Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие, значение и методы финансового контроляСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Финансовый контролъ — это контролъ за законностью и целесо-°бразностъю действий при образовании, распределении и исполъзо-вании денежных государстветых и муниципалъных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов. Он является неотъемлемой составной частью фи-^ансовой деятельности государства и муниципаДьных образова-, поскольку финансам как экономйческой категории прису-не только распределительная, но и контрольная функции. Учебник: Краткий курс. Общая часть Глава 5. Правовые основы финансового контроля
Финансовый контроль осуществляется в установленном пра-вовыми нормами порядке всей системой органов государствен-ной власти и местного самоуправления, в том числе специаль-ными контрольными органами при участии общественных орга-низаций, трудовых коллективов и граждан. Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установлен-ного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованностъ и эффективностъ осу-ществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важ-ным способом обеспечения законности и целесообразности про-водимой финансовой деятельности. Требование соблюдения законности в финансовой деятельности имеет конституцион-ную основу (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, содержащихся в Общей части финансового права и регу-лирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах Осо-бенной части. Основными направлениями, которые выражают содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых финансо-вым правом, является проверка: а) выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции; б) выполнения организациями и гражданами финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуп-равления; в) использования по целевому назначению государственны-ми и муниципальными предприятиями, учреждениями, орга-низациями находящихся в их хозяйственном ведении или опе-ративном управлении денежных ресурсов (бюджетных и соб-ственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и други* средств); г) соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, органи-зациями, учреждениями. В процессе финансового контроля выявляются внутренние резервы производства — возможности повышения рентабельно-сти, роста производительности труда, более экономного и эф-фективного использования материальных и денежных средств, а также определяются пути устранения и предупреждения нару-шений финансовой дисциплины. В случае их выявления приме-няются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущер-ба государству, организациям, гражданам. Реализация задач финансового контроля укрепляет государ-ственную финансовую дисциплину, выражающую одну из сто-рон законности. Государственная финансовая дисциплина — это четкое соблюдение установленных правовыми нормами предписа-ний и порядка образования, распределения и исполъзования государ-ственных и муниципалъных денежных фондов. Требования финан-совой дисциплины распространяются не только на предприя-тия, организации, учреждения, граждан, но и на органы государственной власти и местного самоуправления, их долж-ностных лиц. Однако содержание финансового контроля не ог-раничивается проверкой только денежных средств. В конечном счете он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредуется денежными отношениями. В новых экономических и политических условиях страны произошли изменения в организации финансового контроля, его содержании. Переход к рыночным отношениям, хозяйствен-ной самостоятельности предприятий, организаций, учреждений Усиливает значение повседневного внутрихозяйственного (внут-Реннего) контроля. Более глубоким становится контроль со сто-роны представительных органов государственной власти и орга-Нов местного самоуправления за финансовой деятельностью °рганов исполнительной власти, опирающийся на создаваемые ^ми специальные контрольные органы. Изменилась система контрольных органов: организован пре-зидентски^ контроль, Федеральным Собранием РФ создана ^четная палата РФ. Кроме того, сформированы новые специа-лизированные органы финансового контроля — налоговые орга- Учебник: Краткий курс. Общая часть Глава 5. Правовые основы финансового контроля
ны, органы федерального казначейства, государственного стра-хового надзора, образован Комитет РФ по финансовому монито-рингу (впоследствии в соответствии с указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. и от 20 мая 2004 г. — федералъные службы, под-ведомственные Министерству финансов РФ)1, действовала Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (теперь — Феде-ралъная служба по финансовым рынкам, руководство которой осуществляет Правительство РФ). Кроме того, упомянутыми указами Президента РФ предусмотрено создание Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, подведомственной Ми-нистерству финансов РФ, а также преобразование Государ-ственного таможенного комитета РФ в Федералъную таможен-ную службу, подведомственную Министерству экономического развития и торговли РФ. Реорганизация системы и деятельности банков применитель-но к особенностям рыночных отношений вызвала изменения и в их контрольных функциях. Экономические преобразования в стране обусловили также становление финансового контроля в форме аудиторской деятельности. Меры по совершенствованию финансового контроля приме-нительно к современным задачам государства не завершены, в настоящее время они осуществляются в рамках общей задачи формирования эффективной системы и структуры органов ис-полнительной власти. Необходимость укрепления государствен-ного финансового контроля остается актуальной задачей. Законодательство определяет формы взаимодействия орга-нов, осуществляющих финансовый контроль, с правоохрани-тельными органами2 в целях усиления его эффективности, что имеет особо важное значение в связи с ростом преступности в экономической сфере. В ходе финансового контроля применяются разнообразные методы, т. е. приемы и способы его осуществления. К ним от-носятся: ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетности и т. д.), рассмотрение финансовых планов, заявок, отчетов, заслушивание информации должностных лиц и др-Проведение этих действий, как правило, планируется. Однако 1 СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945; № 21. Ст. 2023. 2 См.: Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых про-верок. Утв. приказом МВД РФ й МНС РФ от 22 января 2004 г. // БНА-2004. № 11. Они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью. Основной метод финансового контроля — ре-визия, т. е. наиболее глубокое и полное обследование финансо-во-хозяйственной деятельности организаций с целью проверки ее законности и целесообразности. Ревизии подразделяются на несколько видов: плановые и внезапные, документальные и фактические, полные (сплошные) и выборочные (частичные) и др. Результаты ревизии оформляются актом ревизии, который подписывается руководителем ревизионной группы (ревизо-ром), руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером. Этот акт имеет важное юридическое значение. Виды финансового контроля Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контроли-рующих органов. Предварителъный финансовый контроль проводится до со-вершения операций по образованию, распределению и исполь-зованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансо-вых обязательств перед государством, получения и использова-ния денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капцтального строительства и т. д.). Последующий финансовый контроль — это контроль, осуще-ствляемый после совершения финансовых операций. В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выяв-ляются ее нарушения, намечаются пути предупреждения и меры по их устранению. В зависимости от волеизъявления субъектов контрольных правоотношений и требований законодательства существуют °бязательный и инициативный финансовый контроль. Обяза-Пельный проводится: а) в силу требований законодательства и б) по решению компетентных государственных органов (напри-МеР, проверки и обследования налогоплательщиков по вопро-сам налогообложения со стороны налоговых органов, контроль, ^Роводимый на основе решений правоохранительных органов). "нцциативный финансовый контроль осуществляется по само- Учебник: Краткий курс. Общая часть Глава 5. Правовые основы финансового контроля
стоятельному решению хозяйствующих субъектов, в частности, путем использования аудиторского контроля. Возможны и другие основания классификации финансового контроля. Так, в зависимости от особенностей правового статуса субъектов, осуществляющйх его, выделяются следующие виды финансового контроля: государственный (на федеральном и региональном уровнях), муниципальный, общественный и аудиторский. Государственный финансовый контроль можно подразделить (в зависимости от сферы действия) на надведомственный и внут-риведомственный (сходные подразделения можно выделить и в муниципальном финансовом контроле). В этой классификации, в свою очередь, в зависимости от видов органов, осуществляю-щих его, выделяется финансовый контроль: а) представитель-ных (законодательных) органов власти; б) Президента РФ; в) исполнительных органов власти общей компетенции; г) фи-нансово-кредитных органов; д) ведомственный (внутриведом-ственный) контроль, дополняемый внутрихозяйственным (внут-ренним) контролем.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.201.240 (0.012 с.) |