Виды государственного бюджета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды государственного бюджета



1. Какие существуют виды государственного бюджета?

2. Способы покрытия бюджетного дефицита.

3. Какие существуют положительные стороны у государственных займов?

4. Что такое эмиссия?

5. Чем характеризуется сбалансированный бюджет?

6. Должен ли государственный бюджет быть ежегодно сбалансированным?

Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета. Здесь возможны три различных варианта:

1. Профицит (или превышение расходов над доходами) государственного бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов. Полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами – это идеальное исполнение государственного бюджета Образовавшийся остаток правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах, для досрочных выплат задолженности или перевести его в доход бюджета следующего года.

2. Дефицитный бюджет – расходы бюджета выше доходов. Это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий.

Возникающий в результате превышения расходов над доходами бюджетный дефицит покрывается государственными займами (внутренними и внешними). Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (например, у фонда страхования по безработице или пенсионного фонда) и получения кредитов у банков (эта форма финансирования бюджетного дефицита часто практикуется местными властями).

Государственные займы - не единственный путь покрытия дефицита государственного бюджета. У большинства развитых стран со времен перехода от золотого к бумажно-денежному обращению накоплен значительный опыт покрытия бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег. Правительства особенно часто прибегают к этому средству в критических ситуациях - во время войны, длительного кризиса. Последствия такой эмиссии общеизвестны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль «цена - заработная плата», обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.

В целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный блок-предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной властей. Эмиссионный банк не обязан финансировать правительство, таким образом ставится заслон инфляционному взрыву, который мог произойти, если бы деньги печатались по желанию правительства.

Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают определенное негативное воздействие на экономику страны. Во-первых, в определенных ситуациях правительство прибегает к принудительному размещению государственных ценных бумаг и нарушает таким образом рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов. Во-вторых, если правительство даже и создает достаточные стимулы для приобретения юридическими и физическими лицами правительственных ценных бумаг, то государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита частными фирмами. Фирмы, особенно мелкие и средние, не являются для банков такими надежными заемщиками, как государственные органы. Государственные займы на рынке ссудных капиталов способствуют удорожанию кредита - росту учетной ставки.

Однако у государственных займов есть и положительные стороны. Во-первых, образовавшийся на основе рынок государственных ценных бумаг может привлекать часть инвесторов, для которых остальные секторы фондового рынка непривлекательны. Во-вторых, размещая на этом рынке ценные бумаги новых государственных займов или выкупая досрочно бумаги старых займов, государство может активно воздействовать на спрос и предложение на всем рынке ссудных капиталов, Однако эти положительные стороны проявляются преимущественно в развитых странах со стабильной экономикой.

3. Сбалансированный бюджет – расходы бюджета равны доходам. Это самое оптимальное состояние бюджета. Представляется несомненным, что нормальным дефицитным состоянием всех видов бюджетов является равенство доходов и расходов. Однако государственный бюджет не должен быть ежегодно сбалансированным.

Объясняется это главным образом тем, что государственный бюджет должен отражать циклическое движение экономики. Проводимая государством антициклическая фискальная политика имеет два разных результата в соотношении доходов и расходов в бюджете.

Во время производственного спада бюджет, естественно, имеет отрицательное сальдо (ит. saldo - расчет). То есть при бухгалтерском приравнивании доходов и расходов бюджет сводится с дефицитом - расходы значительно возрастают, что важно для преодоления кризиса, и превышают доходы.

В период спекулятивного бума бюджет имеет положительное сальдо. Существенное превышение доходов над расходами является следствием большого поступления налоговых платежей во время подъема производства. Изъятие значительной части доходов на фазе бума способствует снижению «перегрева» экономики.

Отсюда видно, что если бюджет будет ежегодно строго сбалансирован, то государство не сможет проводить стабилизирующую, антикризисную политику, которая призвана «гасить» экономические колебания. Более того, ежегодно уравновешенное соотношение государственных доходов и расходов усилит циклические колебания экономики. Так, во время кризиса совокупный спрос будет меньше требуемого. В период спекулятивного бума инфляция усилится.

Значит, очевидно:

- ежегодно сбалансированный бюджет не является «нейтральным» по отношению к экономическим колебаниям;

- государственный бюджет целесообразно балансировать на циклической основе, то есть с положительным сальдо при буме и отрицательным - при спаде производства.

Государственный долг

1. Что такое государственный долг?

2. Каким бывает государственный долг?

3. Почему краткосрочный долг является наиболее тяжелым для государства?

В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг. Государственный долг — неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и остальным миром, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена посредством операции этих учреждений в будущем или переоформлена в бессрочный долг.

В зависимости от источников займа государственный долг может быть внутренним и внешним. Внутренний долг – это задолженность правительства владельцам государственных ценных бумаг – резидентам данной страны. Значительная государственная задолженность негативно влияет на экономику: ведет к усилению поляризации общества, отрицательно сказывается на темпах экономического роста, расходы по обслуживанию госдолга усиливают бюджетный дефицит.

Внешний государственный долг (задолженность другим странам, иностранным компаниям, банкам и международным экономическим организациям) погашается за счет выручки от экспорта, что также может отрицательно сказываться на темпах экономического развития.

Государственный долг также подразделяется на краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лет) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты.

Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничившись ежегодной выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственного долга при министерстве финансов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов и привлечение новых заемных средств. Выплата процентов по долгу и постепенное погашение основной суммы его называется обслуживанием долга (задолженности).

Предметом особого внимания является внешний долг. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от экспорта товаров и услуг страны, например превышают 20-25%, то ситуация становится критической. Это отражается, в частности, на кредитном рейтинге страны. В результате становится трудно привлекать новые займы из-за рубежа. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов или особых поручительств.

Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам.

Итог финансовой деятельности государства выражается, как указывалось выше, в превышении доходов над расходами (дефиците). Принято считать финансовое положение страны нормальным, если отношение величины бюджетного дефицита к ВВП не превышает 3%.

 


Тест

1. Государственный бюджет представляет собой:

a) все источники доходов государства;

b) баланс доходов и расходов государства;

c) все статьи государственных расходов;

d) все статьи государственных доходов;

e) все верно.

2. Безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления, полученные от других учреждений государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций, - это...

a) официальные трансферты;

b) страховые суммы;

c) перекрестное субсидированиe;

d) социальные льготы;

e) субвенции.

3. В соответствии с общественным назначением расходы бюджета подразделяются на...

a) собственные и регулирующие;

b) текущие и капитальные;

c) внешние и внутренние;

d) расходы на народное хозяйство и поддержку экономики, расходы на социально-культурные нужды, военные расходы, расходы на управление;

e) краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

4. Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда:

a) сумма активов государства превышает размеры его обязательств;

b) сумма расходов государства превышает сумму его доходов;

c) расходы государства уменьшаются;

d) сумма налоговых поступлений сокращается;

e) обязательства государства превышают его активы.

5. К источникам доходов госбюджета не относятся:

a) налоги;

b) сборы;

c) государственные займы;

d) субсидии;

e) денежная эмиссия.

6. К расходам государственного бюджета не относятся:

a) расходы на государственное управление;

b) обслуживание государственного долга;

c) расходы на национальную оборону

d) расходы на образование, здравоохранение, культуру, науку;

e) расходы, связанные со страхованием ответственности.

7. Стимулирующая бюджетная политика в период экономического спада предполагает:

a) уменьшение денежной базы;

b) уменьшение налоговых льгот;

c) рост госрасходов и уменьшение налогов;

d) дефицит госбюджета;

e) рост учетной ставки.

8. Доходы бюджета подразделяются на…

a) бюджетные и внебюджетные;

b) капитальные и текущие;

c) налоговые и неналоговые;

d) функциональные, экономические и ведомственные;

e) внутренние и внешние.

9. Первое место в бюджетных расходах занимает:

a) финансовая помощь предприятиям;

b) целевое дотирование населения;

c) социально-культурная политика;

d) общегосударственные вопросы;

e) правоохранительная деятельность.

10. По своей сути бюджет представляет собой…

a) доход;

b) форму образования и расходования денежных средств;

c) финансовые отношения;

d) финансовый план;

e) текущий отчет о затратах государства.

11. С помощью распределительной функции государственного бюджета осуществляется...

a) контроль за действием работников банков;

b) утверждается программа государственных внешних заимствований;

c) утверждается основной финансовый план государства;

d) перераспределение национального дохода и ВВП;

e) контроль за налоговыми поступлениями.

12. Принцип сбалансированности бюджета означает...

a) гарантии достоверности бюджета;

b) объем расходов должен соответствовать объему доходов;

c) открытость для средств массовой информации;

d) недопустимость изъятия дополнительно полученных доходов;

e) превышение доходов над расходами государства.

Ответы:


1. b)

2. a)

3. d)

4. b)

5. d)

6. e)

7. c)

8. c)

9. c)

10. d)

11. d)

12. b)


 

Заключение

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.

Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы. Все элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты.

В современных условиях типичным явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит, который может быть следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры или результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики. Постоянный бюджетный дефицит ведет к возникновению государственного долга.

Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.

Возросшая регулирующая роль бюджета дала основание западным ученым рассматривать его в качестве плана финансового хозяйства, который служит средством достижения экономической стабильности и выполняет функции встроенного бюджетного стабилизатора. Такое назначение бюджетного механизма во многом зависит от источников, характера формирования его доходной части и направленности государственных расходов.


Заключение

Финансовая политика предприятия в условиях рынка - это целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических задач, определенных учредительными документами (уставом) предприятия. Например, для достижения таких задач как: усиление позиций производителя на рынке товаров; достижение приемлемого объема продаж, прибыли и доходности (рентабельности) активов; увеличение собственного капитала; сохранение платежеспособности и ликвидности баланса.

Финансовая политика, определяемая и проводимая работодателями организации в интересах данной организации через финансовые отношения и механизмы, называется финансовой политикой организации. Финансовая политика организации является составной частью ее экономической политики и выражает совокупность мероприятий по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач, качественно определенного направления развития, касающегося сфер, средств и форм его деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиций организации во внешней среде.

Финансовая политика задает направление финансовой деятельности и, используя имеющиеся возможности и средства, оказывает влияние на финансовые процессы, чтобы они развивались в указанном направлении.

Финансовая политика должна быть нацелена на развитие, совершенствование финансовых отношений или на позитивный результат для соответствующего объекта финансовых отношений.

Эффективность финансовой политики организации как уровень достижение наилучшего результата при наименьших затратах измеряется показателями финансовой эффективности работы его подразделений каждого в отдельности и в целом, показателями эффективности направления и использования финансовых потоков, материальных и трудовых ресурсов.

Основным средством реализации финансовой политики является финансовый механизм организации. Это система управления финансовыми отношениями организации через финансовые рычаги с помощью финансовых методов.

Финансовые рычаги представляют собой набор финансовых показателей, способов, приемов и средств воздействия управляющей системы на хозяйственную деятельность организации. К ним относят: прибыль, доход, цену, заработную плату, операционный рычаг, финансовый рычаг, проценты, дивиденды, финансовые санкции и т. п.

Главной целью финансовой политики предприятия является наиболее полное и эффективное использование и наращивание его финансового потенциала. Для этого разрабатывается такая программа действий на будущее, которая дала бы возможность повысить эффективность организации во всех сферах ее деятельности.

Финансовая политика должна четко формулировать цели организации, эффективно налаживать связи с внешней средой, распределять ресурсы, привлекать работников, расширять производство, увеличивать объемы продаж и проникать на новые рынки.


Список литературы:

1. Экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. 4-е изд. – М.: ЭкономистЪ, 2005. – 831 с.

2. Финансыи кредит: Учеб. Пособие / Под ред. проф. А. М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 512 с.

3. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 343 с.

4. Международные финансы: Учеб. пособие / Под общ. ред. И.Н. Жук. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 149 с.

5. Государственный бюджет: Учеб. пособие / Под общ. ред. М.И. Ткачук. Мн.: Высш. шк., 1995. – 240с.

Электронные источники:

1. http://slovari.yandex.ru/книги/БСЭ/Бюджет государственный

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Государственный бюджет

3. http://www.e-college.ru/xbooks/Государственный бюджет и его структура

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.156 с.)