Система органов государственной власти в Российской Федерации



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система органов государственной власти в Российской Федерации



Система органов государственной власти в Российской Федерации выстроена на основе принципа разделения властей (ст. 10 Конституции Российской Федерации). В соответствии со ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

 

Президент Российской Федерации

Президент Российской Федерации -глава государства (то есть лицо, представляющее страну внутри ее и в международных отношениях (ст. 80 Конституции РФ). Правовой статус Президента РФ регламентируется главой 4 Конституции РФ.

Формально, Президент Российской Федерации не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной ветви власти, но анализ его полномочий, закрепленных Конституцией РФ, позволяет утверждать, что теснее всего Президент РФ связан с исполнительной властью и оказывает определяющее влияние на деятельность органов исполнительной власти в Российской Федерации. Можно говорить о существовании самостоятельной ветви власти -президентской.

Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ст.80 ч.3 Конституции РФ), является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст.80 ч.2 Конституции РФ).

Президент Российской Федерации избирается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст.81 ч.1 Конституции РФ). Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет (ст.81 ч.2 Конституции РФ). Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд (ст. 81 ч.3 Конституции РФ). Порядок выборов Президента РФ определяется Федеральным законом «О выборах президента Российской Федерации» от 10 января 2003г.

Полномочия Президента Российской Федерации перечислены в ст.83-89 Конституции РФ. Президент РФ участвует в формировании других органов государственной власти и назначении должностных лиц (ст. 83 Конституции РФ); является субъектом законодательной инициативы, подписывает и обнародует федеральные законы (ст. 84 Конституции РФ) ;использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 85 Конституции РФ); руководит внешней политикой государства (ст. 86 Конституции РФ); является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации (ст. 87 Конституции РФ); вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное или военное положение( ст. 87, 88); решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания, осуществляет помилование (ст.89 Конституции).

Для реализации принадлежащих ему полномочий Президент РФ издает 2 вида правовых актов: указы и распоряжения (ст.90 Конституции РФ).

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью (ст.91 Конституции РФ).

Основания досрочного прекращения полномочий Президента РФ: отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение от должности (ст. 92 Конституции РФ).

 

Федеральное Собрание Российской Федерации

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ).

Функции федерального Собрания: принятие законов, контроль за деятельностью Правительства РФ, участие в формировании других органов государственной власти и назначении должностных лиц, принятие бюджета, ратификация международных договоров и другие. Особо следует отметить роль Федерального Собрания как места, где публично обсуждаются актуальные проблемы общества.

Поскольку РФ - федеративное государство, парламент страны имеет двухпалатную структуру( одна из палат (Государственная Дума) представляет интересы всего общества, другая (Совет Федерации) – интересы субъектов Федерации).

Организацию и деятельность Федерального Собрания регламентирует глава 5 Конституции РФ.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы определяется Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005г. Государственная Дума состоит из 450 депутатов (ст.95 ч.3 Конституции РФ); все они избираются по единому избирательному округу по пропорциональной системе сроком на 5 лет. Требования к кандидату в депутаты содержатся в ст. 32 ч.3 и ст. 97 Конституции РФ. Депутаты работают на профессиональной постоянной основе (ст.97 ч.3 Конституции РФ). Правовой статус депутата Государственной Думы регулируется Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г. Согласно ст. 103 Конституции РФ, к ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой ;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная Дума может быть распущена в двух случаях, названных в ст.109 Конституции РФ (после трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой , а также в случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации).

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ст. 95 ч.2 Конституции РФ). Порядок формирования Совета Федерации определяется Федеральным законом « О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 августа 2000 г. Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа (ст.3 Федерального закона « О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 августа 2000 г.),а член Совета Федерации - представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий (ст.4 Федерального закона « О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 августа 2000 г.). Требования к члену Совета Федерации содержатся в ст.32 ч.3 Конституции РФ и ст.1 ч.1 Федерального закона « О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 августа 2000 г.

Члены Совета Федерации в настоящее время работают на профессиональной постоянной основе. Статус члена Совета Федерации определяется Федеральным законом « О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г. Вопросы, относящиеся к ведению Совета Федерации, перечислены в ст. 102 Конституции РФ:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Совет Федерации не может быть распущен.

Внутренняя организация палат Федерального Собрания регулируется ст.101 Конституции РФ и Регламентами Государственной Думы (утвержден Постановлением Государственной Думы от 22 января 1998г). и Совета Федерации (утвержден Постановлением Совета Федерации от 30 января 2002 г.). Законотворческий процесс регулируется ст.104-108 Конституции РФ и Регламентами палат Федерального Собрания.

 

Правительство Российской Федерации

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации(ст.110 Конституции РФ). Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом государственной власти, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст.1 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г.).

Правовые основы деятельности Правительства России закреплены в главе 6 Конституции РФ и Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г.

Состав Правительства: Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства Российской Федерации - Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров (ст. 110 ч.2 Конституции РФ, ст.6 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г.).

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы (ст.111 Конституции РФ). Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства (ст.112 Конституции РФ, ст. 9 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г.).

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу ( ст. 113 Конституции РФ).

Полномочия Правительства перечислены в ст.114 Конституции РФ и в ст.12-22 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г.

Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность (ст.12 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г.). Перечень федеральных органов исполнительной власти содержится в Указе Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004г.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение ( ст.115 ч.1 Конституции РФ).

Основания прекращения полномочий Правительства Российской Федерации указаны в ст. 116 и 117 Конституции РФ.

 

Суды Российской Федерации

Конституционные основы судебной власти закреплены в главе 7 Конституции РФ К конституционным принципам организации и деятельности судебной власти относятся следующие:

- осуществление правосудия только судом (ст. 118 ч.1 Конституции РФ);

- запрет создания чрезвычайных судов ( ст.118 ч.1 Конституции РФ);

- независимость судей и подчинение их только закону (ст.120 Конституции РФ);

- несменяемость судей (ст.121 Конституции РФ);

- неприкосновенность судей (ст. 122 Конституции РФ);

- открытость судебного разбирательства (ст.123 ч.1 Конституции РФ);

- запрет заочного разбирательства уголовных дел, кроме случаев, установленных законом (ст. 123 ч.2 Конституции РФ);

- судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 ч.3 Конституции РФ);

- финансирование судов производится только из федерального бюджета (ст. 124 Конституции РФ);

Судебная система России устанавливается ст.125, 126, 127 Конституции России и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации (ст. 4 ч.2 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г.).

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов (ст.4 ч.3 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г.).

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации(ст.4 ч.4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г.).

Порядок назначения судей регламентируется ст. 128 Конституции РФ и ст. 6, ст. 6.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г.

Требования к претендентам на должность судьи содержатся в ст. 119 Конституции РФ, ст.4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г.

Правовое положение судей в Российской Федерации определяется Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 .

Деятельность Конституционного Суда регламентируется ст.125 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. Важнейшим полномочием Конституционного Суда Российской Федерации является разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации :

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации (ст. 125 Конституции РФ).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое «конституция» и какие виды конституций Вы знаете?

2. В чем проявляется светский характер российского государства?

3. В каких целях допускается ограничение прав человека?

4. Как будет приниматься в состав России новый субъект федерации?

5. Какие вопросы относятся ведению Государственной Думы Федерального Российской Федерации?

6. Какие вопросы составляют компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации?



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.110.106 (0.015 с.)