Соц-экономическая сущность бюджета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соц-экономическая сущность бюджета



Гос. бюджет — ведущее звено фин. системы и основная фин. категория. Бюджет объединяет основные фин. категории (налоги, гос. кредит, гос. расходы) в их действии: через бюджет осущ-ся постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Гос. бюджет - основной фин. план государства на текущий год, имеющий силу закона. Утверждается законодательными органами власти — парламентами.

По матер. содержанию гос. бюджет —форма образования и использования централизованного фонда ДС гос-ва, а по соц.-экон. сущности — основное орудие перераспределения нац. дохода. Гос. бюджет современных зарубежных стран выполняет следующие основные функции:

· перераспределение национального дохода;

· государственное регулирование и стимулирование экономики;

· финансовое обеспечение социальной политики;

· контроль за образованием и испол-ем централиз. фонда ДС.

Важное значение принадлежит и соц. функции бюджета. Гос. бюджет стал крупным источником средств для воспр-ва рабочей силы. По мере научно-технич. прогресса воспр-во рабочей силы все в большей степени зависит от расходов на образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение.

Бюджет является звеном фин. системы гос-ва и выражает экон.е (ден.) отношения по поводу образования доходов и финансированию расходов органов гос. власти и местного самоуправления.Являясь составной частью финансовых отношений и имея денежную форму выражения, бюджет выполняет следующие функции:1) распределит. – проявляется через формир и исп централиз фонда ДС по уровням гос. и территор власти; 2) контрольная – действует одновременно с распределит. и предполагает возможность и обязательность гос. контроля за поступлением бюдж. средств; 3) регулир. –с помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, направляя бюджетные средства на поддержку и развитие отдельных отраслей и регионов, используя для этого соответствующие фин. рычаги (бюджетно-налоговый механизм).

Доходы государственного бюджета, их состав и структура в текущем году.

Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета, а также бюджетных кредитов, средств от возврата бюджетных займов и бюджетных ссуд.

Формы и методы образования доходов изменяются под воздействием многих объективных и субъективных факторов, среди которых особое влияние оказывает уровень развития производительных сил, производственных отношений и финансовой науки. Основными источниками формирования бюджета являются: – государственное имущество, общегосударственные ресурсы,

за пользование которыми могут взиматься, вноситься определенные взносы; – обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемых в виде различных налоговых платежей и сборов; – привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации ценных бумаг.

В соответствии с бюджетной классификацией все виды бюджетных доходов делятся на три основные группы:

– налоговые платежи;

– неналоговые платежи;

– отчисления в социальные фонды.

Под налогами понимаются обязательные безвозмездные и безвозвратные платежи в бюджет, взимаемые органами государственного управления в соответствии с налоговым и таможенным законодательством Республики Беларусь.

В зависимости от объекта обложения бюджетная классификация определяет следующие виды налоговых платежей:

– прямые налоги на доходы, прибыль и прирост капитала;

– налоги, взимаемые с фонда оплаты труда;

– внутренние налоги на товары и услуги;

– налоги на собственность (налоги на имущество);

– доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций;

– прочие налоги, сборы и пошлины.

Неналоговые платежи – альтернативные источники формирования доходов бюджета. Они отражают место государства как субъекта хозяйствования в системе экономических отношений, возможностьего полноценного участия наравне с прочими субъектами при реализации объектов государственной собственности, при оказании государственными органами услуг. Неналоговые доходы по характеру воспроизводства делятся на текущие и капитальные. К текущим неналоговым доходам относятся возмездные, невозвратные платежи в

бюджет. Капитальные неналоговые доходы и обязательные платежипредставлены двумя группами: доходами от реализации государственного имущества, акций и продажи нематериальных активов, а такжедоходами от реализации государственных резервов.

Утвердить на 2012 год: доходы республиканского бюджета в сумме 92 771 972 225 тыс. рублей(92 трлн) - Налоговые доходы 83 трлн(Налоги на доходы и прибыль 5 трлн, Налоги на товары (работы, услуги) 50 трлн, Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 25 трлн, другие 3 трлн), Неналоговые доходы 9 трлн.


 

Расходы государственного бюджета, их состав и структура в текущем году

Расходы государственного бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы.Специфика общественного назначения бюджетных расходов состоит в обеспечении финансирования государственной деятельности: экономической, управленческой, социальной и других функций государства.Структура расходов государственного бюджета, их содержание формируются под воздействием следующих факторов: уровня развития производительных сил и производственных отношений, конкретной экономической и социальной ситуации. Существенное влияние оказывает финансовая политика государства, выбранные приоритеты развития общества иметоды реализации намечаемых задач. Общим для расходов всех странявляется их главное назначение – обеспечить выполнение государствомего внутренних и внешних функций.

Существуют различные классификации бюджетных расходов.

Наиболее крупную группу представляет деление расходов на внутренние и внешние расходы государства.

По общественному назначению расходы государства могут быть

разделены на следующие группы: экономические расходы; расходына социальные нужды; расходы на управление; военные расходы; расходы на внешнеэкономическую деятельность; расходы на созданиегосударственных запасов и резервов.

Утвердить на 2012 год: расходы республиканского бюджета в сумме 92 771 972 225 тыс. рублей(92 трлн.). Из них: общегосударственная деятельность 44 трлн., нац оборона 4,5 трлн, судебная власть, правоохранит деятельность и обеспеч безопасности 7 трлн, нац экономика 16 трлн, охрана окруж среды 0,5 трлн, ЖКХ и стр-во 0,064 трлн, здравоохранение 4 трлн, физ-ра, спорт, культура и СМИ 1,5 трлн, образование 4,6 трлн, соц политика 9 трлн.

Бюджетное устройство и бюджетная система

Бюджетноеустройствопредставляетсобой организационныепринципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязьобъединяемых в ней бюджетов.

Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством. Различают два вида государственных и бюджетных устройств – унитарное и федеральное.

Бюджетная система Республики Беларусь включает: республиканский бюджет, бюджет г. Минска и местные бюджеты. В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты.Консолидированный бюджет представляет собой совокупностьбюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно- территориальной единицы.

Бюджетная система организуется на основании следующихпринципов: единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетнуюсистему.

Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение. Через республиканскийбюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсовмежду областями и городом Минском в целях выравнивания их экономического и социального развития. Из средств республиканского бюджета бюджетам областей и г. Минска могут выделяться дотации, субвенции, субсидии при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.

Распределение доходов и расходов между республиканским бюджетом и бюджетами областей и г. Минска утверждается Законом обюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

Превышение расходов над доходами составляет бюджетныйдефицит.

Различают структурный и циклический дефициты. Дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета, называется структурным.

Уровень бюджетного дефицита определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или объему ВВП.

Основными методами покрытия бюджетного дефицита являются увеличение собственных источников покрытия (налоговые поступления либо денежная эмиссия) или привлечение заемных средств:

кредитов Национального банка, облигационных займов, иностранныхкредитов.

Источники финансирования дефицита республиканского бюджета утверждаются Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, местных бюджетов – решениямисоответствующих Советов депутатов.

Превышение доходов над расходами бюджета составляет профицит бюджета.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.62.42 (0.029 с.)