Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные признаки и предпосылки возникновения финансов.↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные признаки и предпосылки возникновения финансов. Термин финансы (finish – лат. окончание) уже в 15 веке с появлением специфических кредитных отношений приобрел значение совокупности работы с доходами и расходами на уровне государства. Наличие финансов исторически предопределено: 1. Существованием государства с его фискальной политикой. 2. Необходимостью быть средством окончательного платежа. 3. Самим характером финансов, как объективной экономической категории. Кроме того данный термин отражал: 1. Денежные отношения между двумя субъектами. 2. Субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений. 3. В процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств, т.е. бюджет. 4. Регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспеченным без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельностью государства и созданием соответствующего фискального аппарата. Таким образом, финансы – это всегда денежный отношения, но не любые денежные отношения являются финансовыми. Определение финансов: Финансы – совокупность денежных отношений, организованных государством в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач. Исторические предпосылки возникновения финансов: 1. Именно в центральной Европе в результате первых буржуазных революций, хотя и сохранились монархические режимы, но власть монарха была значительно урезана, и произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств (бюджет), которым глава государства не мог единолично пользоваться. 2. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. 3. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер. Распределительные отношения – часть экономических отношений в обществе, и финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы экономических отношений, являются экономической категорией. Однако они имеют ярко выраженное специфическое назначение, т.е. формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости.
Особенности формирования и становления финансовой науки Наука о финансах – учение о специфических производственных отношениях, вызванных развитием товарно-денежных отношений и существованием финансов. Общие вопросы финансовой науки уже имеются в работах мыслителей древнего мира, таких как Ксенофонт и Аристотель. В средние века основные работы принадлежали Фоме Аквинскому. Фин. теория возникает в 16 веке. Основоположником считается Демье Де Карафа. Он предложил обозначить государственное имущество как домены – государственное имущество в виде земли, лесов, вечных прав на пользование частным имуществом капиталом правительства. Фин. наука только в 19 веке признается самостоятельной. Во второй половине 20 века фин. теория признается частью общей эконом. теории, после этого рассматривается самостоятельное развитие данной науки. Суть классической теории финансов заключается в доминанте государства, суть неоклассической теории заключается в доминанте финансов частного сектора. Для становления и развития финансовой науки характерны 2 стадии: 1. классическая теория финансов – времена римской империи до середины 20 века. В данной стадии можно выделить три периода: - Ненаучное состояние – древний Рим и Греция – деятельность ученых, как Платон, Аристотель, которые разрабатывали фундаментальные теории денег, изучали аспекты процента. - Переход к научной обработке – до второй половины 18 века – начинается процесс отделения государственной казны от казны короля, появляются книги, в которых раскрываются общие принципы управления доменами, регалиями, сборами, развивается теория раннего меркантилизма, основная идея которой заключалась в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь, а главным его элементом считалась система активного торгового баланса. - Научный или рациональный период – до 40-50 годов 20 века – в этот период появляется систематизированная финансовая наука, представителями которой явл. немецкие ученые Йоханес Юсти и Йозеф Зоненфес. Они были специалистами в области камеральных наук(наука связ. с управл. гос-вом). К концу 19 века сложилось толкование термина финансы, произошло окончательное оформление классической теории финансов, которое обладало двумя особенностями: - финансы трактовались однозначно как средства государства - финансы не сводились только к денежным средствам, под финансами понимались любые средства государства, полученные в виде денег, материалов и услуг 2.неоклассическая теория финансов – до настоящего времени. Начало развития неоклассической теории – 40-50 года 20 века, основная причина – исключительная востребованность со стороны практики в результате развитии и интернационализации бизнеса, укрепления финансовых рынков и наращивания банковского сектора. Неоклассическая теория базируется на следующих тезисах: - Экономическая мощь государства, а значит устойчивость его финансовой системы в значительной степени определяется мощью частного сектора, ядром которого служат ТНК. - Финансы предпринимателського сектора представляют ядро финансовой системы государства. - Вмешательство государства в деятельность частного сектора минимизируется. - Из доступных источников финансирования основными являются прибыль и рынки капитала. - Интернационализация рынков капитала, товаров и труда приводит к тому, что общие тенденции развития финансовых систем является стремление к интеграции. 3.сущность финансов как экономической категории Сущность финансов, как экономической категории состоит в том, что финансы всегда имеют денежную форму выражения. Финансы отражают процесс движения денег в наличной и безналичной формах, а также движение всех инвестиционных ценностей, заменяющих в определенный момент времени денежные средства. Денежные средства – деньги, находящиеся в полном распоряжении хозяйствующего субъекта и гражданина, и используемые ими свободно без всякой цели и ограничений. Под денежными фондами понимается обособившаяся часть денег, имеющая целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования. Финансы – специфическая форма производственных отношений, возникающая по поводу распределения и перераспределения части валового внутреннего продукта и формирования на этой основе централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, используемых на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей. Под централизованными финансами понимаются экономические отношения, связанные с формированием и использование фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах. Под децентрализованными финансами понимаются отношения, которые обслуживают воспроизводственный процесс на предприятии а также кругооборот на расширенной основе. Деньги – всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда в едином эквиваленте, а финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП ВНП, орудие контроля за образованием фондов денежных средств. Финансы и заработная плата. По своему экономическому содержанию заработная плата отражает фонд жизненных средств работников наемного труда. Также она выражает отношения, связанные с распределением вновь созданной стоимости и формировании при этом индивидуальных доходов работников в зависимости от количества и качества их труда. Для выплаты заработной платы должен быть сформирован соответствующий целевой фонд. Обособление части себестоимости в виде фонда оплаты труда происходит с помощью финансовЗаработная плата используется для создания личной и коллективной материальной заинтересованности работников предприятия в результатах своего труда. Финансы же способствуют росту эффективности предприятия в целом через различные денежные фонды и финансовые инструменты. В экономическом содержании финансов и заработной платы есть общие черты, т.е. участие в распределении вновь созданной стоимости, а также зависимость от метода ведения хозяйства. Взаимоотношения между финансами и заработной платы необходимо рассматривать как отношение финансовой системы с населением. Данные отношения в зависимости от характера их воздействия на доходы населения делятся на две группы: 1. Отношения, действие которых ведет к увеличению доходов. К методам относятся: - финансирование отраслей непроизводственной сферы - финансирование государственного жилищного строительства, - предоставление дотаций, направленных на поддержание низких или стабильных цен, тарифов - предоставление отдельным группам населения целевых льгот - денежные выплаты за счет бюджета. - оказание безвозмездной материальной помощи населению в осуществлении индивидуального жилищного строительства - компенсации кредитным учреждениям в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льготных кредитов Данные финансовые методы оказывают влияние не только на величину доходов, но и на их структуру, а также активно влияют на размер платежеспособного спроса населения. 2. Отношения, ограничивающие доходы населения – они включают в себя: - налоги с населения, сборы - платежи обязательного и добровольного страхования Отличия: 1. Сфера действия заработной платы уже, чем у финансов, т.к. посредством финансов распределяется и перераспределяется весь ВВП а с помощью заработной платы распределяется необходимый продукт и частично прибавочный. 2. В отличии от финансов функционирование заработной платы может рассматриваться как двухстороннее движение стоимости. Заработная плата зависит от количества и качества затраченного труда и с этих позиций она носит компенсационный характер, т.е. плата за затраченный труд. Использование финансовых ресурсов предполагает авансирование на различные цели. 3. Заработная плата направляется для индивидуального потребления работников, а финансы – для удовлетворения разнообразных общественных потребностей.
Типы финансовой политики. Основные направления в теории финансов по вопросу о роли государства определялись классиками буржуазной политэкономии – Адамом Смитом, Давидом Риккардо и Кейнсом. Типы: 1. Классическая концепция – А. Смит, Д. Риккардо. Предполагает невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, отведение главной роли в регулировании хозяйственной жизни общества рыночным механизмам. 2. В конце 20 годов ХХ века возобладала кейнсианская экономическая концепция, обосновывающая необходимость роли государства в развитии экономики через вмешательство и регулирование циклического развития воспроизводственного процесса. Основным инструментом реализации этой политики являются государственные расходы, направленные на создание новых рабочих мест, что способствует решению сразу нескольких экономических и социальных задач, т.е. повышению занятости, снижению безработицы, росту предпринимательской деятельности, формированию дополнительного спроса, увеличению дохода, а значит и большая возможность финансирования социальных нужд. В семидесятые годы ХХ века особенности финансовой политики определялись неоклассическим направлением экономической теории. Эта концепция не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень вмешательства его в экономику и социальную сферу. В СССР и во всех странах социалистического лагеря финансовая политика формировалась под воздействием теоретических концепций Маркса и Ленина. Главный принцип финансовой политики советского государства – это финансовая централизация.
Состав ФМ. 3 элемента орг-я,планир-е,стиулир-е • Орг-ция ФМ – сис-ма мер, направленных на рациональное сочетание труда, ср-в произ-ва и технологий в процессе управления финансами. Орг-ция ФМ сводится к объединению людей, совместно реализующих функциональную программу на основе определ. правил и процедур. К организационным структурам относят: создание органов управления финансами, построение структуры аппарата управления, разработка методик, инструкций, норм и нормативов. Координация – согласованность всех работ в рамках звеньев механизма аппарата управления и специалистов. Она обеспечивает единство отношений ФМ и финанс. ресурсов. Регулирование – воздействие механизма на финанс. ресурсы посредством достижения состояния устойчивости финанс. сис-мы при возникновении отклонений от заданных парамаетров. • Планирование – процесс выработки плановых заданий, составление графика их выполнения, разработка финанс. планов и программ, обеспечение их ресурсами и рабочей силой, контроль за их выполнением. • Стимулирование выражается в использовании финанс. стимулов для повышения эффективности производственной и торговой деят-ти. Финанс. стимулы: цена, кредит, использование прибыли для самофинанс-ния, премии, финанс. санкции, налоги, % ставки, дивиденды. ФМ – инструмент воздействия Ф. на хоз. процесс, под кот-м понимается совокупность производств., инвестиционной и финанс. деят-ти хоз. субъекта. Поэтому ФМ выполняет те же ф-ии, что и Ф, но и вместе с тем ему присущи свои ф-ии: - орг-ция финанс. отношений; - управление денеж. потоком, движением денеж. ср-в и соответствующей орг-ции финанс. отношений. 33. Структуру ФМ составляют 5 взаимосвязанных элементов: • Финанс. метод – способ воздействия финанс. отношения на хоз. процесс, кот-й вкл. в себя прозводств., инвестиционную и финанс. деят-ть. Финанс. метод отвечает на вопрос «Как действовать?». Действие ФМ определяется в формировании и использовании денеж. фондов. К финанс. методам относят: - планирование – прогнозирование – инвестирование - кредитование - страхование - сис-ма расчетов • Финанс. рычаг – прием действия финанс. метода. К финанс. рычагам относят: - прибыль – доходы - амортизац. отчисления - % ставки - финанс. санкции - формы расчетов - виды и формы кредитов • Правовое обеспечение ФМ вкл. законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и др. правовые док-ты органов управления. • Нормативное обеспечение ФМ образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифы, методические указания и их разъяснения. • Информационное обеспечение ФМ состоит из разного рода вида экон., коммерч., финанс. и прочей инф-ции. Источником финанс. инф-ции явл. бух., статистический и оперативный учет. Бух. учет вкл. в себя финанс. бух. учет и управленческий бух. учет. Финанс. бух. учет отражает финанс. состояние хоз. субъекта за прошедший период. Управленческий бух. учет – инф-ция, используемая при принятии решения в отношении будущего хоз. субъекта и в отношении видов инвестиционной и финанс. деят-ти.
34.Управление Ф. – действия гос-ва, направленные на выработку, реализацию и совершенствование финанс. пол-ки. Ф. могут быть как объектом, так и субъектом управления. Объектом управления Ф. явл. тогда, когда осущ-ются такие стадии управления как создание, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование форм финанс. отношений. Субъектом управления Ф. явл. тогда, когда происходит стадия практического применения выработанных форм финанс. отношений. Выделяют след. стадии управления Ф.: 1) познание закономерностей развития Ф.; 2) формирование форм и методов финанс. отношений, обеспечивающих реализацию ф-ий финансов; 3) применение этих форм на практике и проверка их соответствия экон. нормативно-законодательным актам; 4) анализ результатов проверки; 5) совершенствование форм и методов финанс. отношений Стадии управления Ф. образуют звенья управления Ф.: - выработка и создание форм финанс. отношений и их взаимодействия (финанс. право); - практическое применение форм финанс. отношений (финанс. планирование и прогнозирование); - проверка соблюдения, изучение, анализ действующих форм финанс. отношений с целью подготовки предложений для их дальнейшего совершенствования (финанс. контроль). Гос. управление Ф. вкл. след. направления: 1) макроэкон.; 2) микроэкон.; 3) прямое административное воздействие; 4) прогнозирование экон. и соц. развития в совокупности с важнейшими финанс. показателями. Управление финансами предполагает, что гос-во использует Ф. в кач-ве инструмента управления нар. хоз-вом, воздействуя с их помощью на весь процесс обществ. произ-ва. Такое воздействие может быть количественным и качественным. В управлении финансами выделяют след. элементы: - планирование - оперативное упр-ние - контроль В теории финансов различают: - стратегическое управление – выражается в определении финанс. ресурсов ч/з прогнозирование на перспективу, установление размера финанс. ресурсов для осущ-ния финанс. программ. Это обязанность органов гос. и хоз. управления, т.е. парламента, администрации президента, МинФина, мин-ва по налогам и сборам. - оперативное управление – главная ф-ия аппарата финанс. сис-мы, реализуемая в повседневной текущей работе финанс-ми службами п/п, отраслевых министерств и комитетов, работниками финанс. служб, мин-вом эк-ки, мин-вом по налогам и сборам. При выработке управленческих решений финанс. хар-ра учитываются требования экон. и юрид. законов, результаты финанс. деят-ти за истекший период, перспективы развития эк-ки в планируемый период, изучается возможность использовать экономико-математические методы.
35. Организация управления финансами. Совокупность всех институтов и организационных структур, осущ-ющих управление Ф-ми, представляет финанс. аппарат. В РБ к нему относятся след. группы спец. органов: 1)органы общ. управления Ф-ми; 2) органы оперативного управления Ф-ми; 3) органы отраслевого управления Ф-ми. К 1-ой группе: Президент РБ, Нац. собрание РБ и Совет Министров при Президенте РБ. Эти органы определяют финанс. пол-ку гос-ва; утверждают финанс. законодат-во; осущ-ют общ. контроль за соблюдением финанс. законодат-ва. Ко 2-ой группе: МинФин РБ, Мин-во по налогам и сборам РБ, Нац. банк РБ, мин-во эк-ки, ГТК, комитет по цен. бумагам, ФСЗН. Они проводят в жизнь финанс. пол-ку, т.е. разрабатывают проект форм и методов финанс. отношений и издают, после их утверждения Нац. собранием, инструкции; контролируют соблюдение установленных форм и методов финанс. отношений и изучают их действенность; вносят предложения в Нац. собрание по совершенствованию форм и методов финанс. отношений. Важное место в сис-ме управления Ф-ми отведено МинФин-у РБ. МинФин проводит единую финанс., бюджетную, налоговую, валютную пол-ку, утвержденную парламентом, президентом, прав-вом РБ. Оно явл. центр. органом управления Ф-ми в РБ, проводя свою деят-ть ч/з департаменты и финанс. управления областных и городских исполкомов, организует финанс. деят-ть подведомственных п/п, объединений, учреждений и осущ-ет контроль за их работой. МинФин в соответствии с возложенными на него задачами осущ-ет многочисленные ф-ии: осущ-ние краткосрочного и долгосрочного прогнозирования обеспечения республиканского бюджета финанс. ресурсами; проведение работы по совершенствованию налогового законодат-ва и подготовка проектов соответствующих актов; анализ влияния действующей налоговой сис-мы на обеспечение доходной части бюджета и на финанс. состояние субъектов хоз-ния. Исходя из многочисленных ф-ий по управлению Ф-ми, мин-во наделено и большими правами. Мин-во по налогам и сборам РБ имеет вертикальную структуру. Ему подчинены налоговые инспекции областей, районов, городов. Оно функц-ет самостоятельно, т.к. не входит в состав местных финанс. органов. К 3-ей группе: финанс. управления, финанс. отделы министерств, ведомств, п/п, орг-ций, учреждений.
36. Финанс. планирование (ФП), его содержание, принципы и задачи. ФП – разновидность управленч.деят-ти, направл-ной на определение необходимого объема фин. ресурсов, их оптимального распред-ния и эффективного использования. ФП – процесс обоснования на определ. период движения денеж. ресурсов и соответ-ныхфинанс. отношений. Глав.значением ФП и прогнозирования становится предвиденье поступления доходов, определение расходов, расчет результативности каждой хоз. и фин. операций, обоснование наиболее выгодного направления финанс. ресурсов, установления на некот-е время равновесия в поступлении (наличии) денеж. ср-в и расходов для обеспечения платежеспособности и устойчивого финанс. положения. Объектом ФП выступает финанс. деят-ть гос-ва (или хоз. субъекта), заключающаяся в мобилизации денеж. поступлений и использование их на текущие нужды, расширение, обновление произ-ва. Осн. цели ФП состоят в обосновании мероприятий фин.пол-ки и фин. возможностей в ее реализации. В процессе составления финанс. планов решаются след. задачи: • определяется предполагаемое поступление денеж. ср-в исходя из намеченного объема произ-ва и реализации продукции, оказания услуг, с учетом заключенных договоров и реал.конъюнктуры рынка; • обосновывается необходимость затрат; • рассчитывается эффективность каждой крупной хозй или фин. операции (до и после ее проведения) с точки зрения конечных финанс. результатов; • обосновывается финанс. стратегия; • прогнозируются оптимальные пропорции в распределении ресурсов; • изучается возможность и целесообразность привлечения фин. ресурсов за счет выпуска цен.бумаг, получения кредитов, займов, фин. помощи; • выявляются внутрен. резервы произ-ва и повышение его рентабельности на базе имеющихся материал.и труд. ресурсов, производств. мощностей, а также перспективы внедрения достижений научно-технич. прогресса и совершенствование произ-ва; Принципы ФП:• гибкости – необходимость создания резервов безопасности, составление многовариантных расчетов, моделирование хоз. ситуаций для выполнения поставленных фин. пол-кой гос-ва задач; • координации – т.е. взаимосвязь и синхронность производств. и финанс. планов, планов движения материал. и денеж. ресурсов планов на разных ур-нях гос. управления, планов отдельных подразделений п/п;• непрерывности, обеспечивающий систематичность ФП в рамках установленного горизонта планирования.Во внутрефирменномФП имеются специфич. принципы:• соотношения сроков – получение ср-в и их использование должно происходить точно в установленные сроки;• платежеспособности – планирование движения денеж. ср-в должно обеспечивать платежеспособность п/п, т.е. наличие ликвидных ср-в, достаточных для погашения краткосрочных обязательств;• рентабельности капиталовложений – состав и структура источников финанс-ния должны быть таковы, чтобы цена заемного капитала оказалась ниже, чем рентабельность проектируемых инвестиций;• сбалансированности рисков – финанс-ние особенно рисковых инвестиций за счет собственных ср-в;• приспособления к потребностям рынка – нужно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления коммерч. кредитов покупателям продукции;• предельной рентабельности – выражает осн. цель предпринимател.деят-ти, т.е. обеспечение максимальной рентабельности;• точности – планы п/п должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой это позволяют внеш. и внутр. условия деят-ти п/п-я.
37. Хар-тика и осн. принципы централиз. финанс. планов. Финанс. план – особая форма плана, показатели кот-го всегда отражаются в денеж. выражении и обосновывают движение финанс. ресурсов на определ. период. По степени принуждения к исполнению выделяют: - обязательные - директивные - индикативные По продолжительности: - краткосрочные - среднесрочные - долгосрочные По способу разработки и исполнения: - твердые - скользящие По географической зоне применения:- государственные - национальные - региональные - отраслевые - планы предприятий Централизованныефинанс. планы – обосновывают движение общегос.финанс. ресурсов, фиксируют перераспределительные процессы,фиксируют перераспределительные процессы,осущ-емыефинанс. сис-мой гос-ва. При этом учитываются требования финанс. пол-ки, проводимой гос-вом на данном этапе экон. развития. По форме они всегда явл. сводными финанс. планами. Признаки таких планов: • объектом всегда выступают общегос. ресурсы, формируемые и распределяемые на макроур-не; • охват – сфера финанс.деят-ти гос-ва, его финанс. взаимоотношения с участниками воспроизводств.процесса, и образующиеся при этом стоимостные пропорции; • осн. цель – обоснование финанс.пол-ки гос-ва на конкретный период, базирующийся на определении его финанс. возможностей удовлетворения общегос. потребностей. Их осн. задания намечают доходы и расходы всех централиз. фондов денеж. ср-в, создаваемых на макроур-не, определяют источники, пути их формирования и использования. Республиканские и местные бюджеты разрабатываются в форме баланса, вкот-м все доходы и расходы на текущий период планируются в соответствии с программой экон. и соц. развития страны и ее регионов. Финанс. планы целевых и нецелевых бюджетных фондов имеют форму сметы доходов.Гос. бюджет, включая центральные и местные бюджеты, явл. координирующим финанс. планом соответствующих территорий.По звеньям финанс. системы: - гос. бюджет - финанс. обеспечение общегос. программ - бюджеты централиз. фондов По ур-ню движения финанс. ресурсов: - общегос.финанс. планы - финанс. планы отдельных регионов
38. Виды децентрализ. финанс. планов. Децентрализ.финанс. планы обосновывают индивидуальный кругооборот денеж. ср-в конкретного субъекта хоз-ния. Их назначение состоит в определении доходов и расходов данного объекта, финанс. результаты его деят-ти и соответствующие отношения, опосредующие движение финанс. ресурсов. Финанс. план хоз. субъекта – плановый док-т, отражающий объем поступления и расходования ср-ва на текущий и долгосрочный период. Бюджет – финанс. план, отражающий расходы и поступления ср-в по операционной, инвестиционной и финанс.деят-тип/п-я. Текущий бюджет составляется на срок до 1 года и охватывает традиционную деят-тьп/п-я. Капитальный бюджет (на срок >1 года) связан с инвестиционной деят-тьюп/п-я. Смета – форма планового расчета, определяющая потребность п/п-я в денеж. ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей. Расчетный баланс доходов и расходов составляется на год. В 1-ом разделе плана «Доходы и поступления» отражается прибыль, амортизационные отчисления, поступления от выпуска цен. бумаг, внешние источники финанс-ния, инвестиционной деят-ти. 2-ой – «Расходы и отчисления» – показывает распределение чистого дохода п/п-я, привлеченных и заемных ср-в на цели расширенного воспроиз-ва, приобретение цен. бумаг, выплату дивидендов использование резервных фондов, оказание соц. поддержки работникам п/п-я. 3-ий раздел – взаимоотношения с бюджетной сис-мой. На нем отражается уплата налогов и отчисления в целевые бюджетные и внебюджетные фонды, а также поступления бюджетных ср-в и различного ур-ня. План движения денеж. ср-в по видам деят-ти. Этот план рекомендуется составлять на год с поквартальной разбивкой. Он предусматривает поступление денеж. ср-в из всех источников и все затраты на произ-во и реализацию продукции, инвестиции, соц. развитие, уплата налогов. Платежный календарь – инструмент оперативного управления денеж. потоками п/п. В нем 2 раздела: в1-ом разделе «Предстоящие платежи» отражаются все расходы и платежи, проходящие ч/з расчетный или ссудный счет в банке; во 2-ом разделе – «Предстоящие поступления денеж. ср-в – указываются планируемы источники покрытия затрат. В платежном календаре доходы и расходы должны быть сбалансированными, либо поступление денеж. ср-в должно превышать расходы. Платежный календарь используется для контроля за платежеспособностью и кредитоспособностью. Он разрабатывается путем уточнения и конкретизации планируемых показателей очередного квартала и разбивки этих показателей по месяцам. Кредитный план – план поступления кредитов и их погашения в намеченные кредитным договором сроки. Кассовый план – план оборота наличных денег, проходящих ч/з кассу п/п. Содержит 4 раздела. В 1-ом содержится наличие ср-в, поступаемых в кассу, во 2-м – расходы наличными деньгами, в 3-м – ФОТ и др. выплаты на квартал, в 4-ом – сроки и сумма выплат наличными деньгами, согласованные с банком, осущ-ющим обслуживание п/п. Бизнес-план – программа деят-тип/п, обоснование его стратегий и тактических мер их осущ-ния. Бизнес-планы используются для обоснования текущего и перспективного планирования развития п/п, выбора деят-ти, возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возвратозаемных ср-в, предложений по созданию совместных и иностранных п/п, целесообразности оказания мер гос. поддержки в приватизации и разгосударствления объектов гос. собственности. Осн. элементы бизнес-плана: - прогноз объемов реализации (выручки) - план доходов и затрат - баланс денеж. расходов - баланс активов и пассивов - график достижения безубыточности По форме собственности п/п различают: финанс. планы гос., арендных, кооперативных, акционерных общ-в, совместных п/п, иностранных п/п, частных фирм, общественных организаций Финанс. планы бюджетных учреждений носят название смет и определяют в основном их расходы, а в случаях поступления дополнительных источников доходов разрабатываются приходно-расходные сметы, обосновывающие все поступления и расходы по хоз.деят-тип/п-я. 39. Специфика составления финансовых планов в зависимости от периода действия. Все финанс. планы в зависимости от периода их действия: • перспективные – разрабатываются на срок 3, 5, 10 и более лет. Они хар-ются укрупненными показателями, отражают осн. источники доходов и направления расходов. Исходной базой для их разработки явл.: оценка материальных и финанс. ресурсов, состояние произ-ва, потребностей и возможностей его расширения, конкурентоспособность продукции, ее реализация, исходя из конъюнктуры рынка для прогнозирования денеж. поступлений. 2-ой базовый элемент – укрупненные нормативы: ставки налогов, отчислений, нормативы, обосновывающие наиболее рациональные пропорции в распределении финанс. ресурсов. • текущие – задания на текущий год, кот-е детализируются на более короткие периоды времени. Составляются на основе след.показателей: - производственных заданий по объему произ-ва, - сметы заданий по реализации произ-ва, - сметы доходов и расходов на содержание учреждений, состоящих на балансе, - бух.отчетов, балансов за истекший период. • оперативные – кратковременные прогнозы поступления доходов и определения возможностей покрытия текущих платежей. Они составляются на 10, 5 или 1 день. Их цель – обеспечить устойчивое положение п/п-я.
40. Методы план-ния – приемы расчета показателей. Выделяют методы ФП: • нормативный – на основе заранее установленных норм и технико-экон. нормативов рассчитывается потребность хоз. субъекта в финанс. ресурсах и их источниках. Норма – установленная мера, какая-то средняя величина. К финанс. нормам и технико-экон. нормативам относятся ставки налогов, норма амортизационных отчислений, норматив отчислений в ремонтный фонд, норматив товарных запасов, норматив потребности в оборотных ср-вах, тарифные ставки, должностные оклады. • коэффициентный – имеет в своей основе корректировку плановых заданий истекшего периода исходя из фактически достигнутых результатов и прогнозов на предстоящий период. Им можно рассчитывать доходы, расходы, прибыль, оборотные ср-ваи др. показатели нового периода; • расчетно-аналитический – основан на анализе движения финанс. ресурсов за истекший период; за базовый индекс принимаются изменения этого индекса в плановом периоде, а затем рассчитывается плановая величина этого показателя. В основе этого метода лежит использование экспертной оценки. • балансовый –путем построения баланса достигается увязка имеющихся в наличии финанс. ресурсов и фактической потребности в них; • оптимизаций плановых решений – разработка нескольких вариантов планового показателя, из кот-х выбирается наиболее оптимальный результат. Сущ-ют 2 направления выбора хоз. вариантов: 1) если даны ресурсы, то стремятся получить наилучший результат их использования; 2) если дан результат, то пытаются свести к минимуму расход ресурсов. • экономико-математического моделирования (ЭММ) – позволяет найти количественное выражение взаимосвязей м/у финанс. показателями и факторами, влияющими на величину этого показателя. 41.Финанс. контроль (ФК) + макро уровень Финансам как экономической категории присуща контрольная функция, т.е. объективная способность создавать определенные последствия в экономике при их субъективной организации. Финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Если контрольная функция финансов является свойством самих финансов, то финансовый контроль является деятельностью соответствующих органов, организующих и осуществляющих этот контроль. Фин. Контроль – это целенаправленная деятельность уполномоченных органов по обеспечению выполнения субъектами хозяйствования установленных форм и методов реализации финансовых отношений, анализу их эффективности и разработке предложений по их совершенствованию. Целью фин. контроля является содействие формированию научно обоснованной финансовой политики, эффективного финансового механизма. Фин. контроль тесно связан и осуществляется одновременно с другими элементами управления, такими как финансовое планирование, оперативное управление финансами. Результатами фин контроля являются различные факты экономической жизни (как правило, отрицательные) и количественные показатели. Фин контроль выступает как эффективный механизм обратной связи в цепочке от постановки целей и задач фин политики до получения практических результатов развития экономики. Задачи финн контроля, его виды, формы и методы, субъекты и объекты следует рассматривать в зависи
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 853; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.24 (0.015 с.) |