Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование денежных доходов и фондов организаций

Поиск

Содержание финансов организаций

Финансы организаций (предприятий) – это относительно самостоятельная сфера системы финансов государства, охватывающая широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала, доходов, денежных фондов в процессе кругооборота средств предприятия. Именно в этой сфере финансов формируется основная часть доходов, которые впоследствии по различным каналам перераспределяются в народно-хозяйственном комплексе и служат основным источником экономического роста и социального развития общества.

Все доходы субъектов экономических отношений в процессе воспроизводства делятся на первичные и вторичные, получаемые уже после перераспределения первичных доходов. Они образуются:

♦ у предприятий – в форме прибыли, остающейся в их распоряжении, и амортизационных отчислений (чистый денежный поток);

♦ у работников (домохозяйств) – в форме чистой оплаты труда, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, выплат из чистой прибыли акционерам и участникам, оплаты труда работникам бюджетной сферы, выплат из внебюджетных фондов социального направления;

♦ у государства – в форме перераспределенных доходов предприятий в бюджет и внебюджетные фонды.

Роль финансов в хозяйственной деятельности предприятий проявляется в том, что с их помощью осуществляются:

♦ обслуживание индивидуального кругооборота фондов, т. е. смена форм стоимости. В процессе такого кругооборота денежная форма стоимости превращается в товарную, и после завершения процесса производства и реализации готового продукта товарная форма стоимости вновь выступает в первоначальной денежной форме (в форме выручки от реализации готового продукта);

♦ распределение выручки от реализации товаров (после уплаты косвенных налогов) в фонд возмещения материальных затрат, включая амортизационные отчисления, фонд оплаты труда (включая взносы во внебюджетные фонды) и чистый доход, выступающий в форме прибыли;

♦ перераспределение чистого дохода на платежи в бюджет (налог на прибыль) и прибыль, оставляемую в распоряжении предприятия на производственное и социальное развитие;

♦ использование прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия (чистой прибыли), на фонды потребления, накопления, резервный и на другие цели, предусмотренные в его финансовом плане (бюджете);

♦ контроль за соблюдением соответствия между движением материальных и денежных ресурсов в процессе индивидуального кругооборота фондов, т. е. за состоянием ликвидности, платежеспособности и финансовой независимости предприятия от внешних источников финансирования.

Существование финансов неразрывно связано с наличием товарно-денежных отношений и регулирующей ролью государства. Значительная часть финансовых отношений предприятий регламентирована гражданским законодательством: величиной и порядком формирования уставного и резервного капитала для предприятий различных организационно-правовых форм; порядками размещения и выкупа акций, приватизации, ликвидации, банкротства; порядком очередности списания средств с расчетного счета; составом затрат, относимых на себестоимость продукции; вариантами учетной политики, объектами и ставками налогообложения и рядом других.

Материальной основой финансов предприятий служит кругооборот капитала, который в условиях товарно-денежных отношений принимает форму денежного оборота.

13.01

Особенности организации финансов государственных предприятий

Особенности организации финансов хозяйственных товариществ

Особенности организации финансов обществ с дополнительной и ограниченной ответственностью

14.01

15.01

Содержание расходов организации

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров; с выполнением работ, оказанием услуг и осуществлением других обычных видов деятельности. К ним также относится возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений.

Расходы по обычным видам деятельности формируются из:

♦ расходов, связанных с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

♦ расходов, возникающих непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи;

♦ расходов, возникающих в процессе продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, по поддержанию их в исправном состоянии);

♦ коммерческих расходов;

♦ управленческих расходов.

Для формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности.

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

♦ материальные затраты;

♦ затраты на оплату труда;

♦ отчисления на социальные нужды;

♦ амортизация;

♦ прочие затраты.

Прочими расходами являются:

♦ расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

♦ расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

♦ расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

♦ расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

♦ проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

♦ расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

♦ отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности.

Прочими расходами также являются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т. п.).

Планирование себестоимости реализуемой продукции

Размер прибыли – один из важнейших критериев оценки эффективности предпринимательской деятельности – зависит от выручки и себестоимости реализуемой продукции. Поэтому в процессе финансового планирования большое внимание уделяют прогнозированию себестоимости продукции. При этом роль основного отправного документа играет смета затрат на производство.

Следует отметить, что в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности выручка от реализации продукции и затраты, с ней связанные, отражаются по методу начисления. В финансовом планировании, в частности при планировании денежных потоков, оперативном планировании поступлений средств и платежей, важен расчет выручки и затрат по методу оплаты.

Для формирования финансового результата деятельности предприятия от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, работ и услуг.

Планирование затрат на производство продукции начинается с разработки сметы затрат на производство.

В ходе расчета сметы затрат на производство определяются 3 основных вида затрат:

1. себестоимость валовой продукции – сумма элементов всех затрат;

2. производственная себестоимость товарной продукции – разность между себестоимостью валовой продукции и изменениями остатков незавершенного производства и расходов будущих периодов;

3. полная себестоимость товарной продукции – сумма производственной себестоимости товарной продукции и внепроизводственных расходов.

На основе сметы затрат и данных бухгалтерского учета переходят к расчету плановой величины себестоимости реализованной продукции. Расчет осуществляется по следующей формуле:

Зр = З 1 + ТЗ 2,

где З р – себестоимость реализуемой продукции; З 1 – себестоимость остатков нереализованной продукции на начало планируемого года; Т– себестоимость товарной продукции планируемого года, определяется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции; З 2 – себестоимость остатков нереализованной продукции на конец планируемого года.

 

Таблица 3.2. Смета затрат на производство и реализацию продукции

 

 

Учитывая временные расхождения между движением материальных ценностей (продукции) и движением денежных средств (оплата отгруженной продукции) и необходимость прогнозирования притоков и оттоков денежных средств, целесообразно в остатки нереализованной продукции на начало и конец планируемого года включать не только остатки готовой продукции на складе, но и продукцию отгруженную, но не оплаченную.

Показатель

Удельная маржинальная прибыль (GMgm)

Маржинальная прибыль по продукции в целом (GM np)

Общая сумма маржинальной прибыли по предприятию

Коэффициент маржинальной прибыли

Прибыль предприятия (П)

 

Формула расчета

GMgm = p – а,

где p – цена единицу продукции, а – прямые затраты на единицу продукции

GMnp = GMgm × Q,

где Q – обьем выпуска

GM = S – V

 

KGM = GM gm /S

П = GM – F,

где F – постоянные расходы

 

Рассматривая прибыль как экономическую категорию, необходимо выделить выполняемые ею функции.

В современной экономической науке не сложилось единого мнения, что относить к функциям прибыли. Как правило, выделяют две основные функции прибыли – измеритель (мера) эффективности общественного производства и стимулирующую функцию.

Функция прибыли как меры эффективности производства заключается в том, что именно прибыль и рентабельность являются основными показателями успешной деятельности предприятия и предопределяют принятие таких решений, как выход фирмы на новые рынки сбыта, перемещение капитала из одних отраслей в другие и т. п.

Стимулирующая функция прибыли предопределена тем, что прибыль позволяет получать не только личный доход акционерам компании, связанный с выплатой дивидендов, но и создает возможности для наращивания капитала, а соответственно и увеличения объема производства, роста сегмента рынка, на котором действует фирма, возможность выхода на новые рынки сбыта, что, в свою очередь, приводит к увеличению рабочих мест, увеличению налоговых поступлений в бюджет. Она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

16.01

Планирование прибыли. Метод прямого счета

Экономически обоснованное определение размера прибыли имеет большое значение для предприятия, позволяет правильно оценить его финансовые ресурсы, размер платежей в бюджет, возможности расширенного воспроизводства и материального стимулирования работников. От объема прибыли, кроме этого, зависит и реализация дивидендной политики акционерного предприятия.

Методы прогнозирования и планирования финансовых результатов в настоящее время не регламентированы, но достаточно подробно описаны в литературе. Наиболее известны два традиционных способа планирования прибыли – метод прямого счета и аналитический, которые применяют с определенными ограничениями и сегодня.

Метод прямого счета. Прямой счет основан на том, что количество реализуемой продукции (объем продаж) по каждой номенклатурной позиции умножают последовательно на цену реализации и на себестоимость каждой единицы. Разница между суммами обоих произведений по всем позициям номенклатуры составляет планируемый объем прибыли. По несравнимой продукции себестоимость каждой единицы должна определяться по плановым единичным калькуляциям. При этом используют формулу

П = В – З

или

П = П1 + ПТ – П2,

где П– прибыль; В – выручка от реализации продукции по оптовым ценам; З – полная себестоимость реализуемой продукции, которая включает в себя себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие и управленческие расходы; П1 и П2 – соответственно прибыль в остатках нереализованной продукции на начало и конец планового года; ПТ – прибыль в товарной продукции планового года, определяемая исходя из плана производства по развернутой номенклатуре, плановых калькуляций по каждому изделию, смет управленческих и коммерческих расходов.

Прибыль в переходящих остатках готовой продукции обычно рассчитывают по всей их совокупности. Поскольку остатки учитывают по условно-производственной себестоимости, то и прибыль по ним исчисляют как разницу между суммой входных и выходных остатков в ценах реализации и по производственной себестоимости. Все коммерческие и управленческие расходы условно относят на выпуск товарной продукции. Прибыль в переходящих остатках можно также исчислять исходя из производственной себестоимости и уровня рентабельности (себестоимости за 4-й квартал соответственно отчетного и планового года).

Бухгалтерский учет реализованной продукции осуществляется по методу начислений, т. е. реальное движение денег за отгруженную продукцию не совпадает с движением материальным. В финансовом планировании важно определить реальное получение прибыли, поэтому целесообразно при расчете прибыли в остатках нереализованной продукции в указанные остатки включать помимо остатков на складе товары отгруженные, но неоплаченные.

Прямой счет методически чрезвычайно прост, но при большом количестве наименований продукции трудоемкость его значительно возрастает. Расчет требует:

♦ определения ассортимента по всем позициям номенклатуры;

♦ составления калькуляций по всем изделиям сравнимой продукции;

♦ исчисления плановой себестоимости и договорных цен по несравнимой продукции, что, в свою очередь, предполагает разработку сметы производства по всем элементам;

♦ установление цен реализации выпускаемой продукции.

Большим недостатком метода является то, что он не позволяет выявить факторы, влияющие на размер прибыли в плановом периоде.

В современных условиях хозяйствования метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли.

27.Аналитические методы планирования прибыли

Эти методы находят применение при укрупненном (перспективном) планировании, а также на стадии составления предварительных расчетов для бизнес-плана в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому методу. Базой расчета могут служить затраты на 1 тыс. руб. товарной продукции, базовая рентабельность, а также совокупность отчетных показателей деятельности предприятия (факторный метод).

С учетом затрат на 1 тыс. руб. товарной продукции прибыль планируют по всему выпуску товарной продукции «сравнимой и несравнимой» по следующей формуле:

П = Т × (1000– З)/1000,

где П – валовая прибыль от выпуска товарной продукции; Т – товарная продукция в ценах реализации предприятия; З – затраты, руб., на 1 тыс. руб. товарной продукции.

 

Пример. Выпуск товарной продукции в ценах реализации в плановом периоде составит 300 млн руб. Затраты на 1 тыс. руб. продукции равны 900 руб. Валовая прибыль на 1 тыс. руб. выпуска продукции достигнет 100 руб. (1000 – 900), на весь товарный выпуск – 30 млн руб. (300 × 100/1000).

 

Для определения общей суммы прибыли от продаж полученный результат корректируют на изменение прибыли в переходящих остатках готовой продукции.

При планировании прибыли на основе базовой рентабельности рентабельность отчетного года (отношение валовой прибыли по товарной продукции к ее себестоимости) принимается за базу и корректируется на прогнозируемые изменения в планируемом году. В целях сопоставления с плановым годом всю ожидаемую валовую прибыль за отчетный год корректируют на изменение цен. Отдельно рассчитывают прибыль по несравнимой товарной продукции, прибыль в переходящих остатках нереализованной продукции и прибыль от продаж в планируемом году.

При расчете прибыли по сравнимой товарной продукции анализируют влияние на нее изменений по сравнению с отчетным годом отдельных факторов: себестоимости продукции, ее ассортимента и качества, цен реализации. Расчет включает девять стадий:

1. Расчет прибыли по сравнимой товарной продукции на основании базовой рентабельности. При этом в целях сопоставимости производится пересчет всей сравнимой товарной продукции планового года на себестоимость отчетного года исходя из предусмотренного ее изменения.

2. Определение влияния изменения себестоимости сравнимой товарной продукции на прибыль. Для этого сопоставляют сравнимую товарную продукцию планового года по себестоимости отчетного и планового года. Разница – сумма прибыли (убытка) от изменения себестоимости.

3. Определение влияния на прибыль по сравнимой товарной продукции изменений в ассортименте. Рассчитывают средний уровень рентабельности при структуре выпуска продукции отчетного и планового года. Разница показывает отклонение рентабельности из-за изменения ассортимента.

4. Расчет влияния качества на прибыль по сравнимой товарной продукции. Он производится на основании коэффициента сортности. Определяют удельный вес каждого сорта выпускаемых изделий в общем объеме производства и соотношение между ценами на отдельные сорта. Цену 1-го сорта принимают за 100 %, цену 2-го сорта исчисляют в процентном отношении к цене 1-го сорта и т. д.

5. Расчет влияния на прибыль изменений цен реализации товарной продукции. Определяют товарную продукцию, на которую введены новые цены, влияние рассчитывается как произведение указанной продукции в ценах реализации и изменение цен (в процентах).

6. Исчисление прибыли в переходящих остатках нереализованной продукции. Себестоимость переходящих остатков умножают на рентабельность продукции соответственно отчетного и планового года.

7. Расчет прибыли от продаж. Определяют валовую прибыль с учетом влияния рассмотренных факторов и прибыль в переходящих остатках нереализованной продукции и включают коммерческие и управленческие расходы, планируемые отдельно на основе смет.

8. Определение прибыли по несравнимой товарной продукции. Эту прибыль находят прямым методом как разницу между ценой реализации предприятия и себестоимостью изделий. Если цены не установлены, прибыль исчисляют по среднему уровню рентабельности.

9. Расчет общей прибыли от продаж. Суммируют прибыль от продаж сравнимой и несравнимой продукции.

Для исчисления конечного финансового результата кроме прибыли от продаж, рассчитывают результаты от операционных и внереализационных доходов и расходов.

 

 

28.Факторный метод планирования прибыли

Факторный метод планирования прибыли включает четыре этапа.

1. Определение базовых показателей отчетного периода. В качестве таких показателей применяют: валовую прибыль; прибыль от продаж; прочие доходы и расходы; себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг; выручку от продажи товаров, продукции, работ, услуг; структуру себестоимости по элементам затрат.

2. Постановка задач хозяйственной деятельности. В качестве таких задач могут выступать рост объема производства, снижение себестоимости, увеличение прочих доходов и т. д.

3. Определение индексов инфляции. Индексы инфляции рассматривают на базе собственных аналитических наблюдений, прогнозных экспертных оценок специалистов, прогнозов, публикуемых в печати, и т. д. Рекомендуется применять следующие важнейшие индексы инфляции:

♦ индекс роста цен на выпускаемую продукцию;

♦ индекс роста цен на потребляемые материальные ценности;

♦ индекс роста расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды;

♦ индекс изменения амортизационных отчислений, связанных с переоценкой основных фондов;

♦ индекс роста прочих затрат.

4. Расчет прибыли исходя из целей хозяйствования, инфляции, базовых показателей.

Содержание финансов организаций

Финансы организаций (предприятий) – это относительно самостоятельная сфера системы финансов государства, охватывающая широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала, доходов, денежных фондов в процессе кругооборота средств предприятия. Именно в этой сфере финансов формируется основная часть доходов, которые впоследствии по различным каналам перераспределяются в народно-хозяйственном комплексе и служат основным источником экономического роста и социального развития общества.

Все доходы субъектов экономических отношений в процессе воспроизводства делятся на первичные и вторичные, получаемые уже после перераспределения первичных доходов. Они образуются:

♦ у предприятий – в форме прибыли, остающейся в их распоряжении, и амортизационных отчислений (чистый денежный поток);

♦ у работников (домохозяйств) – в форме чистой оплаты труда, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, выплат из чистой прибыли акционерам и участникам, оплаты труда работникам бюджетной сферы, выплат из внебюджетных фондов социального направления;

♦ у государства – в форме перераспределенных доходов предприятий в бюджет и внебюджетные фонды.

Роль финансов в хозяйственной деятельности предприятий проявляется в том, что с их помощью осуществляются:

♦ обслуживание индивидуального кругооборота фондов, т. е. смена форм стоимости. В процессе такого кругооборота денежная форма стоимости превращается в товарную, и после завершения процесса производства и реализации готового продукта товарная форма стоимости вновь выступает в первоначальной денежной форме (в форме выручки от реализации готового продукта);

♦ распределение выручки от реализации товаров (после уплаты косвенных налогов) в фонд возмещения материальных затрат, включая амортизационные отчисления, фонд оплаты труда (включая взносы во внебюджетные фонды) и чистый доход, выступающий в форме прибыли;

♦ перераспределение чистого дохода на платежи в бюджет (налог на прибыль) и прибыль, оставляемую в распоряжении предприятия на производственное и социальное развитие;

♦ использование прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия (чистой прибыли), на фонды потребления, накопления, резервный и на другие цели, предусмотренные в его финансовом плане (бюджете);

♦ контроль за соблюдением соответствия между движением материальных и денежных ресурсов в процессе индивидуального кругооборота фондов, т. е. за состоянием ликвидности, платежеспособности и финансовой независимости предприятия от внешних источников финансирования.

Существование финансов неразрывно связано с наличием товарно-денежных отношений и регулирующей ролью государства. Значительная часть финансовых отношений предприятий регламентирована гражданским законодательством: величиной и порядком формирования уставного и резервного капитала для предприятий различных организационно-правовых форм; порядками размещения и выкупа акций, приватизации, ликвидации, банкротства; порядком очередности списания средств с расчетного счета; составом затрат, относимых на себестоимость продукции; вариантами учетной политики, объектами и ставками налогообложения и рядом других.

Материальной основой финансов предприятий служит кругооборот капитала, который в условиях товарно-денежных отношений принимает форму денежного оборота.

Формирование денежных доходов и фондов организаций

Определенные денежные доходы и фонды образуются на предприятии уже на стадии создания и распределения СОП и ВВП. Так, часть выручки от реализации продукции должна быть направлена на возмещение материальных затрат и оплату труда. Но уже за счет полученной выручки у предприятия аккумулируются денежные средства в виде амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам. В принципе, они предназначены для приобретения нового соответствующего имущества, но до его приобретения они находятся в обороте предприятия.

Кроме того, за счет полученной выручки от реализации продукции образуются денежные резервы предстоящих расходов и платежей, состав которых регламентируется соответствующим нормативным документом в области бухгалтерского учета и учетной политикой предприятия. У предприятий может образовываться также и ремонтный фонд, предназначенный для равномерного выполнения затрат на особо сложные виды ремонта основных производственных фондов в себестоимости продукции.

Процесс распределения сопровождается и процессом перераспределения. Так, при выплате заработной платы происходит удержание налога на доходы физических лиц и социального налога. Выплата дивидендов также связана с удержанием налога на доходы у физических и юридических лиц – владельцев акций.

В общей величине оплаченной выручки предприятие получает и доход в форме прибыли. В результате в обороте предприятия остается нераспределенная прибыль (прошлых лет и отчетного года), представляющая собой сумму нетто прибыли (чистой прибыли), т. е. разницу между конечным финансовым результатом (прибылью до налогообложения) и суммой, направленной на уплату налогов и других платежей в бюджет.

В свою очередь, чистая прибыль может направляться (распределяться). За счет чистой прибыли в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами организации может быть образован резервный капитал. В процессе перераспределения также формируется ряд денежных источников средств предприятия, имеющих характер фондов:

♦ уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд) – образуется при создании предприятия за счет взносов учредителей (участников) или за счет имущества закрепленного собственником за предприятием. Порядок его формирования (минимальная величина, сроки взносов, дополнительное привлечение средств) регламентируется законодательством. Уставный капитал предназначен для авансирования средств во внеоборотные и оборотные активы;

♦ целевое финансирование и поступление из бюджета – в случаях, предусмотренных соответствующими законами;

♦ целевое финансирование и поступления из отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов и от других предприятий и физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения.

Кроме того, в кругообороте средств предприятия могут участвовать и денежные источники средств в виде эмиссионного дохода и безвозмездных поступлений, составляющих денежную часть добавочного капитала, а также носящих характер специальных резервов, т. е. резервов предстоящих расходов и платежей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.71.175 (0.015 с.)