Тема 7. Бюджет и бюджетная система РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Бюджет и бюджетная система РФ



Бюджетная система РФ - это совокупность бюджетов трёх уровней:

  • государственный или федеральный бюджет;
  • бюджеты субъектов федерации;
  • местные бюджеты (бюджеты муниципальных районов и округов, городских и сельских поселений).

Федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты ежегодно принимаются в форме законов.

В бюджетную систему включают и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система образует финансовую основу функционирования всех уровней государственной власти и местного самоуправления.

Кроме того, выделяют консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.

На конец 2005 года административное устройство России объединяло 89 субъектов Федерации (области, края, республики, автономные области или округа) и 29 тысяч муниципальных образований (районы, городские и сельские поселения).

Принципы бюджетной системы РФ

Бюджетный кодекс РФ раскрывает 11 принципов функционирования бюджетной системы. Рассмотрим некоторые из них.

Принцип единства бюджетной системы обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов, бюджетной отчётности.

Принцип самостоятельности бюджетов всех уровней означает, что у каждого бюджета имеются свои источники доходов, каждый бюджет имеет право самостоятельно их расходовать; утверждается каждый бюджет соответствующими представительными органами власти; исполняется каждый бюджет соответствующими исполнительными органами власти; не допускается компенсация за счёт бюджетов других уровней потребности в дополнительных доходах и расходах.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.

Назначение Федерального бюджета

В Бюджетном кодексе РФ сказано: " Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчёте на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации".

Таким образом, с помощью государственного бюджета осуществляется мобилизация в руках государства денежных ресурсов и организуется их плановое расходование.

Основная функция госбюджета - рациональное перераспределение национального дохода и ВВП между различными социальными группами населения, территориями, отраслями экономики.

Госбюджет служит эффективным инструментом регулирования и стимулирования экономики, поддержания определенных направлений производственной деятельности, а также обеспечения социальной политики. Средства Федерального бюджета расходуются на общегосударственные нужды (государственное управление, общественная безопасность, оборона, наука, образование, здравоохранение, защита окружающей среды).

Госбюджет играет ключевую роль в реализации финансовой политики.

Бюджетные средства необходимы в тех сферах, которые не привлекательны для частного капитала, стремящегося, прежде всего, к получению максимальной прибыли. По оценкам некоторых специалистов государственные инвестиции составляют от 20 до 40 % общего объёма инвестиций.

Чем значительнее масштабы госбюджета, тем эффективнее может государство осуществлять стимулирование социально-экономического развития страны. В зависимости от характера бюджета он может быть нацелен на:

  • экономический рост,
  • стабилизацию экономической деятельности,
  • ограничение деловой активности.

Значение государственного бюджета особенно возрастает в условиях реформ, структурной перестройки экономики, преодоления кризисов. В каждой из такой ситуации необходим бюджет особого рода.

Структура бюджета

Федеральный бюджет представляет собой группировку доходов и расходов государственного фонда денежных средств.

Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.

Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по основным целевым направлениям государственной деятельности, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов. Объектам классификации присваиваются определенные коды.

Построение бюджетной классификации регламентируется Федеральным законом "О бюджетной классификации РФ". Этот документ обеспечивает общероссийскую сопоставимость показателей бюджетов.

Бюджетная классификация позволяет обеспечить адресное выделение финансовых ресурсов. С ее помощью определяется, кому, сколько и на какие цели выделяются средства из федерального бюджета.

Согласно бюджетной классификации госбюджет состоит из четырёх основных блоков:

  • Доходы.
  • Расходы.
  • Финансирование бюджетного дефицита.
  • Государственный долг.

Дадим краткую характеристику каждому блоку.

Доходы бюджета

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в полное распоряжение органов государственной власти РФ на безвозмездной и безвозвратной основе. Различные виды доходов образуют следующую четырёхступенчатую структуру.

Рис. 2. Классификация доходов государственного бюджета РФ.

 

Налоговые доходы включают следующие основные подгруппы:

  • налоги на прибыль;
  • налоги на добавленную стоимость;
  • акцизы (на спирт этиловый, табачную продукцию, бензин и т.д.);
  • налоги на добычу полезных ископаемых;
  • платежи за пользование природными ресурсами;
  • прочие налоги, пошлины, сборы.

В свою очередь подгруппы делятся на конкретные статьи и подстатьи.

Налоговые поступления являются наиболее существенным источником формирования доходов госбюджета. В большинстве развитых стран доля налогов в центральных бюджетах составляет 80-90%.

Неналоговые доходы включают следующие основные подгруппы:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
  • доходы от деятельности унитарных предприятий, принадлежащих РФ;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • лицензионные сборы;
  • прочие платы и неналоговые доходы.

Доходы этой группы во многом зависят от эффективности управления государственным имуществом, качества менеджмента на предприятиях, принадлежащих государству. Как видим, доходы бюджета от государственного имущества совсем незначительны. Причём почти одна треть этих доходов составляют поступления от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Сегодня наблюдается тенденция распродажи государственного имущества путём его приватизации. Разумеется, органам власти легче избавиться от имущества, быстро пополнив текущий бюджет, чем наладить эффективный менеджмент на своих предприятиях. Однако, на наш взгляд, это недальновидная политика.

Безвозмездные поступления включают следующие основные подгруппы:

  • финансовая помощь из бюджетов других уровней (в форме дотаций и субсидий);
  • поступления от государственных внебюджетных фондов;
  • перечисления от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств;
  • добровольные пожертвования;
  • иные безвозмездные и безвозвратные перечисления.

Доходы целевых бюджетных фондов формируются из поступлений от конкретных государственных фондов (Фонда Министерства РФ по атомной энергии, Фонда развития таможенной системы РФ, Федерального фонда восстановления и охраны водных объектов и т.д.)

Итак, из приведенных данных следует, что основными источниками доходов федерального бюджета являются налоговые поступления и доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины).

Разумеется, каждое государство думает об увеличении бюджетных доходов. Основной путь для достижения этой цели - стабильное развитие экономики. С ростом ВВП величина налоговых поступлений возрастает даже при неизменном уровне налогообложения.

Система налоговых ставок и льгот должны стимулировать расширение и обновление производства.

Кроме того, необходимы специальные меры по повышению уровня собираемости налогов.

Расходы бюджета

Расходы бюджета - основные направления расходования денежных средств государственного бюджета, вытекающие из основных функций государства. Это финансовое обеспечение обязательств государства, реализации выполняемых им задач.

Расходы - это платежи, не подлежащие возврату, не создающие и не погашающие финансовых обязательств.

Группируются расходы по трём вариантам:

  • функциональная классификация (структура);
  • ведомственная классификация (структура);
  • экономическая классификация (структура).

Рис. 3. Классификация расходов государственного бюджета РФ.

 

Необходимо отметить, что на приведенном рисунке приведены три варианта группировки одних и тех же расходов (хотя полностью суммы расходов по разным классификациям не совпадают).

Функциональная классификация отражает направления расходов бюджетных средств, раскрывает функциональное назначение выделяемых сумм. Классификация включает четыре уровня: разделы, подразделы, целевые статьи и виды расходов.

Основные разделы бюджетных расходов:

Сохранение и укрепление государства

  • Общегосударственные вопросы.
  • Национальная оборона.
  • Национальная безопасность и правоохранительная деятельность.

Решение социальных задач

  • Образование.
  • Здравоохранение и спорт.
  • Социальная политика.
  • Культура и СМИ.

Решение экономических задач

  • Национальная экономика.
  • Жилищно-коммунальное хозяйство.
  • Охрана окружающей среды.
  • Межбюджетные трансферты.

По каждому разделу бюджетом определяется величина ассигнований. Указывается, какой процент составляют расходы по данному разделу в отношении величины всего госбюджета.

Количественное соотношение расходов по различным разделам является важнейшей характеристикой бюджета.

Если в бюджете военные расходы существенно превышают расходы по другим направлениям, то можно говорить о милитаристском бюджете.

Если в бюджете предусмотрены значительные расходы на образование, здравоохранение, социальную политику, и они превышают показатели предшествующих лет, то мы имеем социально ориентированный бюджет.

Если в бюджете заложено увеличение расходов на фундаментальные исследования, инновации в промышленность, экономику, транспорт, то перед нами бюджет развития.

Если в бюджете предусмотрено увеличение расходов на государственное управление, судебную власть, правоохранительную деятельность, а по другим направлениям соотношение расходов остаётся на протяжении ряда лет неизменным, то мы имеем дело с консервативным бюджетом.

Ведомственная классификация - это группировка расходов, отражающая распределение финансовых потоков между главными распорядителями средств федерального бюджета.

Таким образом, в бюджете указываются средства по каждому министерству, агентству, ведомству или иному государственному органу, распределяющему ассигнования по конкретным получателям. Преимущество данной классификации в том, что она обеспечивает адресность распределяемых бюджетных средств.

Экономическая классификация - это группировка тех же самых расходов по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство осуществляет свои главные функции.

В рамках этой классификации различают три категории расходов:

  • Текущие расходы.
  • Капитальные расходы.
  • Чистое кредитование.

Текущие расходы обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти и бюджетных организаций.

В свою очередь, текущие расходы включают в себя следующие группы:

  • расходы на товары и услуги (оплата труда + начисления на заработную плату + закупки предметов снабжения и расходных материалов);
  • выплаты процентов (за пользование заемными денежными средствами);
  • субсидии и текущие трансфертные платежи (безвозмездные, невозвратные платежи государственным предприятиям, убыточным ведомственным организациям, домашним хозяйствам и т.д.).

Капитальные расходы - часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Бюджетные средства используются в основном для решения экономических задач общегосударственного значения.

Данная категория расходов предназначается для приобретения основного капитала (а также для капитального строительства и капитального ремонта), создания государственных запасов и резервов, осуществления капитальных трансфертов.

Чистое кредитование предполагает предоставление ссуд за вычетом их погашения для инвестиционных проектов, нуждающихся в государственной поддержке, для сельского хозяйства, строительства жилья, восстановления объектов, разрушенных в результате стихийных бедствий.

К данной категории расходов относятся кредиты, позволяющие государству приобрести участие в акционерном капитале.

Каждое государство стремится к рационализации бюджетных расходов. Это может быть осуществлено путём сокращения затрат на оборону, содержание аппарата органов государственного управления, уменьшения непроизводительных расходов, сокращения числа государственных программ и т.д.

Серьёзное противоречие возникает в связи с тем, что государство, с одной стороны, должно осуществлять активную социальную политику. С другой - увеличение бюджетных расходов подталкивает инфляцию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.022 с.)