Внебюджетные фонды, основы их формирования и использования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внебюджетные фонды, основы их формирования и использования.



Внебюджетные фонды – особые фонды денежных средств, созданные государством для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики. Для внебюджетных фондов существует особая система формирования и расходования денежных средств.

Основные задачи внебюджетных фондов:

- влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

- обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально выделенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

- оказывать социальные услуги населению путем выплаты пенсий, пособий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры;

- предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам.

Внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения единого центрального фонда государства – бюджета. Внебюджетные фонды имеют ряд преимуществ:

- автономность фондов от бюджета, что позволяет обеспечивать финансирование специальных мероприятий;

- лучшая наполняемость по сравнению с бюджетом.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями:

- выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;

- формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для достижения определенных целей.

Доходы внебюджетных фондов формируются за счет:

• Налогов, сборов и прочих обязательных платежей;

• Финансирования из бюджетов различных уровней в виде субсидий и займов;

• Добровольных отчислений граждан (на пенсионное, медицинское страхование и т.д.);

• Средств, полученных в результате ведения коммерческой деятельности (сдача имущества в аренду, банковские проценты и т.д.).

Правом образовывать внебюджетные фонды обладают как федеральные власти, так и республиканские и местные органы. Внебюджетные фонды, создаваемые на федеральном уровне, определяются долей налогов, поступающих в республиканский, областной и местный внебюджетные фонды. По такой схеме строятся пенсионный фонд, фонд государственного социального страхования. На региональном уровне свои внебюджетные фонды: фонды природоохранных мероприятий, фонды социальной поддержки малоимущих слоев населения, дорожные фонды.

Важнейшими внебюджетными фондами, не консолидированными в федеральном бюджете РФ, являются:

- Пенсионный фонд РФ,

- Фонд социального страхования РФ,

- Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Эти фонды относятся к социальным внебюджетным фондам.

Пенсионный фонд РФ образован постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. (действовало в редакции от 11 февраля 1993г.), с 1 января 1992г. было введено Положение о Пенсионном фонде РФ.

Основными источниками формирования средств Пенсионного фонда РФ являются:

- страховые взносы работодателей;

- страховые взносы граждан;

- добровольные взносы граждан;

- доходы от капитализации средств фонда;

- прочие поступления.

Облагаемой суммой для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд являются:

- вознаграждения по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера; предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также авторским договорам;

- другие выплаты, осуществляемые в пользу работников, - все виды материальной помощи, стоимость ценных подарков и наград, выплаты по случаю юбилея, компенсационные выплаты.

Пенсионный фонд используется:

- на выплату пенсий по возрасту и инвалидности;

- при потере кормильца;

- за выслугу лет, военнослужащим;

- выплату пособий на детей в возрасте от полутора до шести лет;

- одиноким матерям;

- лицам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС;

- для оказания материальной помощи престарелым и инвалидам.

В условиях рыночной экономики Пенсионный фонд призван гарантировать максимальную реализацию прав личности на достойную старость, соответствующую вкладу в общественное развитие.

Фонд социального страхования РФ был создан на основании Указа Президента РФ от 26 июля 1992г. Положение о Фонде социального страхования РФ было утверждено постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994г.

Источниками формирования средств Фонда социального страхования являются:

- страховые взносы организаций-работодателей;

- страховые взносы физических лиц (предпринимателей и не зарегистрированных в качестве предпринимателей, но использующих наемный труд);

- добровольные взносы физических и юридических лиц;

- ассигнования из государственного бюджета;

- доходы от капитализации временно свободных денежных средств в пределах средств, предусмотренных бюджетом;

- прочие доходы.

Облагаемой базой для начисления взносов являются вознаграждения по трудовым договорам вне зависимости от источника финансирования. Средства Фонда направляются на следующие цели:

- выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, на погребение;

- санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на частичное содержание находящихся на балансе организации санаториев-профилакториев санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества;

- проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ образован согласно Закону РФ «О медицинском страховании граждан РСФСР» от 28 июня 1991г. Медицинское страхование является разновидностью общего страхования граждан, обеспечивающего всем российским гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования. Цель медицинского страхования – гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и обеспечение профилактических мероприятий.

Субъекты медицинского страхования – гражданин, страхователь, страховая медицинская организация и медицинское учреждение. Источниками формирования средств Фонда обязательного медицинского страхования являются:

- страховые взносы организаций- работодателей;

- страховые взносы физических лиц(предпринимателей и не зарегистрированных в качестве предпринимателей, но использующих наемный труд);

- добровольные взносы физических и юридических лиц;

- ассигнования из государственного бюджета;

- доходы от капитализации временно свободных денежных средств в пределах средств, предусмотренных бюджетом;

- прочие доходы.

Фонд обязательного медицинского страхования структурно состоит из Федерального фонда и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Эти фонды действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном медицинском страховании и Положением о территориальном обязательном медицинском страховании, утвержденным постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993г.

Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

С 1 января 2010г. Федеральным законом № 212-ФЗ предусмотрена поэтапная замена единого социального налога (ЕСН) взносами на социальное страхование.

Первый этап станет переходным периодом, общая максимальная ставка взносов в 2010 году останется такой же, как и ставка ЕСН в 2009г.(26%). Однако существенные изменения произойдут в размере облагаемой базы. Размер дохода, на который будут начисляться страховые взносы, буде6т ограничен: взносы будут начисляться по единой ставке 26% до тех пор, пока доход работника нарастающим итогом с начала года не превысит 415 тыс. рублей, далее взносы начисляться не будут. Предполагается ежегодная индексация порога, с которого перестают начисляться страховые взносы, в соответствии с ростом средней заработной платы.

На втором этапе с 2011 г. изменятся ставки взносов на социальное страхование: Пенсионный фонд – 26%, Фонд социального страхования – 2,9%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 2,1%, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования – 3%, итого – 34%. По новым правилам страховые взносы будут начисляться и уплачиваться в каждый государственный внебюджетный фонд отдельно.

 

 

55. Финансовые ресурсы предприятий, их структура, формы и методы образования

Финансовые ресурсы предприятий представляют собой совокупность собственных денежных средств и поступлений извне, находящихся в распоряжении фирмы и предназначенных для выполнения ее финансовых обязательств, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с расширением производства.

Финансовые ресурсы предприятий по своему происхождению делятся на собственные и заемные. Собственные финансовые ресурсы формируются за счет внутренних и внешних источников.

Основную долю в собственных финансовых ресурсах составляет прибыль предприятия. Не вся прибыль остается в распоряжении предприятия, часть ее в виде налогов и других налоговых платежей поступает в бюджет. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, распределяется решением руководящих органов управления на цели накопления и потребления. Прибыль, направляемая на накопление, используется на развитие производства и способствует росту имущества предприятия. Прибыль, направляемая на потребление, используется для решения социальных задач.

Вторым по значимости источником собственных финансовых ресурсов служат амортизационные отчисления. Амортизационные отчисления представляют собой денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и материальных активов. Они имеют двойственный характер, так как включаются в состав затрат на производство продукции и затем в состав выручки от реализации продукции поступают на расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником финансирования как простого, так и расширенного производства.

Привлеченные, или внешние, источники формирования финансовых ресурсов можно разделить на собственные, заемные, поступающие в порядке перераспределения и бюджетные ассигнования. Это деление обусловлено формой вложения капитала. Если внешние инвесторы вкладывают денежные средства в качестве предпринимательского капитала, то результатом такого вложения становится образование привлеченных собственных финансовых ресурсов.

Предпринимательский капитал представляет собой капитал, вложенный в уставной капитал другого предприятия в целях извлечения прибыли или участия в управлении предприятием.

Средства, мобилизуемые на финансовом рынке, включают: средства от продажи собственных акций и облигаций, а также других видов ценных бумаг. Посредством эмиссии ценных бумаг происходит увеличение акционерного капитала фирмы, а также привлечение дополнительного складочного капитала, путем дополнительных взносов средств в уставный фонд.

К средствам, поступающим в порядке перераспределения, относятся страховые возмещения по наступившим рискам, финансовые ресурсы, поступающие от концернов, ассоциаций, головных компаний, дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, бюджетные субсидии.

Для некоторых предприятий дополнительным источником формирования собственных финансовых ресурсов является предоставляемая им безвозмездная финансовая помощь, В частности, это могут быть бюджетные ассигнования на безвозвратной основе, как правило, они выделяются для финансирования государственных заказов, отдельных общественно значимых инвестиционных проектов или в качестве государственной поддержки предприятий, производство которых имеет общественное значение.

К прочим источникам относятся безвозмездно передаваемые фирмам материальные и нематериальные активы, включаемые в состав их баланса.

В условиях рыночной экономики и производственно-хозяйственной деятельности фирмы невозможно без использования заемных средств, к которым относятся:

• кредиты банков;

• заемные средства других предприятий и организаций;

• средства от выпуска и продажи облигаций фирмы;

• средства внебюджетных фондов;

• бюджетные ассигнования на возвратной основе и другие.

Привлечение заемных средств позволяет предприятию ускорять оборачиваемость оборотных средств, увеличивать объемы совершаемых хозяйственных операций, сокращать незавершенное производство. Однако использование данного источника приводит к возникновению определенных проблем, связанных с необходимостью последующего обслуживания принятых на себя долговых обязательств. До тех пор пока размер дополнительного дохода, обеспеченного привлечением заемных ресурсов, перекрывает затраты по обслуживанию кредита, финансовое положение предприятия остается устойчивым.

При равенстве этих показателей возникает вопрос о целесообразности привлечения заемных источников формирования финансовых ресурсов, как не обеспечивающих дополнительного дохода. В ситуации же, когда размер затрат по обслуживанию кредиторской задолженности превышает размер дополнительных доходов от ее использования, неизбежно ухудшение финансовой ситуации в форме:

• сокращения прибыли из-за необходимости направления значительной части выручки от основной деятельности на расчеты по ранее полученным ссудам (предприятие фактически начинает работать не на себя, а на своих кредиторов); дальнейшего возрастания задолженности из-за необходимости привлечения новых ссуд для обслуживания полученных ранее;

• потери финансовой самостоятельности предприятия из-за невозможности осуществления своевременно расчетов по своим обязательствам;

• дальнейшего возрастания задолженности из-за необходимости привлечения новых ссуд для обслуживания полученных ранее;

• потери финансовой самостоятельности фирмы из-за невозможности своевременного осуществления расчетов по своим обязательствам.

Финансовые ресурсы используются предприятиями в процессе производственной, инвестиционной и финансовой деятельности. Они постоянно находятся в движении и в денежной форме пребывают лишь в виде остатка денежных средств на расчетных счетах в банках и в кассе предприятия.

 

56 Финансовый план (баланс доходов и расходов) предприятия.

Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году, с разбивкой по кварталам, так как такая периодизация соответствует законодательным требованиям отчетности. В этом документе рассчитываются плановые значения объема продаж от реализации отгруженной продукции, себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов, расходов коммерческого характера (проценты по долгам), налогов к уплате и др. Текущие финансовые планы предприятия разрабатываются на основе данных которые характеризуют:

• финансовую стратегию фирмы;

• результаты финансового анализа за предшествующий период;

• планируемые объемы производства и реализации продукции, а также другие экономические показатели операционной деятельности фирмы;

• систему разработанных на фирме норм и нормативов затрат отдельных ресурсов;

• действующую систему налогообложения;

• действующую систему норм амортизационных отчислений;

• средние ставки кредитного и депозитного процентов на финансовом рынке и т. п.

Для составления финансовых документов в процессе осуществления текущего финансового планирования важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции). Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств. Как правило, прогнозы объемов продаж составляются на три года, годовой прогноз разбивается на кварталы и месяцы, при этом чем короче период прогноза, тем точнее и конкретнее содержащаяся а нем информация.

Прогноз объема продаж помогает определить влияние объема производства, цены реализуемой продукции на финансовые потоки фирмы.

На основе данных по прогнозу объема продаж рассчитывается необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, а также определяются и другие составные затраты на производство. С использованием

полученных данных разрабатывается плановый отчет о прибылях и убытках, с помощью которого определяется величина получаемой прибыли в предстоящем (планируемом) периоде.

Особое внимание при составлении плана отчета о прибылях и убытках уделяется определению выручки от реализации продукции. Как правило, в качестве исходной точки берется значение выручки от реализации за предшествующий год. Затем эта величина изменяется в текущем году с учетом изменений:1-себестоимости сравнимой продукции; 2-сен на реализуемую продукцию 3-цен на покупные материалы и комплектующие; 4-оценки основных средств и капиталовложений предприятий 5-оплаты труда работников предприятий.

Далее определяется плановая среднегодовая сумма амортизационных отчислений на основе данных о среднегодовой балансовой стоимости основных фондов и норм амортизационных отчислений. Правильно определить плановую сумму амортизационных отчислений для предприятия важно потому, что она является частью себестоимости производимой продукции. Важно также правильно запланировать расходы на сырье и материалы, прямые издержки на оплату рабочей силы и накладные расходы. В современных экономических условиях широкое распространение получает метод планирования затрат по центрам ответственности. В данном случае центром ответственности является каждое подразделение предприятия, руководитель которого несет ответственность за издержки своего подразделения.

Планирование затрат по центрам ответственности осуществляется путем разработки матрицы затрат, которая включает в себя:

• размерность центра ответственности, т. е. указание отдела, в котором возникает данная статья затрат;

• размерность производственной программы, т. е. указание цели возникновения данной статьи затрат;

• размерность элемента затрат, т. е. указание вида используемых ресурсов.

План баланса служит хорошей проверкой плана прибылей и убытков и движения наличных средств. В процессе составления учитываются приобретение основных фондов, изменение стоимости материальных запасов, отмечаются планируемые займы, выпуск акций и других ценных бумаг.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.044 с.)