Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип бюджетного выравнивания

Поиск

Различают вертикальное выравнивание и горизонтальное выравнивание.

Вертикальное выравнивание означает достижение сбалансированности между объёмом предусмотренных бюджетом расходов и суммарным объёмом доходов данного бюджета.

На практике часто обнаруживается противоречие между объективно требуемыми в регионе расходами и экономическими возможностями данной территории. В этом случае центральные власти должны предусмотреть механизм компенсации недостающих средств.

Горизонтальное выравнивание предполагает планомерные усилия по обеспечению более рационального распределения финансовых ресурсов между регионами и территориями страны.

Для бюджетного выравнивания служат федеральные фонды финансовой поддержки, дотации, целевая помощь.

В настоящее время действует несколько фондов финансовой поддержки субъектов Федерации из центрального бюджета. Они:

  • оказывают финансовую помощь регионам по текущим расходам,
  • предоставляют компенсации по реализации ряда законов социальной направленности,
  • оказывают поддержку реформам в социальной сфере,
  • выделяют инвестиции для целей регионального развития и т.д.

В целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований в составе бюджета субъекта Федерации образуется свой (региональный) фонд финансовой поддержки

ДОТАЦИИ - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе. То есть, на получателя дотации никаких дополнительных финансовых обязательств не возлагается. Кроме одной - эффективно и рационально использовать полученные средства.

Финансовая помощь региональному или местному бюджету может быть оказана в виде СУБВЕНЦИЙ. Это форма целевой финансовой помощи, когда перечисляемые центральным органом средства предназначены для решения вполне конкретной задачи. В случае не целевого использования субвенция подлежит возврату.

Распространенной формой финансовой помощи являются СУБСИДИИ. Это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов. То есть получатель субсидии обязан вложить и часть собственных средств на финансирование определенного мероприятия, проекта.

Дотации, субвенции и субсидии предоставляются Федеральным бюджетом субъектам Федерации, а региональные бюджеты предусматривают, в свою очередь, дотации, субвенции и субсидии местным бюджетам.

Проблема бюджетного выравнивания крайне актуальная для России. Ибо на практике наблюдается значительная, исторически сложившаяся неравномерность в экономическом, социально-культурном развитии отдельных российских регионов, большие различия между ними по природно-климатическим и демографическим параметрам.

Часть регионов является регионами-донорами, другая часть относится к депрессивным регионам (их собственные доходы не покрывают минимально необходимые региональные расходы).

Централизованное перераспределение бюджетных средств, поступление дотаций, субвенций и субсидий в адрес региональных и местных бюджетов не должны порождать у руководства регионов и муниципальных образований иждивенческих настроений. Стратегическая задача в области укрепления региональных и местных финансов - развивать на местах производство, малый и средний бизнес, наращивать инвестиции, расширять доходную базу территорий.

Федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты образуют консолидированный бюджет Российской федерации. Его основная задача - обеспечить развитие России как единого и целостного государства.

Бюджетный процесс

Под бюджетным процессом понимается последовательная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по составлению проекта бюджета, его рассмотрению и утверждению, по исполнению принятого на текущий финансовый год бюджета и организации всестороннего бюджетного контроля.

Основные стадии бюджетного процесса показаны на следующей схеме:

Рис. 5. Схема бюджетного процесса

Правовой основой бюджетного процесса выступает Конституция РФ, Бюджетный Кодекс, а также соответствующие нормативно-правовые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Основные участники бюджетного процесса:

  • Органы законодательной (представительной) власти;
  • Органы исполнительной власти;
  • Центральный банк РФ;
  • Органы государственного финансового контроля;
  • Распорядители бюджетных средств;
  • Получатели бюджетных средств и т.д.

Кратко рассмотрим их главные бюджетные полномочия.

Органы законодательной власти и представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты, а также отчёты об их исполнении.

Органы исполнительной власти разрабатывают проекты бюджетов, вносят их с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного органа. Исполнительная власть отвечает за исполнение бюджета, за организацию финансового контроля, предоставляет отчёты по исполнению бюджета.

Центральный банк РФ совместно с Правительством страны разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления кредитно-денежной политики. Кроме того, ЦБ РФ обслуживает счета бюджетов и выполняет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.

Органы государственного и муниципального финансового контроля создаются законодательной властью и проводят экспертизы проектов предлагаемых бюджетов, федеральных и региональных целевых программ, осуществляют контроль за их исполнением и реализацией.

Распорядители бюджетных средств - это органы государственной власти (или местного самоуправления), наделенные правом распределять средства бюджета по подведомственным получателям бюджетных средств.

Главные распорядители указаны в ведомственной классификации расходов бюджета.

Распорядители бюджетных средств отвечают за:

  • целевое использование выделенных бюджетных средств;
  • эффективное использование этих средств;
  • утверждение сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
  • соблюдение нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг при утверждении смет доходов и расходов;
  • достоверность и своевременное представление установленной отчётности по исполнению бюджета.

Получатели бюджетных средств - в их роли выступают бюджетные учреждения или иные организации, имеющие право на получение средств из федерального или регионального бюджета.

Получатели бюджетных средств имеют право на:

  • своевременное получение в запланированном объёме и использование бюджетных средств;
  • компенсацию в размере допущенного недофинансирования.

Получатели бюджетных средств обязаны:

  • своевременно подавать бюджетные заявки на очередной финансовый год;
  • эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением;
  • своевременно представлять отчёты и иные сведения об использовании бюджетных средств.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 821; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.37.43 (0.011 с.)