Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наказание: понятие, цели и видыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие уголовного наказания раскрывается в ч. 1 ст. 43 УК РФ. Согласно данной статье, наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных Уголовным кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица. Являясь самой строгой мерой государственного принуждения, уголовное наказание обладает следующими особенностями: 1. Основанием применения наказания является совершение общественно опасного деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом. Следовательно, уголовное наказание не может быть следствием совершения дисциплинарных проступков, гражданско-правовых или административно-правовых деликтов. 2. Наказание назначается только по приговору суда, который выносится от имени государства и представляет собой официальное (государственное) осуждение преступления и лица, его совершившего. 3. Наказание влечет за собой судимость (ст. 86 УК РФ), порождающую неблагоприятные уголовно-правовые и общеправовые последствия для осужденного лица. 4. Наказание имеет личный характер и может быть назначено только лицу, совершившему преступление. 5. Сущность наказания заключается в предусмотренных уголовным законом лишении или ограничении прав и свобод лица, совершившего преступление. Цели наказания – это те конечные результаты, которые стремится достичь государство путем применения наказания к лицам, осужденным за совершение преступления. В соответствии ч ч. 2 ст. 43 УК РФ, наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Восстановление социальной справедливости – новая цель уголовного наказания, впервые закрепленная только в УК РФ 1996 года. Содержание этой цели, опирающейся на оценочные признаки, не раскрывается ни в уголовном, ни в уголовно-исполнительном законодательстве. Системное толкование уголовного закона позволяет связывать данную цель, прежде всего, с реализацией принципа справедливости (ст. 6 УК РФ). Иначе говоря, данная цель предполагает, прежде всего, соразмерность назначенного наказания тяжести преступления и другим юридически значимым обстоятельствам (ч. 1 ст. 6, ч. 3 ст. 60 УК РФ). Восстановительный характер наказания проявляется именно в справедливой каре по отношению к преступнику. Исправление осужденного представляет собой «формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения» (ст. 9 УИК РФ). В декларируемом объеме данная цель вряд ли может быть достижима. Ее следует считать достигнутой уже в том случае, когда осужденные, после отбывания наказания, не будут совершать новых преступлений, оставаясь законопослушными гражданами. Предупреждение преступлений как цель наказания корреспондирует одной из задач, поставленных перед отраслью права в целом (ч. 1 ст. 2 УК РФ). Следовательно, применяя наказание и воздействуя на преступника, с одной стороны, и на все общество, с другой, государство не только достигает указанной цели наказания, но одновременно вносит значительный вклад в реализацию задач уголовного права. Виды наказаний предусмотрены в ст. 44 УК РФ: · штраф; · лишение прав занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; · лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; · обязательные работы; · исправительные работы; · ограничение по военной службе; · ограничение свободы; · арест; · содержание в дисциплинарной воинской части; · лишение свободы на определенный срок; · пожизненное лишение свободы; · смертная казнь. Законодательный перечень наказаний именуется в науке уголовного права системой наказаний. Данный перечень является закрытым (исчерпывающим). Это значит, что в санкциях статей Особенной части предусмотрены (следовательно, могут быть назначены судом за совершение конкретного преступления) только те наказания, которые указаны в ст. 44 УК РФ. При уяснении понятия системы наказаний следует учитывать, что она построена в определенном порядке, по степени возрастания степени тяжести наказания: от штрафа до смертной казни. Таким образом, ст. 44 УК РФ содержит важную информацию о сравнительной строгости перечисленных в ней наказаний. Так, например, обязательные работы являются менее строгим наказанием, чем исправительные работы, а исправительные работы, в свою очередь, менее строгий вид наказания по отношению к тем наказаниям, которые расположены в ст. 44 ниже исправительных работ (ограничение свободы, арест и др.). В настоящее время за совершение преступлений реально применяются не все наказания, указанные в ст. 44 УК РФ. Так, до сих пор не созданы необходимые условия для исполнения ограничения свободы и ареста. Таким образом, несмотря на то, что эти виды наказаний содержатся и в ст. 44 УК РФ, и в санкциях статей Особенной части УК РФ, назначение их за совершение преступлений невозможно. В 1996 году, после подписания Указа Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» фактически был введен мораторий на исполнение смертной казни. Позднее, 2 февраля 1999 г. Конституционный суд РФ в постановлении № 3-П установил, что наказание в виде смертной казни назначаться не может до тех пор, пока каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого предусмотрена смертная казнь, не будет реально обеспечено право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Поскольку суды присяжных созданы пока не во всех субъектах Российской Федерации, наказание в виде смертной казни не только не исполняется, но и не назначается. Характеризуя виды наказаний, необходимо учитывать, что, помимо системы наказаний, изложенной в ст. 44 УК РФ, уголовное законодательство предусматривает также систему наказаний, которые могут быть применены в отношении несовершеннолетних преступников. Она предусмотрена в ч. 1 ст. 88 УК РФ и включает в себя шесть видов наказаний: · штраф; · лишение права заниматься определенной деятельностью; · обязательные работы; · исправительные работы; · арест; · лишение свободы на определенный срок. При этом размеры и сроки данных наказаний значительно меньше. Так, например, лишение свободы по общему правилу может быть назначено на срок от двух месяцев до двадцати лет. Несовершеннолетним осужденным данный вид наказания может быть назначен на срок не свыше десяти лет, а несовершеннолетним, совершившим преступления (за исключением особо тяжких) в возрасте до шестнадцати лет – на срок не свыше шести лет. Содержание отдельных видов наказаний, предусмотренных ст. 44, раскрывается в статьях 46-57, 59 УК РФ. Характеристика наказаний, применяемых к несовершеннолетним, дается в ч. 2-6 ст. 88 УК РФ.
Вопросы для самоконтроля: 1. Сформулируйте понятие уголовного права, охарактеризуйте его предмет и метод. 2. В каком нормативно-правовом акте закреплены задачи уголовного права и в чем они заключаются? 3. Раскройте содержание принципов законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма. 4. Дайте понятие преступления. Назовите и раскройте его обязательные признаки. 5. Каково уголовно-правовое значение законодательной классификации преступлений? 6. Какими особенностями характеризуется уголовная ответственность? 7. Что такое состав преступления? Дайте характеристику его структуры. 8. Какие обстоятельства, исключающие преступность деяния, предусмотрены в Общей части Уголовного кодекса? 9. Понятие и условия правомерности необходимой обороны. 10. Условия правомерности причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление. 11. Охарактеризуйте крайнюю необходимость. 12. Проведите разграничение между физическим и психическим принуждением. 13. Раскройте условия правомерности обоснованного риска. 14. Дайте уголовно-правовую характеристику исполнения приказа или распоряжения. 15. В чем отличие уголовного наказания от других видов государственного принуждения? Глава 10. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО Понятие финансового права. Российская Федерация, как любое другое государство, обязано обеспечить выполнение своих задач и функций. В первую очередь – это обеспечение обороноспособности и безопасности страны, реализация внутренней и внешней политики, выполнение социально-экономических программ, обеспечение функционирования органов государственной власти. В последнее время большое значение государство придает выполнению такой задачи как создание действенного механизма финансового контроля, борьбе с коррупцией и противодействию легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Таким образом, у государства возникает необходимость в наличии определенных фондов денежных средств с целью материального обеспечения выполнения задач и функций государства. Именно за счет аккумуляции денежных средств в собственности государства, формирования специальных фондов создается возможность существования самого государства. Понимание сущности и значения финансов, особенностей их функционирования в первую очередь связано с природой и функциями государства, а также с необходимостью изъятия, формирования и распределения государством части совокупного общественного продукта. Этим и определяется значение финансов – распределение и перераспределение совокупного общественного продукта в денежной форме. Однако финансы, представляя собой совокупность экономических отношений по формированию, распределению и использованию денежных фондов не тождественны понятию денег. Объективная необходимость финансов обусловлена существованием государства, денежные же фонды образуют материальное содержание финансов, но не их сущность. Финансы, составляя целостную, однородную систему, предполагают определенную внутреннюю видовую дифференциацию. Обусловлена она более детальным, специальным анализом внутренних составных частей финансов, отличающихся специфическими особенностями и режимами. В этих условиях однородные, единые по формам и методам формирования или распределения денежных средств, отношения определяются как финансовый институт. Наличие единых по природе и содержанию, но различных по форме финансовых институтов обусловлено многообразием сфер применения финансов, направлениями их реализации. Совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих финансовых институтов составляет финансовую систему государства. В состав финансовой системы Российской Федерации входят следующие звенья: -бюджетные фонды, которые представляют собой совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; -внебюджетные целевые социальные государственные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ); -государственный и муниципальный кредит; -финансы предприятий и организаций; -финансы физических лиц. Как уже упоминалось выше, существование финансов связано с изъятием и перераспределением государством части совокупного общественного продукта, что и предопределяет деятельность по их управлению. Финансовая деятельность государства представляет собой деятельность по формированию, распределению и использованию определенных государственных (муниципальных) фондов денежных средств в целях финансового обеспечения выполнения задач и функций государства и органов местного самоуправления. Таким образом, содержание финансовой деятельности является проявлением всех функций государства, т.к. их реализация требует соответствующего финансового обеспечения. Финансовая деятельность государства реализуется через государственные органы как исполнительной, так и представительной власти, а так же органы местного самоуправления, наделенные с этой целью специальной компетенцией. В зависимости от характера деятельности, полномочий в области финансовой деятельности все органы, участвующие в ней, делятся на две группы. В финансовой деятельности принимают участие практически все государственные органы в зависимости от их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации, нормативными актами, определяющими их правовой статус, и др. Одна группа органов, осуществляющих финансовую деятельность, относится к органам общей компетенции. В данной ситуации они реализуют полномочия в области финансовой деятельности наряду с другими типами полномочий. Осуществляя деятельность по многим направлениям, они реализуют и финансовую в том числе (Федеральное Собрание РФ, законодательные собранию субъектов РФ, представительные органы органов местного самоуправления, Правительство РФ), которая не является для них основной или единственной. Другую группу составляют органы специальной компетенции, созданные государством и наделенные полномочиями исключительно для осуществления финансовой деятельности (Министерство финансов РФ, Центральный Банк РФ, Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по страховому надзору, Федеральная служба по финансовым рынкам и др.). В настоящее время одним из приоритетных направлений реализации финансовой деятельности стало создание системы органов власти осуществляющих финансовый контроль. Необходимо отметить, что государственный финансовый контроль характеризуется четкой целенаправленностью, что обусловлено целевым характером движения денежных фондов в условиях публичного регулирования, когда денежные ресурсы выделяются на обозначенные цели и нецелевое их использование ограничено императивными запретами. В систему государственных органов, осуществляющих финансовый контроль, входят: Счетная палата РФ, счетные палаты субъектов РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, так же функции налогового и валютного контроля возложены на Федеральную налоговую службу РФ и Федеральную таможенную службу РФ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.229 (0.013 с.) |