ТОП 10:

Финансовая система. Звенья финансов.



ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ

1. Сущность, государство и финансы.

2. Функции.

3. Роль финансов в макроэкономических процессах.

4. Звенья финансов, финансовая система.

5. Управление финансами.

 

1. Финансы не равны деньгам. В качестве денег выступают разные вещи (слово «плата» от полотна). Любому государству во все времена для осуществления своих функций необходимы деньги.

 

Функции государства: защита, закупка товаров, социальная функция.

Деньги государство берет у граждан: установление денежного обязательства (налоги) для формирования определенных денежных фондов. Эти денежные отношения стали называть финансами.

 

Финансы – совокупность императивных денежных отношений, в процессе которых формируются и используются централизованные денежные фонды.

 

I. Финансы - всегда денежные и только денежные отношения.

Императивные – отношения, порожденные государством, и обязательно закрепленные в законодательном порядке. Финансы – отношения правовые и экономические. Финансы – специфические экономические отношения. Отношения принудительные. Финансы не предполагают эквивалентности.

II. Не все отношения принадлежат финансам, а только императивные. Субъект финансов всегда государство.

2 условия развития финансовых отношений: наличие государства, наличие товарно-денежных отношений.

 

2. Функции финансов (в процессе которых образуются и используются финансы).

 

Функция любой экономической категории – ее общественное назначение.

 

Функции:

-образование централизованных денежных фондов (ЦДФ) (налоги, взносы, таможенные пошлины)

-использование (расходование) ЦДФ

-(mix первых двух) контрольная функция: предполагает создание условий для контроля, сосуществующая функция одновременно с I и II.

 

ЦДФ (находятся во владении государства или его представителей). Существуют децентрализованные ДФ (находятся во владении хозяйствующих субъектов).

 

1) Деньги

2) Денежные средства (цель использования, деньги на что-то)

3) Фонд денежных средств (так не говорить!)

4) Денежный фонд (цель использования денег, например пенсионный, бюджетный)

Функция экономической категории не меняется на всем протяжении ее существования.

 

14.09.2010

 

Производство: распределение-обмен-потребление.

Финансы – перераспределенные отношения.

 

Роль финансов в макроэкономических процессах (под ролью понимается результат их действия):

 

ВВП (совокупность материальных благ и услуг, произведенных в обществе за определенный период времени). ВВП=выручка (на микроуровне).

Фонд возмещения (часть ВВП, направленная вновь на процесс производства)
Национальный доход (ЧНП)

 

Государство
ЦДФ

 

доходы→

налоги→

займы→

взносы→

 


расходы:→

 

непроизводственная сфера 50% (потребляется продукт, созданный в производстве, здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение образования, оборона, управленчество)

отрасли народного хозяйства 20%

административно-хозяйственные территории

формы собственности

 

В результате первичного национального дохода его участники получают:

-рабочие служащие – з/пл

-прибыль предпринимателей

-рента

-прочие доходы лиц, не работающих по найму

-финансирование государственного предприятия

-финансирование частных предприятий и т.д.

 

Основная роль – перераспределение национального дохода между:

-производственной сферой и непроизводственной

-отраслями народного хозяйства (низкорентабельные и убыточные)

-административными хозяйственными территориями

-формами собственности (государственные и частные)

 

Через финансы распределяется приблизительно 50% НД. Частных ролей финансов очень много.

Финансовая система. Звенья финансов.

Финансовая система занимается изучением и управлением финансами. Главное отличие между экономическими системами и социально-общественными – присутствие регулятора. Финансовая система – совокупность взаимодействия сфер:

-учреждения, осуществляющие управление финансами

-финансы

-совокупность денег (финансовых фондов)

Финансовая система

 

Финансовый аппарат Финансы Денежные финансовые фонды

 

Звенья финансов (составляют ЦДФ)

 

-Доходы и расходы фонда национального благосостояния

-Д. и Р. Пенсионного фонда

-Д. и Р. Бюджетного фонда

-Д. и Р. Фонда социального страхования

-Д. и Р. Страхового фонда

 

Группировочные признаки:

-специфика образования и использования денежных фондов

-роль звена в экономических процессах

 

Финансы (московские авторы): государственные финансы, местные финансы, государственный кредит, ***.

Финансы (питерские авторы): государственные финансы, финансы юридических лиц, частные финансы.

 

Звено – совокупность императивно-денежных отношений, в процессе которых формируется и используется конкретная денежная функция. У государства столько фондов, сколько звеньев.

 

Бюджет – совокупность императивно-денежных отношений, в процессе которых формируется и используется бюджетный фонд. Специфика: налоги поступают только в бюджет! Сколько бы ни было в государстве звеньев, бюджет есть всегда.

 

Управление финансами

Под управлением понимается воздействие субъекта управления на объект управления для достижения конкретных целей. Управление финансами осуществляется по звеньям (по частям). Соответствующими звеньями управляют соответствующие учреждения. Финансовая политика – идеи и взгляды, мировоззрения в сфере финансов и меры воздействий по их достижению и осуществлению.

 

Субъект-> механизм управления-> объект-> цель

 

Финансовый аппарат: финансовая политика: финансы: фин.устойчивость:

 

Парламент финансовое законодательство бюджет max доход

Правительство финансовая инфляция Д. и Р. ПФ оптимум расходов

Президент финансовое планирование Д. и Р. ФСС макроэк.сбаланс-ть

Министерство экономики финансовое регулирование Д. и Р. ФНБ отсут-е бюдж.дефицита

Министерство финансов финансовый контроль Д. и Р. СФ

ЦБ финансовый механизм

Таможенный комитет

Управление ПФ

 

III. Расходы на внешнеэкономическую (международную) деятельность/экспансию

Условие выхода на внешнеэкономический рынок: внутренний рынок насыщен данным товаром, государство заинтересовано в выходе на внешний рынок.

 

Расходы на внешнеэкономическую деятельность:

-Экспортные субсидии

-Налоговые льготы отечественных экспортеров (могут предоставляться временно или на постоянной основе)

-«Помощь развитию» (развитые страны, развивающиеся страны предоставляют помощь странам третьего мира в виде кредитов на внешнем правительственном уровне под низкий процент на большое количество времени)

Все эти вложения способствуют развитию отечественной экономики, т.е. росту ВВП.

 

IV. Военные расходы (расходы на оборону, на милитаризацию экономики).

2 подгруппы:

1) прямые (непосредственная подготовка и ведение военных действий): содержание личного состава вооруженных сил (питание, обмундирование, обеспечение жильем), расходы на вооружение всех родов войск, строительство военных объектов и сооружений, расходы на военные научные разработки

2) косвенные (ликвидация последствий военных действий): восстановление разрушенных объектов, выплата контрибуций и репараций, пособия и другие выплаты участникам, инвалидам войн и их семьям

 

V. Расходы на управление.

Содержание государственных органов законодательной, судебной и других властей (верховный суд и ниже стоящие, министерство юстиций, прокуратура):

-Заработная плата (65% от всей суммы расходов)

-Содержание и аренда зданий и сооружений

-Содержание средств связи и других коммуникаций

-Содержание транспортных средств

 

VI. Расходы по обслуживанию государственного долга.

Все государства обращаются к займам: внешним и внутренним. На 1991 долг РФ – 103,0 млрд долларов. Общая сумма долга – капитальная сумма. Текущая сумма – расходы по обслуживанию государственного долга.

 

Сущность налогов

Налоги – совокупность императивных денежных отношений, в процессе которых формируется бюджетный фонд без предоставления плательщику какого-либо эквивалента. Налоги поступают только в бюджетный фонд. Налоги безвозмездны (плательщик налогов ничего не получает взамен, в отличие от пошлин) и безвозвратны (эта сумма не возвращается, в отличие от взносов в фонды). Налоги являются принудительными.

 

Функции и роль налогов

Функция = назначение; роль = значение.

 

Функции:

-фискальная (фиск – «казна»)

-функция мобилизации

-функция сбора – чтобы деньги сформировать, мобилизовать

 

Роли: сокращение доходов, налоговая политика осуществляется через ставки и льготы.

 

Налоги – встроенные стабилизаторы экономики.

Требования к налогам: налоги должны быть заранее известны налогоплательщику, должны быть неизменными на протяжении долгого времени.

Налоговая квота – доля доходов хозяйствующего субъекта, изымаемая государством через налоги.

 

Нкв = ∑Н*100%/Д.

 

Можно посчитать как совокупную в масштабе всего государства (в знаменателе – НД). Предел = 40%.

*Налоги должны быть справедливы

*Взимание налога должно быть для всех одинаково обременительно (это проявляется в ставке)

*Удобство взимания (в удобное время, т.е. после получения дохода)

Д

 

 

 


 

 

Ставка

 

 

Элементы налогов. Позволяют охарактеризовать каждый отдельный налог и дать характеристику всей налоговой системы в целом.

1. Субъект налога – физическое или юридическое лицо, непосредственно вносящее оклад налога в бюджетный фонд. Только субъект налога ответственен перед государством.

2. Носитель налога - физическое или юридическое лицо, выплачивающее оклад налога из собственного дохода. Они могут совпадать в одном лице и могут не совпадать, тогда субъект платит в казну, а носитель - субъекту (косвенные налоги).

3. Объект налога (имущество или доход является правовым основанием для установления налога). 1 доход = 1 налог.

4. Источники налогов – доход, из которого выплачивается налог.

5. Единица налога (масштаб налога) – измеритель объекта налога. Часть объекта налога, принятая за основу при установлении ставки налога.

6. Ставка налога (размер налога на единицу налога): в абсолютном выражении (руб/единица; коп/единица) или в относительном выражении (в %). Оба могут быть пропорциональными (фиксированная процентная ставка), прогрессивными (ставка увеличивается при увеличении дохода), регрессивными (антидот прогрессивных ставок). Ставка налога – инструмент налогового регулирования.

7. Оклад налога – сумма, исчисленная на весь объект налога, подлежащая внесению в бюджетный фонд в определенный срок.

 

Налоговая льгота – размер снижения оклада налога. Может быть установлен на вычет из объекта налога и на уменьшение ставки налога.

Налоговый иммунитет – постоянное освобождение от налога какой-либо категории граждан.

Налоговый кадастр – перечень объектов налога с указанием их доходности.

Налоговый период – время, по которому налогоплательщику исчисляется налог и оклад налога.

Классификация налогов

 

Прямые (непереложимы) Косвенные (переложимы)

 


реальные (предмет) личные (доход) акцизы фискальные таможенные

(отличие по объекту налога) пошлины пошлины

 


-поземельный -подушный (индивидуальные\ (полные\ 1. По происхождению:

-подомовой -подоходный универсальные) неполные) -ввозные(импорт)

-промысловый -налог на прибыль -вывозные(экспорт)

-налог на ЦБ -налог с наследства/ -транзитные

дарений 2. По цели установления:

фискальные

протекционистские

уравнительные

преференциальные

3. По ставкам

Адвалорные (стоимостные) (в %)

Твердые (специфич-е) на тонну…

Комбинированные

Реальный налог:

1) Поземельный налог (сейчас – земельный или налог с имущества). Первоначально зависел только от площади земельного участка. Не учитывался потенциальный доход от земли. Ставки дифференцированы в зависимости от качества земли, но не прогрессивные.

2) Развитие городов, сдача жилья в аренду -> подоходный налог. Сейчас – налог с имущества. Ставки устанавливаются в % от стоимости строения.

3) Промысловый налог. Промысел – производство. Определяет стоимость оборудования, ставки устанавливаются в % к документу, пропорциональные.

4) Налог на ценные бумаги. Вексель – I ценная бумага, облигация, акция, сертификаты. Объект – ценные бумаги. Налог взимается при смене владельца. Субъект – продавец. Ставки – пропорциональные.

 

Личный налог:

1. Подушный. Раскладочный (налог на уезд, внутри уезда – на волость…)

2. Подоходный (НДФЛ). Объект – доход. Введен в Англии (1842). Шедулярная форма налога (по частям).

Ставки прогрессивные в каждой шедуле, не различаются. Чем легче получить доход, тем выше ставка.

 

Условный пример получения шедульного дохода:

 

шедула ставка служащий врач земледелец предприниматель
доход налог доход налог доход налог доход налог
А) з/пл 1% 10 тыс            
Б) гонорары 2%     10 тыс        
В) рента 3% 3 тыс 10 тыс
Г) дивиденды 25%
Д) % по областям 15%    
Ж) прибыль 6%        
ИТОГО          

 

 

В каждой шедуле есть еще и прогрессия (налога) 1871 г. – введен в Германии подоходный налог (ферма).

Все доходы складываются, к ним применяется единая ставка (прогрессивные). Подоходный налог применяется самым распространенным доходом, применяемым во всех странах ставки прогрессивные. В России – пропорциональные.

Необлагаемый минимум – вычет.

Существует много льгот.

 

3. Налог на прибыль. Субъект – предприниматели. Объект – совокупная прибыль от всех видов деятельности. Ставки налога – пропорциональные (5% - 40%).

 

В России – 20%. Налог на сверхприбыль. Сверхприбыль – та прибыль, которая получена без усилий предпринимателя.

Если прибыль > среднеотраслевой => это сверхприбыль (могут достичь 90%).

 

4. Налог с наследства и дарения (в России налог с 2006 года отменен с наследства). Объект – наследуемое имущество (движимое, недвижимое).

Справки налога с наследства – прогрессивные. Чем больше степень наследства, тем выше ставка. Также важна очередность.

Налог с дарений (в России максимум дарения - 40%). Дарение – движение недвижимого имущества. Ставки – прогрессивные. Оценка – по рыночной стоимости, по страховой.

 

5. Налог на прирост капитала. Взимается только при продаже недвижимого имущества. Объект – продаваемое недвижимое имущество. Субъект – продавец. Только рыночная оценка. Ставки налога пропорциональные (20-30% - по странам).

 

6. Налог на доходы от денежных капиталов.

А) доход в виде % по депозитным вкладам (максимум – 15%, ставки налога: 5-6% в России);

Б) налог на дивиденды по акциям (ставка налога – 10-15%);

В) % по государственным облигациям (ставка налога – 6%), ставки – пропорциональны.

Косвенные. Налоги на потребление.

 

1) Акцизы.

 

Субъекты акциза – либо предприниматели, либо продавцы, либо покупатели товара на внутреннем рынке.

Носитель – покупатель.

Объект – товар.

Источник – доход потребителя.

Единица – руб, тонна

Ставка – руб/тонна

Объект индивидуального акциза – товар (движимый).

 

Первые акцизы – индивидуальные.

Откуп: при отсутствии налогового аппарата либо при слабом его развитии государству выгодно отдавать право сбора налогов частным лицам.

ОткупщИк сразу вносит всю сумму налога и получает право сбора налога. Объект откупа – товар, производимый налогоплательщиками.

Методы подсчета потенциального объема производства:

-по мощности оборудования

-по числу работающих

-по сырью

 

Подсчет – по готовой продукции. Бандероль. Сорвать бандероль можно было только уплатив сумму налога.

 

В связи со сложностью исчисления оптимума объема производства, со сложностью осуществления контроля для упрощения взимания осуществляется переход к универсальным акцизам. Объектом универсальных акцизов является оборот по продаже T.

Первой формой учета акцизов был:

-налог с оборота взимался на каждой стадии продвижения Т. от произведения к потреблению (в % от цены)

-был заменен налогом с продаж (взимался только на 1 стадии – в розничной торговле)

-был заменен НДС (форма акциза)

 

1954 – во Франции, 1967 – в Дании

 

Потом – во всех странах Западной Европы, большая часть поступлений.

Налог на стоимость, добавленную обработкой или переработкой.

Добавленная стоимость: (=труд+амортизация+прибыль)

1. з/пл

2. прибыль

 

Ставки по индивидуальным акцизам, как правило, устанавливаются в абсолютной сумме на единицу (доллары на баррель и т.д.).

А универсальные акцизы - % по обороту. Ставка НДС – только к з/пл и прибыль. Есть метод налогового кредита.

 

В России:

НДС: метод налогового кредита

1) применение ставки ко всему обороту

2) сумма налога уменьшается на сумму, внесенную в предыдущем звене

 

1991 год – введен НДС взамен налога с оборота

 

Условный пример исчисления налога с оборота, налога с продаж и НДС

 

Показатели Стадии движения T
  Производство Оптовая торговля Розничная торговля
I. налог с оборота:   добавленная стоимость   облагаемая стоимость   оклад налога – 4%   цена продажи     100,0   100,0   4,0   104,0     25,0   129,0   5,16   134, 16     75,0   209,16   8,37   217,53
II.налог с продаж   цена   налог (оклад) – 4%   цена продажи (реализации)     100,0     100,0     125,0   -   125,0     200,0   8,0   208,0
III.НДС   добавленная стоимость   налог (оклад) – 4%   цена продажи     100,0   4,0   104,0     25,0   1,9   130,0     75,0   3,0   208,0

 

Исчисление НДС методом налогового кредита

 

Стадии движения T Ставки налога Стоимость закупки Добавленная стоимость
5% 1000,0
4% 1000,0 500,0
10% 1500,0 2000,0

 

0 – 1000,0*5%=50,0 -> бюджетный фонд

1 – 1500,0*4%=60,0-50,0=10,0

2 – 3500,0*10%=350-60=290,0

 

Фискальные монополии (право одного в интересах казны) -> государство.

 

Фискальная монополия – право государства производительность и продавать товар (спиртные напитки, табачные изделия, соль и т.п.). Цель: увеличение государственного бюджета.

Полная монополия предполагает право и на производство, и на продажу.

 

Винная монополия – неполная, т.к. специальный спирт находится не под монополией государства.

 

Элементы любой фискальной монополии:

Субъект – государство

Носитель – потребитель

Объект – товар

Источник – доход потребления

Масштаб (единица налога) – нет

Ставка – нет

Оклад – нет

 

Если отсутствует хотя бы 1 элемент, нельзя относить к налогу, это государственный дивиденд.

 

Таможенные пошлины.

Субъект – юридическое или физическое лицо, получившее право от государства на перемещение товара через государственную границу.

Объект – товар.

Носитель пошлины – физическое или юридическое лицо; возможно, если товар потом будет продаваться потребителям.

Источник пошлины – доход покупателя или доход субъекта пошлины.

Единица пошлины – есть, т.к. существует ставка.

По элементам – это налог. Но пошлина возмездна -> строго к налогам отнести нельзя.

 

99% в развитых странах – пошлины импортные (исторически фискальное назначение).

 

I. По цели установления:

1. Протекционистские: цель – защита отечественных производителей от импортного товара.

Ставки – 30-35% таможенной стоимости, не препятствует ввозу.

Подвид – сверхпротекционистские. Цель – препятствовать ввозу товара (ставка – 100-125%), не имеет фискальную функцию.

2. Антидемпинговые – заставляют импортера поднять цену до средней мировой.

3. Преференциальные (статистические) – 0,5% - нет границ, чтобы учитывать объем товаров, перевозимых через границу. Цель: создание благоприятного режима для некоторых государств.

 

II. По ставке:

1. Адвалорные (по фиксированной процентной ставке, зависящей только от стоимости товара).

2. Твердые.

3. Смешанные (комбинационные).

 

10000,0 ед. * 30% = 3000,0 ед.

 

Акциз: (10000,0 + 3000,0) * 10% = 1300,0

 

НДС: (1000,0+3000,0+1300,0)*18%

 

III. Займы.

 

ТЕМА 5. БЮДЖЕТ

1) Содержание понятия «бюджет»

2) Бюджетное устройство

3) Бюджетный процесс

 

Финансы (отношения) – финансовый план (документ) – финансовый фонд (деньги)

 

Бюджет Бюджет Бюджет
Бюджетные отношения Бюджет Бюджетный фонд
Бюджетные отношения Бюджетный план Бюджет
Бюджет Бюджетный план Бюджетный фонд

 

 

Бюджет – совокупность императивно-денежных отношений, в процессе которых формируется и исполняется бюджетный фонд.

Бюджетный план – документ, в котором документ получает суммарное выражение.

Бюджетный фонд – многоцелевой денежный фонд, образованный и исполняемый в ходе исполнения бюджетного плана.

 

В бюджете – перечень доходов и расходов.

Бюджетный план составляет МинФин. МинЭконом развития.

 

Бюджетный план – отражение финансового и социального развития. Бюджетный план – результирующий документ.

 

Принципы:

1) Полнота бюджета – включение в бюджетный план всех государственных доходов и государственных расходов полностью -> наличие одного бюджетного фонда, единой казны. В настоящее время ни одно государство этот принцип не соблюдает.

2) Единство бюджета. Единая схема построения бюджета бюджетных планов на территории государства. Действует около 30 тысяч бюджетов. Принцип соблюдается, воплощается на основе документа – «бюджетной классификации».

3) Реальность бюджетного плана. Все показатели должны быть экономически обоснованы.

4) Гласность бюджета. Прозрачность – публикуется в СМИ, обсуждается.

 

Функции бюджета.

 

1) Образование бюджетного фонда

2) Использование бюджетного фонда

3) Контрольная (осуществляется одновременно и с первой, и со второй)

 

Инструменты:

-Бюджетные доходы: налоги, неналоговые (займы и т.д.)

-Бюджетные расходы

 

Роль бюджета (схема №1)

 

Бюджетное устройство – принципы построения и организация бюджетной системы. Основано на государственном устройстве. У нас – федеративное (есть власти субъектов). Еще есть унитарные.

Бюджетная система включает в себя взаимодействие трех элементов: бюджетный аппарат (совокупность государственных учреждений), бюджет (федеральный, субфедеральный, местный), бюджетные фонды. Принцип построения: зависит от того, как организована денежная система.

 

Правила построения бюджетной системы:

1) Каждая административно-территориальная единица имеет свой бюджет и определенные права по отношению к нему.

2) Каждый бюджет должен быть автономен (бюджетный федерализм).

 

Каждая администрация должна расходы покрывать собственными доходами.

 

Схема бюджетного устройства в РФ.

I. Центральная власть (федеральный бюджет: республиканский бюджет РФ).

II. Власть субъекта федерации (бюджеты субъектов РФ).

III. Местная власть (местные бюджеты).

 

СПб делится на муниципальные округа (111).

 

В России нет понятия «государственный бюджет».

 

Консолидированный бюджетный план – расчетный план, существует только для Минфина.

 

Бюджетное устройство унитарных государств. В унитарных государствах 2 звена управления: центральная власть и частная власть. Государственный бюджет (унитарный бюджет) -> местный бюджет. Государственный бюджет СССР: союзный бюджет; государственный бюджет союзных республик; бюджет государственных социальных структур.

 

Бюджетный процесс – установленная законом деятельность государственных учреждений по составлению рассматривающего утверждения и исполнения естественных бюджетных планов.

 

Этапы (стадии, фазы) составления бюджетного плана:

-составление

-рассмотрение

-утверждение

-исполнение бюджетного плана

 

На каждом уровне бюджетной системы бюджетный процесс происходит самостоятельно.

 

Составление бюджетного плана на федеральном уровне. В бюджетном послании президента представлены контрольные цифры (определяют рамки). Составлением бюджетных планов занимаются исполнительные органы власти. Составлением бюджетных планов занимается министерство финансов по поручения правительства. Начинает с составления консолидированного бюджетного плана.

При составлении плана по расходам Минфин использует нормативный метод планирования.

 

Сумма БР = K*N, где N – норма расходов на одну планируемую единицу. K – среднегодовое число планируемых единиц (сеть учреждений; штаты – численность рабочего персонала; контингенты (конкретные показатели) - контингент учащихся, больных.

 

Нормы:

1) А) обязательные (твердоустановленные) (N – стипендия, питание в детских садах).

Б) расчетные нормы на содержание одного студента в год.

2) А) индивидуальные (по статьям расходов) (N – расходы на з/пл, на отопление)

Б) комбинированные (укрупненные): несколько видов расходов

В) «укрупненные измерители» (расходы на содержание 1 студента в год; расходы на койку в год) – расчетные

3) А) финансовые нормы (денежные)

Б) натуральные

 

Сводные отраслевые сметы (или сводный финансовый баланс) от разных министерств предоставляются в Минфин, чтобы определить сумму финансирования этих министерств. Сводный – сводит все расходы по всем учреждениям. В смете – только расходы. В балансе – доходы и расходы.

Во всех государствах время, на протяжении которого действует план, называется бюджетным периодом. Чаще всего, он совпадает с календарным годом (в Японии, США – не совпадает).

Процесс составления бюджетного плана начинается минимально за 9 месяцев до бюджетного периода.

 

Методы планирования доходов

 

Планирование доходов релятивно.

I. Автоматический: отчетные данные предыдущего года принимаются как план данного. Это – ожидаемое исполнение. В процессе ожидания оно постоянно корректируется. Это можно применять по тем налогам, где неизменен объект налога (земля: строение, недвижимость).

II. Статистический (метод экстрополяции (распространение тенденций прошлого на настоящее и будущее), метод мажорации (увеличения) и минорации (понижения)). Отчетные данные предыдущего года +/- %(тренд) -> план настоящего года. Тренд – тенденция изменения показателей. Определяется индекс увеличения или понижения. Можно использовать по налогу на прибыль, по НДС…по всем налогам.

III. Метод непосредственной оценки: корректировка экономических показателей в соответствии с принятыми изменениями в законодательстве. Применяется только тогда, когда есть изменения в законодательстве. Пример: увеличивается з/пл -> увеличивается подоходный налог. Отчетный год +/- %(тренд) +/- корректировка по законодательству -> план настоящего года.

 

В бюджете планирование осуществляется как текущее, так и перспективное. У нас – составляется на 3 года, но можно и на больший срок.

 

1999 – 2000 – 2001 – 2002 – 2003 (используем данные 1999 года для планирования всех остальных)

Бюджетные планы должны строиться одинаково в России (названия по доходам и расходам должны быть одинаковые).

 

Бюджетная классификация – организующий документ, относящийся к бюджетному законодательству (вместе с бюджетным кодексом), который обеспечивает единую схему бюджетных планов, возможность сведения отдельных бюджетов в сводные (консолидированные) и возможность составления отчетов о составлении бюджетных планов.

 

Она разрабатывается Минфином, утверждается Правительством.

Классификация – группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам с присвоением каждой группе (подразделению: разделу, главе, параграфу, статье) четкого названия и порядкового номера (кода). Всего существует 8 классификаций.

 

Классификация в мире:

1. Классификация доходов.

2. Классификация расходов: функциональная.

3. Классификация расходов: ведомственная.

4. Классификация расходов: экономическая.

5. Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета (для покрытия дефицита используются внешние займы).

6. Классификация видов государственных внутренних долгов.

7. Классификация видов государственных внешних долгов.

8. Структура расходов бюджетов субъектов федераций.

 

Классификация нужна для того, чтобы все одинакового называть.

 

1. Строится по принципу «источник дохода». Каждый налог – название раздела. Код у налога 7мизначный. Пример: налог на прибыль – 1010000, акцизы – 1040000, безвозмездные поступления от хозяйственных структур – 2040000.

2. Отражает направление бюджетных средств на основные направления расходования бюджетных средств. Пример: общегосударственные вопросы – 0100, национальная оборона – 0200, ЖКХ – 0500, образование – 0700.

3. Отражает распределение бюджетных средств по министерствам-ведомствам (ведомственность – подчиненность), по главным распорядителям кредитов (руководители министерств), которым предоставлено право распоряжаться бюджетными средствами как на содержание собственного аппарата, так и на содержание подведомственных учреждений.

4. Группирует расходы по признаку целевого, конечного использования бюджетных средств: з/пл – 211, коммунальные услуги – 223, пенсии – 261, прочие расходы – 290.

 

Бюджетополучатель - руководитель бюджетных учреждений (ректор и т.д.).

 

Бюджетные ассигнования – суммы бюджетных расходов по плану. Бюджетные кредиты – деньги, предоставляемые на основе плановых сумм.

 

Бюджетные ассигнования – метод финансирования.

Финансирование – процесс выделения денег из ЦДФ. Финансирование при бюджетном кредите – без предоставления денег. При кредитах открывается бюджетный счет на сумму плановых ассигнований. На счете 80 – в кредите. У бюджетных учреждений – расчетный или текущий счет.

 

Процесс начинается с составления консолидированного (сведение воедино) плана.

 

В ходе составления консолидированного бюджетного плана Минфин осуществляет бюджетное регулирование.

Финансовое планирование – наметка до наступления периода. Бюджетное регулирование – на стадии планирования (в отличие от финансового регулирования).

 

Бюджетное регулирование. Цель – сбалансировать все бюджетные планы, входящие в консолидированный бюджетный план.

 

Федеральный бюджетный план – в ведении Минфина.

 

С точки зрения бюджетного регулирования все доходы (налоги) подразделяются на:

-«закрепленные»

-«регулирующие»

 

Закрепленные – это продаваемые в полной сумме на определенный уровень бюджета: федеральный, субфедеральный, местный муниципальный бюджетный фонд.

 

Закрепленные за местными муниципальными бюджетными фондами:

-земельный

-налог с имущества физических лиц

 

За счет своих закрепленных доходов они покрывают максимум 10% расходов.

 

Субфедеральные:

-налог с имущества юридических лиц

-транспортный налог

-налог на игорный бизнес

 

До 15% расходов покрывают.

 

Федеральный:

-НДС

-НДФЛ

-Налог на прибыль

-Акцизы

-На добычу полезных ископаемых

-Государственная пошлина

-Таможенная пошлина

-Взносы во внебюджетные фонды и т.д.!!!

 

Разграничения бюджетных налогов между звеньями бюджетной системы – важный вопрос.

 

Один и тот же налог может быть закрепленным и регулирующим!

 

Регулирующие – передаваемые в определенной части нижестоящему бюджету.

 

Не все закрепленные федеральные – регулирующие:

-акцизы

-НДФЛ

-государственная пошлина

 

Устанавливаются нормативы отчислений в % от суммы федерального налога, поступающего на территорию субъектов федераций.

 

I метод бюджетного регулирования – метод отчислений от федеральных налогов.

 

В консолидированном бюджетном плане федеральные налоги составляют 95%

 

ТАБЛИЦА. См. листочек.

 

Межбюджетные отклонения – помощь финансовая:

1. Субсидии – целевое безвозмездное финансирование из вышестоящего в нижестоящее (КАД).

2. Субсидии – целевое, но предполагает долевое участие в покрытии расходов субъектов, которые она выделяет.

3. Трансферты – финансовая помощь центра субъектам федерации в случае их низкой «бюджетной обеспеченности». Цель трансферта – выровнять экономическое положение. 66 субъектов получают трансферты.

 

Цель бюджетного регулирования – сбалансировать все бюджетные планы.

 

Дотация – выделение денег из вышестоящих в нижестоящие в целях сбалансирования. Дотация – не целевая.

Составленный таким образом бюджетный план передается на рассмотрение исполнительными органами власти.

 

Смысл рассмотрения – устранение разногласий между Минфином и заинтересованными министерствами и ведомствами.

 

После рассмотрения может быть принят новый скорректированный план.

 

Бюджетный план сначала утверждается правительством, а потом отправляется в парламент: верхняя палата – совет федерации, нижняя палата – государственная дума (Грызлов).

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.76.91 (0.096 с.)