Финансовая стратегия и финансовая тактика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовая стратегия и финансовая тактика



В зависимости от характера поставленных задач, финансы подразделяются на:

• Финансовую стратегию

• Финансовую тактику.

Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических задач государства. Это генеральный план действия по обеспечению государства необходимыми денежными средствами. Финансовая стратегия предприятия охватывает все стороны деятельности предпирятия, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичные расчеты, налоговую и ценовую политики, политику в области ценных бумаг. Финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей условиям, сложившимся на рынке. Различают:

• Генеральную финансовую стратегию

• Оперативную финансовую стратегию

• Стратегия выполнения отдельных стратегических задач

Генеральной финансовой стратегией называют финансовую стратегию, определяющую деятельность государства на год.

Оперативная финансовая стратегия – это стратегия текущих манипуляций финансовыми ресурсами. Разрабатывается на квартал либо месяц. Оперативная финансовая стратегия разрабатывается в рамках генеральной стратегии, детализирует ее на конкретном промежутке вермени.

Стратегия выполнения честных целей заключается в умелом использовании финансовых операций, направленных на обеспечение реализации главной стратегической цели.

Главной стратегической целью финансов является обеспечение государства необходимыми и достаточными финансовыми ресурсами. Выделяют следующие задачи финансовой стратегии:

• Исследование характера и закономерностей формирования финансов в условиях рыночного хозяйствования

• Разработка условий подготовки возможных вариантов формирования финансовых ресурсов государства и действий финансового руководства в случае неустойчивого или кризисного финансового состояния.

• Выявление и мобилизация финансовых ресурсов

• Разработка способов подготовки выхода из кризисной ситуации

Финансовая стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, скачков инфляции и других форс-мажорных обстоятельств.

Финансовая тактика подчинена стратегии, в то же время, корректирует отдельные направления и способы использования финансовых ресурсов в рамках коротких отрезков времени. Фактически финансовую тактику можно рассматривать в качестве определенного этапа(стадии) реализации финансовой стратегии.

Финансовая стратегия и финансовая тактика диалектически взаимосвязаны. Задачи финансовой тактики не только вытекают из задач стратегии финансовой деятельности, но и самым существенным образом могут повлиять на решение финансовой стратегии.

 

30. Понятие ФМ, характеристика его составных звеньев и элементов – сис-ма установленных гос-вом типов, видов, методов и форм, инструментов и рычагов воздействия на экон. и соц. развитие общ-ва в процессе осущ-ния распределительных и перераспределительных финанс. отношений.

ФМ явл. составной частью, важнейшей подсис-мой хоз. механизма гос-ва. Его функци-ние происходит в процессе формирования и использования разнообразных фондов денеж. ср-в. Учитывая наличие различных сфер и звеньев финанс. отношений, следует рассмотреть его отдельные составные части в виде ФМ коммерч. п/п и хоз. орг-ций, ФМ некоммерч. орг-ций и учреждений, страхового механизма и механизма функц-ния гос. финансов.

В зависимости от степени участия гос-ва разл. дерективный и регулирующий ФМ.

В зависимости от территории разл. гос. и местные органы власти.

ФМ гос-ва направлен на стабилизацию его финансов, совершенствование управления ими и укрепление финанс. законодат-ва и внешнеэкон. связей.

ФМ местных органов власти направлен на финанс. обеспечение территории.

В зависимости от сфер и звеньев финанс. сис-мы разл. ФМ:

- бюджетных;

- целевых бюджетных и внебюджетных фондов;

- п/п и орг-ций по произ-ву товаров;

- орг-ций сферы услуг;

- финанс. рынка.

В то же время ФМ содержит определ. функциональные звенья, имеющие количественную и качественную определенность. Количественная определенность проявл. в сумме ресурсов, выделяемых на те или иные цели, что явл. основой функц-ния ФМ. Одновременно важно и то, каким образом осущ-лось формирование предоставленных финанс. ресурсов, в каких формах и по каким каналам происходило их движение, на каких условиях они предоставлялись и использовались. Это хар-ет качественную определенность действия ФМ.

31. Методы функционирования финн механизма Выделяют методы, кот-е раскрывают конструкцию ФМ:

Финанс. обеспечение – осущ-ется за счет собственных, заемных и привлеченных ресурсов. Оно реализуется посредством установления сис-мы, кот-я может осущ-ться в нескольких формах: самофинанс-ние, кредитование и безвозвратное финанс-ние.

Финанс. регулирование связано с регламентированием распределительных отношений в общ-ве в целом, в отраслях нар. хоз-ва и на п/п различных форм собственности. Оно связано с регламентированием распределительных отношений на основе конкретных методов распределения таких как:

― сальдовый метод – закл. в распределении доходов по элементам с выделением итогового (сальдового) остатка;

― нормативный метод основан на распределении дохода по нормативам;

― налоговый метод определяет ставки, сроки, устанавливаемые для отдельных элементов экон. показателей п/п.

Финанс. регулирование осущ-ется с помощью инструментов и рычагов, способствующих формированию финанс. ресурсов и управлению движением денеж. ср-в., инвестиционной деят-ти. К ним относят: доход, прибыль, амортизационные отчисления, цена, дивиденды, % ставки, вклады, паевые взносы, инвестиции, сис-ма расчетов, курсы валют, цен. бумаги, дисконт.

Рычаги по своим ф-иям делятся на: стимулы, санкции, лимиты, нормы, нормативы.

В виде стимулов выступают льготы и особые условия кредитования.В кач-ве санкций – штрафы, пени, неустойки.

Состав ФМ.

3 элемента орг-я,планир-е,стиулир-е

Орг-ция ФМ – сис-ма мер, направленных на рациональное сочетание труда, ср-в произ-ва и технологий в процессе управления финансами. Орг-ция ФМ сводится к объединению людей, совместно реализующих функциональную программу на основе определ. правил и процедур.

К организационным структурам относят: создание органов управления финансами, построение структуры аппарата управления, разработка методик, инструкций, норм и нормативов.

Координация – согласованность всех работ в рамках звеньев механизма аппарата управления и специалистов. Она обеспечивает единство отношений ФМ и финанс. ресурсов.

Регулирование – воздействие механизма на финанс. ресурсы посредством достижения состояния устойчивости финанс. сис-мы при возникновении отклонений от заданных парамаетров.

Планирование – процесс выработки плановых заданий, составление графика их выполнения, разработка финанс. планов и программ, обеспечение их ресурсами и рабочей силой, контроль за их выполнением.

Стимулирование выражается в использовании финанс. стимулов для повышения эффективности производственной и торговой деят-ти.

Финанс. стимулы: цена, кредит, использование прибыли для самофинанс-ния, премии, финанс. санкции, налоги, % ставки, дивиденды.

ФМ – инструмент воздействия Ф. на хоз. процесс, под кот-м понимается совокупность производств., инвестиционной и финанс. деят-ти хоз. субъекта. Поэтому ФМ выполняет те же ф-ии, что и Ф, но и вместе с тем ему присущи свои ф-ии:

- орг-ция финанс. отношений;

- управление денеж. потоком, движением денеж. ср-в и соответствующей орг-ции финанс. отношений.

33. Структуру ФМ составляют 5 взаимосвязанных элементов:

Финанс. метод – способ воздействия финанс. отношения на хоз. процесс, кот-й вкл. в себя прозводств., инвестиционную и финанс. деят-ть.

Финанс. метод отвечает на вопрос «Как действовать?».

Действие ФМ определяется в формировании и использовании денеж. фондов.

К финанс. методам относят:

- планирование – прогнозирование – инвестирование - кредитование

- страхование - сис-ма расчетов

Финанс. рычаг – прием действия финанс. метода.

К финанс. рычагам относят:

- прибыль – доходы - амортизац. отчисления - % ставки - финанс. санкции - формы расчетов - виды и формы кредитов

Правовое обеспечение ФМ вкл. законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и др. правовые док-ты органов управления.

Нормативное обеспечение ФМ образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифы, методические указания и их разъяснения.

Информационное обеспечение ФМ состоит из разного рода вида экон., коммерч., финанс. и прочей инф-ции.

Источником финанс. инф-ции явл. бух., статистический и оперативный учет.

Бух. учет вкл. в себя финанс. бух. учет и управленческий бух. учет.

Финанс. бух. учет отражает финанс. состояние хоз. субъекта за прошедший период.

Управленческий бух. учет – инф-ция, используемая при принятии решения в отношении будущего хоз. субъекта и в отношении видов инвестиционной и финанс. деят-ти.

 

34.Управление Ф. – действия гос-ва, направленные на выработку, реализацию и совершенствование финанс. пол-ки.

Ф. могут быть как объектом, так и субъектом управления. Объектом управления Ф. явл. тогда, когда осущ-ются такие стадии управления как создание, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование форм финанс. отношений. Субъектом управления Ф. явл. тогда, когда происходит стадия практического применения выработанных форм финанс. отношений.

Выделяют след. стадии управления Ф.: 1) познание закономерностей развития Ф.; 2) формирование форм и методов финанс. отношений, обеспечивающих реализацию ф-ий финансов; 3) применение этих форм на практике и проверка их соответствия экон. нормативно-законодательным актам; 4) анализ результатов проверки; 5) совершенствование форм и методов финанс. отношений

Стадии управления Ф. образуют звенья управления Ф.:

- выработка и создание форм финанс. отношений и их взаимодействия (финанс. право);

- практическое применение форм финанс. отношений (финанс. планирование и прогнозирование);

- проверка соблюдения, изучение, анализ действующих форм финанс. отношений с целью подготовки предложений для их дальнейшего совершенствования (финанс. контроль).

Гос. управление Ф. вкл. след. направления: 1) макроэкон.; 2) микроэкон.; 3) прямое административное воздействие; 4) прогнозирование экон. и соц. развития в совокупности с важнейшими финанс. показателями.

Управление финансами предполагает, что гос-во использует Ф. в кач-ве инструмента управления нар. хоз-вом, воздействуя с их помощью на весь процесс обществ. произ-ва. Такое воздействие может быть количественным и качественным.

В управлении финансами выделяют след. элементы:

- планирование

- оперативное упр-ние

- контроль

В теории финансов различают:

- стратегическое управление – выражается в определении финанс. ресурсов ч/з прогнозирование на перспективу, установление размера финанс. ресурсов для осущ-ния финанс. программ. Это обязанность органов гос. и хоз. управления, т.е. парламента, администрации президента, МинФина, мин-ва по налогам и сборам.

- оперативное управление – главная ф-ия аппарата финанс. сис-мы, реализуемая в повседневной текущей работе финанс-ми службами п/п, отраслевых министерств и комитетов, работниками финанс. служб, мин-вом эк-ки, мин-вом по налогам и сборам. При выработке управленческих решений финанс. хар-ра учитываются требования экон. и юрид. законов, результаты финанс. деят-ти за истекший период, перспективы развития эк-ки в планируемый период, изучается возможность использовать экономико-математические методы.

 

 

35. Организация управления финансами. Совокупность всех институтов и организационных структур, осущ-ющих управление Ф-ми, представляет финанс. аппарат. В РБ к нему относятся след. группы спец. органов:

1)органы общ. управления Ф-ми;

2) органы оперативного управления Ф-ми;

3) органы отраслевого управления Ф-ми.

К 1-ой группе: Прези­дент РБ, Нац. собрание РБ и Совет Министров при Президенте РБ. Эти органы определяют финанс. пол-ку гос-ва; утверждают финанс. законодат-во; осущ-ют общ. контроль за соблюдением финанс. законодат-ва.

Ко 2-ой группе: МинФин РБ, Мин-во по налогам и сборам РБ, Нац. банк РБ, мин-во эк-ки, ГТК, комитет по цен. бумагам, ФСЗН. Они проводят в жизнь финанс. пол-ку, т.е. разрабатывают проект форм и методов финанс. отношений и издают, после их утверждения Нац. собранием, инструк­ции; контролируют соблюдение установленных форм и методов финанс. отношений и изучают их действенность; вносят пред­ложения в Нац. собрание по совершенствованию форм и методов финанс. отношений.

Важное место в сис-ме управления Ф-ми отведено МинФин-у РБ. МинФин проводит единую финанс., бюджетную, налоговую, валютную пол-ку, утвержденную парламентом, президентом, прав-вом РБ. Оно явл. центр. органом управления Ф-ми в РБ, проводя свою деят-ть ч/з департаменты и финанс. управления областных и городских исполкомов, организует финанс. деят-ть подведомственных п/п, объединений, учреждений и осущ-ет контроль за их работой.

МинФин в соответствии с возложенными на него задачами осущ-ет многочисленные ф-ии: осущ-ние крат­косрочного и долгосрочного прогнозирования обеспечения респуб­ликанского бюджета финанс. ресурсами; проведение работы по совершенствованию налогового законодат-ва и подготовка проектов соответствующих актов; анализ влияния действующей налоговой сис-мы на обеспечение доходной части бюджета и на финанс. состояние субъектов хоз-ния.

Исходя из многочисленных ф-ий по управлению Ф-ми, мин-во наделено и большими правами.

Мин-во по налогам и сборам РБ имеет вертикальную структуру. Ему подчинены налоговые инспекции областей, районов, городов. Оно функц-ет самостоятельно, т.к. не входит в состав местных финанс. органов.

К 3-ей группе: финанс. управления, финанс. отделы министерств, ведомств, п/п, орг-ций, учреждений.

 

 

36. Финанс. планирование (ФП), его содержание, принципы и задачи.

ФП – разновидность управленч.деят-ти, направл-ной на определение необходимого объема фин. ресурсов, их оптимального распред-ния и эффективного использования.

ФП – процесс обоснования на определ. период движения денеж. ресурсов и соответ-ныхфинанс. отношений. Глав.значением ФП и прогнозирования становится предвиденье поступления доходов, определение расходов, расчет результативности каждой хоз. и фин. операций, обоснование наиболее выгодного направления финанс. ресурсов, установления на некот-е время равновесия в поступлении (наличии) денеж. ср-в и расходов для обеспечения платежеспособности и устойчивого финанс. положения.

Объектом ФП выступает финанс. деят-ть гос-ва (или хоз. субъекта), заключающаяся в мобилизации денеж. поступлений и использование их на текущие нужды, расширение, обновление произ-ва. Осн. цели ФП состоят в обосновании мероприятий фин.пол-ки и фин. возможностей в ее реализации.

В процессе составления финанс. планов решаются след. задачи:

• определяется предполагаемое поступление денеж. ср-в исходя из намеченного объема произ-ва и реализации продукции, оказания услуг, с учетом заключенных договоров и реал.конъюнктуры рынка;

• обосновывается необходимость затрат;

• рассчитывается эффективность каждой крупной хозй или фин. операции (до и после ее проведения) с точки зрения конечных финанс. результатов;

• обосновывается финанс. стратегия;

• прогнозируются оптимальные пропорции в распределении ресурсов;

• изучается возможность и целесообразность привлечения фин. ресурсов за счет выпуска цен.бумаг, получения кредитов, займов, фин. помощи;

• выявляются внутрен. резервы произ-ва и повышение его рентабельности на базе имеющихся материал.и труд. ресурсов, производств. мощностей, а также перспективы внедрения достижений научно-технич. прогресса и совершенствование произ-ва;

Принципы ФП:• гибкости – необходимость создания резервов безопасности, составление многовариантных расчетов, моделирование хоз. ситуаций для выполнения поставленных фин. пол-кой гос-ва задач; • координации – т.е. взаимосвязь и синхронность производств. и финанс. планов, планов движения материал. и денеж. ресурсов планов на разных ур-нях гос. управления, планов отдельных подразделений п/п;• непрерывности, обеспечивающий систематичность ФП в рамках установленного горизонта планирования.Во внутрефирменномФП имеются специфич. принципы:• соотношения сроков – получение ср-в и их использование должно происходить точно в установленные сроки;• платежеспособности – планирование движения денеж. ср-в должно обеспечивать платежеспособность п/п, т.е. наличие ликвидных ср-в, достаточных для погашения краткосрочных обязательств;• рентабельности капиталовложений – состав и структура источников финанс-ния должны быть таковы, чтобы цена заемного капитала оказалась ниже, чем рентабельность проектируемых инвестиций;• сбалансированности рисков – финанс-ние особенно рисковых инвестиций за счет собственных ср-в;• приспособления к потребностям рынка – нужно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления коммерч. кредитов покупателям продукции;• предельной рентабельности – выражает осн. цель предпринимател.деят-ти, т.е. обеспечение максимальной рентабельности;• точности – планы п/п должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой это позволяют внеш. и внутр. условия деят-ти п/п-я.

 

37. Хар-тика и осн. принципы централиз. финанс. планов.

Финанс. план – особая форма плана, показатели кот-го всегда отражаются в денеж. выражении и обосновывают движение финанс. ресурсов на определ. период.

По степени принуждения к исполнению выделяют:

- обязательные

- директивные

- индикативные

По продолжительности:

- краткосрочные

- среднесрочные

- долгосрочные

По способу разработки и исполнения:

- твердые

- скользящие

По географической зоне применения:- государственные

- национальные

- региональные

- отраслевые

- планы предприятий

Централизованныефинанс. планы – обосновывают движение общегос.финанс. ресурсов, фиксируют перераспределительные процессы,фиксируют перераспределительные процессы,осущ-емыефинанс. сис-мой гос-ва. При этом учитываются требования финанс. пол-ки, проводимой гос-вом на данном этапе экон. развития. По форме они всегда явл. сводными финанс. планами.

Признаки таких планов:

• объектом всегда выступают общегос. ресурсы, формируемые и распределяемые на макроур-не;

• охват – сфера финанс.деят-ти гос-ва, его финанс. взаимоотношения с участниками воспроизводств.процесса, и образующиеся при этом стоимостные пропорции;

• осн. цель – обоснование финанс.пол-ки гос-ва на конкретный период, базирующийся на определении его финанс. возможностей удовлетворения общегос. потребностей.

Их осн. задания намечают доходы и расходы всех централиз. фондов денеж. ср-в, создаваемых на макроур-не, определяют источники, пути их формирования и использования.

Республиканские и местные бюджеты разрабатываются в форме баланса, вкот-м все доходы и расходы на текущий период планируются в соответствии с программой экон. и соц. развития страны и ее регионов.

Финанс. планы целевых и нецелевых бюджетных фондов имеют форму сметы доходов.Гос. бюджет, включая центральные и местные бюджеты, явл. координирующим финанс. планом соответствующих территорий.По звеньям финанс. системы:

- гос. бюджет

- финанс. обеспечение общегос. программ

- бюджеты централиз. фондов

По ур-ню движения финанс. ресурсов:

- общегос.финанс. планы

- финанс. планы отдельных регионов

 

38. Виды децентрализ. финанс. планов.

Децентрализ.финанс. планы обосновывают индивидуальный кругооборот денеж. ср-в конкретного субъекта хоз-ния. Их назначение состоит в определении доходов и расходов данного объекта, финанс. результаты его деят-ти и соответствующие отношения, опосредующие движение финанс. ресурсов.

Финанс. план хоз. субъекта – плановый док-т, отражающий объем поступления и расходования ср-ва на текущий и долгосрочный период.

Бюджет – финанс. план, отражающий расходы и поступления ср-в по операционной, инвестиционной и финанс.деят-тип/п-я. Текущий бюджет составляется на срок до 1 года и охватывает традиционную деят-тьп/п-я. Капитальный бюджет (на срок >1 года) связан с инвестиционной деят-тьюп/п-я.

Смета – форма планового расчета, определяющая потребность п/п-я в денеж. ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей.

Расчетный баланс доходов и расходов составляется на год. В 1-ом разделе плана «Доходы и поступления» отражается прибыль, амортизационные отчисления, поступления от выпуска цен. бумаг, внешние источники финанс-ния, инвестиционной деят-ти. 2-ой – «Расходы и отчисления» – показывает распределение чистого дохода п/п-я, привлеченных и заемных ср-в на цели расширенного воспроиз-ва, приобретение цен. бумаг, выплату дивидендов использование резервных фондов, оказание соц. поддержки работникам п/п-я. 3-ий раздел – взаимоотношения с бюджетной сис-мой. На нем отражается уплата налогов и отчисления в целевые бюджетные и внебюджетные фонды, а также поступления бюджетных ср-в и различного ур-ня.

План движения денеж. ср-в по видам деят-ти. Этот план рекомендуется составлять на год с поквартальной разбивкой. Он предусматривает поступление денеж. ср-в из всех источников и все затраты на произ-во и реализацию продукции, инвестиции, соц. развитие, уплата налогов.

Платежный календарь – инструмент оперативного управления денеж. потоками п/п. В нем 2 раздела: в1-ом разделе «Предстоящие платежи» отражаются все расходы и платежи, проходящие ч/з расчетный или ссудный счет в банке; во 2-ом разделе – «Предстоящие поступления денеж. ср-в – указываются планируемы источники покрытия затрат. В платежном календаре доходы и расходы должны быть сбалансированными, либо поступление денеж. ср-в должно превышать расходы. Платежный календарь используется для контроля за платежеспособностью и кредитоспособностью. Он разрабатывается путем уточнения и конкретизации планируемых показателей очередного квартала и разбивки этих показателей по месяцам.

Кредитный план – план поступления кредитов и их погашения в намеченные кредитным договором сроки.

Кассовый план – план оборота наличных денег, проходящих ч/з кассу п/п. Содержит 4 раздела. В 1-ом содержится наличие ср-в, поступаемых в кассу, во 2-м – расходы наличными деньгами, в 3-м – ФОТ и др. выплаты на квартал, в 4-ом – сроки и сумма выплат наличными деньгами, согласованные с банком, осущ-ющим обслуживание п/п.

Бизнес-план – программа деят-тип/п, обоснование его стратегий и тактических мер их осущ-ния. Бизнес-планы используются для обоснования текущего и перспективного планирования развития п/п, выбора деят-ти, возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возвратозаемных ср-в, предложений по созданию совместных и иностранных п/п, целесообразности оказания мер гос. поддержки в приватизации и разгосударствления объектов гос. собственности. Осн. элементы бизнес-плана:

- прогноз объемов реализации (выручки)

- план доходов и затрат

- баланс денеж. расходов

- баланс активов и пассивов

- график достижения безубыточности

По форме собственности п/п различают: финанс. планы гос., арендных, кооперативных, акционерных общ-в, совместных п/п, иностранных п/п, частных фирм, общественных организаций

Финанс. планы бюджетных учреждений носят название смет и определяют в основном их расходы, а в случаях поступления дополнительных источников доходов разрабатываются приходно-расходные сметы, обосновывающие все поступления и расходы по хоз.деят-тип/п-я.

39. Специфика составления финансовых планов в зависимости от периода действия. Все финанс. планы в зависимости от периода их действия:

перспективные – разрабатываются на срок 3, 5, 10 и более лет. Они хар-ются укрупненными показателями, отражают осн. источники доходов и направления расходов.

Исходной базой для их разработки явл.: оценка материальных и финанс. ресурсов, состояние произ-ва, потребностей и возможностей его расширения, конкурентоспособность продукции, ее реализация, исходя из конъюнктуры рынка для прогнозирования денеж. поступлений.

2-ой базовый элемент – укрупненные нормативы: ставки налогов, отчислений, нормативы, обосновывающие наиболее рациональные пропорции в распределении финанс. ресурсов.

текущие – задания на текущий год, кот-е детализируются на более короткие периоды времени. Составляются на основе след.показателей:

- производственных заданий по объему произ-ва,

- сметы заданий по реализации произ-ва,

- сметы доходов и расходов на содержание учреждений, состоящих на балансе,

- бух.отчетов, балансов за истекший период.

оперативные – кратковременные прогнозы поступления доходов и определения возможностей покрытия текущих платежей. Они составляются на 10, 5 или 1 день. Их цель – обеспечить устойчивое положение п/п-я.

 


 

40. Методы план-ния – приемы расчета показателей. Выделяют методы ФП: • нормативный – на основе заранее установленных норм и технико-экон. нормативов рассчитывается потребность хоз. субъекта в финанс. ресурсах и их источниках. Норма – установленная мера, какая-то средняя величина. К финанс. нормам и технико-экон. нормативам относятся ставки налогов, норма амортизационных отчислений, норматив отчислений в ремонтный фонд, норматив товарных запасов, норматив потребности в оборотных ср-вах, тарифные ставки, должностные оклады.

коэффициентный – имеет в своей основе корректировку плановых заданий истекшего периода исходя из фактически достигнутых результатов и прогнозов на предстоящий период. Им можно рассчитывать доходы, расходы, прибыль, оборотные ср-ваи др. показатели нового периода;

расчетно-аналитический – основан на анализе движения финанс. ресурсов за истекший период; за базовый индекс принимаются изменения этого индекса в плановом периоде, а затем рассчитывается плановая величина этого показателя. В основе этого метода лежит использование экспертной оценки.

балансовый –путем построения баланса достигается увязка имеющихся в наличии финанс. ресурсов и фактической потребности в них;

оптимизаций плановых решений – разработка нескольких вариантов планового показателя, из кот-х выбирается наиболее оптимальный результат. Сущ-ют 2 направления выбора хоз. вариантов: 1) если даны ресурсы, то стремятся получить наилучший результат их использования;

2) если дан результат, то пытаются свести к минимуму расход ресурсов.

экономико-математического моделирования (ЭММ) – позволяет найти количественное выражение взаимосвязей м/у финанс. показателями и факторами, влияющими на величину этого показателя.

41.Финанс. контроль (ФК) + макро уровень

Финансам как экономической категории присуща контрольная функция, т.е. объективная способность создавать определенные последствия в экономике при их субъективной организации. Финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Если контрольная функция финансов является свойством самих финансов, то финансовый контроль является деятельностью соответствующих органов, организующих и осуществляющих этот контроль.

Фин. Контроль – это целенаправленная деятельность уполномоченных органов по обеспечению выполнения субъектами хозяйствования установленных форм и методов реализации финансовых отношений, анализу их эффективности и разработке предложений по их совершенствованию.

Целью фин. контроля является содействие формированию научно обоснованной финансовой политики, эффективного финансового механизма. Фин. контроль тесно связан и осуществляется одновременно с другими элементами управления, такими как финансовое планирование, оперативное управление финансами.

Результатами фин контроля являются различные факты экономической жизни (как правило, отрицательные) и количественные показатели.

Фин контроль выступает как эффективный механизм обратной связи в цепочке от постановки целей и задач фин политики до получения практических результатов развития экономики.

Задачи финн контроля, его виды, формы и методы, субъекты и объекты следует рассматривать в зависимости от уровня осуществления контроля, т.е. проводится он на макро или микроуровне. Фин. контроль на макро уровне – это контроль за организацией и функционированием финансов в масштабах всего государства. Объектами контроля на этом уровне выступают государственные финансы. Предмет: сводные финансовые планы, сметы, отчеты об их исполнении в территориальном и отраслевом разрезах. Субъектами контроля выступают законодательные органы власти и гос органы управления. Контроль в сфере гос финансов представлен в виде налогового, бюджетного контроля, страхового и банковского надзора.


 

42.Контроль на микроур-не – контроль на ур-не отдельных п/п, объединений, орг-ций, учреждений всех форм собственности.

Задачи:

1) обеспечение соблюдения п/п соблюдения закондат-ва в области финансов;

2) обеспечение своевременности и полноты выполнения субъектамихоз-нияфиз. Обязательств перед бюджетом;

3) выявление внутрипроизводственных резервов роста финанс. ресурсов;

4) содействие рациональному расходованию всех видов ресурсов, правильному ведению бух.учета, составления отчетности.

Объектом контроля выступает финансово-хоз. деят-тьп/п.

Предметом выступают финанс. показатели (прибыль, доход, с/с, налоги, отчисления).

ФК осущ-ется экон. Службами п/п, отдельными его специалистами, а также аудиторскими орг-циями.

Выделяют след.универсальные принципы:

1) независимость;

2) объективность;

3) компетентность (работы с доументацией);

4) гласность (доступность результатов).

А также более прикладные принципы:

- результативность;

- четкость и логичность предъявленных контролерами требований;

- неподкупность субъектов контроля;

- обоснованность и доказательность инф-ции, приведеннойв актах проверок и ревизий;

- презумпция невиновности;

- согласованность действий всех контролирующих органов.

43.Виды и Формы ФК В результате реорг-ции контрольных органов в РБ был создан комитет гос. контроля.

ФК в зависимости от субъектов, целей, задач и функционального назначения подразделяется на:

- государственный;

- ведомственный;

- внутрихоз.;

- общественный;

- негосударственный (аудит).

Гос. ФК применяется в отношении любого объекта контроля независимо от подчиненности и формы собственности. Он осущ-ется органами гос. власти и гос. управления общей компетенции (президентом, парламентом, правительством, МинФин-ом, Мин-вом по налогам и сборам). Объектом этого контроля явл. соблюдение финанс. законодат-ва и финанс. интересов гос-ва. Гл. цель: обеспечить мобилизацию, рациональное и эффективное использование ФР страны в производств. и непроизводственных сферах.

Ведомственный ФК осущ-ют все мин-ва и ведомства по отношению к подведомственным им п/п, орг-циям, учреждениям. Для этого в составе мин-в и ведомств, отделов исполкомов местных советов создаются контрольно-ревизионные группы. Объектом явл. производств. и финанс. деят-ть подведомственных орг-ций,п/п, учреждений.

Внутрихоз. ФК осущ-ется спец. службами на самом п/п. Его объектом явл. финанс.-хоз. деят-ть самого п/п, а также его структурных подразделений.

Обществ.контроль осущ-ют отдельные физ. лица (специалисты) или группы лиц (ревизионные комиссии) в партийных, профсоюзных, садоводческих и др. обществ. орг-циях. Его объектом явл. финанс.-хоз. сторона функц-ния данных п/п.

Независимый контроль проводится спец. вневедомственными органами, т.е. аудиторскими фирмами (аудиторами ИП).

Аудит – независимый платный ФК, а также сис-ма оказания платных услуг по совершенствованию хоз. деят-ти. Назначение аудита: удовлетворение потребностей заказчиков в объективной инф-цииофинанс. состоянии объекта проверки с целью оценки егофинанс. положения. Его объектом явл. финанс.-хоз. деят-ть п/п, орг-ции учреждения. Контроль осущ-ется в соответствии с заключенным договором и за определ. вознаграждение.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.7 (0.118 с.)