Тема 5. Финансовая система и финансовая политика 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Финансовая система и финансовая политика



ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА - совокупность финансовых отношений и финансовых институтов, обеспечивающих формирование и устойчивое функционирование фондов денежных средств государства и хозяйствующих субъектов.

Любая система - это организованное объединение взаимосвязанных и взаимодействующих блоков и элементов.

Финансовая система РФ, прежде всего, состоит из трёх крупных блоков:

  • государственных финансов,
  • финансов предприятий (всех видов собственности),
  • финансов домохозяйств (населения).

Данный список может быть дополнен ещё одним специфическим элемен-
том - это финансы общественных организаций.

В свою очередь, каждый из этих блоков имеет сложную внутреннею структуру, является подсистемой общей системы финансов.

Каждая подсистема имеет свои особенности в плане источников и способов формирования фондов денежных средств. Отличается своей ролью в обеспечении экономической жизни страны.

Чаще всего при изучении данной проблематики под финансовой системой подразумевается только блок государственных финансов (финансовая система в узком смысле слова).

Общая структура

Государственные финансы включают в себя следующие основные звенья (структурные элементы):

  • государственный бюджет,
  • внебюджетные фонды,
  • государственный кредит,
  • фонды страхования (некоторые экономисты относят этот элемент к финансам предприятий-финансовых посредников),
  • фондовый рынок (рынок государственных долговых обязательств).

Тогда структура финансовой системы РФ может быть представлена следующим образом.

Дадим краткую характеристику основным звеньям, образующим систему государственных финансов.

Государственный бюджет

Это главное звено финансовой системы. Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения основных функций государства (развитие образования, науки, здравоохранения, социальной сферы, поддержка приоритетных направлений экономического развития, укрепление обороноспособности страны и т.д.).

Бюджетная система страны функционирует в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В государственном бюджете аккумулируется большая часть национального дохода страны.

Государственный бюджет РФ включает три уровня:

1. Федеральный уровень - федеральный бюджет.

2. Региональный уровень - бюджеты субъектов федераций.

3. Местный уровень – бюджеты муниципальных образований.

В любом бюджете имеется доходная и расходная часть. В доходной части бюджета указываются источники и период поступления денежных средств, даётся их количественная оценка. В расходной части раскрываются статьи, направления расходования полученных денежных средств, указываются количественные характеристики расходов.

 

Рис. 1. Структура финансовой системы РФ

 

По структуре доходов можно оценить, из каких источников формируется основная часть бюджета, какую долю в поступлениях составляют налоги от населения, от корпораций, таможенные пошлины, неналоговые доходы (к примеру, доходы от государственной собственности).

По структуре расходов можно сделать выводы о характере социально-экономической политики государства. Бюджет наглядно показывает, какая доля имеющихся средств направляется на военные нужды, на развитие науки, образования, социальной сферы и пр.

Бюджет составляется на очередной (финансовый) год. Это общемировая практика.

Принципиальное значение для бюджета имеет соотношение предполагаемых доходов и запланированных расходов.

Если расходы превышают доходы, то такой бюджет называется дефицитным.

Если доходы превышают расходы, то в этом случае говорят, что бюджет составлен с профицитом.

Размер государственного бюджета - наилучший показатель экономической мощи страны, её возможностей.

Принятый государственный бюджет имеет силу закона.

Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды находятся в распоряжении федерального правительства и местных властей. Они имеют строго целевое назначение.

Из самого названия следует, что в этих фондах сосредоточены средства для финансирования расходов, которые не предусмотрены бюджетом.

Создаются внебюджетные фонды с целью повышения уровня социальной защиты граждан, отдельных категорий населения, решения конкретных экономических задач.

Источником внебюджетных фондов является произведенный в стране национальный доход. Следовательно, с помощью внебюджетных фондов государство перераспределяет национальный доход в пользу определенных социальных групп населения.

К фондам социального назначения относятся: Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Дополнительным источником формирования средств Пенсионного фонда служат ассигнования из федерального бюджета (в том числе на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям; социальных пенсий, пособий на детей).

Определенные ассигнования из федерального бюджета поступают и в Фонд социального страхования и в Фонд обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства указанных фондов являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Средства Пенсионного фонда направляются на:

  • выплату государственных пенсий;
  • выплату пособий по уходу за ребёнком в возрасте до полутора лет;
  • оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам.

Средства Фонда социального страхования служат для выплаты пособий:

  • по временной нетрудоспособности работника;
  • на санаторно-курортное лечение;
  • по беременности и родам;
  • при рождении ребенка и т.д.

Фонд обязательного медицинского страхования имеет два уровня: федеральный и территориальный.

Основная задача Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) состоит в том, чтобы по возможности обеспечить равное по качеству медицинское обслуживание населения, проживающего в разных регионах страны. Для этого предоставляется финансовая поддержка (субвенции) территориальным фондам медицинского страхования.

При определении размеров поддержки учитывается: состояние здоровья населения данного региона, экономическое положение территории, полнота сбора страховых взносов на этой территории.

Подавляющая часть бюджета ФФОМС расходуется на субвенции. То есть, фонд осуществляет важную распределительную функцию целевых финансов.

Средства Территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС) направляются на финансирование местных программ оказания обязательной медицинской помощи населению.

Временно свободные финансовые средства внебюджетных фондов размещаются на банковских депозитах (для защиты от инфляции) и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг. Доходы от этих финансовых операций должны направляться только на решение уставных задач фондов.

С 2002 года в России осуществляется пенсионная реформа. Основная её идея - переход от распределительной системы выплат пенсий к накопительной.

Теперь часть пенсионных отчислений поступает на персональные накопительные счета граждан. Накапливаемые на этих счетах средства инвестируются в ценные бумаги, что позволяет нарастить их объём. После выхода гражданина на пенсию накопленный доход будет ему возвращаться в виде ежемесячной доплаты к основной пенсии.

Для работы с пенсионными накоплениями ПФ РФ привлек частные управляющие компании (УК). Их отбор производился на конкурсной основе.

У большинства УК доходность портфеля пенсионных накоплений почти в два раза превышает доходность, которую обеспечивают государственные структуры. Это объясняется тем, что УК более свободны в управлении активами, имеют возможность вкладывать средства как в акции, так и в облигации различных российских компаний.

Государство осуществляет контроль над деятельностью частных УК, работающих с пенсионными накоплениями. Предприняты специальные меры, позволяющие сохранить эти средства даже в том случае, если УК обанкротится.

Государственный кредит

Государственный бюджет всегда испытывает нехватку средств. Поступающие доходы далеко не всегда покрывают растущие расходы.

Компенсировать дефицит бюджета за счёт денежной эмиссии опасно из-за угрозы роста инфляции, обесценения денег. Поэтому государство в такой ситуации использует внутренние и внешние займы. То есть кредитуется у предприятий, населения, зарубежных инвесторов.

Для получения денежных средств государство выпускает облигации, казначейские обязательства, другие виды ценных бумаг и размещает их на финансовых рынках. Полученные займы со временем необходимо погашать. То есть, государственный кредит выдается на условиях платности, срочности и возвратности.

В зависимости от срока погашения различают следующие виды займов:

  • краткосрочные (до 1 года),
  • среднесрочные (от 1 года до 5 лет),
  • долгосрочные (до 30 лет).

Государственный кредит - важный элемент государственных финансов. С его помощью удаётся пополнить федеральный бюджет, а также оказать необходимую помощь внебюджетным фондам.

Если государство размещает кредит внутри страны, то образуется внутренний кредит (задолженность перед резидентами). Если кредит размещается за рубежом, то это внешний кредит (задолженность перед нерезидентами).

Когда государство выступает в лице заемщика, образуется государственный долг – это вся сумма выпущенных и непогашенных займов с начисленными по ним процентами.

В структуре Министерства финансов РФ имеется специальное подразделение - департамент международных отношений, государственного долга и государственных финансовых активов.

Важно отличать государственный внешний долг от внешнего долга страны. Структура последнего сложна.

Есть долг федерального и региональных правительств (который в официальной статистике называется «долгом федеральных органов управления»). Есть долг Центрального банка РФ, который в сочетании с кредитами МВФ называется «долгом органов денежно-кредитного регулирования». Сумма этих двух долгов и составляет государственный внешний долг. Однако, помимо государственной доли, во внешний долг страны включается задолженность частного сектора.

Внешние заимствования российского бизнеса в последние годы растут быстрыми темпами. Поэтому общий внешний долг России продолжает увеличиваться.

Внутренний кредит является удобной формой финансового регулирования. С одной стороны, государству удаётся получить недостающие средства, с другой - корректируется денежное обращение.

Однако всегда остро стоит проблема погашения займов. Необходимо отметить, что кредитные ресурсы государство в отличие от бизнеса, как правило, не использует в коммерческих целях. Заимствованные средства не приносят прямой прибыли. Погашение кредитов становится возможным только за счёт средств будущего бюджета или за счёт новых займов.

Возникает опасность оказаться на пути строительства финансовых пирамид.

В связи с этим обслуживание внешнего и внутреннего долга постоянно остаётся существенной нагрузкой на государственные финансы.

Если государство оказывается неспособным рассчитаться со всеми своими долгами, то возникает кризисная ситуация, которая называется дефолтом (банкротство).

Фонды страхования

Фонды страхования образуются за счет деятельности страховых организаций и обеспечивают защиту имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещения им убытков от несчастных случаев, стихийных бедствий и непредвиденных обстоятельств.

Это целевые денежные фонды. Они делятся на две основные группы:

  • государственные фонды страхования,
  • фонды страховых организаций.

Деятельность страховых организаций регулируется Законом РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (1992 год).

Объёмы операций на рынке страховых услуг неуклонно растут. Это одна из динамично развивающихся сфер российского бизнеса.

Юридическое лицо, осуществляющее страховую деятельность, принимающее на себя обязанность по возмещению ущерба клиенту, с которым заключен договор страхования, называется страховщиком. Для занятия страховой деятельностью организация должна получить специальную лицензию.

Страхователем является юридическое или физическое лицо, заключившее договор страхования со страховщиком и выплачивающее ему страховую премию. Эти страховые взносы оказываются основным источником формирования фондов страхования.

Объектом страхования могут выступать различные жизненные события, имущественные и хозяйственные отношения.

В связи с этим все виды страхования разделяют на три большие группы:

  • Личное страхование (страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование).
  • Имущественное страхование (страхование средств транспорта, страхование грузов, страхование иных видов имущества, страхование финансовых рисков).
  • Страхование ответственности (страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, страхование ответственности перевозчика, страхование профессиональной ответственности и т.д.).

При возникновении страхового случая (события, предусмотренного договором страхования) страховщик обязан сделать выплату страхователю.

Страховые услуги могут быть предоставлены на обязательных или добровольных условиях.

Некоторые виды обязательного страхования:
  • Жизни военнослужащих и их семей.
  • Пассажирских перевозок.
  • Профессий с повышенным уровнем риска ущерба здоровью.
  • Зарубежные поездки.
  • Жилого фонда, гибель которого затрагивает общественные и личные интересы.
  • Депозитов и вкладов в коммерческих банках.
  • Государственное страхование медицинских работников на случай инфицирования СПИДом.
  • Обязательное медицинское страхование граждан.
  • Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО).
Некоторые виды добровольного страхования:
  • Личное страхование.
  • Имущественное страхование.
  • Страхование коммерческих рисков.
  • Ипотечное страхование.
  • Страхование профессиональной ответственности.
  • Страхование валютных рисков.
  • Страхование экспортных кредитов.
  • Страхование биржевых операций и сделок.
  • Страхование от инфляции.
  • Страхование риска неправомерного применения финансовых санкций органами налогового контроля.

Обязательное страхование осуществляется на основании законодательства РФ. Система обязательного страхования должна предусматривать эффективную защиту имущественных интересов государства от стихийных бедствий, аварий и катастроф при минимальных затратах бюджетных средств.

Развитие предпринимательства расширяет возможности страхования ответственности при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг, в результате которых может быть причинен вред третьим лицам.

Привлечение инвестиционных ресурсов в экономику потребует дальнейшего развития страхования финансовых и предпринимательских рисков.

Добровольное страхование (необязательное) проводится на добровольной основе при заключении соответствующего договора. Приоритетными направлениями в развитии добровольного личного страхования должны стать страхование жизни, пенсионное страхование и медицинское страхование.

Осуществление выплат своим клиентам страховая организация выполняет за счёт средств страховых резервов.

Страховщик должен быть способен своевременно выполнить свои страховые обязательства.

Для пополнения своих резервов страховые компании занимаются инвестиционной деятельностью. Они могут вкладывать свои средства и средства страхователей в государственные ценные бумаги, векселя банков, приобретать недвижимое имущество, иностранную валюту и т.д.

Рост объёмов фондов страхования позволит страховщикам аккумулировать дополнительные финансовые средства, которые послужат источником инвестиций в экономику.

Фондовый рынок

Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств.

На фондовом рынке осуществляется купля-продажа специальных финансовых активов - ценных бумаг.

Более подробно особенности фондового рынка будут рассмотрены в последующих разделах данного курса.

Общие требования к финансовой системе

Как видим, финансовая система РФ представляет собой сложную многоуровневую структуру, отдельные звенья которой непрерывно взаимодействуют между собой.

Функционирование данной системы - это движение денежных потоков:

  • восходящие потоки (от потребителей, плательщиков в адрес соответствующих фондов);
  • координирующие потоки (между отдельными фондами, бюджетами);
  • нисходящие потоки (от образованных фондов в адрес получателей, клиентов).

От того, как функционирует финансовая система, во многом зависит результативность всей экономической деятельности страны.

Финансовая система должна работать слаженно, то есть должно быть налажено чёткое взаимодействие между бюджетами разных уровней, между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, между налоговой службой и плановыми органами, между кредитными организациями и финансовым менеджментом предприятий и т.д.

Необходимо обеспечить рациональное распределение поступающих денежных средств между отдельными звеньями финансовой системы.

Финансовая система должна работать синхронно. Проблема заключается в том, что денежные средства циркулируют неравномерно в различных финансовых каналах.

К примеру, одни налоги платятся один раз в месяц, другие - один раз в квартал. Причём суммы налоговых поступлений точно спрогнозировать крайне трудно.

Пенсии выплачиваются в определенные дни месяца. Объёмы выплат в целом известны заранее.

Сроки страховых выплат и их объёмы вообще невозможно спланировать.

Синхронность в работе финансовых институтов исключает ситуации, когда обнаруживается или нехватка денежных средств для осуществления необходимых финансовых операций, или ненужный их избыток.

Финансовая система должна функционировать устойчиво. Это означает, что неизбежные внешние и внутренние возмущения (рост инфляции, изменение валютного курса, природные катаклизмы) не должны приводить к существенным финансовым последствиям негативного характера, тем более к финансовому кризису. Финансовая система должна гибко реагировать на эти возмущения, своевременно и адекватно адаптируясь к ним.

Рассмотренная система нуждается в эффективном управлении, которое должно обеспечить слаженное, синхронное и устойчивое функционирование финансов.

Финансовая политика

Управлять финансовой системой можно по-разному: преследуя разные цели, руководствуясь разными принципами, используя разные средства и методы управления.

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА - система целей, принципов и методов управления финансами страны. Это концепция действий руководящих финансовых органов, федеральной, региональной и местной власти в области финансово-экономических отношений.

Финансовая политика ориентирует все звенья системы на определенную линию поведения в ситуации принятия ответственных финансовых решений. Тем самым достигается большая согласованность и устойчивость функционирования финансовой системы.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. Поэтому от характера финансовой политики зависит и то, каким образом используются финансовые ресурсы для регулирования социально-экономических процессов.

Финансовую политику разрабатывают и реализуют финансовые институты государственной власти.

На формирование финансовой политики влияет множество факторов внутреннего и внешнего характера - результаты экономического развития страны, её нынешнее финансовое положение, ситуация в мировой экономике, конъюнктура цен на энергоносители, политические события в стране и за рубежом и пр.

Основные элементы финансовой политики:

  • цели финансовой политики,
  • принципы управления финансовой системой,
  • используемые финансовые методы и инструменты.

Как видим, судить о финансовой политике необходимо по целому ряду параметров, каждый из которых сам по себе представляет сложность для корректной оценки.

Виды финансовой политики

С большой степенью условности можно выделить несколько видов финансовой политики.

Классическая финансовая политика. В её основе лежат принципы, сформулированные ещё классиками политэкономии - А. Смитом (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823). Она предусматривает невмешательство государства в экономику, поддержание условий для свободной конкуренции, минимизацию государственных расходов.

Кейнсианская финансовая политика. В её основе лежит экономическая теория Дж. Кейнса (1883-1946), обосновывающая необходимость государственного регулирования экономики. В этом случае основным инструментом управления финансово-экономической системой становятся государственные расходы, которые стимулируют дополнительный спрос и рост производства, снижение уровня безработицы, увеличение национального дохода.

Важными инструментами регулирования выступают налоги, государственный кредит, планирование бюджета и контроль его исполнения.

Многие годы такая политика обеспечивала относительную стабильность экономического развития целого ряда капиталистических стран.

Неоконсервативная финансовая политика. Она предполагает ограниченное вмешательство государства в экономику.

Сторонники этой политики полагают, что необходимо сокращать объём перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижать бюджетный дефицит, сокращать налоги, стимулировать рост сбережений с целью их использования для инвестиций. Регулирование становится более гибким и затрагивает многие аспекты хозяйственной деятельности: экономический рост, занятость, валютный курс, денежное обращение и т.д.

Сбалансированная финансовая политика. Крайне трудно дать однозначную характеристику финансовой политике, которая пользуется в современных условиях наибольшим признанием.

Прежде всего, это сбалансированная политика, ориентирующаяся на комплекс макроэкономических показателей. Это поддержание оптимального соотношения между государственным регулированием и экономической свободой хозяйствующих субъектов.

Важнейшей особенностью современной финансовой политики любой страны является способность её адаптации к мировой финансовой системе.

Разумеется, в каждой стране разрабатывается и реализуется собственная финансовая политика, отражающая специфику национальной экономики, учитывающая конкретные исторические реалии. Шаблона здесь быть не может, хотя некоторые общие принципы должны соблюдаться.

Кроме того, финансовая политика данной страны (или группы стран) со временем неизбежно корректируется или даже пересматривается в зависимости от меняющейся экономической ситуации.

Для финансовой политики современной России характерны следующие черты.

Цели финансовой политики РФ

К основным стратегическим целям государственной финансовой политики ближайших лет можно отнести следующее:

  • Укрепление рубля, превращение отечественной денежной единицы в сильную валюту.
  • Повышение товарного и ресурсного обеспечения рубля; стимулирование спроса на рубли.
  • Предотвращение несанкционированного оттока капитала за рубеж.
  • Совершенствование методологии составления государственного бюджета, обеспечение его сбалансированности; оптимизация соотношения бюджетов разных уровней.
  • Развитие налогового администрирования и укрепление налоговой дисциплины.
  • Совершенствование функционирования фондового рынка.
  • Повышение доверия населения к финансовым и кредитным институтам.
  • Адаптация финансовой системы России к условиям существующей международной финансовой системы.

То есть цели финансовой политики должны согласоваться с целями экономической политики, способствовать социально-экономическому прогрессу страны, повышению материального уровня её граждан.

В сложных и практически непредсказуемых условиях финансового кризиса задачи финансовой политики РФ подвергаются корректировке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.005 с.)