налог взимается при смене владельца. Субъект – продавец. Ставки – пропорциональные.

 

Личный налог:

1. Подушный. Раскладочный (налог на уезд, внутри уезда – на волость…)

2. Подоходный (НДФЛ). Объект – доход. Введен в Англии (1842). Шедулярная форма налога (по частям).

Ставки прогрессивные в каждой шедуле, не различаются. Чем легче получить доход, тем выше ставка.

 

Условный пример получения шедульного дохода:

 

шедула ставка служащий врач земледелец предприниматель
доход налог доход налог доход налог доход налог
А) з/пл 1% 10 тыс            
Б) гонорары 2%     10 тыс        
В) рента 3% 3 тыс 10 тыс
Г) дивиденды 25%
Д) % по областям 15%    
Ж) прибыль 6%        
ИТОГО          

 

 

В каждой шедуле есть еще и прогрессия (налога) 1871 г. – введен в Германии подоходный налог (ферма).

Все доходы складываются, к ним применяется единая ставка (прогрессивные). Подоходный налог применяется самым распространенным доходом, применяемым во всех странах ставки прогрессивные. В России – пропорциональные.

Необлагаемый минимум – вычет.

Существует много льгот.

 

3. Налог на прибыль. Субъект – предприниматели. Объект – совокупная прибыль от всех видов деятельности. Ставки налога – пропорциональные (5% - 40%).

 

В России – 20%. Налог на сверхприбыль. Сверхприбыль – та прибыль, которая получена без усилий предпринимателя.

Если прибыль > среднеотраслевой => это сверхприбыль (могут достичь 90%).

 

4. Налог с наследства и дарения (в России налог с 2006 года отменен с наследства). Объект – наследуемое имущество (движимое, недвижимое).

Справки налога с наследства – прогрессивные. Чем больше степень наследства, тем выше ставка. Также важна очередность.

Налог с дарений (в России максимум дарения - 40%). Дарение – движение недвижимого имущества. Ставки – прогрессивные. Оценка – по рыночной стоимости, по страховой.

 

5. Налог на прирост капитала. Взимается только при продаже недвижимого имущества. Объект – продаваемое недвижимое имущество. Субъект – продавец. Только рыночная оценка. Ставки налога пропорциональные (20-30% - по странам).

 

6. Налог на доходы от денежных капиталов.

А) доход в виде % по депозитным вкладам (максимум – 15%, ставки налога: 5-6% в России);

Б) налог на дивиденды по акциям (ставка налога – 10-15%);

В) % по государственным облигациям (ставка налога – 6%), ставки – пропорциональны.

Косвенные. Налоги на потребление.

 

1) Акцизы.

 

Субъекты акциза – либо предприниматели, либо продавцы, либо покупатели товара на внутреннем рынке.

Носитель – покупатель.

Объект – товар.

Источник – доход потребителя.

Единица – руб, тонна

Ставка – руб/тонна

Объект индивидуального акциза – товар (движимый).

 

Первые акцизы – индивидуальные.

Откуп: при отсутствии налогового аппарата либо при слабом его развитии государству выгодно отдавать право сбора налогов частным лицам.

ОткупщИк сразу вносит всю сумму налога и получает право сбора налога. Объект откупа – товар, производимый налогоплательщиками.

Методы подсчета потенциального объема производства:

-по мощности оборудования

-по числу работающих

-по сырью

 

Подсчет – по готовой продукции. Бандероль. Сорвать бандероль можно было только уплатив сумму налога.

 

В связи со сложностью исчисления оптимума объема производства, со сложностью осуществления контроля для упрощения взимания осуществляется переход к универсальным акцизам. Объектом универсальных акцизов является оборот по продаже T.

Первой формой учета акцизов был:

-налог с оборота взимался на каждой стадии продвижения Т. от произведения к потреблению (в % от цены)

-был заменен налогом с продаж (взимался только на 1 стадии – в розничной торговле)

-был заменен НДС (форма акциза)

 

1954 – во Франции, 1967 – в Дании

 

Потом – во всех странах Западной Европы, большая часть поступлений.

Налог на стоимость, добавленную обработкой или переработкой.

Добавленная стоимость: (=труд+амортизация+прибыль)

1. з/пл

2. прибыль

 

Ставки по индивидуальным акцизам, как правило, устанавливаются в абсолютной сумме на единицу (доллары на баррель и т.д.).

А универсальные акцизы - % по обороту. Ставка НДС – только к з/пл и прибыль. Есть метод налогового кредита.

 

В России:

НДС: метод налогового кредита

1) применение ставки ко всему обороту

2) сумма налога уменьшается на сумму, внесенную в предыдущем звене

 

1991 год – введен НДС взамен налога с оборота

 

Условный пример исчисления налога с оборота, налога с продаж и НДС

 

Показатели Стадии движения T
  Производство Оптовая торговля Розничная торговля
I. налог с оборота:   добавленная стоимость   облагаемая стоимость   оклад налога – 4%   цена продажи     100,0   100,0   4,0   104,0     25,0   129,0   5,16   134, 16     75,0   209,16   8,37   217,53
II.налог с продаж   цена   налог (оклад) – 4%   цена продажи (реализации)     100,0     100,0     125,0   -   125,0     200,0   8,0   208,0
III.НДС   добавленная стоимость   налог (оклад) – 4%   цена продажи     100,0   4,0   104,0     25,0   1,9   130,0     75,0   3,0   208,0

 

Исчисление НДС методом налогового кредита

 

Стадии движения T Ставки налога Стоимость закупки Добавленная стоимость
5% 1000,0
4% 1000,0 500,0
10% 1500,0 2000,0

 

0 – 1000,0*5%=50,0 -> бюджетный фонд

1 – 1500,0*4%=60,0-50,0=10,0

2 – 3500,0*10%=350-60=290,0

 

Фискальные монополии (право одного в интересах казны) -> государство.

 

Фискальная монополия – право государства производительность и продавать товар (спиртные напитки, табачные изделия, соль и т.п.). Цель: увеличение государственного бюджета.

Полная монополия предполагает право и на производство, и на продажу.

 

Винная монополия – неполная, т.к. специальный спирт находится не под монополией государства.

 

Элементы любой фискальной монополии:

Субъект – государство

Носитель – потребитель

Объект – товар

Источник – доход потребления

Масштаб (единица налога) – нет

Ставка – нет

Оклад – нет

 

Если отсутствует хотя бы 1 элемент, нельзя относить к налогу, это государственный дивиденд.

 

Таможенные пошлины.

Субъект – юридическое или физическое лицо, получившее право от государства на перемещение товара через государственную границу.

Объект – товар.

Носитель пошлины – физическое или юридическое лицо; возможно, если товар потом будет продаваться потребителям.

Источник пошлины – доход покупателя или доход субъекта пошлины.

Единица пошлины – есть, т.к. существует ставка.

По элементам – это налог. Но пошлина возмездна -> строго к налогам отнести нельзя.

 

99% в развитых странах – пошлины импортные (исторически фискальное назначение).

 

I. По цели установления:

1. Протекционистские: цель – защита отечественных производителей от импортного товара.

Ставки – 30-35% таможенной стоимости, не препятствует ввозу.

Подвид – сверхпротекционистские. Цель – препятствовать ввозу товара (ставка – 100-125%), не имеет фискальную функцию.

2. Антидемпинговые – заставляют импортера поднять цену до средней мировой.

3. Преференциальные (статистические) – 0,5% - нет границ, чтобы учитывать объем товаров, перевозимых через границу. Цель: создание благоприятного режима для некоторых государств.

 

II. По ставке:

1. Адвалорные (по фиксированной процентной ставке, зависящей только от стоимости товара).

2. Твердые.

3. Смешанные (комбинационные).

 

10000,0 ед. * 30% = 3000,0 ед.

 

Акциз: (10000,0 + 3000,0) * 10% = 1300,0

 

НДС: (1000,0+3000,0+1300,0)*18%

 

III. Займы.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.100.232 (0.034 с.)