Финансовая политика: определение, структурные элементы, подходы к классификации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовая политика: определение, структурные элементы, подходы к классификации.



Финансовая политика - совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами с целью определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.

Содержание ф.п. раскрывается в её структурных элементах:

- выработка научных концепций развития финансов

- определение основных направлений использования финансов на ближайший период и на перспективу

- выработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов.

Ф.п-у можно классифицировать не только по содержательному признаку, но и по другим критериям:

  • по территориальному критерию: общегосударственная (федеральная), региональная и местная.
  • по временному: финансовая стратегия и финансовая тактика. Финансовая стратегия включает крупномасштабные цели и задачи финансовой политики, оказывающие влияние на развитие общества в целом, реализация имеет долговременный характер. В настоящее время к финансовой стратегии относится проведение налоговой реформы, бюджетной реформы, политики в области управления государственным долгом РФ, пенсионной реформы, реформы образования и других отраслей социальной сферы.

Финансовая тактика объединяет задачи и мероприятия финансовой политики, которые относятся к определенному этапу экономического развития и должны быть реализованы в конкретном финансовом периоде. Примером финансовой тактики являются снижение ставки налога на добавленную стоимость и ставки единого социального налога, введение социальных льгот и гарантий социально незащищенным, малообеспеченным слоям населения.

  • в зависимости от объектов воздействия выделяют финансовую политику в сфере финансов субъектов хозяйствования и в сфере гос-ных и мун-ных финансов. В составе последней можно выделить бюджетную политику и политику в области гос-ого социального страхования.

Бюджетная политика государства — главная составная часть финансовой политики, определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений. Основные цели и задачи бюджетной политики на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу определяются в ежегодном Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию.

Политика в области гос-ного социального страхования позволяет сгладить воздействие неблагоприятных факторов, влияющих на трудоспособность населения, стимулировать создание безопасных условий жизни и труда, добиться улучшения состояния здоровья нации и сгладить неблагоприятное воздействие рыночных условий хозяйствования на социально незащищенные слои населения.

Финансовая политика в сфере финансов субъектов хозяйствования включает разработку основных мероприятий в области государственной амортизационной политики, развития приоритетных видов деятельности, регулирования деловой активности субъектов хозяйствования в соответствии с целями экономического развития государства.

 

 


7. Задачи финансовой политики РФ на современном этапе.

Современная финансовая политика является составной частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются исполнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ на очередной финансовый год. Региональные органы власти и органы местного самоуправления строят финансовую политику на подведомственной территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации. Поскольку именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на других уровнях управления, этот факт обусловливает необходимость рассмотрения ее особенностей на современном этапе.

Финансовая политика Российской Федерации в настоящее время определяется положениями Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003—2005 гг.), Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 гг., Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г., Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2005 году» и Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, Принципов реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации в 2003—2004 гг. и на период до 2006 г.

В соответствии с перечисленными документами современная финансовая политика нацелена на формирование модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом экономического роста, повышение благосостояния населения. В ее составе главное место отводится бюджетной политике, которая в свою очередь подразделяется на политику мобилизации доходов в бюджеты всех уровней, политику в области бюджетных расходов и политику в сфере межбюджетных отношений.

Главной стратегической задачей бюджетной политики на современном этапе является проведение бюджетной реформы, предполагающей переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров. В связи с этим к основным задачам бюджетной политики на среднесрочную перспективу относятся:

· переход от сметного финансирования бюджетных учреждений и прямого предоставления значительной части бюджетных услуг к принципу их оплаты в соответствии с получаемыми обществом результатами. Для реализации этой задачи предлагается провести инвентаризацию действующей сети получателей бюджетных средств с точки зрения соответствия их функций и задач государственным нуждам; уточнить правовой статус и провести реорганизацию действующих бюджетных учреждений; внедрить новые формы финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг — нормативно-подушевое финансирование и государственный (муниципальный) социальный заказ;

· реформирование бюджетного учета, что предполагает изменение Бюджетной классификации РФ в соответствии с требованиями международных стандартов, а также с учетом функций, выполняемых органами государственной власти и местного самоуправления, которые изменяются в результате проведения в Российской Федерации административной реформы;

· выделение «бюджета действующих обязательств», в состав которого включаются расходные обязательства Российской Федерации (субъекта РФ, муниципального образования), обусловленные действующими нормативно-правовыми актами, и «бюджета принимаемых обязательств», куда входят расходные обязательства, возникающие в связи с введением в действие новых нормативно-правовых актов, увеличивающих нагрузку на бюджеты. Такое разделение бюджета позволит упростить и ускорить процедуру составления и рассмотрения бюджета в части, касающейся исполнения действующих обязательств, и сосредоточить ее на принимаемых обязательствах для оценки возможностей их реализации в планируемом периоде и среднесрочной перспективе;

· совершенствование среднесрочного бюджетного планирования, которое должно приобрести не только долгосрочный характер, но также подразумевает разработку надежных, достоверных и стабильных среднесрочных финансовых прогнозов развития экономики и перспективного финансового плана (ст. 174 БК РФ). В целях повышения роли перспективного финансового плана в бюджетном процессе на федеральном уровне предлагается утверждать порядок его разработки постановлением Правительства РФ;

· переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, которые позволят обеспечить взаимосвязь между распределением бюджетных средств и фактическими (или планируемыми) результатами их использования. При этом предполагается ввести практику предоставления субъектами бюджетного планирования докладов об основных результатах и направлениях их деятельности. Должна измениться методология разработки и реализации федеральных (региональных, муниципальных) целевых программ. На текущем этапе планируется провести инвентаризацию действующих программ, преобразовать часть из них в ведомственные, упразднив неэффективные целевые программы, а предоставление бюджетных средств для реализации новых целевых программ осуществлять на конкурсной основе;

· упорядочение процедур составления и рассмотрения федерального бюджета, предполагающее совершенствование взаимодействия федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств с палатами Федерального Собрания РФ на этих стадиях бюджетного процесса на основе оценки приоритетов бюджетной политики и более четкого разграничения в нем бюджетных полномочий и ответственности между законодательными и исполнительными органами власти.

 


8. Необходимость и содержание управления финансами

Необходимость: Для обеспечения непрерывного и бесперебойного воспроизводственного процесса органы государственной власти и местного самоуправления и субъекты хозяйствования применяют и раз­личные инструменты финансового механизма для воздействия на финансовые отношения с целью сохранения стабильности фи­нансово-хозяйственной деятельности в складывающихся условиях, т. е. управляют финансовыми потоками как на макроуровне, так и в рамках отдельной организации.

Содержание: Управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности.

Объект управления – финансы. Субъект управления – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами (органы управления финансами).

Функциональные элементы управления финансами:

· Финансовое прогнозирование. Исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, определяется реально возможный объём мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования.

· Финансовое планирование. Осуществляется с целью научного обоснования движения финансовых ресурсов и изменения соответствующих финансовых отношений на определённый период. В ходе планирования субъекты хозяйствования, органы государственной власти и местного самоуправления оценивают своё финансовое состояние, выявляют возможности увеличения объёма финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования.

· Оперативное управление - процесс разра­ботки комплекса мер, направленных на достижение максималь­ного эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации. Необходимость такого управления обус­ловлена текущими изменениями условий осуществления финан­сово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, к которым относятся:

ü Неправильные действия работников финансовых органов

ü Непредвиденные обстоятельства (изменение порядка осуществления налоговых платежей)

ü Новые научные и технические открытия, не учтённые ранее при прогнозировании

ü ЧС природного и техногенного характера

· Финансовый контроль, в ходе которого осуществляются сопос­тавление текущих и плановых финансовых показателей, проверка адресного и целевого использования финансовых ресурсов, оценивается правомерность действий финансовых работников и руководителей организаций, министерств и ведомств, непосред­ственно участвующих в распределении финансовых средств на соответствующем уровне управления. Основная цель - контроль над соблюдением законодательства.

Также управление финансами можно классифицировать по характеру и периоду управления:

· Стратегическое управление финансами. Определяются источни­ки и размеры финансовых ресурсов, которые должны обеспечить воспроизводство в тех пропорциях, которые были заложены в со­ответствии с основными направлениями финансовой политики; устанавливается оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуп­равления и субъектов хозяйствования; выявляются наиболее эф­фективные направления использования финансовых ресурсов и резервы их роста. Осуществляется высшими органами законодательной и исполнительной власти (Президентом РФ, Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ).

· Оперативное управление финансами. Осуществляется министерствами службами, агентствами, ведомствами и организациями, непосредственно участвующими в реализации финансовых планов на централизованном и децентрализованном уровнях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.37 (0.015 с.)