Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и метод финансового права.

Поиск

 

В основу деления совокупности правовых норм на отрасли берется материальное содержание отношений, которые регулируются этими нормами, т.е. предмет правового регулирования – основной признак самостоятельности отрасли права.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов государства и органов местного самоуправления, необходимых для финансового обеспечения их деятельности.

Финансовое право закрепляет общие принципы, методы и формы финансовой деятельности государства, распределение полномочий в данной области между РФ и её субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, формы и методы финансового контроля, а также виды финансово-правовой ответственности. Нормы финансового права закрепляют права и обязанности участников финансовых отношений.

Специфика общественных отношений, регулируемых финансово-правовыми нормами, состоит в том, что они воз­никают из деятельности государства по непосредственной мобилизации, распределению, либо использованию денежных фондов, являющихся частью национального дохода страны, т.е. критерием отграничения финансово-правовых отношений от других видов отношений, имеющих денежный характер, одной стороной которых выступает наделенный властными полномочиями орган государства или местного самоуправ­ления, является функция мобилизации, распределения либо использования централизованных или децентрализо­ванных фондов денежных средств.

Дополнительным признаком отграничения финансового права от других отраслей является метод финансово-право­вого регулирования.

Метод финансового права, как и у всех отраслей права, как публичного, так и частного — это юридические приемы и способы, которыми государство воздействует на субъектов указанных отношений.

Как отрасли публичного права, финансовому праву присущ императивный метод, т.е метод государственно-властных предписаний.

Сущность метода властных предписаний состоит в том, что орган государствен­ной власти или орган местного самоуправления, являясь обязательной сто­роной финансово-правовых отношений и поддерживая публичный финансовый интерес, дает обязательное предписание другой стороне в области финансов.

 

 

10.3. Финансовые правоотношения, их содержание, особенности и виды. Субъекты правоотношений.

Финансовые правоотношения – урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов.

Финансовые правоотношения возникают в связи с тем, что соответствующие субъекты (участники финансовых правоотношений) осуществляют финансовую деятельность государства, т.е. деятельность, направленную на создание, распределение и использование государственных денежных фондов, и эта деятельность регламентируется нормами финансового права.

Финансовое правоотношение, как и любое другое правоотношение, возникает, изменяется и прекращается при наступлении определенных оснований, которые в юридической литературе определяются как юридические факты или события.

Юридические факты – действия (бездействие) являются результатом волеизъявления лиц. К активным действиям как юридическим фактам могут относиться не только правомерные действия (например, исполнение обязанности по исчислению и уплате налогов, действия органов Федерального Казначейства по перечислению бюджетных денежных средств на счета получателей), но и неправомерные действия, т.е. поведение лиц, не соответствующее предписаниям финансово-правовых норм, приводящее к правонарушениям (например, нецелевое использование бюджетных денежных средств, неисполнение закона о бюджете).

Юридические факты в виде юридических событий – это обстоятельство, не зависящее от воли людей, но влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений. Например, лица получившие инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС имеют право на стандартный налоговый вычет в сумме 3 000 рублей за каждый месяц налогового периода, недостижение лицом 16 летнего возраста является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Субъектами финансовых правоотношений могут выступать государственные (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации) и муниципальные (муниципальные районы, внутригородские муниципальные образования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, городские и сельские поселения) образования. Государственные образования как субъекты финансовых правоотношений представлены государственными органами представительной и исполнительной власти на уровне Российской Федерации и её субъектов. К таким органам относятся органы, для которых финансовая деятельность является специальной (основной) или составляет часть их компетенции.

Также субъектами финансовых правоотношений могут выступать физические, юридические лица и организации не имеющие статуса юридического лица.

Характеризуя субъектный состав финансовых правоотношений необходимо отметить двойственную роль государственных и муниципальных образований в этих условиях. Это связано с тем, что с одной стороны государство выступает носителем власти, что реализуется через финансовую деятельность, а с другой стороны, обеспечивая в том числе, текущеё функционирование органов государственной власти, выполнение государственных программ социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, выступает в качестве хозяйствующего субъекта и получателя государственных денежных средств.

Важное значение имеет характеристика субъектов финансовых правоотношений, определение их функций и полномочий.

Субъектами финансовых правоотношений являются следующие органы представительной и исполнительной власти.

Представительные органы в лице Федерального собрания, представительные органы субъектов РФ и местного самоуправления рассматривают и принимают соответствующие законы о бюджете на очередной финансовый год и двухлетние плановые периоды, законы о бюджетах Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также законы об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Правительство РФ – являясь исполнительным органом государственной власти, в соответствии с Федеральным Конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, совершенствование бюджетной системы, разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а так же отчет об исполнении бюджета, разрабатывает и реализует налоговую политику, осуществляет валютное регулирование и валютный контроль, управление государственным внутренним и внешним долгом РФ, разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Министерство финансов РФ в соответствии с возложенными на этот орган задачами осуществляет функции по выработке единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферу), кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере, сфере государственного долга, в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной стоимости товаров, а также выработку финансовой политики в области государственной службы и судебной системы.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела).

Федеральная служба страхового надзора осуществляет контроль и надзор за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности, обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, а также за соблюдением страховыми организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, относящейся к компетенции Службы.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений; осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).

Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Счетная палата РФ является постоянно действующим органом финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Счетная палата в соответствии с предоставленными ей полномочиями организует и осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, определяет эффективность и целесообразность расходования государственных средств и использования федеральной собственности, производит оценку обоснованности доходной и расходной статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Так же Счетная палата осуществляет контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета в Центральном Банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ. Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

Центральный Банк РФ (Банка России) – являясь органом специальной компетенции, осуществляет:

-эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

-эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

-обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

-надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

-валютное регулирование и валютный контроль.

Центральный Банк РФ во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, а также проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ.

Объект финансовых правоотношений довольно традиционен, им являются деньги или денежные обязательства.

Содержание финансовых правоотношений составляют юридические права и обязанности субъектов этих отношений, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

Финансовые правоотношения в зависимости от подотрасли, раздела, института классифицируются на следующие виды:

-бюджетные правоотношения;

-налоговые правоотношения;

-неналоговые правоотношения;

-финансовые правоотношения в области государственного кредита;

-финансовые правоотношения в области страхования;

-правоотношения, возникающие при осуществлении государственных и муниципальных расходов, в том числе и при формировании резервных и других бюджетных и внебюджетных фондов;

-финансовые правоотношения в области банковской деятельности;

-финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов;

-валютные правоотношения.

Особенностью финансовых правоотношений является то, что они всегда возникают в процессе финансовой деятельности государства, одним из субъектов отношений обязательно является соответствующие орган государственной власти или местного самоуправления, а так же то, что они возникают по поводу денег, денежного обязательства или платежа в доход государства.

 

 

Система финансового права.

Система финансового права как отрасли права — это объективно обусловленное финансовой системой внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности

Финансовое право состоит из достаточно большого количества правовых норм, которые сгруппированы по видам норм, регулирующим отношения в определенных областях. В него включаются нормы, которые закрепляют принципы и положения, применяемые во всех видах финансовой де­ятельности, а другие принимаются государством для регу­лирования конкретных видов финансовых отношений. Поэтому финансовое право состоит из двух частей: Общей и Особенной.

В Общую часть включаются финансово-правовые нормы, которые закрепляют основы финансовой деятельности го­сударства, ее принципы и методы, финан­совую систему, круг и компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления в области финансов и разграничение их полномочий, виды, формы и методы финансового контроля. Положения, включаемые в Общую часть финансового права, имеют одинаковое значение при осуществлении финансовой деятельности как органами государственной власти, так и органами местного самоуправления.

Особенная часть финансового права делится на разделы или подотрасли, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

1) государственного и местных бюджетов;

2) государственных внебюджетных целевых фондов;

3) государственного и муниципального кредита;

4) государственного и муниципального долга;

5) государственных и муниципальных доходов;

6) государственных и муниципальных расходов;

7) банковской деятельности, денежного обращения и расчетов;

8) валютного регулирования и валютного контроля.

Разделы, подразделы финансового права имеют соответствующие наименования и научную обосно­ванность. Построение системы финансового права на осно­ве объективно существующих финансовых отношений и достижений теории юридической науки дает возможность наиболее правильного изучения и применения финансово- правовых норм.

Таким образом, система финансового права - это объ­ективно обусловленное финансовой системой, как совокуп­ностью финансовых отношений, внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что представляет собой финансовое право?

2. Что относится к предмету финансового права?

3. Что называется финансовым правоотношением?

4. Какие субъекты финансовых правоотношений Вы знаете?

5. Что представляет собой система финансового права?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.34.105 (0.009 с.)