Основные признаки и предпосылки возникновения финансов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные признаки и предпосылки возникновения финансов.



Основные признаки и предпосылки возникновения финансов.

Термин финансы (finish – лат. окончание) уже в 15 веке с появлением специфических кредитных отношений приобрел значение совокупности работы с доходами и расходами на уровне государства.

Наличие финансов исторически предопределено:

1. Существованием государства с его фискальной политикой.

2. Необходимостью быть средством окончательного платежа.

3. Самим характером финансов, как объективной экономической категории.

Кроме того данный термин отражал:

1. Денежные отношения между двумя субъектами.

2. Субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений.

3. В процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств, т.е. бюджет.

4. Регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспеченным без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельностью государства и созданием соответствующего фискального аппарата.

Таким образом, финансы – это всегда денежный отношения, но не любые денежные отношения являются финансовыми.

Определение финансов:

Финансы – совокупность денежных отношений, организованных государством в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Исторические предпосылки возникновения финансов:

1. Именно в центральной Европе в результате первых буржуазных революций, хотя и сохранились монархические режимы, но власть монарха была значительно урезана, и произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств (бюджет), которым глава государства не мог единолично пользоваться.

2. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.

3. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер.

Распределительные отношения – часть экономических отношений в обществе, и финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы экономических отношений, являются экономической категорией. Однако они имеют ярко выраженное специфическое назначение, т.е. формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости.

 

Особенности формирования и становления финансовой науки

Наука о финансах – учение о специфических производственных отношениях, вызванных развитием товарно-денежных отношений и существованием финансов. Общие вопросы финансовой науки уже имеются в работах мыслителей древнего мира, таких как Ксенофонт и Аристотель. В средние века основные работы принадлежали Фоме Аквинскому.

Фин. теория возникает в 16 веке. Основоположником считается Демье Де Карафа. Он предложил обозначить государственное имущество как домены – государственное имущество в виде земли, лесов, вечных прав на пользование частным имуществом капиталом правительства. Фин. наука только в 19 веке признается самостоятельной. Во второй половине 20 века фин. теория признается частью общей эконом. теории, после этого рассматривается самостоятельное развитие данной науки.

Суть классической теории финансов заключается в доминанте государства, суть неоклассической теории заключается в доминанте финансов частного сектора.

Для становления и развития финансовой науки характерны 2 стадии:

1. классическая теория финансов – времена римской империи до середины 20 века. В данной стадии можно выделить три периода:

- Ненаучное состояние – древний Рим и Греция – деятельность ученых, как Платон, Аристотель, которые разрабатывали фундаментальные теории денег, изучали аспекты процента.

- Переход к научной обработке – до второй половины 18 века – начинается процесс отделения государственной казны от казны короля, появляются книги, в которых раскрываются общие принципы управления доменами, регалиями, сборами, развивается теория раннего меркантилизма, основная идея которой заключалась в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь, а главным его элементом считалась система активного торгового баланса.

- Научный или рациональный период – до 40-50 годов 20 века – в этот период появляется систематизированная финансовая наука, представителями которой явл. немецкие ученые Йоханес Юсти и Йозеф Зоненфес. Они были специалистами в области камеральных наук(наука связ. с управл. гос-вом).

К концу 19 века сложилось толкование термина финансы, произошло окончательное оформление классической теории финансов, которое обладало двумя особенностями:

- финансы трактовались однозначно как средства государства

- финансы не сводились только к денежным средствам, под финансами понимались любые средства государства, полученные в виде денег, материалов и услуг

2.неоклассическая теория финансов – до настоящего времени.

Начало развития неоклассической теории – 40-50 года 20 века, основная причина – исключительная востребованность со стороны практики в результате развитии и интернационализации бизнеса, укрепления финансовых рынков и наращивания банковского сектора. Неоклассическая теория базируется на следующих тезисах:

- Экономическая мощь государства, а значит устойчивость его финансовой системы в значительной степени определяется мощью частного сектора, ядром которого служат ТНК.

- Финансы предпринимателського сектора представляют ядро финансовой системы государства.

- Вмешательство государства в деятельность частного сектора минимизируется.

- Из доступных источников финансирования основными являются прибыль и рынки капитала.

- Интернационализация рынков капитала, товаров и труда приводит к тому, что общие тенденции развития финансовых систем является стремление к интеграции.

3.сущность финансов как экономической категории Сущность финансов, как экономической категории состоит в том, что финансы всегда имеют денежную форму выражения. Финансы отражают процесс движения денег в наличной и безналичной формах, а также движение всех инвестиционных ценностей, заменяющих в определенный момент времени денежные средства.

Денежные средства – деньги, находящиеся в полном распоряжении хозяйствующего субъекта и гражданина, и используемые ими свободно без всякой цели и ограничений. Под денежными фондами понимается обособившаяся часть денег, имеющая целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования. Финансы – специфическая форма производственных отношений, возникающая по поводу распределения и перераспределения части валового внутреннего продукта и формирования на этой основе централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, используемых на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей. Под централизованными финансами понимаются экономические отношения, связанные с формированием и использование фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах. Под децентрализованными финансами понимаются отношения, которые обслуживают воспроизводственный процесс на предприятии а также кругооборот на расширенной основе. Деньги – всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда в едином эквиваленте, а финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП ВНП, орудие контроля за образованием фондов денежных средств.

Финансы и заработная плата.

По своему экономическому содержанию заработная плата отражает фонд жизненных средств работников наемного труда. Также она выражает отношения, связанные с распределением вновь созданной стоимости и формировании при этом индивидуальных доходов работников в зависимости от количества и качества их труда. Для выплаты заработной платы должен быть сформирован соответствующий целевой фонд. Обособление части себестоимости в виде фонда оплаты труда происходит с помощью финансовЗаработная плата используется для создания личной и коллективной материальной заинтересованности работников предприятия в результатах своего труда. Финансы же способствуют росту эффективности предприятия в целом через различные денежные фонды и финансовые инструменты. В экономическом содержании финансов и заработной платы есть общие черты, т.е. участие в распределении вновь созданной стоимости, а также зависимость от метода ведения хозяйства.

Взаимоотношения между финансами и заработной платы необходимо рассматривать как отношение финансовой системы с населением. Данные отношения в зависимости от характера их воздействия на доходы населения делятся на две группы:

1. Отношения, действие которых ведет к увеличению доходов. К методам относятся:

- финансирование отраслей непроизводственной сферы

- финансирование государственного жилищного строительства,

- предоставление дотаций, направленных на поддержание низких или стабильных цен, тарифов

- предоставление отдельным группам населения целевых льгот

- денежные выплаты за счет бюджета.

- оказание безвозмездной материальной помощи населению в осуществлении индивидуального жилищного строительства

- компенсации кредитным учреждениям в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льготных кредитов

Данные финансовые методы оказывают влияние не только на величину доходов, но и на их структуру, а также активно влияют на размер платежеспособного спроса населения.

2. Отношения, ограничивающие доходы населения – они включают в себя:

- налоги с населения, сборы

- платежи обязательного и добровольного страхования

Отличия:

1. Сфера действия заработной платы уже, чем у финансов, т.к. посредством финансов распределяется и перераспределяется весь ВВП а с помощью заработной платы распределяется необходимый продукт и частично прибавочный.

2. В отличии от финансов функционирование заработной платы может рассматриваться как двухстороннее движение стоимости. Заработная плата зависит от количества и качества затраченного труда и с этих позиций она носит компенсационный характер, т.е. плата за затраченный труд. Использование финансовых ресурсов предполагает авансирование на различные цели.

3. Заработная плата направляется для индивидуального потребления работников, а финансы – для удовлетворения разнообразных общественных потребностей.

 


 

Типы финансовой политики.

Основные направления в теории финансов по вопросу о роли государства определялись классиками буржуазной политэкономии – Адамом Смитом, Давидом Риккардо и Кейнсом.

Типы: 1. Классическая концепция – А. Смит, Д. Риккардо. Предполагает невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, отведение главной роли в регулировании хозяйственной жизни общества рыночным механизмам. 2. В конце 20 годов ХХ века возобладала кейнсианская экономическая концепция, обосновывающая необходимость роли государства в развитии экономики через вмешательство и регулирование циклического развития воспроизводственного процесса. Основным инструментом реализации этой политики являются государственные расходы, направленные на создание новых рабочих мест, что способствует решению сразу нескольких экономических и социальных задач, т.е. повышению занятости, снижению безработицы, росту предпринимательской деятельности, формированию дополнительного спроса, увеличению дохода, а значит и большая возможность финансирования социальных нужд.

В семидесятые годы ХХ века особенности финансовой политики определялись неоклассическим направлением экономической теории. Эта концепция не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень вмешательства его в экономику и социальную сферу.

В СССР и во всех странах социалистического лагеря финансовая политика формировалась под воздействием теоретических концепций Маркса и Ленина. Главный принцип финансовой политики советского государства – это финансовая централизация.

 

 

Состав ФМ.

3 элемента орг-я,планир-е,стиулир-е

Орг-ция ФМ – сис-ма мер, направленных на рациональное сочетание труда, ср-в произ-ва и технологий в процессе управления финансами. Орг-ция ФМ сводится к объединению людей, совместно реализующих функциональную программу на основе определ. правил и процедур.

К организационным структурам относят: создание органов управления финансами, построение структуры аппарата управления, разработка методик, инструкций, норм и нормативов.

Координация – согласованность всех работ в рамках звеньев механизма аппарата управления и специалистов. Она обеспечивает единство отношений ФМ и финанс. ресурсов.

Регулирование – воздействие механизма на финанс. ресурсы посредством достижения состояния устойчивости финанс. сис-мы при возникновении отклонений от заданных парамаетров.

Планирование – процесс выработки плановых заданий, составление графика их выполнения, разработка финанс. планов и программ, обеспечение их ресурсами и рабочей силой, контроль за их выполнением.

Стимулирование выражается в использовании финанс. стимулов для повышения эффективности производственной и торговой деят-ти.

Финанс. стимулы: цена, кредит, использование прибыли для самофинанс-ния, премии, финанс. санкции, налоги, % ставки, дивиденды.

ФМ – инструмент воздействия Ф. на хоз. процесс, под кот-м понимается совокупность производств., инвестиционной и финанс. деят-ти хоз. субъекта. Поэтому ФМ выполняет те же ф-ии, что и Ф, но и вместе с тем ему присущи свои ф-ии:

- орг-ция финанс. отношений;

- управление денеж. потоком, движением денеж. ср-в и соответствующей орг-ции финанс. отношений.

33. Структуру ФМ составляют 5 взаимосвязанных элементов:

Финанс. метод – способ воздействия финанс. отношения на хоз. процесс, кот-й вкл. в себя прозводств., инвестиционную и финанс. деят-ть.

Финанс. метод отвечает на вопрос «Как действовать?».

Действие ФМ определяется в формировании и использовании денеж. фондов.

К финанс. методам относят:

- планирование – прогнозирование – инвестирование - кредитование

- страхование - сис-ма расчетов

Финанс. рычаг – прием действия финанс. метода.

К финанс. рычагам относят:

- прибыль – доходы - амортизац. отчисления - % ставки - финанс. санкции - формы расчетов - виды и формы кредитов

Правовое обеспечение ФМ вкл. законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и др. правовые док-ты органов управления.

Нормативное обеспечение ФМ образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифы, методические указания и их разъяснения.

Информационное обеспечение ФМ состоит из разного рода вида экон., коммерч., финанс. и прочей инф-ции.

Источником финанс. инф-ции явл. бух., статистический и оперативный учет.

Бух. учет вкл. в себя финанс. бух. учет и управленческий бух. учет.

Финанс. бух. учет отражает финанс. состояние хоз. субъекта за прошедший период.

Управленческий бух. учет – инф-ция, используемая при принятии решения в отношении будущего хоз. субъекта и в отношении видов инвестиционной и финанс. деят-ти.

 

34.Управление Ф. – действия гос-ва, направленные на выработку, реализацию и совершенствование финанс. пол-ки.

Ф. могут быть как объектом, так и субъектом управления. Объектом управления Ф. явл. тогда, когда осущ-ются такие стадии управления как создание, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование форм финанс. отношений. Субъектом управления Ф. явл. тогда, когда происходит стадия практического применения выработанных форм финанс. отношений.

Выделяют след. стадии управления Ф.: 1) познание закономерностей развития Ф.; 2) формирование форм и методов финанс. отношений, обеспечивающих реализацию ф-ий финансов; 3) применение этих форм на практике и проверка их соответствия экон. нормативно-законодательным актам; 4) анализ результатов проверки; 5) совершенствование форм и методов финанс. отношений

Стадии управления Ф. образуют звенья управления Ф.:

- выработка и создание форм финанс. отношений и их взаимодействия (финанс. право);

- практическое применение форм финанс. отношений (финанс. планирование и прогнозирование);

- проверка соблюдения, изучение, анализ действующих форм финанс. отношений с целью подготовки предложений для их дальнейшего совершенствования (финанс. контроль).

Гос. управление Ф. вкл. след. направления: 1) макроэкон.; 2) микроэкон.; 3) прямое административное воздействие; 4) прогнозирование экон. и соц. развития в совокупности с важнейшими финанс. показателями.

Управление финансами предполагает, что гос-во использует Ф. в кач-ве инструмента управления нар. хоз-вом, воздействуя с их помощью на весь процесс обществ. произ-ва. Такое воздействие может быть количественным и качественным.

В управлении финансами выделяют след. элементы:

- планирование

- оперативное упр-ние

- контроль

В теории финансов различают:

- стратегическое управление – выражается в определении финанс. ресурсов ч/з прогнозирование на перспективу, установление размера финанс. ресурсов для осущ-ния финанс. программ. Это обязанность органов гос. и хоз. управления, т.е. парламента, администрации президента, МинФина, мин-ва по налогам и сборам.

- оперативное управление – главная ф-ия аппарата финанс. сис-мы, реализуемая в повседневной текущей работе финанс-ми службами п/п, отраслевых министерств и комитетов, работниками финанс. служб, мин-вом эк-ки, мин-вом по налогам и сборам. При выработке управленческих решений финанс. хар-ра учитываются требования экон. и юрид. законов, результаты финанс. деят-ти за истекший период, перспективы развития эк-ки в планируемый период, изучается возможность использовать экономико-математические методы.

 

 

35. Организация управления финансами. Совокупность всех институтов и организационных структур, осущ-ющих управление Ф-ми, представляет финанс. аппарат. В РБ к нему относятся след. группы спец. органов:

1)органы общ. управления Ф-ми;

2) органы оперативного управления Ф-ми;

3) органы отраслевого управления Ф-ми.

К 1-ой группе: Прези­дент РБ, Нац. собрание РБ и Совет Министров при Президенте РБ. Эти органы определяют финанс. пол-ку гос-ва; утверждают финанс. законодат-во; осущ-ют общ. контроль за соблюдением финанс. законодат-ва.

Ко 2-ой группе: МинФин РБ, Мин-во по налогам и сборам РБ, Нац. банк РБ, мин-во эк-ки, ГТК, комитет по цен. бумагам, ФСЗН. Они проводят в жизнь финанс. пол-ку, т.е. разрабатывают проект форм и методов финанс. отношений и издают, после их утверждения Нац. собранием, инструк­ции; контролируют соблюдение установленных форм и методов финанс. отношений и изучают их действенность; вносят пред­ложения в Нац. собрание по совершенствованию форм и методов финанс. отношений.

Важное место в сис-ме управления Ф-ми отведено МинФин-у РБ. МинФин проводит единую финанс., бюджетную, налоговую, валютную пол-ку, утвержденную парламентом, президентом, прав-вом РБ. Оно явл. центр. органом управления Ф-ми в РБ, проводя свою деят-ть ч/з департаменты и финанс. управления областных и городских исполкомов, организует финанс. деят-ть подведомственных п/п, объединений, учреждений и осущ-ет контроль за их работой.

МинФин в соответствии с возложенными на него задачами осущ-ет многочисленные ф-ии: осущ-ние крат­косрочного и долгосрочного прогнозирования обеспечения респуб­ликанского бюджета финанс. ресурсами; проведение работы по совершенствованию налогового законодат-ва и подготовка проектов соответствующих актов; анализ влияния действующей налоговой сис-мы на обеспечение доходной части бюджета и на финанс. состояние субъектов хоз-ния.

Исходя из многочисленных ф-ий по управлению Ф-ми, мин-во наделено и большими правами.

Мин-во по налогам и сборам РБ имеет вертикальную структуру. Ему подчинены налоговые инспекции областей, районов, городов. Оно функц-ет самостоятельно, т.к. не входит в состав местных финанс. органов.

К 3-ей группе: финанс. управления, финанс. отделы министерств, ведомств, п/п, орг-ций, учреждений.

 

 

36. Финанс. планирование (ФП), его содержание, принципы и задачи.

ФП – разновидность управленч.деят-ти, направл-ной на определение необходимого объема фин. ресурсов, их оптимального распред-ния и эффективного использования.

ФП – процесс обоснования на определ. период движения денеж. ресурсов и соответ-ныхфинанс. отношений. Глав.значением ФП и прогнозирования становится предвиденье поступления доходов, определение расходов, расчет результативности каждой хоз. и фин. операций, обоснование наиболее выгодного направления финанс. ресурсов, установления на некот-е время равновесия в поступлении (наличии) денеж. ср-в и расходов для обеспечения платежеспособности и устойчивого финанс. положения.

Объектом ФП выступает финанс. деят-ть гос-ва (или хоз. субъекта), заключающаяся в мобилизации денеж. поступлений и использование их на текущие нужды, расширение, обновление произ-ва. Осн. цели ФП состоят в обосновании мероприятий фин.пол-ки и фин. возможностей в ее реализации.

В процессе составления финанс. планов решаются след. задачи:

• определяется предполагаемое поступление денеж. ср-в исходя из намеченного объема произ-ва и реализации продукции, оказания услуг, с учетом заключенных договоров и реал.конъюнктуры рынка;

• обосновывается необходимость затрат;

• рассчитывается эффективность каждой крупной хозй или фин. операции (до и после ее проведения) с точки зрения конечных финанс. результатов;

• обосновывается финанс. стратегия;

• прогнозируются оптимальные пропорции в распределении ресурсов;

• изучается возможность и целесообразность привлечения фин. ресурсов за счет выпуска цен.бумаг, получения кредитов, займов, фин. помощи;

• выявляются внутрен. резервы произ-ва и повышение его рентабельности на базе имеющихся материал.и труд. ресурсов, производств. мощностей, а также перспективы внедрения достижений научно-технич. прогресса и совершенствование произ-ва;

Принципы ФП:• гибкости – необходимость создания резервов безопасности, составление многовариантных расчетов, моделирование хоз. ситуаций для выполнения поставленных фин. пол-кой гос-ва задач; • координации – т.е. взаимосвязь и синхронность производств. и финанс. планов, планов движения материал. и денеж. ресурсов планов на разных ур-нях гос. управления, планов отдельных подразделений п/п;• непрерывности, обеспечивающий систематичность ФП в рамках установленного горизонта планирования.Во внутрефирменномФП имеются специфич. принципы:• соотношения сроков – получение ср-в и их использование должно происходить точно в установленные сроки;• платежеспособности – планирование движения денеж. ср-в должно обеспечивать платежеспособность п/п, т.е. наличие ликвидных ср-в, достаточных для погашения краткосрочных обязательств;• рентабельности капиталовложений – состав и структура источников финанс-ния должны быть таковы, чтобы цена заемного капитала оказалась ниже, чем рентабельность проектируемых инвестиций;• сбалансированности рисков – финанс-ние особенно рисковых инвестиций за счет собственных ср-в;• приспособления к потребностям рынка – нужно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления коммерч. кредитов покупателям продукции;• предельной рентабельности – выражает осн. цель предпринимател.деят-ти, т.е. обеспечение максимальной рентабельности;• точности – планы п/п должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой это позволяют внеш. и внутр. условия деят-ти п/п-я.

 

37. Хар-тика и осн. принципы централиз. финанс. планов.

Финанс. план – особая форма плана, показатели кот-го всегда отражаются в денеж. выражении и обосновывают движение финанс. ресурсов на определ. период.

По степени принуждения к исполнению выделяют:

- обязательные

- директивные

- индикативные

По продолжительности:

- краткосрочные

- среднесрочные

- долгосрочные

По способу разработки и исполнения:

- твердые

- скользящие

По географической зоне применения:- государственные

- национальные

- региональные

- отраслевые

- планы предприятий

Централизованныефинанс. планы – обосновывают движение общегос.финанс. ресурсов, фиксируют перераспределительные процессы,фиксируют перераспределительные процессы,осущ-емыефинанс. сис-мой гос-ва. При этом учитываются требования финанс. пол-ки, проводимой гос-вом на данном этапе экон. развития. По форме они всегда явл. сводными финанс. планами.

Признаки таких планов:

• объектом всегда выступают общегос. ресурсы, формируемые и распределяемые на макроур-не;

• охват – сфера финанс.деят-ти гос-ва, его финанс. взаимоотношения с участниками воспроизводств.процесса, и образующиеся при этом стоимостные пропорции;

• осн. цель – обоснование финанс.пол-ки гос-ва на конкретный период, базирующийся на определении его финанс. возможностей удовлетворения общегос. потребностей.

Их осн. задания намечают доходы и расходы всех централиз. фондов денеж. ср-в, создаваемых на макроур-не, определяют источники, пути их формирования и использования.

Республиканские и местные бюджеты разрабатываются в форме баланса, вкот-м все доходы и расходы на текущий период планируются в соответствии с программой экон. и соц. развития страны и ее регионов.

Финанс. планы целевых и нецелевых бюджетных фондов имеют форму сметы доходов.Гос. бюджет, включая центральные и местные бюджеты, явл. координирующим финанс. планом соответствующих территорий.По звеньям финанс. системы:

- гос. бюджет

- финанс. обеспечение общегос. программ

- бюджеты централиз. фондов

По ур-ню движения финанс. ресурсов:

- общегос.финанс. планы

- финанс. планы отдельных регионов

 

38. Виды децентрализ. финанс. планов.

Децентрализ.финанс. планы обосновывают индивидуальный кругооборот денеж. ср-в конкретного субъекта хоз-ния. Их назначение состоит в определении доходов и расходов данного объекта, финанс. результаты его деят-ти и соответствующие отношения, опосредующие движение финанс. ресурсов.

Финанс. план хоз. субъекта – плановый док-т, отражающий объем поступления и расходования ср-ва на текущий и долгосрочный период.

Бюджет – финанс. план, отражающий расходы и поступления ср-в по операционной, инвестиционной и финанс.деят-тип/п-я. Текущий бюджет составляется на срок до 1 года и охватывает традиционную деят-тьп/п-я. Капитальный бюджет (на срок >1 года) связан с инвестиционной деят-тьюп/п-я.

Смета – форма планового расчета, определяющая потребность п/п-я в денеж. ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей.

Расчетный баланс доходов и расходов составляется на год. В 1-ом разделе плана «Доходы и поступления» отражается прибыль, амортизационные отчисления, поступления от выпуска цен. бумаг, внешние источники финанс-ния, инвестиционной деят-ти. 2-ой – «Расходы и отчисления» – показывает распределение чистого дохода п/п-я, привлеченных и заемных ср-в на цели расширенного воспроиз-ва, приобретение цен. бумаг, выплату дивидендов использование резервных фондов, оказание соц. поддержки работникам п/п-я. 3-ий раздел – взаимоотношения с бюджетной сис-мой. На нем отражается уплата налогов и отчисления в целевые бюджетные и внебюджетные фонды, а также поступления бюджетных ср-в и различного ур-ня.

План движения денеж. ср-в по видам деят-ти. Этот план рекомендуется составлять на год с поквартальной разбивкой. Он предусматривает поступление денеж. ср-в из всех источников и все затраты на произ-во и реализацию продукции, инвестиции, соц. развитие, уплата налогов.

Платежный календарь – инструмент оперативного управления денеж. потоками п/п. В нем 2 раздела: в1-ом разделе «Предстоящие платежи» отражаются все расходы и платежи, проходящие ч/з расчетный или ссудный счет в банке; во 2-ом разделе – «Предстоящие поступления денеж. ср-в – указываются планируемы источники покрытия затрат. В платежном календаре доходы и расходы должны быть сбалансированными, либо поступление денеж. ср-в должно превышать расходы. Платежный календарь используется для контроля за платежеспособностью и кредитоспособностью. Он разрабатывается путем уточнения и конкретизации планируемых показателей очередного квартала и разбивки этих показателей по месяцам.

Кредитный план – план поступления кредитов и их погашения в намеченные кредитным договором сроки.

Кассовый план – план оборота наличных денег, проходящих ч/з кассу п/п. Содержит 4 раздела. В 1-ом содержится наличие ср-в, поступаемых в кассу, во 2-м – расходы наличными деньгами, в 3-м – ФОТ и др. выплаты на квартал, в 4-ом – сроки и сумма выплат наличными деньгами, согласованные с банком, осущ-ющим обслуживание п/п.

Бизнес-план – программа деят-тип/п, обоснование его стратегий и тактических мер их осущ-ния. Бизнес-планы используются для обоснования текущего и перспективного планирования развития п/п, выбора деят-ти, возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возвратозаемных ср-в, предложений по созданию совместных и иностранных п/п, целесообразности оказания мер гос. поддержки в приватизации и разгосударствления объектов гос. собственности. Осн. элементы бизнес-плана:

- прогноз объемов реализации (выручки)

- план доходов и затрат

- баланс денеж. расходов

- баланс активов и пассивов

- график достижения безубыточности

По форме собственности п/п различают: финанс. планы гос., арендных, кооперативных, акционерных общ-в, совместных п/п, иностранных п/п, частных фирм, общественных организаций

Финанс. планы бюджетных учреждений носят название смет и определяют в основном их расходы, а в случаях поступления дополнительных источников доходов разрабатываются приходно-расходные сметы, обосновывающие все поступления и расходы по хоз.деят-тип/п-я.

39. Специфика составления финансовых планов в зависимости от периода действия. Все финанс. планы в зависимости от периода их действия:

перспективные – разрабатываются на срок 3, 5, 10 и более лет. Они хар-ются укрупненными показателями, отражают осн. источники доходов и направления расходов.

Исходной базой для их разработки явл.: оценка материальных и финанс. ресурсов, состояние произ-ва, потребностей и возможностей его расширения, конкурентоспособность продукции, ее реализация, исходя из конъюнктуры рынка для прогнозирования денеж. поступлений.

2-ой базовый элемент – укрупненные нормативы: ставки налогов, отчислений, нормативы, обосновывающие наиболее рациональные пропорции в распределении финанс. ресурсов.

текущие – задания на текущий год, кот-е детализируются на более короткие периоды времени. Составляются на основе след.показателей:

- производственных заданий по объему произ-ва,

- сметы заданий по реализации произ-ва,

- сметы доходов и расходов на содержание учреждений, состоящих на балансе,

- бух.отчетов, балансов за истекший период.

оперативные – кратковременные прогнозы поступления доходов и определения возможностей покрытия текущих платежей. Они составляются на 10, 5 или 1 день. Их цель – обеспечить устойчивое положение п/п-я.

 


 

40. Методы план-ния – приемы расчета показателей. Выделяют методы ФП: • нормативный – на основе заранее установленных норм и технико-экон. нормативов рассчитывается потребность хоз. субъекта в финанс. ресурсах и их источниках. Норма – установленная мера, какая-то средняя величина. К финанс. нормам и технико-экон. нормативам относятся ставки налогов, норма амортизационных отчислений, норматив отчислений в ремонтный фонд, норматив товарных запасов, норматив потребности в оборотных ср-вах, тарифные ставки, должностные оклады.

коэффициентный – имеет в своей основе корректировку плановых заданий истекшего периода исходя из фактически достигнутых результатов и прогнозов на предстоящий период. Им можно рассчитывать доходы, расходы, прибыль, оборотные ср-ваи др. показатели нового периода;

расчетно-аналитический – основан на анализе движения финанс. ресурсов за истекший период; за базовый индекс принимаются изменения этого индекса в плановом периоде, а затем рассчитывается плановая величина этого показателя. В основе этого метода лежит использование экспертной оценки.

балансовый –путем построения баланса достигается увязка имеющихся в наличии финанс. ресурсов и фактической потребности в них;

оптимизаций плановых решений – разработка нескольких вариантов планового показателя, из кот-х выбирается наиболее оптимальный результат. Сущ-ют 2 направления выбора хоз. вариантов: 1) если даны ресурсы, то стремятся получить наилучший результат их использования;

2) если дан результат, то пытаются свести к минимуму расход ресурсов.

экономико-математического моделирования (ЭММ) – позволяет найти количественное выражение взаимосвязей м/у финанс. показателями и факторами, влияющими на величину этого показателя.

41.Финанс. контроль (ФК) + макро уровень

Финансам как экономической категории присуща контрольная функция, т.е. объективная способность создавать определенные последствия в экономике при их субъективной организации. Финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Если контрольная функция финансов является свойством самих финансов, то финансовый контроль является деятельностью соответствующих органов, организующих и осуществляющих этот контроль.

Фин. Контроль – это целенаправленная деятельность уполномоченных органов по обеспечению выполнения субъектами хозяйствования установленных форм и методов реализации финансовых отношений, анализу их эффективности и разработке предложений по их совершенствованию.

Целью фин. контроля является содействие формированию научно обоснованной финансовой политики, эффективного финансового механизма. Фин. контроль тесно связан и осуществляется одновременно с другими элементами управления, такими как финансовое планирование, оперативное управление финансами.

Результатами фин контроля являются различные факты экономической жизни (как правило, отрицательные) и количественные показатели.

Фин контроль выступает как эффективный механизм обратной связи в цепочке от постановки целей и задач фин политики до получения практических результатов развития экономики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 817; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.14 с.)